• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Цветные прилагательные в олонхо С.Васильева- Борогонского

Опубликовано Яковлева Айталина Ивановна вкл 30.01.2017 - 11:54
Автор: 
Афанасьева Сардаана

 Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема называется: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева-Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». В этой работе мы рассмотрели такие особенности, как символика различных цветов в олонхо, их употребление для описания героев, описания животных, их действий,  явлений природы, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от олонхосута.

Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».

Объектом исследованиявыступают обладающие выразительным потенциалом  цветные  прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».

Предметом исследования являются функции и выразительные возможности  цветных прилагательных.

Цель исследования– определить функции и особенности цветных прилагательных в процессе формирования образности и выразительности в тексте художественного произведения.

Задачи исследования:

1.      Более полно раскрыть смысл произведения посредством анализа цветных прилагательных,  употребленных для описания каждого из героев, мифических существ и их действий;                 

2.      определить отношение автора к каждому из своих персонажей;

3.      исследовать символику, использованную для характеристики каждого цвета произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sardana_doklad_tsvetnye_prilag.docx84.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования»

МО «Кобяйский улус (район)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мастахская  средняя общеобразовательная школа»

Цветные прилагательные в олонхо

выполнила: ученица 6-го

Афанасьева Сардаана

Руководитель: учитель русского языка

и литературы Яковлева А.И.

Мастах, 2016

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Олонхо Сергея Васильева –Борогонского

  1.  Олонхо – якутский героический эпос ……………………………………………….…..5
  2.  Творчество Сергея Васильева- Борогонского …………………………………………9

Глава 2.Характеристика основных цветовых прилагательных в якутском олонхо

2.1. Выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» …………..………11

2.2 Смысл использования цветов в олонхо………………………………………………….16

Заключение …………………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………………….……..19

Введение

 Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема называется: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева-Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». В этой работе мы рассмотрели такие особенности, как символика различных цветов в олонхо, их употребление для описания героев, описания животных, их действий,  явлений природы, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от олонхосута.

Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».

Объектом исследованиявыступают обладающие выразительным потенциалом  цветные  прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».

Предметом исследования являются функции и выразительные возможности  цветных прилагательных.

Цель исследования– определить функции и особенности цветных прилагательных в процессе формирования образности и выразительности в тексте художественного произведения.

Задачи исследования:

  1. Более полно раскрыть смысл произведения посредством анализа цветных прилагательных,  употребленных для описания каждого из героев, мифических существ и их действий;                  
  2. определить отношение автора к каждому из своих персонажей;
  3. исследовать символику, использованную для характеристики каждого цвета произведения.

Новизна исследования: интересно было выяснить смысловую нагрузку цветных  прилагательных в олонхо  Сергея Васильева-Боргонского «Эрчимэн Бэргэн».

Теоретическая  значимость.Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие, сущностьроли имен прилагательных в создании текста, разновидности значений цветных прилагательных.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, а также в спецкурсах и внеклассных занятиях, затрагивающих проблемы изобразительно-выразительных средств в текстах  художественной литературы.

Методами исследования являютсятеоретический анализ литературы, сбор и обработка  материала по теме, практическая работа по анализу употребления прилагательных в олонхо, их значений и составление вывода.

Структура. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В первой главе дается понятие олонхо, описаны адаптированное олонхо С. Васильева-Борогонского. Во второй главе рассмотрены выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» и смысл использования цветов в олонхо.

        Список использованной литературы составляет 8 источников.

Глава 1. Олонхо Сергея Васильева –Борогонского.

1.1. Олонхо – якутский героический эпос.

Олонхо —древнейшее эпическое искусство народа саха. Занимает центральное место в системе якутскогофольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 годуЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Структура олонхо. Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями - олонхосутами.

Путём контаминацииразличных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя. Помимо актерского и певческого мастерства сказители даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи суток -дней и ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» — наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Сюжеты олонхо. Космогония олонхо выстроена в соответствии с религией Айыы. Действие в олонхо происходит в трёх мирах — Верхнем -Үөhээ Дойду, Среднем - Орто Дойду и Нижнем - Аллараа Дойду.

