Посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 36.16 КБ |
tema_velikoy_otechestvennoy_voyny_v_russkoy_literature.pptx | 1.74 МБ |
Республиканская научно-практическая конференция школьников
им. Фатиха Карима
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе
Научно-исследовательская работа
«Военной песни негасимый свет»
Выполнила:
Фазульянова Алсу Раисовна
учащаяся 9 класса
МБОУ «Октябрьской СОШ»
Научный руководитель:
Хайрутдинова Нина Петровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Казань - 2015
I. Введение……………………………………………………………………3 c.
II. Основная часть……………………………………………………………5 с.
III. Заключение…………………………………………………………….....8 с.
IV. Список используемой литературы……………………………………...9 с.
Не пойте песни без чувств и без сердца,
Не пойте песни, чтоб просто петь,
Пусть в душу льется вам смысл словесный,
Заставив струны ее звенеть. Анна Вельк.
Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано о войне! В суровое военное время, в годы Великой Отечественной войны, песня была мощным идейным оружием. Она звала солдата в бой за Родину и была частью быта на фронте и в тылу. В песнях о войне выражаются мысли и чувства миллионов людей, вставших на защиту своей Родины. Поэтому необходимо вспоминать о той большой любви к своему Отечеству, о невероятном героизме, поддерживала который и военная песня. У каждой песни своя биография, своя судьба. Я решила выяснить, знают ли ученики моей школы песни, которыми жила и дышала Родина в послевоенные годы.
Этапы работы.
-Подготовительный (проблематизация, целеполагание, сбор материала).
-Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).
-Заключительный (подведение итогов).
-Защита проекта (представление мультимедийного объекта).
Обоснование выбора темы. Любая война оставляет в душе, сердце каждого человека метку, не зависимо от того, когда она была. Но, со временем она исчезает под гнетом проблем и каждодневной суеты. Люди забывают о прошлом, что делать ни в коем случае нельзя. Прошлое питает наше будущее, учит, делится с ним опытом и отдает ему всю свою живительную силу. Окунуться в прошлое можно с помощью песни. Она – путеводитель по прошедшему. А именно в военных подробно изображается картина важнейших и переломных событий в жизни любой страны. Они несут в себе чувства народа во время войны.
Актуальность. Военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности. Василь Быков, народный писатель Беларуси и общественный деятель, сказал: « Если мы забудем о войне, она повторится вновь». Вот почему необходимо знать и помнить о войне. А песни – это самый универсальный учебник истории.
Объект исследования. В качестве объекта исследования я выбрала «Послевоенные песни 1946-1955 г.», «Песни «оттепели» 1956-1964 г.», «Песни позднего СССР 1965-1991 г.».
Область исследования. Для исследования данной темы я использовала литературу и музыкальные произведения.
Цель. Основной целью исследования является исследование военной песни как культурологического феномена и исследование ее истории.
Задачи. Выяснить, что знают ученики моей школы о песенном творчестве периода 1946-1991 г., изучить историю написания самых неизвестных (исходя из опроса), выявить самые известные военные песни.
Методы исследования. Изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.
Ожидаемые результаты. Во-первых, это повышение уровня знаний учащихся по данной теме, во-вторых, развить интерес в учениках к истории и музыке.
Срок работы. Срок выполнения научно-исследовательской работы ноябрь-декабрь 2014 г.
II. Основная часть.
В соответствии с планом работы над проектом среди учащихся 7-11 классов (34 человека) был проведён опрос с вопросами: «Какие из этих песен вам знакомы?», «Кто их автор?», «Где вы их слышали?».
Результаты опроса я обобщила в следующей таблице.
