Данная исследовательская работа о романтизме, о теме любви и взаимоотношениях героев. Автор исследует произведения, написанные в 19-20 веках и доказывает, что тема любви в русской литературе одна из основных и востребованных.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 244.43 КБ |
МОУ «Вёскинская СОШ»
Исследовательская работа на тему:
Философия любви (По произведениям писателей 19-20 веков)
Выполнила
ученица 9 класса
МОУ «ВСОШ»
Соколова Светлана
Научный руководитель:
Степанова О.А.
2016 уч. год
Тема: Философия любви (По произведениям писателей 19-20 веков)
Цель: доказать, что тема любви в русской литературе – одна из основных и востребованных
Задачи:
- раскрыть значение любви в жизни героев,
-самостоятельно исследовать тексты произведений в направлении темы;
-показать, что любовь для русских писателей 19 – 20 века является не только великим чудом, но и великим испытанием.
-доказать, что любовь сильного человека, способного испытывать это чувство, делает счастливее, лучше, светлее, но часто заканчивается для такого героя трагически
-исследовать, в каких же произведениях особо ярко отражена тема любви, каковы особенности восприятия авторами этого чувства
- изучить мнения художников Серебряного века о том, что сама природа любви – загадочная, мистическая, роковая
Гипотеза:
Тема любви была и будет всегда востребована. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях.
Методы исследования:
Моя работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить истинные и глубокие чувства литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер
МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ:
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь.
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.
И чудаки ещё такие есть
Вздыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так, -
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
- Говорить о любви всегда сложно. Казалось бы, так много всего можно рассказать! Не хватит множества лет, чтобы хоть что-то вам объяснить, а, с другой стороны, как можно рассказать про чувство, да ещё самое великое чувство. Ведь не зря говорят: «Чтобы понять – надо пережить».
Любовь – она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полётом.
Бывает целью и тюрьмой…
Мы ей покоем и работой,
И жизнью жертвуем самой!
О.Высотская
Но есть ещё любовь такая,
Что незаметно подойдёт
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведёт.
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.
О.Высотская
Тема любви – вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения. Можно сказать, что у них выработалась своя философия любви.
Бунин и Куприн – одни из самых выдающихся писателей того времени, далеко вышедшие за рамки Серебряного века. Большая часть их творчества посвящена теме любви. Каждый из этих художников создал свои, оригинальные, произведения, которые невозможно спутать с другими.
Так, в «Темных аллеях» Бунина нет, наверное, ни одного рассказа, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и заканчивается драматично, если не трагично. Но писатель утверждает, что, несмотря ни на что, любовь прекрасна. Она, пусть и на короткий миг, освещает жизнь человека и дает ему смысл для дальнейшего существования. Например, в рассказе «Холодная осень» героиня, прожив долгую и очень трудную жизнь, подводит итог: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». Только тот осенний холодный вечер, когда героиня прощалась со своим женихом, уходящим на войну. Так светло и, в то же время, грустно и тяжело было у нее на душе.
Только в конце вечера герои заговорили о самом страшном: вдруг возлюбленный не вернется с войны? Вдруг его убьют? Героиня не хочет и не может даже подумать об этом: «Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок - ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»
Жениха героини действительно убили. И девушка пережила его гибель. Она даже вышла замуж, родила ребенка. После революции 1917 года ей пришлось скитаться по России и другим странам. Но, на исходе лет, задумавшись о своей жизни, героиня приходит к мысли, что в ее жизни была только одна любовь. Больше того, в ее жизни была только одна осенняя ночь, которая осветила всю жизнь женщины. В этом – ее жизненный смысл, ее опора и поддержка.
Герои рассказов «Кавказ» и «Чистый понедельник» не рассуждают о своей жизни, не осмысляют ее. Но и в их жизни любовь-вспышка, любовь–рок сыграла огромную роль. Можно сказать, мне кажется, что она перевернула существование героев, изменила их образ жизни и мысли.
