"...Казачество, как лихие конники на суше и отважные мореходы на море, было известно за много веков до Рождества Христова. Оно в X веке до Р. Х. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои..."
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_kazaki_smolenskoy.docx | 32.08 КБ |
Исследовательская работа
по истории и культуре Кубанского казачества
«История Кубанского казачества
в моём районе»
История заселения станицы Смоленской
Выполнили ученики 7 «Б» класса
казачьей направленности
МБОУ СОШ № 49 МО Северский район
Краснодарский край
Горбенко Денис и Белкин Илья
Руководитель работы
Семашова Наталья Евгеньевна
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Заселение станицы Смоленской
Глава 2. Они были первыми
Глава 3. Казачья одежда
Глава 4. Обычаи, традиции и нравы казаков
Глава 5. Наш земляк казак-поэт Василий Семёнович Решетов
Глава 6. Мы - правнуки казаков
Заключение
Литература
Введение
"...Казачество, как лихие конники на суше и отважные мореходы на море, было известно за много веков до Рождества Христова. Оно в X веке до Р. Х. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои..."
Интерес к прошлому родной земли был всегда у меня велик, волновало, какой была наша страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где мы сейчас живём, учимся, работаем.
Воспитание на народной культуре Кубани - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личностей к окружающей их действительности, чтобы они познавали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Народная культура, традиции, изобразительное и декоративно-прикладное искусство способно воздействовать на убеждения, поведение и деятельность.
Я считаю, что воспитывать школьников на народной культуре Кубани - значит сохранить историческую преемственность поколений. На переломных этапах общества обостряется чувство самосознания, возрастает интерес к своим истокам, корням национальной культуры
Изучать опыт своего народа, его традиции, видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде становится для меня уже необходимостью. Знание истории Краснодарского края, обычаев, формирует наше самосознание. Ведь, к сожалению, мы оказались народом, страдающим утратой исторической памяти и корней. Кроме истории, потеряны еще и традиции казаков. Поэтому перелом наступит только тогда, когда изменится отношение к культуре родного края, и мы будем великими, когда каждый из нас будет чтить и помнить свои традиции, при этом уважая традиции соседа.
Глава 1.
Заселение станицы Смоленской
Давным-давно от тех времен,
Когда казаки-поселенцы:
Барашев, Кадочка, Герко
Житейских промыслов умельцы,
Вот тут облюбовали кут
И основали здесь станицу.
С тех пор потомки берегут
Свою родную Заряницу.
(В.С. Решетов)
В мае 1864 года в те места, где позднее появится станица Смоленская, прибыли первые переселенцы. Ехали на телегах, везли с собою всю домашнюю утварь, плуги, бороны и мешки с зерном. Сзади к телегам привязывали коров, телят и лошадей. Это были добровольцы из запорожских казаков Азовского войска.
Недружелюбно их встретили пугающие горы, дремучие леса. Топкие болота и остатки обгоревших черкесских жилищ. Вместе с солдатами Григорьевского военного укрепления казакам пришлось заново закладывать для себя дома. Всего было распланировано 148 дворов. Земельные участки тянулись по обеим сторонам улицы Красной (сейчас Мира) от Холодного до Кручёного ериков. В центре Красную пересекали Базарная и Церковная. На Церковной (сейчас Почтовая) заложили дом правления атамана и деревянную церковь. Предусмотрели место и для школы.
Дома обычно строили из нескольких комнат. Вся семья жила и работала в малой комнате-кухне. Здесь готовили пищу и занимались домашними подделками. Большую комнату, как правило, держали под «замком». В ней справляли лишь семейные торжества, свадьбы и проводы на службу. Простой была и мебель казацких домов: деревянные кровати, лавки, столы и табуретки.
Первыми поселенцами Смоленской были 49 семей из станицы Расшеватской, 29 из Стародеревянковской, 12 из Новодеревянковской, 8 из Новоминской, 5 из Новощербиновской,а также по несколько семей из других станиц. Переселялись в основном молодые семьи с малолетними детьми. На 1 июля 1864 г. было водворено 138, на 25 июля-140 семей. Переселенцы из линейных станиц селились в основном в центре. По окраинам расселились выходцы из станиц Черноморья. Центральная часть Смоленской говорила на южнорусском наречии и пела русские песни, а на окраинах преобладали украинский говор, песни и обычаи. Жизнь в станице в первые годы была необычайно тяжелой.