Всередине мироздания находится АалЛуук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир,приют тёмных враждебных сил, крона растет в Среднем мире, где живут люди, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы аймага, прародителей людей, установление счастливой и богатой жизни в Среднем мире.Здесь необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо, как жанра, является его своеобразный историзм, Олонхо задумано, создано и подаётся, как своеобразная история всего человеческого общества, как это часто бывает в эпических сказаниях. Но история эта не реальная, а мифологическая. Можно выделить три группы сюжетов, на которых основываются сказания. Первая из них - олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы аймага. Потомки божеств Айыы, посланные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире, с предназначением заселить его, в тот момент, когда земля только появляется, и становятся ее первыми жителями, людьми из племени «айыы аймага».В этих сюжетах описывается строение Вселенной, всех трёх её миров, их жители, предыстория появления первых людей в Среднем Мире, а также изначальная их жизнь с момента появления на земле, организация ими своего жизненного уклада, и преодоление препятствий на этом пути.В таких сюжетах подробно описывается установившийся миропорядок и мифологическая география. Ко второй группе сюжетов относятся сказания о деяниях героев-выдающихся жителей Средней земли, основателей могучих племён или родов. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе сАбааhы— враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и находит судьбою предназначенную жену. И становится родоначальником процветающего народа. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племен «айыы аймага» от разрушительных действий враждебных тёмных сил Абасы. В некоторых сказаниях богатыря Айыы, призванного стать защитником, божества из Верхнего мира, специально отправляют в Средний мир, по просьбе его жителей. В других же сюжетах защитниками своего племени становятся рожденные при чудесных обстоятельствах дети самих жителей Среднего мира. В каждом конкретном олонхо указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения. При этом, целое сказание может описывать историю нескольких поколений героев одного рода,или состоящих с ними в родстве, вплетая её в контекст всеобщей истории племён айыы аймага.

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени божеств Айыы или людей айыы-аймага.Как правило, главный герой,с самого рождения наделён множеством необыкновенных качеств - силой, умом, красотой. Основная его цель — выполнение предназначенного судьбой: борьба за создание семьи, защита интересов рода, племени или всех людей. Противоборствующей силой в олонхо является богатырь из племени Абааhы,тёмных созданий, враждебных людям. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов их семей и племен. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Үрүҥ Айыы Тойон, бог-покровитель лошадей Күн Дьөhөгөй, богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных —Иэйиэхсит и Айыыhыт и др. обозначающие предназначение главного героя или каким-то иным образом, ему помогающие советом, даром, и т.д. А среди них особое значение имеют второстепенные айыы, духи - покровители, главного героя. Они активно вмешиваются в его судьбу, помогают ему выйти из безвыходных ситуаций или одолеть врага, превосходящего по силе.Помощь главному герою могут оказывать также иччи, духи предметов, и говорящие животные или старец-мудрец «Сэркээн Сэhэн».

Исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передаетсяречитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом исоветником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчествеи оберегающая его от злых сил.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Известные сказители Олонхо. В начале 20-го века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого — «суперзвезды» своего времени, такие, как: Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун. Из известных олонхосутов более позднего времени можно упомянуть следующих:

  • Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии — Ойунский, Платон Алексеевич — был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо — Нюргун Боотур Стремительный.
  • Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола, работавший уже в советское время, также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноимённую драму.
  • Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса.
  • Исследователи Олонхо Ойунский, Платон Алексеевич — якутский советский писатель и общественный деятель.
  • Илларионов, Василий Васильевич — якутский фольклорист, профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия).
  • Пухов, Иннокентий Васильевич (1904—1979) — якутских писатель, литературовед, фольклорист, олонховед, кандидат филологических наук.

  1. Творчество Сергея Васильева- Борогонского.

borogonskii 03d06

Васильев Сергей Степанович -Борогонский (25.09.1907— 11.05.1975) — поэт, публицист и очеркист, лауреат Государственной премии имени П.А. Ойунского. Член СП СССР.

