• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Детский фольклор

Опубликовано Попова Ирина Игоревна вкл 06.09.2016 - 13:38
Попова Ирина Игоревна
Автор: 
Танаева Карина

Работа, посвященная сбору и анализу детского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Описание проекта57.5 КБ
Файл Сборник30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Советского района, ХМАО – Югры

г.п. Пионерский, улица Ленина 13

телефон/факс 4-02-01

Районный конкурс научно- исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «ПЕРВЫЕ ШАГИ» 2015-2016

Направление: творческие  проекты

Проектная работа

Тема

«Детский фольклор»

       

             Возрастная категория: 1 - 6  классы.

                                                       АВТОР:

                                                      Танаева Карина,

                                                      учащаяся 5 «в» класса МБОУ СОШ п. Пионерский.                                            

                                                       

                                                       РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                       Попова Ирина Игоревна,

                                                       учитель русского языка и литературы.                                                    

                                                       Д/а: п.Пионерский, ул.Коммунистическая, 17-14,

                                                       89825887202

п. Пионерский

2016

                                               

Содержание:

Введение………………………………………………………………....3

  •  Актуальность…………………………………………………………..3
  •  Цель и задачи………………………………………………………… .3
  •  Этапы работы…………………………………………………….…… 4
  • Формы работы………………………………………………………..... 4

Ход работы……………………………………………………………….4

Предполагаемый результат  и возможность развития……………..… 5

Заключение ……………………………………………………….…… ..5

Приложение  

                                               

                                     


Актуальность проблемы

Меня зовут Танаева Карина, я ученица 5 В класса Пионерской средней школы. У меня большая крепкая семья, где царят уважение и поддержка. В нашей семье есть традиции, которые устанавливались десятилетиями. Одна из таких традиций – мамино пение колыбельных песен.

Меня всегда волновало живое творческое наследие. Мама мне пела колыбельные песни. Ее пение наполняло мою душу теплотой и нежностью. И однажды я задалась вопросом: откуда она знает эти чудные песни. С этим вопросом я решила обратиться к своим братьям и сестрам, но они не смогли мне дать ответа. Тогда я отправилась к источнику живого слова – моей маме, и она мне поведала, что свой «фольклорный» багаж  получила от своей мамы, моей бабушки. Таким образом, фольклор объединяет мир взрослых и мир детей.

На уроках литературы я узнала, что жанров фольклора очень много, но меня заинтересовал детский фольклор, потому что он отличается чистой и наивностью. Произведения детского фольклора созданы либо взрослыми для детей, либо самими детьми.

К сожалению, многие исследователи отмечают, что интерес к живому слову угасает. Русские люди потеряли интерес к народному творчеству, стали забывать свою культуру, уникальные обряды, самобытную музыку, песни, танцы.

Этой работой мы хотим привлечь внимание детей и взрослых не только к прошлому, но и к живому детскому слову-фольклору. Исследовать: как  он развивается  и меняется вместе с жизнью людей.

Мне захотелось собрать фольклорное наследие свой семьи, попытаться издать сборник детского фольклора, познакомить с ним своих одноклассников.

Я верю, что мой сборник заставит задуматься взрослого и ребенка о том, что семья – основа, которая формирует личность. Мой сборник поможет сохранить и приумножить традиции.

Цель

Собрать и систематизировать детский фольклор.

Задачи

     Данная цель будет реализована посредствам решения следующих задач:  

  1. Провести опрос и собрать детский фольклор на примере моей семьи.
  2. Систематизировать собранный материал по возрастным группам.
  3. Проанализировать преемственность поколений.
  4. Сделать вывод.
  5. Создать свой сборник детского фольклора.

                                             

Этапы работы над проектом

  1. Индивидуальный  выбор проекта.
  2. Планирование деятельности, подбор материалов.
  3. Опрос.
  4. Анализ собранного материала.
  5. Издание сборника.
  6. Защита проекта.

Формы и методы работы

  1. Опрос членов моей семьи посредствам анкетирования.
  2. Получение информации о фольклоре из дополнительной литературы, сети Интернет.
  3. Обобщение полученных данных.
  4. Компьютерный набор текста.

                                                Ход работы  

Каждый из нас в определенный период жизни был носителем детского фольклора. Чтобы исследовать преемственность поколений, необходимо опросить все возрастные группы.

