• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изучение двухчастных пословиц,редко используемых в полной форме

Опубликовано Байрамгулова Динара Талгатовна вкл 06.12.2016 - 12:34
Байрамгулова Динара Талгатовна
Автор: 
Исследовательская работа "Изучение двухчастных пословиц,редко используемых в полной форме"

Исследовательская работа "Изучение двухчастных пословиц,редко используемых в полной форме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_pobeditelya_rayonnogo_konkursa.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Лингвистика. Русский язык»

Тема исследования: Изучение двухчастных пословиц, редко используемых в полной форме.

Автор: Дарья Фролова

Класс: 7а МОБУ лицей №4 г. Баймак

Научный руководитель: Байрамгулова Динара Талгатовна, учитель русского языка и литературы

Актуальность: На мой взгляд, обогащение словарного запаса учащихся – одна из проблем, поставленных современностью, так как речь подростков скудна, бедна и примитивна. Именно поэтому считаю необходимым на сегодня вопрос изучения пословиц, ведь они делают нашу речь более яркой, живой и меткой.

Цели: 1) исследование русских пословиц по их первоисточнику, 2) обогащение словарного запаса учащихся пословицами, 3) расширение их кругозора.

Задачи: 1)проанализировать пословицы, только часть которых знакома нам и употребляется в нашей речи; 2) создать школьный справочник малоупотребительных пословиц

Предмет изучения: русские пословицы, малоупотребляемые в полном объеме в современной речи.

Гипотеза: предполагаю, что эти пословицы первоначально имели больше смысла.

Методы исследования: 1. Теоретический 1) анализ, 2) синтез (проводился на начальном этапе исследования – при изучении литературы по теме). 2. Эмпирический:

        Результаты: в ходе данного исследования был составлен школьный справочник пословиц, мало знакомых ученикам, что поможет многим при подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, расширит их кругозор.

Введение.

Без углов дом не строится,

без пословицы речь не молвится.

Пословица.

        Предметов в школе много. Мы обучаемся арифметическим навыкам, чтению, письму, черчению и так далее.

        Но уроком, который учит нас жить, любить, чувствовать, является урок литературы. Именно на них мы переживаем вместе с литературными героями, сочувствуем им, огорчаемся и радуемся вместе с ними. На уроках литературы, русского языка происходит обогащение словарного запаса учащихся, что является одной из главных проблем современности. Вот поэтому в последнее время большое внимание уделяют урокам литературы, чтению книг. Сам тот факт, что 2015 год объявлен Годом литературы, говорит о том, что литература призвана воспитывать человека, делать нас добрее, чище.

        Любая литература начинается с устного народного творчества, поэтому пословицы, загадки, сказки – все это обогащает нашу речь, воспитывает нас, поэтому считаю актуальным на сегодня вопрос изучения пословиц, ведь они делают нашу речь более яркой, живой и меткой.

Пословицы могут стать основой для творческой работы учащихся: эпиграфом, темой сочинения, остроумной подписью к репродукции картины известного художника и так далее.

А пословицами, которые редко употребляются в полном объеме в нашей речи, я заинтересовалась после того, как познакомилась с заданиями Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 7-8 классов. Одним из этих заданий было продолжить пословицу.  К сожалению, с этим заданием я не справилась, так как многие пословицы мне знакомы были только по их началу.

Я считаю, что моя работа может помочь не только моим сверстникам, но и всем, кто часто принимает участие в различных конкурсах, олимпиадах по русскому языку. В этом я вижу практическую значимость моей работы. 

Целью работы является исследование русских пословиц по их первоисточнику, обогащение словарного запаса учащихся пословицами, расширение их кругозора.

Задачи: 1)проанализировать пословицы, только часть которых знакома нам и употребляется в нашей речи; 2) создать школьный справочник малоупотребительных пословиц.

Глава 1. Пословицы о языке

        «Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах… Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость,» - писал М. А. Шолохов.  Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, которое, как правило, представляет собой законченное по синтаксической структуре предложение.

        Рассмотрев всю литературу, изучив сборники пословиц В.И. Даля, «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок», «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», я пришла к выводу, что все пословицы можно условно разделить на несколько групп. Но я в своей работе решила рассмотреть только две группы: 1) пословицы о языке, 2) пословицы о семье, о семейном воспитании.

Первую группу составляют пословицы о языке. До работы над этой темой я знала пословицу «язык мой – враг мой». Анализируя сборник Даля, я обнаружила, что у этой пословицы есть несколько вариантов продолжения: «язык мой – враг мой: прежде ума глаголет»; «язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет»; «язык мой – враг мой. Свой язычок первый супостат». Я думаю, что вторую часть этой пословицы реже стали употреблять, так как основной смысл заключается в первой части, а продолжение дополняет сказанное.

Народная мудрость сказалась и в таких пословицах о языке, которые были мне незнакомы. Например, «острый язык – дарование, а длинный язык – наказание», «язык губит, язык и голубит», «на языке мед, а под языком лед», «к старости зубы тупее, а язык острее», «языком не торопись, а делом не ленись», «сперва подумай, а там и скажи», «лучше не договорить, чем переговорить», «поменьше говори, побольше услышишь». Вчитываясь в эти пословицы, я отметила для себя, что они не только прославляют красноречие народа, но и учат культуре речи.

