• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Роль эпитетов в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина

Опубликовано Сухих Валентина Викторовна вкл 31.01.2016 - 19:43
Сухих Валентина Викторовна
Автор: 
Багина Анастасия

Пятиклассница Багина Анастасия выполнила эту работу в 2014 году. Это исследовательский проект, в котором ученица изучала роль эпитетов в сказках А.С. Пушкина. Ученица выступала на уроке литературы и на школьной научно-исследовательской конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rol_epitetov.docx29.01 КБ
Файл rol_epitetov.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В СКАЗКАХ ПУШКИНА

ВВЕДЕНИЕ

Цель: исследование эпитетов в сказках Пушкина

Актуальность.  В современный век рекламы, электронных технологий наша речь беднеет, все прочнее закрепляется в ней молодежный сленг. Предметом чтения все чаще становятся не великие произведения русской литературы, а тексты, размещенные в Интернете. Что делает нашу речь богатой? На этот вопрос мы будем искать ответ в лучших образцах нашей литературы, а именно, в сказках А.С. Пушкина.

Тема исследовательской работы «Роль эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Изучить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
  2. Выявить наличие эпитетов.
  3. Классифицировать эпитеты
  4. Определить роль эпитетов в сказке.
  5. Определить роль эпитетов в нашей речи.

Объект: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  А.С. Пушкина.

Предмет: эпитеты

Гипотеза. Если мы исследуем эпитеты в сказках А.С. Пушкина, то докажем, что эпитеты являются главным выразительным средством создания художественного образа.

Методы исследования: 

- теоретический (анализ, классификация, сопоставление)

- эмпирический (наблюдение, изучение)

- практический (составление презентации)

- эксперимент

  1. В школьном словаре литературоведческих терминов дается следующее толкование эпитета. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Известный лингвист Д.Э. Розенталь дает такое определение.

«Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет»

Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др., однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Существуют разные классификации эпитетов. Одна из них следующая.

Виды эпитетов:

1) постоянные;

2) оценочные;

3) описательные;

4) эмоциональные;

5) сложные.

2.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2.1.Как и к каждому из нас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в ноябре 1833 г. в Болдине. Основой для этого произведения послужила народная сказка. Фольклорный вариант был записан Пушкиным в Михайловском. Многое роднит авторскую сказку с народной: сюжет, герои, язык. Одним из выразительных средств, заимствованных Пушкиным из народной сказки, является эпитет.

2.2Постоянные эпитеты появились в сказках Пушкина из устного народного творчества.

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга

Рано утром гость желанный

День и ночь так долго жданный

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Отвечает месяц ясный, -

Не видал я девы красной

Ты волнуешь сине море…

Отвечает ветер буйный…

Люди добрые живут…

В руки яблочки взяла

К алым губкам поднесла

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

 Такие эпитеты мы видим во многих русских народных сказках и песнях. Помним их с детства и употребляем в своей речи.

Следующий ряд эпитетов относится к авторским. Именно эти выразительные средства придают неповторимость языку произведения, создают яркие поэтические образы.

2.3.Описательные эпитеты

Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла…

Читая эти строки, мы ярче представляем внешность царицы. А вот как Пушкин описывает молодую царевну:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Эпитеты помогают нам увидеть образы семи богатырей:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

С помощью эпитетов автор рисует некоторые предметы. По сюжету сказки царица, желая быть «всех милее, всех румяней и белее», решила погубить молодую царевну.  В дом богатырей была отправлена черница, которая должна была угостить царевну яблоком, напитанным ядом. Вот как описано это яблоко:

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит..

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Как же не отведать такое яблоко! И царевна не устояла. В одном  ряду с описательными эпитетами мы видим реже встречающийся сложный эпитет -румяно-золотисто.

2.4.Оценочные эпитеты

Изображая царевну, автор использует помимо постоянных эпитетов и свои. За ними кроется авторское отношение к героине, эти эпитеты раскрывают истинный характер царевны. Внешней красоте противопоставлена зависть, жестокость, себялюбие.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Далее автор прямо выражает свое отношение к героине в следующих строчках:

Черт ли сладит с бабой гневной?

Богатыри изображены как былинные герои – добрые, сильные, благородные. Это сближает сказку Пушкина с народной. Однако у авторской сказки есть отличия, одно из них – использование авторских оценочных эпитетов:

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять…

Доброе отношение семи богатырей к молодой царевне мы видим в следующих строках:

Братья милую девицу

Полюбили.

Нежную любовь Елисея к своей невесте тоже помогают передать оценочные эпитеты:

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

2.5.Эмоциональные эпитеты

Передают авторские чувства, эмоции, относящиеся к героям. Так, мы видим эмоциональное отношение автора к царице, отрицательной героине сказки:

Делать нечего. Она

Черной зависти полна…

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая…

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела…

 Совершенно противоположные чувства испытываем мы, когда читаем строки о положительных героях сказки. Здесь автор использует другие эмоциональные эпитеты:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Раз царевна молодая

Милых братьев поджидая…

Печаль по поводу смерти царевны передает другой ряд эпитетов:

В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный…

Исследуя эпитеты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», мы позволим себе провести небольшой эксперимент. Выберем отрывок из сказки, в котором встречаются эпитеты, например:

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

Попробуем убрать все эпитеты. Как изменится этот отрывок?

Год прошел как сон,

Царь женился на другой.

Уж и впрямь была царица:

И умом и всем взяла…

Во-первых, нарушается ритмический строй отрывка. Во-вторых образ новой царицы стал размытым, схематичным. Мы уже не можем уловить характер героини, не чувствуем отношение автора к ней. Утрачена поэтичность отрывка.

  1. Таким образом, исследование эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина привело к следующим выводам.
  • Эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
  • подчёркивают его индивидуальный признак;      
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Если бы в нашем языке не было эпитетов, мы не имели бы возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Скучным, серым и однообразным казался бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.

4.Список литературы

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  2. Школьный словарь литературоведческих терминов.
  3. Мир сказок А. С. Пушкина: — Санкт-Петербург, Московские учебники и Картолитография, 2009 г.- 232 с.

 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина Багина Анастасия 5а класс Руководитель проекта Сухих Валентина Викторовна МБОУ СОШ№ 71 г. Киров

Слайд 2

Актуальность темы В современный век рекламы, электронных технологий наша речь беднеет, теряет яркость и выразительность. Язык А.С. Пушкина – великий образец правильной речи.

Слайд 3

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

Слайд 4

Виды эпитетов

Слайд 5

ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ С белой зори до ночи; Не видать милого друга… Рано утром гость желанный День и ночь так долго жданный … Отвечает месяц ясный, - Не видал я девы красной… В руки яблочки взяла К алым губкам поднесла

Слайд 6

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ЭПИТЕТЫ Высока, стройна, бела , И умом и всем взяла… Белолица, черноброва , Нраву кроткого такого … И к царевне наливное, Молодое , золотое, Прямо яблочко летит… Так свежо и так душисто…

Слайд 7

СЛОЖНЫЕ ЭПИТЕТЫ Так румяно-золотисто, Будто медом налилось!

Слайд 8

ОЦЕНОЧНЫЕ ЭПИТЕТЫ Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива. Черт ли сладит с бабой гневной?

Слайд 9

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЭПИТЕТЫ Делать нечего. Она Черной зависти полна… Между тем царица злая, Про царевну вспоминая… Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней .

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Слайд 11

РОЛЬ ЭПИТЕТОВ

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Поделиться:

Денис-изобретатель (отрывок)

Сказка про Серого Зайку

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Заяц-хваста

Хрюк на ёлке