Для анкетирования я предложила поучаствовать в проекте членам моей семьи, опрос проводился в форме интервью.

Вопрос для всех один:

Какие  жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать из вашего детства?

Собрав материал, я задалась вопросами: в какой форме это представить? Как систематизировать собранный материал? Для решения этого вопроса я выбрала следующий путь: всех опрошенных я поделила на три группы:

  • I группа (до 15 лет)
  • II группа (от 16 до 30 лет)
  • III группа (старше 30)

Таким образом, данная классификация поможет проследить преемственность поколений.

Я подготовила сборник детского фольклора и сделала презентацию в программе Power  Point 2007, добавила звуковое сопровождение.

Презентацию планирую показать своим одноклассникам, также выступить на классных часах в начальной школе.

                  Предполагаемый результат и возможность развития

Издать  сборник детского фольклора.

Сборник может стать основой проведения литературного  вечера в школе, тематических мероприятий в школьном музее, в Доме  культуры, на уроках литературы.

                                      Заключение

Я cобрала детский фольклор нескольких поколений своей семьи и провела своё исследование.  

По полученным результатам видно, что детский фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Народное творчество помнят и чтят люди третьей возрастной группы (старше 30 лет). Большую художественную ценность, на мой взгляд, имеют колыбельные песни. Я постараюсь донести их до своих детей.

Также мне удалось проследить преемственность поколений. Подогрела интерес к народному творчеству. Привлекла внимание одноклассников не только к прошлому, но к живому слову-детскому фольклору.


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский

Сборник детского фольклора

Автор:

Танаева Карина,

ученица 5 в класса

п.Пионерский, 2016

Первая возрастная группа, до 15лет

  • Ехала машина тёмным лесом за каким-то интересом инти-инти, интерес выходи на букву С. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Сидел козёл на лавочке, считал свои козявки, раз-два-три, а козявкой будешь ты. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки, кому - два, кому - три, дирижёром будешь ты. (Танаева Карина, 11лет).
  • Вышел месяц из тумана.
    Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить-всё ровно тебя галить. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, все ровно тебя любить. (Танаева Карина, 11лет).
  • Чики-брики пальчик выкинь. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Эники-бэники ели вареники, раз-два-три, а вареником будешь ты. (Танаева Карина, 11лет).
  • Рыжий-пыжий, конопатый убил дедушку лопатой, а я дедушку не бил, а я дедушку любил. (Танаева Карина, 11лет).
  • Кошка сдохла-хвост облез. Кто промолвит, тот её и съест! А кто засмеётся, тот кошачий крови напьётся. (Танаева Карина, 11лет).
  • У сороконожки заболели ножки.
  • Десять ноют и гудят,
  • Пять хромают и болят.
  • Помогите сороконожке.
  • Посчитать больные ножки. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Вышел немец из тумана вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить.
    С кем останешься дружить. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.
    Аты-баты, шли солдаты.
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Таря-Маря в лес ходила.

Шишки ела, нам велела, а мы шишки не едим,
Мы их Таре-Маре отдадим. (Танаева Карина, 11 лет).

  • Мишка косолапый по лесу идёт. Шишки собирает, песенку поёт.
    Шишка отлетела прямо в Мишке в лоб! Мишка рассердился и ногою топ! (Танаева Карина, 11 лет).
  • Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Выплывает Белый месяц! Кто до месяца дойдет, тот и прятаться пойдёт. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Без терпенья - нет ученья. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Больше знать, меньше спать. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Знайка по дорожке бежит, а Незнайка на печи лежит. (Танаева Карина, 11 лет).
  • Черепаха хвост поджала.
    И за зайцем побежала.
    Оказалось впереди. Кто не верит - выходи! (Танаева Карина, 11 лет).
  • Раз-два-три - четыре-пять. Будем в прятки мы играть.
    Небо, звёзды, луг, цветы -
    Ты пойди-ка, поводи. (Беспаев Собир, 13 лет).
  • Сива, ива, дуба, клён, Шуга-юга.  Вышел вон! (Беспаев Собир, 13 лет).
  • Первенчики,
    Другенчики,
    Круги-други,
    Вон! (Беспаев Собир, 13 лет).
  • Чем бы дитя не тешилось-лишь бы не плакало. (Танаева Карина. 11 лет).
  • Февраль-месяц лютый, спрашивает, как обутый. (Танаева Карина, 11 лет).
  • А где щи, там и ищи. (Танаев Евгений, 15 лет)
  • Глядит в книгу, а видит фигу. (Танаев Евгений, 15 лет).
  • В нашей маленькой кампании
    Кто-то сильно навонял.
    Раз-два-три -
    Это верно будешь ты. (Танаева Евгения, 20 лет).
  • Счастье-вольная пташка:
    Где захотела, там и села. (Танаева Карина, 11 лет)
  • Хлеб-всему голова. (Танаева Карина, 11 лет)
  • Хороша дочка Аннушка, только хвалит мать да бабушка. (Танаева Карина, 11 лет)
  • Худые вести не лежат на месте. (Танаева Карина, 11 лет)
  • Что имеем не храним, потерявши плачем. (Танаева Виктория,7 лет).
  • Сказанное слово-серебряное, несказанное-золотое. (Танева Валерия, 10 лет).
  • Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги,