Глава 2. Пословицы о семье

Особый интерес вызвали у меня пословицы о семье, о взаимоотношениях в семье, о воспитании.

Они дают добрые, разумные советы тому, кто семьей обзаводиться задумал. Вот некоторые из них: «выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «жену выбирай не глазами, а ушами», «с лица воду не пить, умела бы пироги печь».

Немало новых пословиц я узнала о дружной семье.  Мне часто встречалась пословица «один за всех, и все за одного» в форме девиза во время конкурсов, соревнований, КВН. Оказывается, эта пословица изначально относилась к дружной семье. Эту же тему раскрывает пословица «согласную семью и горе не берет».

В русских пословицах о семье слышится и шутка с подковыркой: «чего жена не любит, того мужу век не едать». Некоторые поговорки, употребляемые сейчас, когда-то были пословицами, то есть законченными, цельными предложениями. Например, поговорка, которая в нашей речи встречается в форме «муж – голова, жена - шея», первоначально, оказывается, имело довольно длинное звучание: «муж говорит: я глава, а жена: - я шея, куда захочу, туда головушку верчу».

Много редко используемых пословиц я встретила о воспитании детей: «кто детям потакает, тот сам плачет», «масляная голова (т.е. избалованный ребенок) отцу-матери не кормилец». В пословицах народ замечает, что нужно воспитывать с умом, спокойно. Например, «на битой дороге трава не растет», «крутью ничего не сделаешь».

Особенно мне понравились пословицы, которые учат с уважением относиться к старшим, братьям, сестрам. Редко употребляются в нашей речи следующие пословицы на эту тему: «подсади деда на печь, тебя внуки подсадят» «корми деда на печи: сам будешь там», «братская любовь крепче каменных стен», «доброе братство лучше богатства».

Глава 3. Школьный справочник малоупотребительных  пословиц

  1. Рука руку моет – обе белы живут (или: хотят обе белы быть).
  2. Рука руку моет, а плут плута покроет.
  3. Нашла коса на камень. Наскочил топор на сучок.
  4. Где дым, там и огонь (прибавка: а где квас , там и гуща).
  5. Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
  6. Утро вечера мудренее, жена мужа удалее.
  7. Рот до ушей, хоть лягушку пришей.
  8. Лыком сшит, оборничком подпоясен.
  9. Ласковое теля (теленок) двух маток сосет  (прибавка: а бодливое ни одной не увидит).
  10.  Волка бояться – и от белки бежать.
  11.  Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
  12.  С лица воду не пить, умела бы пироги печь.
  13.  Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.
  14.  Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  15.  Язык мой – враг мой. Свой язычок первый супостат.
  16.  Язык без костей намелет на семь волостей.
  17.  Горбатого исправит могила, а глупого – дубина.  
  18.  Первая жена от Бога, вторая от человека, третья от черта.
  19.  Голод не тетка, пирожки не подсунет.
  20.  С кем поведешься, от того и наберешься: от пчелки медку, от жучка навозцу.
  21.  Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
  22.  Острый язык – дарование, а длинный – наказание.
  23.  Язык губит, язык и голубит
  24.  К старости зубы тупее, а язык острее.
  25.  Тьма свету не любит, злой добра не терпит.
  26.  Ученье без уменья не польза, а беда.
  27.  Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
  28.  Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.
  29.  Рубашка беленька, да душа серенька.
  30.  На глупую голову хоть какую шапку надень, все равно не поумнеет.
  31.  Доброе братство лучше богатства.
  32.  Дружбу помни, а зло забывай.
  33.  Корми деда на печи: сам будешь там.
  34.  Подсади деда на печь, тебя внуки подсадят
  35.  Кто детям потакает, тот сам плачет.
  36.  Масляная голова (т.е. избалованный ребенок) отцу-матери не кормилец.
  37.  На битой дороге трава не растет.
  38.  Крутью ничего не сделаешь.
  39.  Согласному стаду и волк не страшен.
  40.  К кому будешь вхож, на того и будешь похож.
  41.  Языком не торопись, а делом не ленись.
  42.  Сперва подумай, а там и скажи.

Заключение

В ходе данного исследования было выявлено множество пословиц, которые были известны нам только по одной их части. Кроме этого, я узнала о малоупотребительных крылатых выражениях, которые, на мой взгляд, были незаслуженно забыты.

        Исходя из вышеизложенного, смею предположить, что употребление таких пословиц в речи сделало бы наш язык намного красивее, выразительнее и богаче. И предложенный мною небольшой справочник малоупотребительных пословиц должен иметь практическую значимость, так как он может быть использован при подготовке к творческим конкурсам, олимпиадам.

        Даже сам процесс знакомства с пословицами является очень интересным, увлекательным. Именно об этом писал Л.Н. Толстой: «Чтение сборника пословиц составило для меня одно из любимых не занятий, но наслаждений».

Использованная литература.

  1. В.И. Даль «Пословицы русского народа». – М., 2000
  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990
  3. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. / Сост. Е.Н Новикова, А.Э. Лебедева. – М.:1999
  4. Н. В.  Безденежных «Народная мудрость в пословицах и поговорках». – М., 2001
  5. В.П. Аникин «Русские народные пословицы поговорки, загадки». – М., 2006
  6. З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов «Мир родной речи» - М., 1999

        


Поделиться:

В поисках капитана Гранта

Эта весёлая планета

Сказка "Морозко"

5 зимних аудиосказок

Почта