Родился в Усть-Алданском улусе. Окончил Якутский педагогический техникум. Активный комсомольский и советский работник в годы земельного передела и коллективизации сельского хозяйства. Член КПСС с 1931 г. Работал председателем исполнительного комитета районных Советов, исполкома Якутского городского совета. Был ответственным секретарем правления Союза писателей Якутии.
Первое произведение С. Васильева — поэма «Артель Романа» издана в 1929 г. и принесла в ту пору широкую известность. Из его произведений 30-х гг. выделяется поэма «Семь журавлей», ставшая заметным явлением в якутской поэзии.
В годы Великой Отечественной войны поэт создал ряд крупных поэтических произведений, в которых воспел горячую любовь народа к своей Родине, его жгучую ненависть к фашистским захватчикам.

В послевоенные годы основной его темой становится трудовой энтузиазм трудящихся республики. В 1961 г. опубликовал роман в стихах «Аччыгый уол» («Младший сын»), отражающий накопленный автором жизненный и литературный опыт. Поэма-баллада «Священный Ильмень» С. Васильева удостоена республиканской премии имени П.А. Ойунского.

С. Васильев — публицист и очеркист, затронувший злободневные проблемы своего времени. Не одно издание выдержал его поэтический сборник для детей «Совет пернатых». Так же тепло встречены маленькими читателями его обработки олонхо «Эрчимэн Бэргэн», «Үөлэн Хардааччы» и  «Күн Эрили».

Ряд произведений поэта издан в переводе на русский язык и на языки других братских народов.

Был награжден двумя орденами «Знак Почета», медалями и Почетными грамотами.
Именем поэта и видного общественного деятеля С.С. Васильева-Борогонского названа Соттинская средняя школа Усть-Алданского улуса.

Глава 2. Характеристика основных цветовых прилагательных в якутских олонхо.

Для того чтобы сформировать  работу, мы разделили её на несколько частей.

Первая часть содержит точный пересчёт всех цветных прилагательных произведения, из которого можно было уже сделать некоторые выводы и создать основу, точку опоры для дальнейшей работы с темой.

Вторая часть работы – установление смысла использования цветов в каждом из словосочетаний произведения. Благодаря некоторым источникамнам удалось максимально точно определить скрытый смысл каждого из них, а также установить отношение автора к происходящему. Следующей ступенью в создании работы стали установленные нами значения цветов, употребляемых в романе. Это  помогло точнее определить символику цветов в целом и дать каждому из них отдельную характеристику.

2.1. Выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн».

Теперь мы бы хотели предоставить вам полный список цветных прилагательных, использованных в олонхо Сергея Васильева «Борогонского», и привести примеры использования цветных прилагательных в тексте олонхо, чтобы получить визуальную картину сочетания прилагательных с существительными.

Проанализируем использование Сергеем Степановичем Васильевым-Борогонским различных цветов. Сергей Васильев часто использует в олонко цвета, любимые якутским народом – чёрный, зелёный, белый.

Зелёный – у якутов один из самых любимых цветов. Поскольку якутский человек живет в местности с суровым, холодным климатом, он встречает весну, лето с большой радостью, ждет зелени. С приходом лета, якуты поклонялись мать-природе, божествам Айыы и проводили большой праздник Ысыах – праздник встречи лета. При описании лета обязательно использовался зеленый цвет:

Кун айыы бухатыырын

кɵтɵҕɵн ылан

күɵх окко тиэрэ уурда…

Ханна эмэ

Хампа күɵх кырыс

Хаалбыт буолла5ына,

Хагдарыйбатын диэн…

Белый – цвет, которому поклонялся якутский народ испокон веков. Белый цвет в якутском языке переводится двумя словами «маңан» и «үрүң». Эти слова являются синонимами. Но в большинстве «маңан» означает «белый, как снег», например: хаар маңан, туус маңан,куба маңан, үүт маңан, кырса маңан. «Үрүң» означает «похожий на снег». Но больше используется «үрүң».