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ноги вытирать,

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей. (Танева Валерия, 10 лет)

  • Шла Марфушка по тропинке

И несла в руках корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть различные цветы:

Роза, ландыш, незабудки,

Голубые васильки.  (Танаева  Виктория,7 лет).

  • Сидел  петух на лавочке,

Считал свои булавочки:

 - Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!  (Танева Валерия, 10 лет).

  • Шел, прошел,

Не нашел,

Шишел, вышел,

Вон пошел! (Танаева  Виктория,7 лет).

  • Кошка на окошке

Рубашку шьёт.

Курочка в сапожках

Избёнку метёт.  (Танаева Карина, 11 лет).

  • Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька - кот,

Разобьёт весь хоровод. (Танаева Карина, 11 лет).

  • Нет друга-ищи, а нашёл - береги. (Танаев Евгений, 15 лет).
  • Все за одного, один за всех.  (Танаева Карина, 11 лет).
  • Много снега - много хлеба. (Танаев Евгений, 15 лет).
  • Много воды - много травы. (Танаев Евгений, 15 лет).
  • На дворе трава, на траве дрова. (Танаев Евгений, 15 лет).
  • Не руби дрова на траве двора.  (Танаева Карина, 11 лет).

Вторая возрастная группа, от 16 до 30 лет

  • Ехал мужик по дороге. Сломал колесо на пороге.
    Сколько надо гвоздей? Не задумывайся. Говори поскорей! (Танаев Виктор, 24 года).
  • На золотом крыльце сидели: Мишки Гамме, Том и Джерри, Скрудж Мак-Дак и три утёнка. Выходи - ты будешь панка. (Танаев Николай, 21 год).
  • Шла кукушка мимо сада,

Полевала всю рассаду

И кричала "Ку- ку- мак ,

Отжимай один кулак! (Лагойко Анастасия, 20 лет).

  • Уж как зоренька - заря

Русы косоньки плела.

Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идёт! (Лагойко Анастасия, 20 лет).

  • Слышит звон, да не знает, где он. (Танаев Степан, 22 лет).
  • Раз-два-три-четыре-пять. Негде зайчику скакать. Всюду ходит волк, волк. Он зубами щёлк-щёлк! А мы спрячемся в кусты. Прячься, заинька и ты. Ты волчице погоди.  Как спрячемся, иди! (Танаев Степан, 22 года).
  • Первый дал,

Другой взял,

Трое сели -

Песни пели.

Кому книжку читать?

Кому письма писать?  (Танаев Степан, 22 лет).

  • Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

 «Приходите все на чай!»

Сколько чаек отвечай?  (Танаев Степан, 22 лет).

  • Ахи-ахи-ахи-ох.
    Маша сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся, а ты постой! (Танаев Степан, 22 года).
  • Умный знает, что говорит, а дурак, говорит, что знает. (Лагойко Анастасия, 20 лет).
  • Нарядные сестрички 
    Весь день гостей встречают, 
    Медом угощают. (
    Цветы)

 (Лагойко Анастасия, 20 лет).

  • Красна, сочна, душиста, 
    Растет низко, к земле близко. (
    Земляника)

(Лагойко Анастасия, 20 лет).

  • Ах, не трогайте меня! 
    Обожгу и без огня!  (
    Крапива)

(Лагойко Анастасия, 20 лет).