«Послевоенные песни 1946-1955 г.» | |
Название песни | Процент узнаваемости |
«Белая береза» Музыка: А. Новиков Слова: С. Васильев | 32% |
«Вот солдаты идут» Музыка: К.Молчанов Слова: М.Львовский | 29% |
«Где же вы теперь, друзья-однополчане» Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: А. Фатьянов | 20% |
«Дунайские волны» (вальс) Музыка: И. Ивановичи Слова: Е. Долматовский | 0% |
«Песни «оттепели» 1956-1964 г.» | |
«На безымянной высоте» Музыка: В. Баснер Слова: М.Матусовский | 100% |
«Баллада о солдате» Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: М.Матусовский | 84% |
«Берёзы» Музыка: М. Фрадкин Слова: В. Лазарев | 23% |
«Бухенвальдский набат» Музыка: В. Мурадели Слова: А.Соболев | 0% |
«Песни позднего СССР 1965-1991 г.» | |
«Алёша» Музыка: Э.Колмановский Слова: К.Ваншенкин | 100% |
«Майский вальс» Музыка: И. Лученок Слова: М. Ясень | 85% |
«Сын России» Музыка: С.Туликов Слова: В.Харитонов | 32% |
«Весна сорок пятого года» Музыка: А. Пахмутова Слова: Е. Долматовский | 24% |
«У деревни Крюково» Музыка: М. Фрадкин Слова: С. Островой | 0% |
По результатам опроса было выявлено, что большего всего ученики знают «Песни позднего СССР 1964-1991г.», затем идут «Песни «оттепели» 1955-1964г.», и только потом «Послевоенные песни 1946-1955 г.». Выявив из каждой группы самую незнакомую песню, я решила провести исследование об истории создания каждой.
«Дунайские волны» (вальс)
Музыка: И. Ивановичи
Слова: Е. Долматовский
Видел, друзья,
Я Дунай
Голубой,
Занесен был туда,
Я солдатской судьбой
Я не слыхал
Этот вальс
При луне,
Там нас ветер качал
На дунайской волне.
Помню отважных советских ребят,
Верных друзей и хороших солдат.
Тех, что на Волге сраженье вели
И на Дунай пришли.
Девушки нежно смотрели им вслед,
Шли они дальше дорогой побед,
И отражением волжской волны
Были глаза полны.
В жарком бою
Защитив этот край,
Мы свободу твою
Отстояли, Дунай!
Нынче друзья
Собрались
За столом.
О знакомых краях,
О Дунае споем.
Помню отважных советских ребят.
Верных друзей и хороших солдат.
Тех, что на Волге сраженье вели
И на Дунай пришли.
Девушки нежно смотрели им вслед,
Шли они дальше дорогой побед.
И отражением волжской волны
Были глаза полны.
Вальс «Дунайские волны» был написан румынским композитором сербского происхождения - Иосифом (Ионом) Ивановичем в 1880 г., это одна из наиболее известных и знаменитых румынских мелодий в мире. Иванович написал вальс в г. Галац (на р. Дунай), где занимал должность капельмейстера духового оркестра 6-го румынского пехотного полка. Вальс был впервые опубликован в Бухаресте в 1880 г. с посвящением жене музыкального издателя Константина Гебауэра - Эмме. Известный композитор, автор многих популярных вальсов Эмиль Вальдтейфель сделал оркестровую аранжировку мелодии в 1886 г., и в таком виде произведение было впервые исполнено в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже, где произвело настоящий фурор. В России этот вальс всегда очень любили, и даже долгое время он считался старинным русским вальсом. Советским слушателям этот вальс полюбился еще и как песня в исполнении Леонида Утёсова на слова Е. Долматовского.
«Бухенвальский набат»
Музыка: В. Мурадели
Слова: А.Соболев
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган -
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!
«Бухенвальдский набат» — советская антифашистская песня, созданная в 1958 году. Автор слов —А. В. Соболев, автор музыки — В. И. Мурадели.