Ити кэлин кырыытыттан,

Кыталык кыыл

Кыыда маҕан халлаан кырсыттан

Супту сурулаан түһэн …

…Ол истэҕинэ,

Кыырай маңан халлааны кырсынан

Кыталык кыыл кылбаарыйан тиийэн

                                                      кэлэн…

Оҕонньордоох эмээхсин

Үɵрүүлэрэ үрдээтэ,

Үрүң күннэрэ сырдаата …

Үрүң күнтэн

Сүтэрсэн эрэҕит …

Ол сытан

Биһиги киһибит:

«Үрүң күн дьоно,

Өрүһүк буолуң»…

Өрүһүйээри гыммыты  

Үрүң күнтэн сүтэрдэ …

 Үрүң күн дьонун

Өрɵ кɵрдɵрбɵт

Үс хара күлүктээх буолуоҕум …

Тимир ханаат кэлгиэтин

Быта то курдук

Быһыта сынньан ,

Үрүң тыынын

Өрүһүйэн ылла,-

Алаас сыһыы ортотугар

Аҕыс салалаах

Аал кудук маска  киирэн

Анды сымыытын курдук,

Алла –таммалыы турар

Араҕас илгэтиттэн

Аһыы сылдьыбытым …

Красный – цвет, который во время Великой Октябрьской революции был актуальным в Советском Союзе. А до революции в якутском народе красный цвет не был так распространен, не пользовался так много. Наверное, потому что у якутов все цвета приближены к природным. А красный цвет в древности не использовали в прямом виде:

Эриэн тойон оҕонньор аҕалаах,  

Эбириэлдьин хотун эмээхсин ийэлээх

Эрчимэн Бэргэн бухатыыр кэлэн,

Күүс ɵттүнэн күтүɵттэри,

Кылына киһини кырбаан,

Кыа хаанын тохто,

Кыһыл этин  сэймэктээтэ …

Эт сутуруктарынан

Эттэспитинэн бардылар,

Кыһыл илиилэринэн

Кырбаспытынан бардылар.

А в этом фрагменте Сергей Васильев использовал красный цвет в сравнении:

Кыһыл саһыл уорҕатын

Сахсыйа оонньообут курдук

Кытархай иңнэрдээх эбит…

Также использован красный цвет для изображения Нижнего мира – мира Абааьы:

Өһɵх долгуннар

Өрɵ сүүрэн кэлэн

Үрдүк тааһы таһыйдылар,

Хааннаах долгуннар

Хамсаан халыһыйан кэлэн

Хайа тэллэҕин сабаатылар.

Черный цвет много встречается в олонхо «Эрчимэн Бэргэн». В этом особенность автора Сергея Васильева, что черный цвет использован больше, чем природные якутские цвета: зеленый, белый. Это и поражает читателя!

Черный цвет в общем понятии используется при отрицательном, плохом значении. Проанализировав использование черного цвета в олонхо «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к выводу, что расширено значение использования черного цвета. Здесь он приобретает два значения: и хорошее, положительное, но и отрицательное значение. Больше встречается прилагательное черное в сочетании: хара тыа.

Ол толоон

Хара тыа

Хаймыылаа5а эбитэ үһү…

Хара тыаттан

Хардаң эһэлээн,

Булуң сиртэн

Буур тайахтаан…

Баай хара тыа5а

Мастардыын туста

Баран баран…

Автор при описании животных и зверей тоже использует излюбленный черный цвет. Например: Алып Ханда5ай хара аттаах Араат Мохсо5ол, халлааны кырсынан хара суордар хаьыытаьан аастылар, харалдьыктан кɵппүт хара улар курдук…

Кроме того, Сергей Васильев использует черный цвет в сравнении: хара саһыл кутуругун харсыһыннара уурбут курдук халың хаастардаах эбит, хара сыгынахтары хайыта тэбэн кэбиспитэ, Хаачылаан Куону уоран ылан, хара сымыыт гынан, ыйыстан кэбиспитэ.

Еще в олонхо С.Васильев использует черный цвет при обозначении поклонения земле предков: хара буордарыгар, хара тыа аһатан-сиэтэн – в значении «бараммат баай-дуол, бигэ тирэх».

