Творческая работа была написана для муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений в Московской области в сентябре 2015г.
Вложение | Размер |
---|---|
gornostaeva._chehov-moskvich.docx | 19.8 КБ |
«Я навсегда москвич!»
Очерк
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
М.Ю. Лермонтов
Для каждого из нас Антон Павлович Чехов - это что-то своё, сокровенное. Для кого-то он писатель лишь юмористических рассказов, для других – драматург. Но Чехов - величайший классик, которого читают, его произведениями восхищаются во всем мире. По данным средств массовой информации, Чехов вошёл в тройку самых читаемых писателей в Европе. Среди них также Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Такой популярности Антона Павловича способствовала многогранность личности писателя и его творчества.
Мне, живущей в Подмосковье, наиболее близка тема изображения Москвы в творчестве автора. Но к этой теме он пришёл не сразу, преодолев долгий и суровый жизненный путь.
«Талант - со стороны отца, душа – со стороны матери», -так объяснял свою судьбу писатель. Он родился 29 января 1860 года в Таганроге в семье купца. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил 3500 рублей и выкупил всю семью, дав ей свободу. А отец, выбившись в люди, открыл в Таганроге собственное дело – бакалейную лавку, где прошло детство будущего писателя. Годы учебы для Чехова прошли непросто: восьмилетний курс он прошел за десять лет, дважды оставался на второй год. Ему просто некогда было учиться! Антоша был постоянно занят в церковном хоре и в отцовской лавке. Говорят, люди взрослеют, и города, в которых прошло их детство, становятся тесными. «Когда-то громадный Таганрог оказался микроскопической улиткой...» - писал о родном городе старший брат Антона Павловича.
В 1876 году отец Чехова разорился и был вынужден бежать в Москву, куда вскоре перебралась и вся семья. Антон должен был выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством. Эти тяжёлые впечатления детства и юности позже найдут отражения в рассказах Антона Павловича о детях и учителях: «Ванька», «Спать хочется», «Человек в футляре».
И вот наступила долгожданная встреча с семьей и Москвой! Впервые Антон увидел столицу в 1877 году, приехав из Таганрога к родным на пасхальные каникулы. Москва произвела на Чехова «ошеломляющее» впечатление. Своё восхищение Москвой Чехов выразил словами: «Был я недавно в таганрогском театре и сравнил его с вашим московским. Большая разница! И между Москвой и Таганрогом тоже большая разница! Если только кончу гимназию, то прилечу в Москву на крыльях, она мне очень понравилась!»
Этой мечте было суждено осуществиться! В 1879 году, окончив гимназию, он перебирается к семье в столицу, где поступает на медицинский факультет Московского университета. Однако семья все еще на грани нищеты, денег катастрофически не хватало, и Антон Павлович начинает печататься в журналах: пишет небольшие рассказы. В 1880г. в журнале «Стрекоза» появляются первые его юмористические рассказы. Публикует он их под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезёнки, Антоша Чехонте, Антонсон.
«Кто привыкнет к ней (Москве), тот не уедет из неё, - писал Чехов в 1881 году. - Я навсегда москвич». Чехов обожал Москву, её знание особенно пригодилось ему, когда он начал выступать в печати в качестве фельетонного обозревателя. Целая серия фельетонов Чехова посвящена театральной Москве восьмидесятых годов. Здесь и хлёстко, язвительно набросанные оценки, рисующие нравы посетителей «Салона де варьете». А рядом совсем в иной тональности информация о закрытом в 1882 году из-за финансовых затруднений Пушкинском театре, который отличался серьёзным материалом, и, по мнению Чехова, был необходим Москве.
В 1884 году Антон заканчивает университет, становится дипломированным врачом и устраивается на работу в Подмосковье. «Я опять участковый врач и опять ловлю за хвост холеру, лечу амбулаторных, посещаю пункты…Не имею права выехать из дому даже на два дня», - пишет он в 1893 году. О том, что он врач, Чехов никогда не забывает, в том числе и в своей литературной деятельности. Во многих его произведениях главные герои – доктора, их психологию он описывает с медицинской тщательностью. В этот период автор пишет такие произведения, как «Палата №6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок».
