• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

Опубликовано Макарова Галина Владимировна вкл 23.12.2015 - 16:29
Макарова Галина Владимировна
Автор: 
Дубинина Арина

Баба Яга, самый популярный сказочный персонаж, но ученые мало занимались его изучением. Ранее 16 века  в сказках  нет   записей  про  Бабу Ягу. Поэтому данные моего  исследования заключаются в том, чтобы изучить образ Бабы Яги, её происхождение.

С   самого раннего детства   сначала   мама  читала мне сказки, а потом   я сама начала    их  читать.   Почти в каждой волшебной  сказке  присутствуют  такие   герои как Баба - Яга, Кощей Бессмертный, злая   мачеха   и другие.

Мне захотелось выяснить: откуда  появились  эти герои?

Для своих исследований  я выбрала  Бабу - Ягу.

Где живет сказка?

Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы…  Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес.

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга?

Почему она ест маленьких детей?

Почему живет одна в темном лесу?

Кто ее придумал?

Это вымышленный сказочный персонаж?

 

А может быть, Баба -  Яга – мифологическое существо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_obraz_baby_yagi_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

                               

   

                                     Автор: Дубинина Арина

                        Класс:  3

                                                             Руководитель:    Макарова  

                                                             Галина      Владимировна                                                                                                                                                                                                        

п. Горки 2015г

Содержание

Введение…………………………………………………………………. .. 4

1.Общая характеристика Бабы Яги……………………………………….5 - 7

    Образ Бабы Яги…………………………………………………………. 5

    Характер………………………………………………………………… 5

    Поведение………………………………………………………………..6

    Питание…………………………………………………………………..6

    Жилище Бабы – Яги……………………………………………………..6

    Атрибуты Бабы – Яги…………………………………………………....6

    Образ Бабы - Яги в сказках……………………………………………...6

    Слуги Бабы – Яги………………………………………………………...7

    Волшебные вещи Бабы – Яги…………………………………………....7

   Способы борьбы…………………………………………………………..7

   Отношения с людьми……………………………………………………..7

2.Баба Яга – угро-финская колдунья………………………………………7 - 8

3.Баба – Яга литературный персонаж в русских народных сказках…….8 -11

          «Гуси лебеди» (русская народная сказка)………………………….8 - 9

          «Синеглазка»  (русская народная сказка)………………………......9

          «Финист - ясный сокол»  (русская народная сказка)………………9 - 10

          «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)……………......10

         «Марья Моревна» (русская народная сказка)………………………10 - 11

4.Результаты опроса образа Бабы Яги в русских народных сказках……11

Заключение………………………………………………………………......12

Литература…………………………………………………………………...13

Приложение……………………………………………………………....... 14 - 21

Проект:    «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Вид проекта:  исследовательский

Объект исследования:  Баба Яга.

Предмет исследования:  русские народные сказки

Цель проекта: Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

Задачи:

  1. прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
  2. узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;
  3. проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках.

Гипотеза исследования: Предположим, что Баба Яга  может быть разной .

Актуальность исследования:

Баба Яга, самый популярный сказочный персонаж, но ученые мало занимались его изучением. Ранее 16 века  в сказках  нет   записей  про  Бабу Ягу. Поэтому данные моего  исследования заключаются в том, чтобы изучить образ Бабы Яги, её происхождение.

Введение.

С   самого раннего детства   сначала   мама  читала мне сказки, а потом   я сама начала    их  читать.   Почти в каждой волшебной  сказке  присутствуют  такие   герои как Баба - Яга, Кощей Бессмертный, злая   мачеха   и другие.

Мне захотелось выяснить: откуда  появились  эти герои?

Для своих исследований  я выбрала  Бабу - Ягу.

Где живет сказка?

Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы…  Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес.

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга?

Почему она ест маленьких детей?

Почему живет одна в темном лесу?

Кто ее придумал?

Это вымышленный сказочный персонаж?

А может быть, Баба -  Яга – мифологическое существо.

  1. Общая характеристика Бабы Яги.

Чтобы узнать значение имени Бабы - Яги, я читала энциклопедию, толковые словари.

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

В «Толковом словаре живого великорусского языка»  В.Даля сказано, что «яга» это: Шуба мехом наружу.