Таким образом у Сергея Васильева основными цветами, используемыми в олонхо, являются три цвета: черный, зеленый и белый. Значение такого использования цветов: хара – земля, күɵх – зелень, белый – чистота, божества. Это у древних якутов цвета жизни, что ярко продемонстрировал в своем олонхо Сергей Степанович Васильев.

Далее представляем таблицу использования цветов в олонхо «Эрчимэн Бэргэн», с подсчетом количества использования и примерами из текста олонхо:

№

Цвета

(на русском языке)

ɵңнɵр

(на якутском языке)

Пример из олонхо

Количество прилагательных

1.

Жёлтый

Араҕас

Араҕас илгэттэн аһыы сылдьыбытым, ɵлбɵт мэңэ уутун курдук үллэ-сүүдүрүннүү турар

2

2.

Зелёный

От күɵх

Былах күɵх сэбирдэ5инэн

Быһыт быһа сылдьар о5онньорго

О5олор сырсан кэлэннэр олонхолоо диэн олуйдулар

Ол толоон хара тыа хаймыылаа5а эбитэ уьу

Күɵх тыа күрүɵлээҕэ эбитэ үһү

3

4.

Красный

Кыһыл

Кыһыл саһыл уорҕатын сахсыйа оонньообут курдук, кытархай имнэрдээх эбит

Кыһыл илиилэринэн кырбаспытынан бардылар, ый отут хонугун устатыгар

3

5.

Белый

Үрүң

Үрүң күннэрэ сырдаата,

олуктара кэңээтэ

8

6.

белый

Маңан (маҕан)

Кыталык кыыл кыыдаа маҕан халлаан кырсыттан супту сурулаан түһэн ɵлбɵт мэңэ уутун үɵһэттэн ыһыктан кэбистэ

9

7.

чёрный

хара

Араат Мохсо5ол Хаачылаан Куону уоран ылан хара таас сымыыт гынан ыйыстан кэбистэ

22

8.

золотистый

кɵмүс

.. кɵмүс күɵмэйин кɵңкɵтɵн күɵрэтэн дьэңкэтэн барда…

кɵмүс долгун кɵҕүллээх олус үчүгэй уол о5о тɵрɵɵбүт

9

9.

Красный яркий

Кытархай

Бэйэтэ да5аны,

Айыы о5ото буолан…

Кытархай имнэрдээх эбит

1

10

Пёстрый

эриэн

Эриэн тойон оҕонньор аҕалаах,

 Эбириэлдьин  Хотун эмээхсин ийэлээх Эрчимэн Бэргэн бухатыыр

1

2.2 Смысл использования цветов в олонхо.

№

Цвет

цвет

Значение цвета

1.

белый

үрүң

Белый цвет в якутском языке переводится двумя словами «маңан» и «үрүң». Эти слова являются синонимами. Но в большинстве «маңан» означает «белый, как снег», например: хаар маңан, туус маңан,куба маңан, үүт маңан, кырса маңан. «Үрүң» означает «похожий на снег». Но больше используется «үрүң».

Цвет чистоты, цвет Верхнего мира, где обитают Божества.

черный

хара

Чёрный цвет в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» символизирует силы зла, которые охотятся за людьми Айыы аймага исключительно в целях наживы.

      Но у С. Васильева это цвет обозначения поклонения земле предков: хара буордарыгар, хара тыа аһатан-сиэтэн – в значении «бараммат баай-дуол, бигэ тирэх».

3.

красный

кыьыл

Красный  не так часто, как  чёрный,  используется; он является символом темной энергии, темных сил и колдовства.

Иногда красный цвет снабжает очень сильной энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию.
В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

4.

Желтый

араҕас

Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта.

      Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания

5.

зеленый

күɵх

Зелёный – у якутов один из самых любимых цветов. Поскольку якутский человек живет в местности с суровым, холодным климатом, он встречает весну, лето с большой радостью, ждет зелени. С приходом лета, якуты поклонялись мать-природе, божествам Айыы и проводили большой праздник Ысыах – праздник встречи лета.

6.

Золотой

Цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой.

7.

серебряный

Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде.