Песня «Бухенвальдский набат» стала в определенном смысле антифашистким гимном. В советское время ею обязательно открывался или закрывался любой официозный концерт, посвященный Великой Отечественной войне. Песня стала не просто песней, а песней-эпохой. Бухенвальд — один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии. В 1958 году на территории бывшего лагеря состоялось открытие мемориала «Бухенвальд». Именно это послужило причиной написания текста Александром Соболевым. Он, сам прошедший Великую Отечественную войну, сам еврей — по настоящему имени Исаак Владимирович Соболев. Стихи были написаны очень быстро, и вскоре он отнес написанные стихи в редакцию газеты «Правда» — самую главную газету Советского Союза, но его стихи не могли быть опубликованы. Затем он обратился в газету «Труд», где было напечатано стихотворение «Бухенвальдский набат» в сентябре 1958 г. Автор хотел видеть свое стихотворение песней и послал его композитору Вано Мурадели. Через пару дней Вано Ильич позвонил А. Соболеву по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!». Вано Ильич подняв все необходимые связи, отправился показывать готовую песню на Всесоюзное радио. Но это не помогло. За дело взялся ЦК ВЛКСМ и песня стала исполняться. На международном форуме самодеятельности в Вене, в исполнении свердловского хора студентов прозвучала советская песня «Бухенвальдский набат». Песня покорила слушателей. Вскоре песня стала одной из главных советских песен о Великой Отечественной войне. Песня звучала повсюду, а имя автора стихов большинству слушателей оставалось неизвестно. В 1963 году Соболева и Мурадели за «Бухенвальдский набат» представили Ленинской премии, но Соболева тут же вычеркнули из списков — а песня без слов уже не могла числиться в соискателях. При этом поэт Соболев не был ни ярым борцом за свободу против тоталитарного советского режима. Писатель Константин Федин отозвался о песне «Бухенвальдский набат»: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один „Бухенвальдский набат“ я бы поставил ему памятник при жизни».
Александр Соболев жил со своей русской женой в полной безвестности в московской коммуналке-бараке. К большему его не допускали. И ведь речь шла о человеке, прошедшем фронт, инвалиде Великой Отечественной войны. С приходом Горбачевской Перестройки слава пришла, но поэт её не дождался: 6 сентября 1986 года Александр Соболев умер.А великая песня продолжает жить.
«У деревни Крюково»
Музыка: М.Фрадкин
Слова: С. Островой
Шёл в атаку яростный 41-й год
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат,
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
Лейтенант израненый прохрипел "Вперёд!"
У деревни Крюково погибает взвод.
Но штыки горячие бьют не наугад.
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
Будут плакать матери ночи напролёт
У деревни Крюково погибает взвод
Не сдадут позиции, не уйдут назад
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
Отпылал пожарами тот далёкий год,
У деревни Крюково шёл стрелковый взвод
Отдавая почести, замерев, стоят
В карауле у холма печального семеро солдат.
Так судьбой назначено, чтобы в эти дни
У деревни Крюково встретились они
Где погиб со славою тот бессмертный взвод,
Там шумит, шумит сосна высокая; птица гнёзда вьёт!
«У деревни Крюково» — популярная в СССР песня о бое за деревню Крюково (один из эпизодов сражение под Москвой в 1941 году), написанная поэтом Сергеем Островым и композитором Марком Фрадкиным в1974 году под впечатлением подвига красноармейцев, удерживавших ценой своей жизни последний рубеж перед Москвой.
Стихотворение под названием «Баллада о верности», по мотивам которого написана песня, было опубликовано Сергеем Островым в 1971 году. После своего создания песня была отдана авторами ансамблю «Самоцветы», после их раскола «У деревни Крюково» записала группа «Пламя». В этом исполнении песня прозвучала в итоговом концерте «Песня-75», где её спел бывший солист «Самоцветов» Валентин Дьяконов. Также, по словам Сергея Острового, Раиса Горбачёва однажды позвонила ему, чтобы поблагодарить за эту песню.