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать».

Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

Возраст Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят – больше. Точных сведений по её возрасту мне найти не удалось.

Чтобы разобрать образ Бабы - Яги я решила изучить теоретические  исследования  по данному вопросу.

Одни исследователи считают Ягу древнеславянской богиней.

Другие утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера.

Исследователь  русского  фольклора  Подъяпольский  находит  Бабу  -  Ягу в Индии.

Писатель  Климов  считает,  что  Баба -  Яга жила в Африке.

По мнению ученого Росциуса Баба -  Яга произошла от инопланетян.

В сказках Баба - Яга – старая  некрасивая  бабка: сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет  колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом.

Так  какая  же  Баба – Яга  в сказках?

Образ Бабы Яги:

Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрёпанными волосами и большими грудями.  В древности она считалась страшной богиней смерти. Ведьма, мать змеев, русский Харон.

• уродливая старуха, владеющая волшебными предметами;

• костяная нога;

• беззубая;

• большой нос с бородавкой;

• плохо видит;

• хороший нюх;

• горбатая.

Характер

Истерический. Известно три проявления. В благосклонном расположении духа яга даёт герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном настроении она уже летит похищать детей, либо - резать ремни из спин героев.

Поведение

Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, всё стонет, скот ревёт. Иногда яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча.

Питание

Любит жареных детей.

Жилище Бабы - Яги:

Дом  её -  избушка  на  курьих  ножках,  стоит и  сама  повертывается.  Её почитали  как  привратницу  между  миром  живых  и  мертвых,   избушка  -врата  в  мертвое  царство.  Древние  наши  богатыри  всегда  находили  ее лежащею  на  лавке;  нос  ее  висит  через  грядку  (шест  в  избе  для  вешании  я  вещей,  укрепленный  в  стене)

• избушка  на  курьих  ножках;

• забор  вокруг  избы  из  человеческих

костей,  на  заборе  черепа;

• вместо  дверей  у  ворот  ноги человеческие;

• вместо  запоров  руки;

• вместо  замка  рот  с  зубами.

Атрибуты Бабы - Яги:

Сия  старая  колдунья  не  пешком  ходит,  но  разъезжает  по  белу  свету  в  железной  ступе  (то  есть  колеснице  самокатной),  и  когда  прогуливается, то понуждает  ступу  бежать  скорее,  ударяя  железною  же  палицей,  или пестом.  А  чтоб,  для  известных  ей  причин,  не  видно  было  следов,  то заметаются  они  за  нею  особенными,  к  ступе приделанными  метлою  и  помелом.

• ступа;

• помело.

Образ Бабы - Яги в сказках:

- Яга - воительница;  сражается  с  героями  и  побеждает  многих   из  них. Прилетев  в  избу  и  застав  в  ней  постороннего  человека,  избивает  его  до полусмерти.

- Яга - похитительница;  В  сказках  она  часто  похищает  детей  и  стремится изжарить  их  в  печи,  после  чего  следует  бегство  и  спасение.

- Яга – дарительница  –  это  первые  провожатые  героя  на  пути  в запредельный  мир.

Слуги Бабы – Яги:

Как  всякое  божество,  Баба  Яга  то  зла,  то  добра,  но  все  же,  как  от всякой  непонятной  силы,  от  нее  исходит  много  мудрости.  Служат ей  лягушки,  черные  коты,  в  их  числе  Кот  Баюн,  вороны  и  змеи - все существа,  в  которых  уживается  и  угроза,  и  мудрость.

черные коты;

мыши;

лягушки;

гуси;

вороны и змеи.

Волшебные вещи Бабы - Яги:

наливное яблоко;

клубочек ниток;

ковер - самолет;

меч – кладенец;

сапоги – скороходы.

Способы борьбы

Против  таких  всесильных  персонажей  известно  только  одно  средство - хитрость.  Усадить  вместо  себя  на  лопату - и  в  печь,  или  заманить  на непрочной  мост  через  огненную  реку.