Обладает умением прекращать споры и указывает на то, что человек любит фантазировать.

Заключение.

В целом якутское олонхо не только обогащает внутренний мир читателя посредством разнообразных путей употребления цветных прилагательных, но и помогает совершить более тщательный анализ главных мыслей олонхосута, вложенных в произведение.

В данной исследовательской работе проанализирована значение цветовых прилагательных в тексте якутского героического эпоса олонхо. На основе проделанной работы построена таблица цветообозначений в якутском языке.

Проведя анализ многообразия использования цветных прилагательных С.Васильева-Борогонского на примере олонхо «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к некоторым выводам. Автор использовал 10 разновидностей цветных прилагательных и их оттенки, их общее количество прилагательных составляет  58 слов.Здесь мы приводим 8  употребляемых цветов:

Зелёный - 3 раза  - 5,1%                

Белый (үрүң) – 8 раз -13,7 %      

       Белый (маңан) – 9 раз – 15,5%

       Жёлтый – 2 раза – 3,44 %

       Красный – 3 раза – 5,17 %          

       Чёрный – 22 раз – 37,9 %      

      Золотистый – 2 раза – 3,44 %

Исследовав цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к следующим выводам:

  1. Центральное положение занимают цветообозначения, имеющие свободную сочетаемость, стилистическую нейтральность, высокую частотность употребления;
  2. В якутском языке в центре понятия «цвет» находятся следующие цветообозначения: «Урун», «манан» - белый, «хара» - черный, «кыhыл» - красный, «араҕас»– желтый, «от куох» - зеленый, «халлаан куэх» -голубой и синий.
  3. Остальные цветообозначения занимают второстепенное положение и представляют собой различные типы слов, которые используются для передачи какого-либо оттенка. Оттеночные цветообозначения якутского языка могут являться как простыми: «хоңор» - коричневый, «кугас» - рыжий и др., так и сложными: «саһархайдыңы кыһыл» - желтовато-красный, «ɵлбɵɵркɵй от күɵҕэ» - тускло-зеленый, «хараңа халлаан күɵҕэ» - темно-синий, «сырдык араҕас» - светло-желтый и др.).

Настоящее исследование подтверждает в научной литературе выводами работ о большой значимости цветообозначений в фольклоре (А.Т.Хроленко, Л.Л.Габышева), а также культуре многих народов (Н.Л.Жуковская, А.Я.Гуревич).

Таким образом, использование  обширного количества цветов помогает автору не только ярко и живо описать происходящие события, но и более натурально и точно передать характер героев и мифических существ. Прочитав олонхо, я узнала много нового, открыла для себя чудесный мир народной сказки-фантазии. Каждый из главных героев получил свою неповторимую характеристику, благодаря использованным для их описания цветам.

Список использованной литературы:

  1. Борисов А.С., Игнатьева Я.В. и др. Олоңхону чинчийии: оҕо анаарыыта / - Дьокуускай, 2010.
  2. Васильев С.С. Үс бухатыыр / С.С. Васильев. – Якутскай,1971.
  3. Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов / В.В. Илларионов. – Якутск, 1982.
  4. Окладников А.П. История ЯАССР / А.П. Окладников. – Т.1. – М., 1955.
  5. Петрова С.И. Өбүгэ таңаһа уонна итэҕэл / С.И. Петрова. – Дьокуускай, 1999.
  6. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо / И.В. Пухов. – М., 1962.
  7. Хотугу сулус. – 1977. - №2.
  8. Хотугу сулус. – 1977. - №9.

Т Е З И С

исследовательской работы ученицы 6 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мастахская средняя общеобразовательная школа» Афанасьевой Сардааны по теме «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Мастахская  СОШ»Яковлева Айталина Ивановна.

Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема называется: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева-Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». В этой работе мы рассмотрели такие особенности, как символика различных цветов в олонхо, их употребление для описания героев, описания животных, их действий,  явлений природы, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от олонхосута.

Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».

Объектом исследованиявыступают обладающие выразительным потенциалом  цветные  прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».

Предметом исследования являются функции и выразительные возможности  цветных прилагательных.

