• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему «Образ лешего в русских пословицах и поговорках»

Опубликовано Ергизова Гузель Рифгатовна вкл 07.09.2016 - 12:09
Ергизова Гузель Рифгатовна
Автор: 
Ахметова Камила

Малые жанры фольклора изучались уже на первых этапах развития фольклористики. Они изучались с разных сторон: строения, поэтики, исторической основы, с целью изучения народного менталитета. И все же в изучении малых форм остается много нерешенных вопросов. И один из них – мифологическая основа микротекстов.

Образ мифических существ изучен на основе сказок, быличек, бывальщин. Однако на примере малых жанров фольклора, таких как пословицы, поговорки эта работа мало велась.

Это и послужило поводом для написания нашей исследовательской работы.

Объектом исследования являются русские пословицы и поговорки.

Предмет исследования образ лешего в русских пословицах и поговорках.

Целью работы является исследование образа лешего в пословицах и поговорках русского народа.

Цель определяет конкретные задачи:

Описание образа лешего в фольклоре народов России

Толкование значения слова леший

Изучение на материале пословиц и поговорок образа лешего

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа по русскому языку27.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МИЛОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Исследовательская работа на тему:

«Образ лешего в русских пословицах и поговорках»

Выполнила: Ахметова Камила,

ученица 5 класса

            Научный руководитель: Ергизова Гузель

 Рифгатовна,

учитель русского языка

 и литературы

2015

Тезисы работы

Малые жанры фольклора изучались уже на первых этапах развития фольклористики. Они изучались с разных сторон: строения, поэтики, исторической основы, с целью изучения народного менталитета. И все же в изучении малых форм остается много нерешенных вопросов. И один из них – мифологическая основа микротекстов.

Образ мифических существ изучен на основе сказок, быличек, бывальщин. Однако на примере малых жанров фольклора, таких как пословицы, поговорки эта работа мало велась.

Это и послужило поводом для написания нашей исследовательской работы.

Объектом исследования являются русские пословицы и поговорки.

Предмет исследования образ лешего в русских пословицах и поговорках.

Целью работы является исследование образа лешего в пословицах и поговорках русского народа.

Цель определяет конкретные задачи:

Описание образа лешего в фольклоре народов России

Толкование значения слова леший

Изучение на материале пословиц и поговорок образа лешего

Содержание

1.Введение                                                                            

2.Теоретическая часть

3.Практическая часть

4.Заключение

          5.Библиография

          6.Приложение

1.Введение.

 

  Мифологические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и поговорках, песнях, быличках, сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.

На протяжении XIX-XX в.в. русские этнографы и фольклористы неоднократно останавливались на образе лешего, пересказывая поверья о нем, описывая его внешний вид и действия.
Одни исследователи считают его духом леса, порождением культа растительности, другие хозяином леса, покровителем зверей и птиц.

Мы тоже заинтересовались этой темой и решили изучить образ лешего на материале пословиц и поговорок русского народа.

Объектом исследования являются русские пословицы и поговорки.

Предмет исследования образ лешего в русских пословицах и поговорках.

Целью работы является исследование образа лешего в пословицах и поговорках русского народа.

Метод исследования  сравнительно-исторический

1.Теоретическая часть.

          1.1.Образ лешего в устном народном творчестве народов России.

 

Известно, что под  «лешим»  подразумевается  какое-то  мифическое

существо, живущее в лесу, имеющее вид человека, но мохнатое  (т.е.  покрытое шерстью), гораздо более рослое и сильное, с мощными руками,  со  сверкающими глазами... Большую часть времени лешие  проводят  на  деревьях;  качаться  и «дурачится» для них - самое любимое занятие. При  приближении  человека  они хохочут, бьют в ладоши…

Из фольклорных источников следует, что лешие ходят, бродят,  бегают  и скачут по земле на двух ногах. Насчет лохматости говорится: чтобы жить в  нашем  климате,  всякому животному нужна либо шуба, либо  собственная  лохматость.  Звериный  волосяной покров на теле - одно из  основных  отличий  лешего  и  всей  его  родни  от человека.  Это  свойство  нечистой  силы  закреплено  за  ней   в   прозвище «волосатик»  в  применении  к  черту,  лешему   и   водяному,   русалке.

О русских  леших  сообщается,  что  «на  людей  они похожи, только почернее будут».

Кое-где  на  Севере  лесовика  зовут  просто «лесом». «С виду лес похож на человека, только кровь у  него  темная,  а  не светлая, как у людей, потому его и зовут синеобразным».

      «В лесу  ночной  порою  и  дикий  зверь,  и  лютый  человек,  и  леший бродит...». Фольклор настойчиво советует охотникам не ставить избушек  и  не ложиться спать на тропе, по  которой  ходит  леший.  Следы  черта-лешего  ни спутать, ни с какими другими, в том числе и  медвежьими.

