Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Малая моя Родина" | 474.71 КБ |
Слайд 1
Презентация на тему: «История происхождения села Наваты »Слайд 2
Старинное мордовское село Наваты расположено в южной части Пильнинского района. По преданию в начале ХУ11 века пришли жить в эти места три брата мордвина: Нават, Озер и Бокшай. Старший брат Бокшай поселился на живописном берегу реки Сура, на богатых пойменных почвах, в том месте где речка Медянка впадает в Суру, где со временем образовалась село Бакшандино, младший брат Озер поселился на том месте, где сейчас находится русское село Озерки. Нават сначала облюбовал место рядом с Сурой, но в то время зимой выпадало много снега и во время весеннего паводка Сура выходила из берегов и на многие километры разлилось половодье и заливала дома жителей поймы Суры. Прожив два-три года Нават перебирается со своим семейством в более безопасное от полой воды место , именуемое ныне «Пиче- лашмо» (сомовой бор).Но и на новом месте в лесу, богатом диким зверем , ягодами , грибами рядом с вековыми соснами в окружении небольших озер, богатых рыбой из-за тех же весенних паводков Суры, мордовским поселенцам , приходится переселяться еще более в безопасное место – за озеро, где и по сей день находится село Наваты.
Слайд 3
И поселились они на самом берегу озера, на богатые плодородные земли. По ту сторону озера был дремучий лес, а недалеко в лесу находилось озеро длиной пять километров, с чистейшей водой и богатой различной работой, ныне оно носит название села- Наваты. Озеро это не широкое в среднем около 150 м. Располагается параллельно реке Суре. Поселенцы с самого начала пользовались тем, что им представляла природа -ловили рыбу (« вандой »), сплетенной из новых прутьев, охотились в лесу на зверя и птицу и, естественно трудились на основной кормилице-земле.
Слайд 4
Село начало строиться от озера. Название первой улице произошло от интересного случая. Во время большого половодья вода заливала дома до окон, скотину переправляли в безопасное место. Один хозяин, проснувшись утром, увидел во дворе огромного сома, заплывшего на запах разлагавшегося навоза, прикрыл ворота на запор, вода ушла, а во дворе остался сом длиной около двух с половиной метров и с тех пор эту улицу называют Сомовка, ныне Набережная. Семьи в то время были многодетными, дети жили с родителями, деревня год за годом росла. Вслед за Сомовкой стала строиться другая улица, которую из-за своей протяженности назвали «Покшульца»- Большая улица),затем выросла еще одна улица «Перловка».
Слайд 5
Наватские мордва жили в дружбе с соседними селами Языковым и Озерками. Языково считалось селом, так как имело церковь. Хоронить по вере крестьян положено в то село, где имелась церковь и покойников из Нават до 1872 года отпевали в церкви и хоронили в Языкове. Затем хоронить стали в Наватах на площади около строящейся церкви (ныне школьный сад, но потом определили новое место, а около церкви ее служителей. К 1878 году деревянная церковь с медными колоколами была отстроена. В то далекое время Наваты и Озерки были удельными селами, то есть никому не принадлежащими, но чтобы прокормить себя имели душевой надел. Рождающемуся мальчику было положено определенное количество земли, на женский пол землю не давали, и некоторым жителям не имеющим земли, приходилось идти на работу к барину в боярские села Языково и Медяна .
Слайд 6
Самым богатым барином в Языково был Панцев Петр Александрович, имеющий во владении огромный фруктовый сад и около 500 га земли. Много жителей окрестных сел работало на него. Кроме него был еще барин Посынкин, боярыня Люторщиха, много мордвов работало на барина Рагузина, ныне сохранился его сад площадью 11 га, принадлежащий колхозу «Восход». Бояре по осени расплачивались продукцией-хлебом и сеном. Наваты, как и ближайшее села Озерки, Медяна , Лекаревка, Карачары , Барятино, деревни Шумерля и Кумашка входили в состав Сибирской губернии Курмышского уезда Языковской волости, Старшиной волости был Наватский мордвин Оськин Дмитрий Иванович, из-за своего роста и небывалой силы получившего прозвище Аблей . Идя в Шумерлю,по ту сторону Суры попадешь на Пьяну , которую по сей день зовут «Мордовская поляна», в Наватах зовут конкретнее Оськань ледьма (Оськины сенокосы), принадлежащие Языковской волости. В каждом селе выбирался староста села, в Наватах много лет был Кандрашкин Трофим Иванович. В центре села имелось его пожарная, на крыше был установлен колокол ( баяга ), который во время пожара оповещен о беде.