Цель исследования– определить функции и особенности цветных прилагательных в процессе формирования образности и выразительности в тексте художественного произведения.

Задачи исследования:

  1. Более полно раскрыть смысл произведения посредством анализа цветных прилагательных,  употребленных для описания каждого из героев, мифических существ и их действий;                  
  2. определить отношение автора к каждому из своих персонажей;
  3. исследовать символику, использованную для характеристики каждого цвета произведения.

Новизна исследования: интересно было выяснить смысловую нагрузку цветных  прилагательных в олонхо  Сергея Васильева-Боргонского «Эрчимэн Бэргэн».

Теоретическая  значимость.Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие, сущностьроли имен прилагательных в создании текста, разновидности значений цветных прилагательных.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, а также в спецкурсах и внеклассных занятиях, затрагивающих проблемы изобразительно-выразительных средств в текстах  художественной литературы.

Методами исследования являютсятеоретический анализ литературы, сбор и обработка  материала по теме, практическая работа по анализу употребления прилагательных в олонхо, их значений и составление вывода.

Структура. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В первой главе дается понятие олонхо, описаны адаптированное олонхо С. Васильева-Борогонского. Во второй главе рассмотрены выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» и смысл использования цветов в олонхо.

        Список использованной литературы составляет 8 источников.

В целом якутское олонхо не только обогащает внутренний мир читателя посредством разнообразных путей употребления цветных прилагательных, но и помогает совершить более тщательный анализ главных мыслей олонхосута, вложенных в произведение.

В данной исследовательской работе проанализирована значение цветовых прилагательных в тексте якутского героического эпоса олонхо. На основе проделанной работы построена таблица цветообозначений в якутском языке.

Проведя анализ многообразия использования цветных прилагательных С.Васильева-Борогонского на примере олонхо «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к некоторым выводам. Автор использовал 10 разновидностей цветных прилагательных и их оттенки, их общее количество прилагательных составляет  58 слов. Здесь мы приводим 8  употребляемых цветов:

Зелёный - 3 раза  - 5,1%                

Белый (үрүң) – 8 раз - 13,7 %      

       Белый (маңан) – 9 раз – 15,5%

       Жёлтый – 2 раза – 3,44 %

       Красный – 3 раза – 5,17 %          

       Чёрный – 22 раз – 37,9 %      

      Золотистый – 2 раза – 3,44 %

Исследовав цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к следующим выводам:

  1. Центральное положение занимают цветообозначения, имеющие свободную сочетаемость, стилистическую нейтральность, высокую частотность употребления;
  2. В якутском языке в центре понятия «цвет» находятся следующие цветообозначения: «Урун», «манан» - белый, «хара» - черный, «кыhыл» - красный, «араҕас»– желтый, «от куох» - зеленый, «халлаан куэх» -голубой и синий.
  3. Остальные цветообозначения занимают второстепенное положение и представляют собой различные типы слов, которые используются для передачи какого-либо оттенка. Оттеночные цветообозначения якутского языка могут являться как простыми: «хоңор» - коричневый, «кугас» - рыжий и др., так и сложными: «саһархайдыңы кыһыл» - желтовато-красный, «ɵлбɵɵркɵй от күɵҕэ» - тускло-зеленый, «хараңа халлаан күɵҕэ» - темно-синий, «сырдык араҕас» - светло-желтый и др.).

Настоящее исследование подтверждает в научной литературе выводами работ о большой значимости цветообозначений в фольклоре (А.Т.Хроленко, Л.Л.Габышева), а также культуре многих народов (Н.Л.Жуковская, А.Я.Гуревич).

Таким образом, использование  обширного количества цветов помогает автору не только ярко и живо описать происходящие события, но и более натурально и точно передать характер героев и мифических существ. Прочитав олонхо, я узнала много нового, открыла для себя чудесный мир народной сказки-фантазии. Каждый из главных героев получил свою неповторимую характеристику, благодаря использованным для их описания цветам.


Поделиться:

Два морехода

Снег своими руками

Швейня

Браво, Феликс!

За еду птицы готовы собирать мусор