От бывшего аула остались только несколько родников-колодцев с питьевой водой. За болотами у горы был родник с особо вкусной водой, который назвали чайным. К нему проложили первую дорогу-гать, посадили деревья. В течение трех лет получали положенный от казны провиант. Царские власти хорошо знали свое дело, как уверяли впоследствии старики. Если бы не было этого провианта в первые годы, то новые станицы просто бы не выжили.
В станице не было никаких торговых лавок, негде было размолоть зерно на крупу, за всем необходимым ездили в Екатеринодар по бездорожью, затрачивая несколько дней. Ночью в станице и в ближайших окрестностях дежурили конные патрули, своих узнавали по паролю «Смоленские», который переняли от смоленских военных строителей из Григорьевского укрепления. Позднее этот пароль перешел в название станицы. Первоначально новая станица получила название Афипской. В 1867 году по приказу военного министра переименовали в Смоленскую.
Глава 2. Они были первыми
Первым атаманом станицы был назначен Иван Герко (впоследствии атаманы стали избираться на станичных сходах). В 1865 году у руля Смоленской – Клим Семенович Бахер (Бахур). У него два помощника, два судьи, казначей, писарь и доверенные для разрешения судебных споров. В разные годы атаманами станицы избирались Витушко, Желтухин, Голубь, Резников , Шуйский , Шалый, Кривенко, Дарда и другие..Последним был Анисий Анисимович Мисан.
Власть атамана была беспрекословной, решения выбранных судей не оспаривались. Наказания практиковались самые разные: привязывали на площади к столбу, к пушке , сажали в яму. За воровство водили по станице с украденным.
История донесла до нас имена первых преподавателей школ – А.С. Малиновский, В.А. Малиновский, Е.Ф. Канарев, В.П. Смирнов, Е. Попов, К.С. Стешенко, священник И. Бойко. Это была первая интеллигентная прослойка в станице, пользовавшаяся большим уважением.
Пробовали казаки заниматься и различными промыслами. В 1866 г. казак Карп Кириенко построил на граничном ручье между Северской и Смоленской ветряную мельницу. В 1869 г. есаул Иван Герко построил водяную мельницу на реке Афипс. Третью мельницу тоже на реке возвел Федор Кадочка. Появились в станице и кузни, первыми кузнецами были три брата Кравченко. Лучшим краснодеревщиком в станице слыл Солодовник. Жила в Смоленской и интересная женщина – повитуха и костоправ – Мария Ивановна Артеменко, через руки которой прошла не одна сотня новорожденных. Звали ее селяне по-простому - Миниха, наверное, по мужу, которого звали Мин Иванович. Их сын Артёменко Иван Минович впоследствии стал учителем географии и известным краеведом, а всего в семье было девять детей.
Омрачали жизнь в станице частые наводнения. Они случались по три раза в году: весной от таяния снега, летом и осенью от дождей. Первое сильное наводнение произошло в станице осенью 1866 года. В самой станице вода поднялась до улицы Красной (ныне Мира). Это наводнение застигло в пути между Смоленской и Григорьевской более 30 смоленцев на подводах. Атаман отдал приказ соорудить плоты на деревянных корытах и попытаться спасти односельчан. Вызвались и добровольцы во главе с урядниками Андреем Шипиловым и Кузьмой Базалий, а также казаки Егор Максименко и Василий Шаповалый.
Сход дал «добро» на открытие базара и установил сборы в станичную казну с каждого торгующего. Под общественным решением поставили подписи атамана, его помощники Иван Новиков и Константин Лобанов, доверенный И. Марченко, а также 25 грамотных урядников и казаков, в том числе С. Вовченко, Г.Ризинков, Иван Фельдчун, Кузьма Ручкин, Давыда Науменко, Федор Гладков, Филипп Бехметьев, Николай Бехметьев, Иван Коваль, Федор Соплин, Иван Боярко, Семен Мыло, Федот Марченко, Федор Науменко, Никита Куринов, Семен Сыроватко, Михаил Полторацкий, Леонтий Петренко, Иван Шалый, Данила Полтавец, Иван Орехов.