  • Не подушка для иголок, 
    И не ежик, и не елка, 
    Но не даст себя в обиду, 
    Потому что весь в иголках. (
    Кактус)

(Лагойко Анастасия, 20 лет).

  • Растет он не на суше.

И голова из плюша. (камыш)

(Лагойко Анастасия, 20 лет).

Третья возрастная группа, старше 30 лет

  • Под горою у реки

Живут гномы старики.

У них колокол висит, позолоченный звонит

Диги-диги-диги-дон. Выходи скорее вон! (Танаева Елена , 42 года).

  • Встречают по одежке, провожают по уму (Танаева Елена, 42 года).
  • Солнышко садится-батрак веселится,
    Солнышко восходит-батрак с ума сходит. (Танаева Елена, 42 года).
  • На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич.

Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай
Добрых и честных людей! (Танаев Олег, 46 лет).

  • Ягодка Малинка, Медок Сахарок.
    Вышел Иванушка -
    Сам Королёк.  (Танаева Елена, 42 года)
  • Начало конца этого начала-конец начала этого конца. (Танаева Елена, 42 года).
  • Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила ,

  • Прямо в речку угодила -

Бух!  (Танаева Елена ,42 года).

  • Шел котик по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечке -

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебя искать!  (Танаева Елена ,42 года).

  • Никита – волокита, купил лошадь без копыта.

А Фома – простота, купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд и поехал в огород.

Зацепился за пенёк,  простоял весь денёк.

Зацепился за кочку, простоял всю ночку.

(Танаева Елена ,42 года).

  • Жадина – говядина – кислая капуста!

Съел мышонка без хвоста

И сказал: «Как вкусно!»  (Танаева Елена ,42 года).

  • Жадина – говядина – солёный огурец,

На полу валяется – никто его не ест! (Танаева Елена ,42 года).

  • Хватит нам уже сердиться,

Поскорей давай мириться:

-Ты мой друг! – И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем! (Танаева Елена ,42 года).

  • Пётр Петрович пошёл погулять.

Поймал перепёлку, пошёл продавать.

Просил полтинник – получил подзатыльник.

Просил прощенья – получил пачку печенья! (Танаева Елена ,42 года).

  • Венчики-венчики, летали бубенчики.

По травке и по росе, по чужой стороне.

Собирали орешки, медок, сахар и молчо-о-ок! (Танаева Елена ,42 года).

  • На заборе Чепуха

Варила варенье.

Увидала паука,

Потеряла зрение.

Умба-умба, тури-тури,

Умба-умба-турия. (Танаева Елена ,42 года).

  • Меня девки обижают,

Говорят, что ростом мал.

А я в садике Иринку

Десять раз поцеловал. (Танаев Олег, 46 лет).

  • Баю - баю - баюшки,
    Да прискакали заюшки
    Люли - люли - люлюшки,
    Да прилетели гулюшки.
    Стали гули гулевать 
    Да стал мой милый засыпать. (Танаева Елена, 42 года).
  • У кота ли, у кота 
    Колыбелька золота.
    У дитяти моего
    Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего 
Есть получше его. 
Да покраше его, 
Да помягче его, 
Да почище его. (Танаева Елена, 42 года).

  • Баю-баюшки, баю
    Мою милую лю-лю
    В няньки я к себе взяла
    Ветра, солнце и орла.
    Улетел орел домой
    Солнце скрылось под горой,
    После ветер трех ночей
    Вернулся к матушке своей.
    Ветра спрашивала мать
    Где изволил пропадать?
    Волны на море гонял,
    Золоты звезды считал?
    Я на море волн не гонял,
    Золотых звезд не считал
    Малых деточек улюлюкивал! (Танаева Елена, 42 года).
  • Ай, люли-люли-люли,

Прилетели журавли,

Прилетели журавли –

Сказку Маше принесли. (Танаева Елена, 42 года).

  • Тишина в лугах, в лесах,

Звезды ходят в небесах,

И дудит им во рожок

Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,

Складно песню напевает,

Да негромкая она,

Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке

В синей сини над селом...

А для нашего сыночка

Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: «Баю-баю!»

А конец: «Баю-баю!»  (Танаева Елена, 42 года).


Поделиться:

Как зима кончилась

Сторож

Агния Барто. Сережа учит уроки

Пчёлки на разведках

В какой день недели родился Юрий Гагарин?