Отношения с людьми

В  русских  сказках  Баба - Яга  злая  и  добрая.  То  она  грозится  поместить череп  Ивана -  царевича  на  шест  около  избушки,  то  вдруг  после традиционного  приветствия  "Фу!  Фу!  Русской  коски  слыхом  было  не слыхать  и  видом  не  видать,  а  нынче  русская  коска  сама  на  двор пришла!"  советует  Ивану -  царевичу,  как  "найти   Елену  Прекрасную" ("Царевна -  лягушка").   (Приложение 1)

  1. Баба Яга – угро-финская колдунья

На  грани  двух  миров,  светлого  и  темного,  посреди  дремучего  леса издревле  векует  в  странной  избушке,  окруженной  забором   из человеческих  костей,  старая  Яга.  Иной  раз  к  ней  заглядывают  гости  с Руси.  Одних  Яга  пытается  съесть,  других  привечает,  помогает  советом  и делом,  предсказывает  судьбу.  Она  имеет  обширные  знакомства  в  живом  и  мертвом  царствах,  свободно  посещает  их.  Кто  она,  откуда  пришла  в русский  фольклор,  почему  ее  имя  чаще  встречается  в  сказках  северной Руси,  попытаемся  разобраться.  Можно  предположить,  что  сказочный  образ  Яги  возник  в  русском  народном  творчестве   как  результат многовекового  взаимодействия  на  общем  индоиранском  фоне  славянской  и  финно – угорской  культур. 

Несомненно,  что  проникновение  русских  на  Север,  в  Югру  и  Сибирь, знакомство  с  бытом  местного  населения  и  последующие  рассказы  о  нем оказали  заметное  влияние  на  формирование  образа  Яги  в  русских,  а затем  и  зырянских  сказках.  Именно  новгородские  ушкуйники,  казаки -первопроходцы,  воины,  ямщики  и  солдаты  принесли  на  Русь  те необыкновенные  сведения  о  жизненном  укладе,  обычаях  и  верованиях Югры,  которые,  перемешавшись  с  древнеславянской  мифологией  и фольклором,  наложили  отпечаток  на  волшебные  сказки  о  Бабе  Яге.

Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался сомъях или  чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Есть только вход, куда клали подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы Яги столько еды, что десятерым не съесть.  

Корни Бабы Яги и ее избушки «на курьих ножках»  можно искать в истории освоения Русского Севера. Избушка на курьих ножках может быть широко распространенным, до сих пор, лесным лабазом (чамьей), который устраивается на двух-трех опорах. Такой лабаз всегда устанавливается входом к тропе, а "к лесу задом".  

В словаре Даля лабаз - это сарай, навес, балаган, амбар; сарай для мелкого корма; навес в лесу, для складки запасов, при лесованьи; амбаришка на сваях или козлах  для убереженья припасов от зверей  полати в лесу, кровать, полок или помост на деревьях, откуда бьют медведей. Такого типа строения, как сомах, чамья, были распространены у угро-финнов по всему Северу и Азии, и Европы. (Приложение 2)

     

  1. Баба – Яга литературный персонаж в русских народных сказках.

«Гуси лебеди» (русская народная сказка)

«В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке  сидит      братец, играет серебряными яблочками.

     Девочка вошла в избушку:

     - Здравствуй, бабушка!

     - Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

    - Садись покуда кудель прясть.

   Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из - под

печки выбегает мышка и говорит ей:

- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается».

В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь.

Это они унесли братца Иванушку Бабе Яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба - яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же как в русской народной сказке про Бабу - Ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения славянской культуры, то Баба - Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный.

Не зря во всех сказках Баба Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице.

«Синеглазка»  (русская народная сказка)

«Тут Иван - царевич вежливо ей поклонился, и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят - ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.

Баба-яга все дело справила - коня убрала, а Ивана - царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит».

Баба Яга в сказке выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет. Он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец. Либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку она изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда.

«Финист - ясный сокол»  (русская народная сказка)

«…прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, доброго молодца!" Девушка все исполнила и пошла, искать своего любимого.

"Шла, шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала; приходит к избушке и стучится:

- Хозяин с хозяюшкой! Укройте меня  темные ночи. Отвечает старушка:

- Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?

- Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола.

- Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет! Наутро говорит старуха:

- Ступай теперь к моей средней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь, кудель прясть - золотая нитка потянется.

Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком».

И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею.

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

«….Скоро  послышался  в  лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала  из  лесу  баба-яга  -  в  ступе  едет,  пестом  погоняет,  помелом след заметает.

Подъехала   к   воротам,   остановилась   и,  обнюхав  вокруг  себя,  закричала:

- Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса   подошла   к   старухе   со   страхом  и,  низко  поклонилась,  сказала:

-   Это   я,   бабушка!   Мачехины   дочери  прислали  меня  за  огнем  к  тебе.

-  Хорошо,  -  сказала  баба-яга,  - знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!"

«Марья Моревна» (русская народная сказка).

Баба - Яга выступает в роли дарительницы. Была добра к трудолюбивым людям, помогала им. Ну чем не помощница Яга в русской народной сказке «Марья Моревна».

«Тут Баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушанье, вин и медов. Андрей не чванится — сел за стол, давай уплетать. Баба - яга села рядом — он ест, она выспрашивает, как он на Марье -царевне женился да живут ли они хорошо? Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.

— Вот бы ты помогла мне, бабушка!

— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет... Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.»

Баба -  Яга  всё  время  норовит  кого – нибудь  изжарить и съесть! Почему  же  тогда  к  Бабе  - Яге  часто  приходят за советом то Иван -царевич,  то  Василиса  Прекрасная?  А  потому,  что  существовал  такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно,  находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба -  Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир.

Не такая уж она была страшная, как кажется. (Приложение 3)

  1. Результаты опроса учащихся 3-4 классов.

Прочитав,  изучив русские  народные  сказки  о Бабе – Яге, я   сделала для себя вывод: в одних сказках она положительный герой, а в других отрицательный.

И  я  решила  провести анкетирование  среди учащихся  3 – 4 классов. Что они думают о Бабе – Яге?  Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Баба Яга положительный или отрицательный герой сказок?

2. Кто такая Баба - Яга?

3. Где Баба -  Яга живет?

4. Чем Баба -  Яга занимается?

5. Как вы считаете Баба -  Яга реальность или вымысел?

Вот результаты данного опроса. (Приложение 4)

                           

Заключение.

В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение многих непонятных слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе -  Яге.

Оказалось, что  Баба - Яга всегда разная. У нее много ролей. Она бывает не только злой, но  и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам  о том,  что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться  человеком. Сама Баба - Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла.  Благодаря нашему исследованию ребята узнали много нового и интересного.

Баба  -  Яга - одно из   самых известных    и  таинственных    существ   на Земле.   Оказывается,   есть много версий ее   происхождения, вот некоторые   из них:

1.        Яга - слово очень древнее.   Оно означает    одежду   из шкуры   жеребенка  для   охоты   или путешествия (словарь В.И. Даля).

  1. Баба -   Яга (Ягишна)    безобразная   лесная   ведьма.
  1. Она древнеславянская   богиня, хозяйка леса   и  зверей.

Интересным фактом для ребят стало и то, что в 2004 году село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено родиной Бабы -  Яги.

А недавно в селе Кукобой, был открыт музей Бабы -  Яги. Баба - Яга предстает мирной и веселой старушкой, которая и поиграет с тобой, и пошутит, и чаем с пирогами угостит. Никто её не боится.

Литература

1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957

2. Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка»

3. Большой энциклопедический словарь. Мифология – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. С.83.

4. Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

6. Русские сказки. Волшебные сказки. М.: «Вита». 1993.

7. Русские народные сказки. – Саратов: Приволжское книжное издательство. 1992.

8. Русские сказки. Минск: ООО «МЕТ». 1999.

9. Сказочные герои. Детская энциклопедия «Аргументы и факты». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. №4, 2000.

10. www.kostyor.ru › Сказки

11. allforchildren.ru (Почемучка)

12. ru.wikipedia.org/wiki (Википедия)

13. godsbay.ru/slavs/babayaga.html (Энциклопедия мифологии)

14. www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1099/bio/ (Баба Яга – Биография)

15. ru.wikipedia.org/wiki/Кукобой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

        


Поделиться:

Иван Васильевич меняет профессию

Пятёрки

На горке

Сила слова

Извержение вулкана