Чехов-врач большое внимание уделяет антисанитарному состоянию Москвы, её магазинов, булочных, жилых помещений, ночлежных домов.
В 1892 году Антон Павлович перестает заниматься врачебной практикой и покупает имение Мелихово под Москвой, где ныне расположен дом-музей А.П. Чехова. В годы «мелиховского сидения» (с 1892 года по 1898 год) Москва хотя и была рядом, но всё же несколько отодвинулась, писатель теперь мог взглянуть на неё как бы со стороны, обобщить свои впечатления. Осенью 1894 года она начинает работать над самым крупным произведением московской тематики - повестью «Три года». Вряд ли есть другое произведение Чехова, где было бы столько примет Москвы, как в этой повести. Автор точно называет улицы, рестораны, клубы, торговые ряды. Московские приметы отнюдь не безразличны и не нейтральны, они связаны с жизнью героев, помогают понять внутренний мир и душевное состояние.
В 1898 году начинается ялтинский период жизни писателя. Именно в эти годы любовь А.П. Чехова к столице выразилась особенно сильно и открыто. Москва занимала все мысли Чехова, была для него местом, в котором сосредоточено всё самое приятное, милое, что было в России. Об этом свидетельствует его друг, писатель и врач С.Я.Елпатьевский.
Будучи в Ялте, Антон Павлович постоянно интересовался жизнью в Москве: где что строится, какая погода, чем заняты москвичи. Он скучал и мечтал вернуться в Москву. «Дорого дал бы, чтобы провести хоть один день в Москве и повидать всех вас!»- писал он А.А. Шенбергу четырнадцатого января 1900 года.
Эта любовь к Москве, мечта о ней, нашли отклик в произведениях Чехова последних лет жизни. Так, герой рассказа «Дама с собачкой», Гуров, вернувшись из Ялты в столицу, прошёлся в морозный день по Петровке и почувствовал, что Крым и Ялта «утеряли для него все очарование»: «…Приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится легко, славно, и в это время вспоминаются юные годы.»
В пьесе «Три сестры» действие происходит в провинции, однако герои её, расставшись со столицей одиннадцать лет назад, живут только воспоминаниями о прошлом и надеждами на будущее, связанными с Москвой. По словам С.Я. Елпатьевского: «Три сестры, повторяющие на разные лады «В Москву, в Москву!»,- это всё он же, Антон Павлович, думавший вечно о Москве и постоянно стремившийся в неё…»
В 1901г. Антон Павлович женится на актрисе Московского Художественного театра - Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем, ему было не суждено. 15 июля 1904 г. он скоропостижно скончался.
«Москва, стихийное горе, тысячи точно осиротевших людей, заплаканные лица… И, наконец, могила на Новодевичьем кладбище, вся заваленная цветами…»- писал А.И. Куприн. Так москвичи прощались с величайшим писателем двадцатого века, всей душой любившим Москву и Россию.
В 2015 году всё человечество, любящее литературу, отмечает 155-летие со дня рождения А.П. Чехова. Ставятся спектакли по произведениям Антона Павловича, читаются любимые рассказы, фельетоны, отрывки из повестей и пьес в ходе двадцатичетырехчасового марафона, в котором принимают участие не только признанные мастера слова, но и обыкновенные люди - поклонники творчества великого русского писателя.
Творчество А.П. Чехова и сейчас, спустя целый век, остается современным и животрепещущим, потому что Антон Павлович как тонкий психолог раскрыл на страницах своих произведений малейшие движения души человеческой: как благородные, возвышенные, так и ничтожные и самые пошлые.
Чехов сопровождает нас с самого детства: мы плачем над рассказом «Ванька», от души смеёмся над нелепыми героями рассказов «Хамелеон», «Смерть чиновника», задумываемся над судьбами героев «Вишнёвого сада» и «Трёх сестёр». Нам небезразлично творчество Чехова, потому что в любом возрасте мы можем найти в его произведениях что-то глубоко личное, волнующее для каждого из нас. А Москва, описанная А.П. Чеховым в его произведениях, продолжает привлекать нас своей искренностью и добротой и по сей день.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Золотой циркуль
Сорняки
Как нарисовать небо акварелью
Калитка в сад