Глава 3. Казачья одежда
Люди, которые заселяли станицу Смоленскую, принесли свои обряды, обычаи, говор. Мы - наследники этой яркой самобытной культуры.
Чтобы не потерять свою духовную основу, чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края. Ведь недаром говорят, что народ, непомнящий своего прошлого, не имеет своего будущего.
А начну я с костюма казаков, которые переселились на Кубань. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары - в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках. Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям - на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле - шелк!
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк, арка - спина, тюрк. Лык - греть) –т.е. «спиногрей" - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор - башлык.
Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков - ичиги и "чирики" - туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары.
Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья "справа". Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крестная, она надевалась один раз, всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос, погребалась с умершим или, если казак умирал вдалеке от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался.
Кубанское казачье войско начало формироваться в конце восемнадцатого века, его основу составили запорожцы и донцы. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 года для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшихся в 1860 году Кубанского казачьего войска. Комплекс мужской одежды состоял из: черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц.
Женский костюм - это целый мир. Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Он состоял из юбки и кофты, так называемая "парочка". Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, или "кофточки", были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборочкой - "басочкой", рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с "пухлями", на высоких или узких манжетах, воротник "стойка" или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшали тесьмой, кружевом, строчками, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра. Юбки внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.
Современники так описывают костюм казачки: "… в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шелковые, на голове красивые платки, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее у многих янтарные монисты; в ушах - золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг".
Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Глава 4. Обычаи, традиции и нравы
Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего,
не уважает самого себя, свой род своих древних предков
Современный казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Мы узнали, по каким главным моральных законам жили наши прапрадеды.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.
Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на "Вы" - "Вы, мама", "Вы, тату".
Отец в казачьей семье был не только хозяином, но и учителем. Наиболее показательна в этом плане пословица: "Як батько робыв, так и тэбэ учив".
Высокий статус отца/батьки в семье являлся основополагающим и в этикете. За столом отец занимал главенствующее место - в Святом углу под иконами: "Ели с одной чашки, деревянными ложками и чтоб не стукали. Во главе стола сидел отец, шоб тихо, никада ни смеху. Покушали, тогда идите все, перекрестились, молитву прочитали. Рядом с отцом сидели сыновья, а снохи прислуживали". Отец резал хлеб, заранее перекрестив его, читал молитву за столом, первым начинал есть и первым выходил из-за стола. Наказание детей за неправильное поведение детей за столом (смех, разговоры и др.) - удар ложкой по лбу - также обязанность и право отца. За капризы ребенок мог быть вообще изгнан из-за стола: "Знай время йисты".
Уважение старшего - одно из славных обычаев казаков, казаки всегда помнили слова Священного Писания, которые по-народному излагали так: "Перед лицом седого вставать, почитай лицо старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш".
Смоленские старожилы вспоминают: "Видят тебя или нет сидящие или идущие старики - надо снять шапку или поклониться, поприветствовать". Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
Я, думаю, не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось не только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.
"Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся".
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. По отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки.
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.
На основании уже изученного материала я могу только сказать:
"КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ! КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ! КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!"
Глава 5. Наш земляк - Василий Семёнович Решетов
Слава казачьему роду,
Слава Кубани родной.
Нет казакам переводу,
Грозен их дуб боевой!
В.С. Решетов
Эти слова из стихотворения нашего земляка-одностаничника Василия Семёновича Решетова. Стихотворений у Василия Семеновича сотни, в них вся история, судьба нашей родной станицы, края, России.
В.С. Решетов из семьи потомственных казаков: по линии отца – выходец из линейных казаков, по линии матери – потомок черноморских казаков, переселенцев Запорожья.
Казаки! Ваши корни крепки,
Не сломить никому их никак!
Но не все, видишь ли, казаки.
Чуждый предкам совсем не казак.
Нам не нужен казак-атеист,
И корыстный не нужен казак,
И не нужен казак-эгоист,
И ни эдак не нужен, ни так.
И кто против народа идет,
Да и тот, кому Русь вся чужда,
Пусть хоть деньги лопатой гребет,
К таковым у казаков вражда.
Для Руси нужен лишь патриот,
Ведь казак для Руси – верный щит.
Они – преданный верный народ
И способные Русь защитить.
