Целостный анализ поэтического текста. Н.А.Некрасов. Я не люблю иронии твоей.
Вложение | Размер |
---|---|
Целостный анализ поэтического текста. Н.А.Некрасов. Я не люблю иронии твоей. | 32.5 КБ |
Курганова Александра,
ученицы 10 Б класса МАОУ СОШ №14
Учитель: Миронова Елена Владимировна.
Целостный анализ поэтического текста.
Н.А.Некрасов. Я не люблю иронии твоей.
Н.Некрасов известен нам прежде всего как социальный поэт. Я раньше не знала его произведений о любви. Но, прочитав это стихотворение, я поняла, насколько для него было важно это чувство.
Тема стихотворения – любовь, точнее, жизнь любви, приближающийся конец любви. И это чувство противится концу, страшится его. Страсть плечом к плечу с холодностью, вера в вечную любовь рука об руку с отчаяньем. Недаром чувство, живущее пока еще в героях, сравнивается Н.Некрасовым с осенью. Издавна это время года считалось символом отмирания всего живого. Она есть предзимнее, то есть предсмертное время. Осенью любовь, как и река, бурлит сильнее. Она старается «добурлить» - «долюбить», дабы не упустить отведенной время.
Композиционно все стихотворение можно разделить на 2 части: первые две строфы и последнее четверостишие. В первой части видны порывы чувств, надежда на счастливый финал («еще остаток чувства сохранившим», «пока еще»), но уже заметны нотки отчаянья и безысходности (любившим, сохранившим – прошедшее время, «развязки неизбежной»). Используются восклицания как символ мольбы не торопить события.
Во второй части положение более спокойное: лирический герой понимает, что чувства еще есть, но ничего уже не изменить («и без того она недалека», «тайный холод и тоска»). Восклицания сменились многоточием, умолчанием, передающим отчаяние и бессилие перед неизбежным.
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим…
Н.Некрасов подразумевает под этими словами людей уже не любящих и нелюбивших. И, кажется, даже сочувствует им, ведь он–то пока рад тому, что есть еще желание встреч. («Свидание продлить желаешь ты»), что есть еще ревность, мечты, страх потери. Есть, но…, увы, все это не вечно.
Печаль, грусть от безысходности, неизбежности конца одолевает лирического героя. Все стихотворение пронизано тоской, но тоской светлой. Светлой от того, что любовь была. И ключевое здесь не «была», а «любовь».
В стихотворении используется прием звукописи для выделения особого значения слова жизнь. Ж – жизнь, и мы встречаем этот звук везде: отжившим, не жившим, любившим, нежно, желаешь, мятежно и неизбежно. Автор говорит о неизбежном конце чувств, но просит любимую не торопить развязку, насладиться этим бурлением, пусть холодным, мятежом чувств, продолжающим жить.
Проводя параллель с другими поэтами, невольно вспоминаю Лермонтова. Его, возможно, не самое известное, но мое любимое стихотворение о жизни, о мечтах человека («Что толку напрасно и вечно мечтать?») и о любви («Любить – но кого же? – на время не стоит труда. А вечно любить невозможно!») У этих поэтов одно понимание продолжительности любви. Прошедшее время, слова «невозможно», «невечно», «неизбежно» дают понять читателю: они не верят в вечность любви. Однако Лермонтов не борец. Нет в нем порыва сохранить, хоть и на время, чувство, любить, хоть и недолго. Некрасов же стремится долюбить из последних сил. Я бы назвала то время, которое описывает Н.А.Некрасов «осенью любви».
Стихотворение совсем небольшое по размеру, но по глубине его, по объему, по переживаниям, что вложены в него, безусловно, оно огромно, велико!
Привередница
Отчего синичка развеселилась
Фокус-покус! Раз, два,три!
Юрий Визбор. Милая моя
Два морехода