В «Чистом понедельнике» герой любит свою загадочную возлюбленную жаркой любовью-страстью. Он хочет и от нее получить в ответ то же самое. Но его дама сердца как будто не может быть просто счастлива. Что-то гложет ее, не отпускает. Какая-то печаль не дает быть героине счастливой. «Счастье, счастье... «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь -- надулось, а вытащишь - ничего нету», - говорит она.
Лишь в последнюю ночь перед чистым понедельником героиня полностью отдается герою: и физически и духовно. Но после этого она объявляет, что возвращается к себе домой, в Тверь. И, наверное, уйдет в монастырь.
Сердце героя от горя разрывалось на части. Он любил эту девушку всей душой. Но, несмотря на все страдания, его любовь к ней – светлое пятно в жизни, пусть и с примесью чего-то горького, непонятного, загадочного.
Любовь в рассказе «Кавказ» вообще заканчивается трагически. Из-за нее гибнет человек, муж возлюбленной рассказчика. Чувство любви, по Бунину, приносит много горечи. Оно не может быть долговечным. Любовь – это вспышка, которая быстро проходит и несет с собой не только созидательную, но и разрушающую силу. Любовь, по мнению писателя, всегда связана с роком, загадочностью, таинственностью. Но, тем не менее, это – самое высшее счастье, которое только может быть в жизни человека.
Эту мысль в своем творчестве полностью поддерживает и А.И. Куприн. В повести «Гранатовый браслет» он рисует жертвенное и безответное чувство, которое полностью завладело героем. Этот, казалось бы, непримечательный человечек, мелкий чиновник, обладал огромным даром. Желтков умел любить. Больше того, этому чувству он подчинил всю свою жизнь, все свое существо. Поэтому, когда его попросили больше не уделять внимание его обожаемой Вере Николаевне, герой просто уходит из жизни. Без княгини ему незачем жить. В свом последнем письме он написал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас».
Желтков осознает это и благодарит Бога за то чувство, которое он испытывает. Герою не нужно в ответ ничего, только писать письма своей возлюбленной и отдавать ей самое дорогое – частичку своей огромной души.
Для Куприна, на мой взгляд, чувство любви всегда трагично. Настоящая любовь не может быть счастливой до конца, это всегда страдание и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться без остатка, испытывать постоянные мучения и чувство счастья одновременно. Для него любовь – идеал, поэтому обыденность и это чувство несовместимы, отсюда вся трагичность судьбы героев. Так чистый и добрый Ромашов из «Поединка» жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой.
Соломон и Суламифь из рассказа Куприна «Суламифь» любили друг друга самоотверженно и взаимно. Каждый из них был готов отдать жизнь за другого. Так и получилось. Но, умирая, Суламифь благодарила бога за то, что он дал ей возможность любить. Умереть на руках любимого, быть омытой его слезами – это было последним счастьем для девушки.
История этой великой любви осталась в памяти человечества: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь - прекрасна!»
Место любви в русской литературе
Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной. Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже во всю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин. Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.
Любовная лирика Пушкина: новаторство гения
Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их. Внежанровость. В любовной лирике Пушкин полностью подчиняет форму содержанию, отказывается от существующих канонов. Мы не найдем у него элегию, романс или послание. А будет одно произведение, совместившее в себе эти жанры. Как пример можно привести известное всем стихотворение «К****», посвященное А. П. Керн. Это, с одной стороны, послание (жанр четко прослеживается), но есть черты романса (раскрыты глубоко личные переживания, произведение невероятно музыкально и певуче) и даже элегии (эмоциональность).
