• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творческая работа «Провинциальная литература в истории России»

Опубликовано Попова Валентина Николаевна вкл 15.11.2016 - 15:36
Попова Валентина Николаевна
Автор: 
Жезлова Юнесса

Творческая работа  «Провинциальная литература  в истории России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota_provintsialnaya_literatura_v_istorii_rossii.docx704.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пыщугская средняя общеобразовательная школа

Пыщугского муниципального района

Костромской области

Творческая работа

«Провинциальная литература

 в истории России»

                                        Работу выполнила обучающаяся

                             9 класса Жезлова Юнесса

                                                    Руководитель: учитель русского языка и литературы

  Попова Валентина Николаевна

Литература российской провинции как особый культурный феномен обратила на себя внимание критиков и филологов-теоретиков еще в конце ХIХ- начале ХХ века. Именно тогда Н.К. Пиксаков развивал теорию «областных культурных гнезд», а Г.Н.Потанин в письмах Н,М.Ядринцеву неоднократно упоминал о значимости «местной беллетристики» в общем литературном процессе.

Провинциальность, как некая отграниченность и удаленность от какого-либо центра (административного, научного, культурного), навешивает ярлык «отсталости, наивности и простоватости». По сей день житель периферии в глазах столичного обывателя человек немодный, отстающий от современных идей, веяний и умонастроений.

Однако в трудах ученых-гуманитариев гораздо чаще встречаются размышления о самобытности, уникальности провинциальной культуры, нежели о ее отсталости или наивности.

Резкий подъем научного интереса к проблемам провинциальной культуры наметился в девяностые годы ХХ века, когда началось стремительное отдаление двух российских столиц от регионов. Основным тезисом в работах многих исследований провинции стало мнение, что границы между столицей и регионами никогда не будут преодолены годами отношений. Обусловлено это как географическими, экономическими реалиями, так и отсутствием объективной потребности в изменении сложившихся годами отношений.

Показательна в этом плане статья О.А. Славниковой «Урок географии», опубликованная в рубрике «Литературная критика» журнала «Октябрь». Автор размышляет над состоянием провинциальной литературы в первые годы ХХI века: «Одаренный человек, проживающий в областном городе или в поселке городского типа, оторван от актуальной информации, от книжных новинок, не имеет полноценной развивающей среды. Писатель, живущий в провинции, по «жизни» имеет дело главным образом с этой  провинцией».

Велика роль   провинциальной литературы. Вот и ветхие страницы костромских газет и журналов  хранят бесценные сведения о возникновении и развитии молодой костромской литературы после 1917 года, а также огромное количество стихов, рассказов, очерков и других произведений. Можно с уверенностью сказать, в настоящее время Костромской край  может гордиться тем, что у нас замечательные авторы, настоящие мастера пера.

Кто-то из известных справедливо сказал: у России есть великая провинциальная литература! Мне кажется, что слова эти были произнесены с оттенком грусти, ибо эта великая литература до сих пор не проявлена в полной мере. Почему? Причин много: стесняются заявить о себе, трудно подчас напечатать свой сборник.

Наш Пыщугский край богат на людей одаренных, талантливых, настоящих патриотов малой родины. Это авторы разных поколений и разного уровня таланта и популярности. Но всех их объединяет главное –  судьба так или иначе связана с нашим Пыщугским районом. Одни здесь родились, другие трудились, третьи живут и работают в нем в настоящее время.

Николай Владимирович Харинов родился в деревне Гаревая Пыщугского района. Окончил среднюю школу, затем служба в Советской армии. Вся его жизнь связана с родным селом Пыщуг. В далеком 1960 году пригласили работать в редакцию газеты «Призыв». Здесь и произошло становление его как  автора замечательных стихов, лирических миниатюр. Он - человек талантливый, состоял членом Союза журналистов России, был участником первой областной фотовыставки «Наш край», «Фото – 68», где был отмечен призом областного комитета комсомола, награжден грамотой и денежной премией. C:\Users\ADM\Desktop\Расшареная\фото\фото.jpg

Как тонко он  мог замечать моменты нашей обыденной жизни, красоту природы, мог увидеть в обычном необычайное. Его стихи, рассказы, очерки о людях родного края, лирические миниатюры, короткие зарисовки о природе пыщужане всегда читали с интересом. Они регулярно печатались в районной газете. Материалов накопилось много, и Николай Владимирович мечтал об издании книги.  Но, увы… Мечта его осуществилась уже после кончины. К годовщине со дня смерти Н.Харинова вышла в свет книга стихов и коротких рассказов «Я вернусь…». Издать книгу удалось благодаря бывшим коллегам, при участии депутата Государственной Думы. Не зря говорят, что мало быть писателем, нужно, чтобы тебя еще и напечатали.