III. Заключение.
В ходе исследования я пришла к выводу, что в послевоенные годы песня духовно обогащала нелёгкую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
В ходе опроса многие ученики не знали ни авторов, ни истории, ни самих песен, испытывая неловкость, но все активно выражали интерес к изучению, поэтому я предложила нашему учителю музыки вышеназванные композиции к изучению на будущих уроках.
Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они сыграли заметную роль в жизни нашего общества.
IV. Список используемой литературы.
1). Википедия https://ru.wikipedia.org
2). Советская музыка http://sovmusic.ru
Слайд 1
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе Научно-исследовательская работа Военной песни негасимый свет Выполнила: Фазульянова Алсу Раисовна учащаяся 9 класса МБОУ «Октябрьской СОШ» Научный руководитель: Хайрутдинова Нина Петровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская СОШ» Казань - 2015 Республиканская научно-практическая конференция школьников им. Фатиха КаримаСлайд 2
Оглавление I . Введение II . Основная часть III . Заключение IV . Список используемой литературы
Слайд 3
Введение Не пойте песни без чувств и без сердца, Не пойте песни, чтоб просто петь, Пусть в душу льется вам смысл словесный, Заставив струны ее звенеть . Анна Вельк .
Слайд 4
Этапы работы Подготовительный Основной Заключительный Защита проекта
Слайд 5
Обоснование выбора темы «…Окунуться в прошлое можно с помощью песни. Она – путеводитель по прошедшему…»
Слайд 6
Актуальность « Если мы забудем о войне , она повторится вновь» © Василь Владимирович Быков
Слайд 7
Цель Исследование исторического прошлого песен
Слайд 8
Задачи Провести опрос среди учащихся школы Исследовать историческое прошлое самых неизвестных песен (исходя из опроса) Выявить самые популярные песни
Слайд 9
Основная часть «…Был проведён опрос с вопросами: «Какие из этих песен вам знакомы?», «Кто их автор?», «Где вы их слышали ?»…»
Слайд 10
«Послевоенные песни 1946-1955 г.» Название песни Процент узнаваемости «Белая береза» Музыка: А. Новиков Слова: С. Васильев 32 % «Вот солдаты идут» Музыка: К.Молчанов Слова: М.Львовский 29 % «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: А. Фатьянов 20% «Дунайские волны» (вальс) Музыка: И. Ивановичи Слова: Е. Долматовский 0 % «Песни «оттепели» 1956-1964 г.» «На безымянной высоте» Музыка: В. Баснер Слова: М.Матусовский 100% «Баллада о солдате» Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: М.Матусовский 84% «Берёзы» Музыка: М. Фрадкин Слова: В. Лазарев 23% «Бухенвальдский набат» Музыка: В. Мурадели Слова: А.Соболев 0% «Песни позднего СССР 1965-1991 г.» «Алёша» Музыка: Э.Колмановский Слова: К.Ваншенкин 100% «Майский вальс» Музыка: И. Лученок Слова: М. Ясень 85% «Сын России» Музыка: С.Туликов Слова: В.Харитонов 32% «Весна сорок пятого года» Музыка: А. Пахмутова Слова: Е. Долматовский 24% «У деревни Крюково» Музыка: М. Фрадкин Слова: С. Островой 0%
Слайд 11
«Дунайские волны» (вальс ) И он Ивановичи Евгений Долматовский
Слайд 12
« Бухенвальский набат » Александр Владимирович Соболев Вано Ильич Мурадели
Слайд 13
Б ухенвальдский мемориал
Слайд 14
«У деревни Крюково» Марк Григорьевич Фрадкин Сергей Г ригорьевич Островой
Слайд 15
Заключение «…Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага…»
Слайд 16
Список используемой литературы Википедия https :// ru . wikipedia . org Советская музыка http://sovmusic.ru Яндекс.Картинки http://yandex.ru/images
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Сказка на ночь про Снеговика
О путнике
Притча о гвоздях
Астрономический календарь. Март, 2019
Ах эта снежная зима