• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

" Фигурные стихотворения; форма или содержание?"

Опубликовано Ларионова Ирина Валерьевна вкл 29.12.2016 - 22:22
Ларионова Ирина Валерьевна
Автор: 
Цвелих Полина

Аналитическим материалом исследования послужили  фигурные стихи. Выбор темы обусловлен интересом к необычному в литературном процессе. Исследовательская работа посвящена изучению процесса  возникновения и развития фигурных стихов не только в России, но и во всём мире.

Материалы научно-исследовательской работы.

Во введении представлены тема, цель, задачи и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvelih.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическим материалом исследования послужили  фигурные стихи. Выбор темы обусловлен интересом к необычному в литературном процессе. Исследовательская работа посвящена изучению процесса  возникновения и развития фигурных стихов не только в России, но и во всём мире.

Материалы научно-исследовательской работы.

Во введении представлены тема, цель, задачи и методы работы.

          Тема: Фигурные стихи. Форма или содержание?

          Цель: познакомиться с фигурными стихами, объяснить их предназначение, раскрыть все тайны этого жанра.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

  1. изучить литературу по исследуемой теме;
  2. исследовать историю развития фигурных стихов;
  3. познакомиться с фигурными стихами разных исторических эпох;
  4. проанализировать литературный материал.

Выдвинутые гипотезы:          

 1) Фигурные стихи предназначены только для визуального восприятия и эстетического наслаждения.

 2) В фигурных стихах форма преобладает над содержанием.

Методы работы:

  1. изучение, отбор и систематизация материала по теории и практике написания фигурных стихов;
  2. анализ фигурных стихов от  времени возникновения до наших дней;
  3. определение функций фигурных стихов.

Основная часть содержит в себе теоретическую и практическую части.

Несмотря на свою увлекательную историю, фигурные стихи долгое время удостаивались лишь кратких упоминаний в книгах, посвящённых литературным курьезам. До сих пор не существует ни одного более или менее подробного сочинения о них. Это объясняется тем, что фигурные стихи рассматривались лишь с литературной точки зрения, тогда как их значение намного шире и принадлежит вовсе не истории литературы, но скорее – истории человеческой мысли.

История фигурных стихов (представляющих собой изображения материальных предметов) насчитывает более двух тысячелетий. Фигурные стихи всегда появлялись в особой интеллектуальной среде. Все их авторы почти без исключения были не только поэтами, но и эрудитами и учёными.

2

Процесс развития фигурных стихов ясно говорит о том, что, несмотря на все исторические катаклизмы и изменения, этот поэтический фокус  никогда не утрачивал  своего значения. Даже и сейчас он воспринимается по-прежнему свежо. Этот удивительный факт говорит о том, что графическая поэзия исполняет некую задачу – не только поэтическую, но и  интеллектуальную. Объяснение найти легко: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.

Это задача, которую решает правое полушарие человеческого мозга, отвечающее не за рациональное начало и логику, а за синтез, внезапные открытия, возникающие путем мгновенных сопоставлений и ассоциаций.   Подобный тип мышления необходим не только в искусстве, но и в науке.

Фигурные стихи, то есть стихотворения, графическая (или печатная) форма которых изображает некий узор за счёт неровных строк, известны в истории поэзии очень давно.  В поэзии Древней Греции и Древнего Рима это довольно обычное явление, причем, кроме статических, известны и фигурные стихи, стремящиеся к изображению движения, например, взлетающего и угасающего фонтана.

В России в 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В 18-19 веках  к фигурным стихам обращаются Г.Державин, П.Сумароков, А.Апухтин  и некоторые другие поэты. Затем фигурные стихи были популярны в поэзии  начала 20 века.

Изобретателем фигурного стиха считается древнегреческий поэт Симмий Родосский, сочинявший стихи в форме секиры, крыльев и яйца. В истории фигурной поэзии, которая прошла путь от фигурных стихов до каллиграмм и конкретной поэзии, есть некоторые наиболее популярные объекты изображения. К ним относятся объекты христианской символики, в первую очередь крест, чаша, а также звезда, солнце, и другие. Одним из таких объектов, часто встречающихся в фигурных стихотворениях, является и сердце.

Среди работ поэта и музыканта XIV века Бода Кортье (Baude Cortier) одна песня записана в форме круга, а другая, трехголосное рондо «Belle bonne», – в форме сердца, первые две строки каждой из трех строф изображают дуги, а вторые основания изображения сердца.

В XVII веке, в эпоху барокко становятся популярны стихотворения-лабиринты, которые надо читать, следуя по определенным линиям внутри изображения. Из рисунка этих линий и возникали различные фигуры, в том числе и сердце, как в стихотворении Патрисио Фаттори (Patrizio Fattori) « Ampla et diligente relatione » (1614

В 1680 году поэт Иоанн Канкель (Johann Kankel) создает стихотворение-лабиринт в честь бракосочетания шведского короля Карла XI и датской принцессы Ульрики Элеоноры/

Первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.).

Первые фигурные стихи в России

Я
еле
качая
верёвки,
в  синели
не различая
синих    тонов
и милой головки,
летаю  в  просторе
крылатый, как птица,
меж   лиловых  кустов !
Но  в  заманчивом  взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
Я   и   счастлив   ею   без   слов!
В. Брюсов 

   

 О, где же те мечты? Где радости печали,

Светившие нам столько долгих лет?

От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
А. Апухтин 

  • Иосиф  Александрович Бродский , выдающийся русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе (1986), прозаик, эссеист и переводчик, также использовал  стихографику.
  •   Известны два таких произведения: «Фонтан» и «Барочный фонтан».

В настоящее время фигурные стихи не потеряли своей актуальности. Многие современные авторы прибегают к  использованию данного стиля стихосложения. Поэтесса  Татьяна Манкова, которая пишет именно в этом стиле на совершенно разные темы. В её стихах живут герои сказок (Золушка, Алёнушка, Снежная Королева, Русалочка) и мифов (Эвридика). Явления природы (снег,  сумерки, листопад), чувства человека (радость, грусть, дружба,любовь)становятся предметом её фигурных стихов.

Стихи  Татьяны Манковой( со слайда)

Анимированная поэзия( со слайда)

Изучив фигурные стихи, я поняла, что моя  гипотеза не совсем верна. Форма  в фигурных стихах преобладала лишь во времена зарождения этого стиля в России.      

        В современных фигурных стихах скорее преобладает смысл, содержание, нежели форма самого стиха, хотя и она играет не самую последнюю роль, так как помогает зрительному восприятию произведения.

  Гипотеза опровержена.

Фигурные стихи существуют не в виде формул  или схем,        

они облечены  в форму искусства.

Это особый вид мышления, который иногда крайне необходим

В заключение хочу сказать, что я не заканчиваю изучение фигурных стихов, ведь ещё попытаюсь рассмотреть их              с точки зрения геометрического построения и использования в них геометрических фигур  

        и попробуюсвои силы

        в написании фигурных

        стихов.


Поделиться:

Фотографии кратера Королёва на Марсе

Щелкунчик

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Что такое музыка?