Сборник открывает стихотворение «Мое Пыщуганье». В каждой строчке, в каждом слове чувствуется любовь к родному  Пыщуганью – своей малой родине:

         Мое  Пыщуганье – России частица!

Цветы полевые и ситец берез,

        И елей мохнатых густые ресницы,

                                         И россыпи радужных рос.

Автор уверен, что все ему дорого, мило в родном краю:

         Все дорого сердцу – река и увалы,

        Рассветы, закаты и песнь соловья.

Тропинки и просеки, поля и перелески, деревеньки, разбросанные по взгорьям – все родное. И разлюбить невозможно. Открытие мира начиналось здесь. А как трогательны стихи, обращенные к  учителям и одноклассникам: « Здравствуй, школа!», «О друге». Школа для многих есть и остается маленькой родиной, которая манит к себе, чтобы щедро согреть теплом.

Снова мы у школьного порога,

                                       Снова приглашает школа нас

                                       Окунуться в дальнее далеко,

                  Вспомнить свой веселый, дружный класс.

Автор ценил дружбу, приходил на помощь, когда другу больно:

Если трудно мне было порой,

     Приходил он на помощь всегда.

                                        Если что-то случалось с ним,

Не был я в стороне никогда.

Собирал и хранил все, что связано с историей своего края. Отсюда, наверное, и боль о том, что гибнут деревни, уходят в прошлое. Об этом и стихотворение «Забытый очаг»:

                                      Деревенька моя забытая,

                                      Ты по пояс в снегу стоишь,

                                      И глазницами окон печальных

                                      С грусть-тоскою на мир глядишь.

Н.Харинов сожалеет, что забывают люди святое – отчий дом, односельчан, родные просторы:

                                     Много в жизни терять мы стали,

                                     Забывая родной порог,

                                     И добрее уже не стали

                                     Среди тысяч путей-дорог.

Свою деревеньку автор помнил, и, наверное, сжималось сердце, когда приезжал  в родные места на тихую охоту. Никак иначе и не называл, как «деревенька моя, труженица милая». Родительский дом… Он постоянно зовет к себе малым, привязывает большим, удерживает рядом, даже когда совсем далеко. Только человек, по-настоящему страдающий, любящий, мог так написать:

                                 Тихо бреду вдоль дорожной обочины,

                                 Сердце все громче стучит.

                                 Окна отживших домов заколочены,

                                 Скорбно округа молчит.

Тема родной природы – это особая страница в творчестве Н. Харинова. Вслушаемся в лирическую миниатюру «Лесное солнце»: « Вдруг, словно ярким светом полыхнуло от лесной чащи. На фоне темнеющей зелени вековых дубов желтым солнечным диском высветилась шляпка подсолнуха. Чудо, да и только!» Из оброненного ягодником семечка выросло лесное солнышко. И что удивительно - никто не сломал. Вот уж действительно «природа учит добру».C:\Users\ADM\Desktop\Расшареная\фото\фото 002.jpg

Николай Харинов вернулся к нам своими стихами, новеллами, рисунками.

Стихи Екатерины Каргопольцевой публиковались в областной газете «Молодежная линия», районной газете «Призыв», часть из них вошла в литературные альманахи  «Московский парнас» и «Кострома литературная»,   вышел сборник «Бессонница». Тетрадку со стихами носит всегда с собой, чтобы можно было записать то, что вдруг родилось, в буквальном смысле, на ходу. У нее есть стихи, посвященные своим близким, маме, есть о любви, о зарождающемся чувстве.

В небе лебеди – песнь далекая,

                                       Силуэты забытых слов.

Мне бы с ними , по нотам окая,

                                       Спеть к заутрене про любовь.

Молодая поэтесса в творческом поиске своей главной темы, своего голоса. Но уже можно с уверенностью сказать, что в литературе появилось новое имя – несомненно талантливого интересного автора. C:\Users\ADM\Documents\Мои сканированные изображения\сканирование0147.jpg

                                                         


Поделиться:

Рисуем "Осенний дождь"

Домик зимней ночью

Пятёрки

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Музыка космоса