• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ России в творчестве И.А. Бунина

Опубликовано Костина Екатерина Николаевна вкл 11.10.2015 - 17:57
Автор: 
Гондарук Марина Сергеевна

 Данное эссе посвящено 145-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина и представляет собой размышления о том, какой представлена Россия в творчестве писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_rossii_v_tvorchestve_i.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Образ России в творчестве И.А. Бунина.

Гондарук Марина 11 А класс

МКОУ Заброденская СОШ

Калачеевского района Воронежской области.

Учитель: Костина Е.Н.

                                                                            Пылай, играй стоцветной силою,
                                                                            Неугасимая звезда,
                                                                            Над дальнею моей могилою,
                                                                            Забытой Богом навсегда!

И.А. Бунин

   В 1953 году в Париже в бедности и забвении умирал великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Последние годы писатель жил  одной мыслью,  одной надеждой – вернуться на родину. Позади  были тяжёлые годы эмиграции. Тяжёлые, несмотря на  всемирное признание, ведь Бунин -  первый русский писатель, получивший   Нобелевскую премию за достижения в области литературы в 1933 году.

    Бунин не принял революции 1917 года, считал её величайшей трагедий России и своей личной трагедией. Он покинул родину, потому что не мог физически выносить того ужаса, который творился в это время в его Отчизне.  Он люто ненавидел тех, кто погрузил страну в хаос и залил её кровью. Он остро чувствовал, что его России больше нет. Об этом он пишет в «Окаянных днях»: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали,- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»

  Он уехал, но Россия осталась в его сердце, в его воспоминаниях, в его книгах, стихах, потому что произведения, которые он написал в эмиграции только о ней, о Родине.

   Какая же она бунинская Россия?

   Мы открываем  томик произведений Бунина, находим рассказ «Антоновские яблоки»  и погружаемся в поэтичный, наполненный яркими  красками и  тонкими ароматами мир старинных дворянских усадеб.  Мы видим старый сад, «весь золотой, подсохший и поредевший», мы чувствуем «тонкий аромат опавшей листвы», мы слышим скрип телег и глухой стук антоновских яблок, ссыпаемых в кадки. Вместе с автором, который гостеприимно приглашает нас зайти в старинный дом, проходим мимо «кресел, столов  с  инкрустациями  и  зеркал  в узеньких и витых золотых рамах».  Писатель заставляет нас почувствовать запах  «старой  мебели  красного дерева, сушеного липового цвета»,  «кисловатый» запах старинных книг.

 Вместе с ним мы выбегаем не рассвете в сад, ощущая утреннюю прохладу, даже зябко ёжимся, когда читаем: «На ранней заре,  когда  еще  кричат  петухи  и  по-черному дымятся  избы,  распахнешь,  бывало,  окно  в  прохладный  сад,наполненный лиловатым  туманом…».

 Перед нами оживает неповторимо яркая, живая картина русской природы, деревенской помещичьей усадебной жизни.   Это тот миропорядок, в котором жили наши, теперь уже далёкие предки на протяжении столетий. Это тот мир, о которым мы  ничего бы не узнали, потому что прервалась связь поколений, потому что калёным железо выжигали всё то, что было связано с ним, с этим неспешным, поэтическим, воспетым классиками миром дворянской культуры и быта.  Но он не исчез бесследно. И.А. Бунин  бережно сберёг  его для нас на страницах своих произведений. И вот  рядом с полотнами Нестерова, Левитана, музыкой Рахманинова плетётся тонкая вязь великолепной, поэтичной бунинской прозы, сохранившей для нас «всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...», которые зовутся Россией.

       Россия Бунина – это богатая, похожая на лубочную картинку масленичная Москва: душные трактиры, в которых подавали стопки «залитых сверх меры маслом и сметаной» блинов»; «снежные тротуары», «зелёные звёзды», сыплющиеся с проводом; Охотный ряд, «слишком новая громада Христа Спасителя», «что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах», Художественный театр, «Метрополь». Это    раскольничье Рогожское  кладбище, Новодевичий монастырь с его «кирпично-кровавыми стенами». Сюда любила ездить героиня рассказа «Чистый понедельник», странная загадочная девушка,  молодая, необыкновенно красивая, богатая, познавшая счастье взаимной любви, та, которая в чистый понедельник решила круто изменить свою жизнь и посвятить её  служению Богу. Непостижимый, загадочный русский характер, в котором воплотились два начала, две культуры, две цивилизации: восточная и западная. Создавая рассказ «Чистый понедельник» в тяжёлом для России военном 1944 году, Бунин надеялся: жажда душевной чистоты, вера, жертвенный подвиг, мощные духовные корни, составляющие основу русского национального характера, не дадут народу сломаться, и выживет он, и спасётся, и выстоит в тяжких муках и страданиях, пройдя через испытания, воскреснет Россия.

    В последние годы жизни Бунина интересовало всё, что связано с Россией. Он читал сводки с фронта, читал произведения советских писателей, восхищался поэмой А. Твардовского  «Василий Тёркин», считая её подлинно народной, не мог сдержать слёз, когда узнал, что в Советской России издают его книги. Бунин мечтал вернуться на родину…

   Перед смертью он просил похоронить его   в склепе, в цинковом гробу, чтобы хотя бы прах его вернулся когда-нибудь в родную русскую землю… Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сент-Жененвьев-де-Буа под Парижем.

     В последнее время мы видим, как Россия постепенно возвращается к себе, к своему историческому прошлому, к своим святыням. В Россию вернулся Крым, земля священная для каждого русского человека. Я мечтаю о том, чтобы и  прах великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина возвратился на родину, а его бессмертная душа, душа странника и скитальца, нашла успокоение там, за пределами земной жизни.

   


Поделиться:

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Самый главный и трудный вопрос

Снежная книга

Два плуга