• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Опубликовано Кутырева Валентина Андреевна вкл 19.11.2016 - 22:02
Кутырева Валентина Андреевна
Автор: 
Пелевин Андрей

Исследовательский проект по русским народным сказкам. Цель исследования: изучить всегда ли добро побеждает зло в русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 69

603035, , г.Нижний Новгород, ул.Черняховского, 8А

тел/факс (831) 276-80-63, 276-32-52, 276-33-05, E-mail: Shcola69@yandex.ru

 

Моё исследование

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

                            Выполнил:

                            Пелевин Андрей

                            ученик 3 а класса.

 

г.Нижний Новгород

2016

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….

3

Основная часть………………………………………………………………....

4

1. Понятие сказки………………………………………...

4

2. Роль добра и зла в сказках (анализ исследуемых   сказок)…………………………………………

5

3. Чему учат сказки……………………………………..

6

Заключение……………………………………………………………………..

6

Список литературы…………………………………………………………….

7

Введение

       Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными. Злые персонажи как правило имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры. Во всех русских сказках добро противостоит злу и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи и, конечно, доброты.

       Сказки всегда были актуальны, т.к. они входят в жизнь человека  в  раннем  детстве  и  остаются  с  ним  на  всю  жизнь. И хотя сказки  рассказывают  о  необычных  событиях,  но  всё  равно  в  каждой   выдумке  есть  что – то  от  настоящей  жизни.

       В современном мире проблема  добра  и  зла  очень  актуальна.  В  нашей жизни  не  хватает  доброты  и  бескорыстия.  Этому есть  множество  примеров: брошенные  собаки  и  кошки во  дворах,  равнодушие и чёрствость людей к горю ближнего, преступления  людей,  войны.  А  ведь  люди  должны  быть  людьми: делать  добро  для  других,   беречь  животных  и  нашу  планету,  помогать  всем.

     Читая русские  народные  сказки,  я  понял,  что  народ  уже  в  глубокой  древности  размышлял  об  этой  проблеме  и  создавал  вымышленные  истории  со  счастливым  концом  и  обязательной  победе  добра  над  злом.  В  своей  исследовательской  работе  я  решил  рассмотреть  вопрос  о  добре  и  зле,  обратившись  к  русским  народным  сказкам,  ведь  с  ними  связаны  мои  первые  представления  о  справедливости,  о  том,  что  добро  обязательно  побеждает  зло. Читая сказки, сравнивая их, мы можем понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок.

Цель исследования – изучить, всегда ли добро побеждает зло на примере русских народных сказок.

Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое сказка.
  2. Определить роль добра  и  зла  в  сказках;
  3. Понять, чему учат  сказки.

        Методы исследования:

  • чтение сказок,
  • изучение литературы по теме.

Место исследования

  • уроки литературного чтения в классе
  • чтение дополнительной литературы дома

Основная часть

  1. Понятие сказки

         «Сказка  –  повествовательное,  народно - поэтическое  произведение  о вымышленных   лицах   и   событиях,  преимущественно  с  участием  волшебных,  фантастических  сил», -  читаем   мы  в  толковом   словаре  русского   языка   С.И.Ожегова.

        Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые, в городе и в деревне.  

          Само  название  «Сказка»  возникло  далеко  не сразу.  Вначале  в  Древней   Руси  появились  произведения  ,  которые   рассказывались   для  развлечения,   они   назывались   байками   (от  слова   «баить»   -  говорить).

А   сказками   назывались   документы,   в  которых   сообщались   различные сведения   о   количестве   и   составе   населения.

Впервые   термин   «сказка»   в   современном   значении   был   употреблён  в 1649 году.   Очень  быстро его  значение  перешло  только на волшебные,

сказки, в  основе  сюжета  которых  были   фантастические  приключения или подвиги главного героя.

  1.  Роль добра и зла в сказках

              Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. Другими словами: Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Эрих Фромм: Добро — это все, что служит жизни; зло — все, что служит смерти.

     Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

      Тема добра и зла ярко отражается в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло.  Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

        Для исследования мы взяли три русские народные сказки. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.

Иван-царевич и серый волк

(русская народная сказка)

Рисунок к сказке

Главные персонажи:

 Иван – царевич, братья Ивана, серый волк

Положительные черты:

смелость, мудрость, готовность прийти на помощь другу.

Отрицательные черты:

глупость, хитрость, коварство

Основные мысли сказки:

не будь глупцом – не попадайся на «удочку»; выручай друга из беды; не мирись со злом, умей ему противостоять.

Морозко

(русская народная сказка)

Рисунок к сказке

Главные персонажи:

Морозко, старикова дочка, дочка мачехи, мачеха

Положительные черты:

трудолюбие, доброта, уважение к старшим

Отрицательные черты:

злость, коварство, жадность, глупость

Основные мысли сказки:

Не злись на других, не обижай  слабых. Как аукнется, так и откликнется.

Пётр и Петруша

(русская народная сказка)

Рисунок к сказке

Главные персонажи:

солдат, царь, разбойники.

Положительные черты:

смелость, храбрость, щедрость, находчивость, ум.

Отрицательные черты:

жадность, коварство, злодейство.

Основные мысли сказки:

умей разбираться в людях; не унижай ближнего; сам погибай, а товарища выручай, поплатишься за своё коварство.

Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры.  Но добро все равно одолевает зло!

Как мы видим, во всех сказках добро победило, а зло было наказано.

  1.  Чему учат сказки

 

        Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и черты характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются.

          Также сказки учат нас рассуждать, развивают фантазию, творческие способности и эмоциональную отзывчивость к неудачам других людей.

   

Заключение

        Результаты нашего исследования доказывают, что основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом.  Ведь добро и зло в сказках играют очень важную роль, потому что помогают нам с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо.  Поэтому можно сделать вывод: сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых. А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит людей, помогает слабым, уважает старших и родителей.

          И закончить свою работу хочется следующими пословицами: «Лихо тому, кто добро не творит никому!» Всегда и всем надо помнить: «На добрый привет добрый и ответ».

Список литературы

  1. Книга «Русские народные сказки»
  2. Толковый словарь С. И. Ожегова.
  3. Толковый словарь В. И. Даля
  4. Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова
  5. Ресурсы Интернета.
  6. Microsoft  Office Pover  Point-программа для создания презентации.


Поделиться:

Свинья под дубом

Отчего синичка развеселилась

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Кто должен измениться?

Три орешка для Золушки