Тема любви в русской литературе. Новая система ценностей. Романтизм – явление в русской литературе, где в центре стояла личность автора, одинокая, бунтарская, противопоставленная миру. Пушкин идет в другом направлении: его стихотворения наполнены житейской мудростью и гуманизмом. Вспомним произведение «Я вас любил» – здесь внесено нечто новое, чем просто стихи о неразделенной любви. Пушкин оставляет выбор женщине, пусть даже произойдет он не в его пользу. В романтическом произведении это бы было трагедией, вихрем страстей. Пушкин же не проклинает свою возлюбленную (как это было бы у поэта-романтика) – он благодарит ее за то светлое чувство, которое было подарено ему. Александр Сергеевич акцентирует внимание на своей избраннице, а не на любви к себе. Любовь по Пушкину – не аномалия, а естественное состояние человека. Если она не взаимна – это не повод страдать. Поэт радуется даже неразделенной любви. Пример – «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти стихи о неразделенной любви полны «светлой печали». Автор говорит, что «унынье» его не тревожит. Чувствуется жизнеутверждающий характер.
Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"
«Евгений Онегин» – произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа. В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить. Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург. Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака. Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.
Любовь Лермонтова – недостижимый идеал
Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову – это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил». Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова – девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга. литература про любовь Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях. Совершенно по-иному отражены отношения с Варварой Лопухиной. Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина. Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них – шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.
Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева
Образы любви в литературе XIX века – это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.
В повести И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
Автор показывает, что Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Она хочет сделать свою жизнь осмысленной, стремится “пойти… на трудный подвиг”. Ей кажется, что у неё как будто крылья выросли и она, подобно птице, может подняться ввысь. Ей кажется, что Н.Н. необыкновенный человек, настоящий герой. Ася мечтала о таком человеке, который “бы” мог ей совершить подвиг. Она спрашивает Н.Н.:“Как жить? Скажите, что я должна делать? Я всё буду делать, что вы мне скажете…”.
Любовная лирика Есенина
Тема любви в русской литературе XX века – это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример – стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви. «Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность. тема любви в произведениях русской литературы Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница – А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая. В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».
Тема любви в русской литературе
Серебряного века – это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень тонкая душевная организация, а страдание и счастье – вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс. Примеры любви в русской литературе XX века – это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя – «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее – смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» – ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?». любовь к женщине Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение – «пятое время года». Но если бы не было его – не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы – громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам
Заключение:
Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX – XX
веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее филосовский и
нравственный смысл.
На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных
в проекте, я попыталась раскрыть тему философии любви, используя взгляд
на нее разных поэтов и писателей.
Так, в лирике М.Ю. Лермонтова герои переживают возвышенное
чувство любви, которое переносит их в мир неземных страстей. Такая любовь выявляет в людях все самое лучшее, делает их благороднее и чище, возвышает и вдохновляет на создание прекрасного.
В повести «Ася» И.С. Тургенев развивает тему трагического
значения любви. Автор показывает, как важно не пройти мимо своего счастья. Причину несостоявшегося счастья героев Тургенев объясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви, и это говорит о душевной слабости героя.
Любовь в творчестве И.А. Бунина проявляется у героев как
глубокое, нравственно – чистое и прекрасное чувство. Автор показывает, что
настоящая любовь есть великое счастье, даже если она завершается разлукой,
гибелью или трагедией.
Если говорить о любовной лирике С.А. Есенина, то хочется
сказать, что он писал о любви по – разному и своеобразно: и как
исследователь собственных ощущений, и как философ, и как поэт одновременно. Он воспевал красоту чувства, прославлял любовь, как величайшую силу, объединяющую людей.
Времена настали другие, но проблемы остались те же: «в чем
смысл жизни», «что есть добро и что такое зло», «что такое любовь и в чем
ее смысл». Я думаю, что тема любви будет звучать всегда. Я согласна с
мнением выбранных мною писателей и поэтов о том, что любовь бывает разная, счастливая и несчастная. Но это чувство глубокое, бесконечно нежное. Любовь делает человека благороднее, чище, лучше, мягче и милосерднее. Она выявляет в каждом все самое хорошее, делает жизнь прекрасней. Где нет любви, там нет души.
Хотелось бы закончить свою работу словами
З.Н. Гиппиус: «Любовь – одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие,
вечное начало; любовь – это сама жизнь; можно увлечься, изменить, вновь
влюбиться, но истинная любовь всегда одна!"
Ручей и камень
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Сторож
За чашкой чая
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"