Кто ж по предкам ровняет свой путь,
Кто отважен в боюи кто лих,
Тот познал всю казачью суть,
Он казачью науку постиг!
С 1962 года Василий Семенович с женой Анной Петровной и девятью детьми проживают в станице Смоленской. В 1990 году после первого Учредительного съезда Кубанских казаков Решетов возглавил казачье движение в Смоленской. Тогда молодое казачье общество «созрело» выбрать атамана, им стал Минеев Александр Васильевич. Через два года возглавил казачье общество Ященко Михаил Петрович, который всегда прислушивался к советам Василия Семёновича.
Летит стрелой мой конь ретивый,
Клубится пыль из-под копыт.
Играет ветер его гривой,
Стройна, красива его прыть.
Он чутко слушает команды,
Послушен воле седока,
И расстояния громады
Берёт он с легкостью орла.
Спокоен он во власти бури,
И нипочём ему гроза.
Летит он птицей по глазури,
И буйством теплятся глаза.
Вперёд над злачными полями
Через леса и цепи гор,
Полны они очарований,
Ласкают мой уставший взор. (В.С. Решетов)
Глава 6. Мы - правнуки казаков
В истоках нашей семьи Горбенко сплелись корни первых переселенцев станицы Смоленской. Наш род идет от двух семей: Горбенко Ивана Андреевича и Подлесного Сергея Романовича – одного из атаманов станицы Смоленской. Дочь Подлесного Раиса вышла замуж за моего прадеда Горбенко Алексей Иванович. У них появилось два сына: Николай и Валентин. Мой дед Николай Алексеевич. Один из его сыновей Алексей Николаевич – мой отец. У нас в доме хранится много старинных фотографий, мы часто вспоминаем свою родословную и сохраним историю своей семьи будущим поколениям.
Заключение
Я считаю, что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру того места, где мы родились и живем.
Свободолюбивые, вольные казаки, которых не зря прозвали "вольные рыцари степей", очень любили свою Родину. Любовь к Родине ассоциировалась у них с любовью к Отчизне. Необходимо отметить терпимость казачества, в основе своей православного, к сохранению элементов культуры другими народами. В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему, казак готов "положить душу свою за други своя". Чувство личной веры, "Бог в душе" - не мешало жить казакам по законам общинного братства. Казак умеет ценить свободу превыше всего и храбро ее защищать.
В казачьей среде высоко ценились трудолюбие, честность и справедливость, доброта, щедрость и гостеприимство. И наоборот, порицались стяжательство, воровство, жадность, жестокость.
Мы будем еще много узнавать нового о традициях и обычаях нашего народа. Перед каждым из нас неукоснительно встанет выбор дороги жизненного пути, и я уже знаю, что неотступно буду придерживаться тех заповедей, по которым жили наши предки и которые оставили неизгладимый след в моей душе: "Душу отдай богу, жизнь отдай Родине, любовь отдай женщине, а честь оставь себе". Ребята нашей школы любят, чтят и продолжают традиции своих дедов и прадедов.
Мне хочется закончить такими строчками стихотворения:
О Родине - Негромко говорю.
Ведь о большой любви
Кричать не надо.
Она - моя отрада и награда,
Скажу о ней -
Молитву сотворю:
Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний,
Мир хранить.
Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить.
Кубань, моя родная сторона!
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твоё нетленно,
В трудах своих да будь благословенна,
Кубань, моя родная сторона.
Кубань, Кубань - души моей отрада,
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.
Любите Кубань, изучайте ее прошлое, созидайте будущее!
Литература
1. Ратушняк В.Н. По страницам истории Кубани. Краснодар.: Советская Кубань, 1993.
2. Савельев Е.П., Древняя история казачества
3. Скрылов А.И., Губарев Г.В. КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК,
4. Щетнев В.Е. История Кубани. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2006г.
5. Харченко В.Л. Станица Смоленская. История развития с древнейших времён до наших дней, ст. Северская, 2007г.
6. Материалы краевой научно-практической конференции ККИДППО, Учитель и ученик: вместе пишем историю Кубани
7. Сборник стихотворений В.С. Решетова
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Самый главный и трудный вопрос
Л. Нечаев. Яма
Сказка об осеннем ветре
Нора Аргунова. Щенята