      На русском Севере отмечено выражение „леший ступал" о том,  что  плохо сделано: «Ну и наработано у тебя, девка, леший ступал». Если  случится  кому заболеть,  воротясь  из  лесу,  то  предполагается,  что  он,  след   лешего перешел».

        Методы ловли леших разные, в основном  они  убегают. В русской сказке „Леший", из сборника А.Афанасьева, „смелый  охотник", повстречав лешего, „нацелился ружьем - бац! и  угодил  ему  в  самое  брюхо.

Леший застонал, повалился  было  через  колоду,  да  тотчас  же  привстал  и потащился в чащу.

    А вот как ловили татарского лешего „шурале": „Жители одной деревни  намазали  спину  самого  хорошего  коня смолой и пустили в табун. К вечеру видят, что  на  этом  самом  коне,  сломя голову, скачет женщина шурале. Конь, чуя на себе незнакомого  и  странного всадника, полным ходом прискакал прямо  в  село.  Сбежалась  вся  деревня посмотреть на это чудище»

Также леший предстает в качестве властелина над всеми зверями и птицами, безотносительно к их виду и месту обитания. Он пасёт зверей, он заботится об их пропитании, охраняет от охотников. Неслучайно во многих мифологических рассказах повествуется о том, как «хозяин» различными способами изгоняет из леса человека, пугая его и даже обращая в паническое бегство. Леший мешает охотнику стрелять по дичи. По убеждению охотников, удача на промысле полностью во власти лешего. Бытовало поверье: чтобы дух-«хозяин» постоянно посылал зверя, нужно договориться с ним.

1.2.Толкование слова леший.

В «Толковом словаре  живого великорусского языка» Владимира Ивановича  Даля

Леший - лесной дух, пугало, как домовой, полевой, водяной; леший поет голосом без слов, бьет в ладони, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, в филина, обходит путников и лесников, заставляя их плутать; избавляются от этого, надев все платье наизнанку; звери, особенно зайцы, в его ведении; их лешие проигрывают друг другу в карты и перегоняют из колка в колок.

В «Толковом словаре» Ожегова

ЛЕШИЙ, -его, м. В славянской мифологии: враждебный людям.

В этимологическом словаре Ивана Андреевича Крылова

 Леший - Это слово в древнерусском языке первоначально означало "поросший лесом", а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Буквально – "обитатель леса".

В энциклопедии «Русская цивилизация»

Леший - (лешак, лесовик), злой дух, хозяин леса, воплощение враждебных сил леса. По языческим преданиям, его представляют одетым в звериную шкуру, он перегоняет стада зверей из дикого леса в другой, может менять свой рост — становиться выше деревьев или ниже травы.  

2.Практическая часть.

2.1.Леший в пословицах и поговорках.

Мы нашли 13 пословиц и поговорок в словаре Владимира Даля  

  1. Был бы лес, будет и леший.
  2. Шутил бы черт с бесом, водяной с лешим.
  3. Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
  4. Домовой лешему ворог; а полевой знается с домовым и с лешим.
  5.  Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку.
  6.  С лешего (с черта) вырос, а ума-то не вынес!
  7. Храбер, силен, а все с лешим не справишься.
  8. Леший бы тебя задавил.
  9. Его леший обошел.
  10. Перегоняет с места на место, как леший зверя.
  11.  Коли леший зайцев нагонит, то мышей угонит, годами.
  12.  Кричит как леший.
  13. Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской, подмосковное село Перово и Куликово поле.
  14. Первого черемиса леший родил, оттого они в лесу сидят

Заключение.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у разных  народов живет  поверье о  разных  мифических существах, водящихся в лесах, - «леших», как  они  называются  в  славянской мифологии.

Леший в пословицах поговорках, быличках, бывальщинах, поверьях русского народа изображается на сугубо бытовом фоне. С лесом была связана и от него зависела вся жизнь охотника, рыбака, земледельца.

Испокон веков лес для крестьянина – это охотничьи угодья. Одновременно лес с небольшими озерками и речками был и местом рыбного промысла. Неподалеку от воды строились и лесные избушки, которые служили пристанищем не только для рыбаков или охотников, но и для работающих на поле.

 Лес привлекал человека и своими грибными, ягодными угодьями, на которые отправлялись в основном женщины и дети. Там же совершался и весь цикл земледельческих работ.

В лесу совершались многие языческие обряды. Или же отсюда брали магические атрибуты, чтобы исполнить определенные действа или обряды у себя дома, в избе, во дворе, в деревне. Причем персонажем, к которому обращались участники ритуала  часто оказывался дух-«хозяин» лесных угодий, называемый по-разному: лес, лес праведный, лес честной, лесной, лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, лесовик, лесовик-боровичок, лешак, но чаще всего леший.

Использованная литература

         1.Даль В.И. Словарь живого великорусского языка Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г.

         2.Даль В.И. О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа. СПб.,1994, 

         3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г


Поделиться:

Рукавичка

Алые паруса

Снеговик

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Сказка "Колосок"