Слайд 7
Большая беда настигла Наваты в 1892 году, разразился пожар, именуемый в народе Ершовым. Из четырех улиц осталось одна Перловка, и один чудом уцелевший дом на Большой улице, дом Косова Семена Алексеевича (по уличному Регич ). Пожар возник неожиданно, был сильный ветер, дома были покрыты соломой и огонь уничтожил в считанные часы, оставив без крова сотни людей. Много было пролито слез у народа. Они жили в землянках, шалашах, потом село снова начало строиться . В 1891 году волостное управление разрешило строить дома на новых местах, в этом же году продолжает строиться Новая улица- продолжение Большой - Горелый конец(Советская улица). Лес начинался за улицей Горелый конец и продолжался до озера Нават и дальше . Теперь на его месте поле. Параллельно Большой строилась улица Пердуновка ( Пролетарская). Село застала Октябрьская революция . Территория села была очень перенаселена . Люди не разгибая спины дружно работали в поле, пахали на лошадях, сеяли в ручную, косили и убирали все в ручную. А в выходные дни ходили в церковь, пекли пироги и лепешки. По окончании основных работ – сев, сенокос, уборке урожая – мордва устраивали праздник. В эти дни устраивались концерты, пели песни, частушки, все были нарядны. Вся родня ходила из дома в дом по родственникам пели песни и пили народную брагу (пюре). Со временем горе пожара забылось – работали от зари до зари в поле, в лесу, строились. В 1898 году появились новые дома на новой улице, получившей название Одлинья (Новая -линия).
Слайд 8
Мордва дружно жили с татарами. У Наватских было много друзей в Собачьем (Красная Горка) и Петряксах . Об этом говорят наличие татарских слов в разговоре Наватской мордвы: каймак (ватрушка, пирог), салма, да и татарин по – мордовски в нашем округе звучит « кельмаз « (красивый язык). По сей день осталось название озер, рек, лесов, лугов. Недалеко от села в лесу есть небольшое село Пичерка , получившее название от ( Пичерка ) сосново озеро) очевидно по берегам этого озера стояли вековые сосны. Или сенокосные угодья «Мазы ледмине » (красивое место сенокоса), « покшчем », получило название от основной растительности – осоке.
Слайд 9
К концу Х1Х века имелось в Наватах своя церковно-приходская школа, где учились три года, всех детей не брали из-за большого количества. С приходом Советской власти образуется Наватский сельский Совет, его представителем избирают Феклистова Тимофея Семеновича, народ получив землю начинает жить лучше. В 1918 году закладывается улица Казанка( Казанская), через нее шли обозы групп татар ближайших сел на Казань, и наватские называли «Казань-ки» дорога на Казань . Жили в то время в Наватах не плохо, так к концу 1916 года в селе насчитывалось около 50 пасек. Л овили рыбу и сдавали в магазин р. п. Пильна и свой магазин. Очень много было рыбы в то время в озерах. В 1923 году в Наватах застраивается еще одна улица, получившая в народе название «Плутовка »(Мичурина). Оказывается, жил на этой улице Жданкин Петр Григорьевич – озорник и плут, через несколько лет он уехал из села.
Слайд 10
В начале 1928 года на берегу озера Нават строится частный кирпичный завод возглавляет его строительство и работу Феклистов и Илюшин Василий Гаврилович с тремя сыновьями. Затем он становится колхозным. За сезон выпускали 50 тысяч штук кирпича. В это время население Нават достигло в 1928 году 2912 человек. В 1930 году в Наватах создается колхоз « Красный луч председатель Феклистов Тимофеевич Семенович, председателем сельского Совета Понятов Никита Иванович. Люди стали вступать в колхоз, но люди смотрели с опаской до 1938 года. На Большой улице было 80 % единоличников, Колхозы в то время были бедные, продукцию всю почти забрали. Кирпича для постройки домов не хватало. Лес не давали и народ пошел в город: Шумерлю и Мыслец . Со дня образования колхоза в бригадах насчитывалось по 100 человек, но год за годом народу все становилось меньше и меньше. В 1934 году церковь в Наватах закрыли – это был очередной удар уже не по экономике, а по вере народа, по нравственности, культуре. В 1939 году очередное горе в Наватах, вспыхивает большой пожар,сгорело 40 домов. Старики говорили, что это к большой беде и точно, и через два года началась ВОВ.
Слайд 11
День был теплым и солнечным, уже начался сенокос, кроме стариков и детей все были в поле. Работавшие в лугах обратили внимание на быстро скачущего на лошади парнишка сообщившего страшное слово- война. Основная рабочая сила мужики и парни стали уходить на фронт. Жены, матери , дети плакали, мужики же пели задорные песни под гармони. Подвода за подводой уходила за околицу села в сторону Озерки. Улица Казанка последняя провожала бойцов, вытирая слезы, махая платками. Ушел на фронт и молодой председатель Феклистов Михаил Федорович. Вся работа легла на женщин и детей. Не покладая рук они работали в поле, выращивая хлеб и отправляли его в Пильну, хлеб так нужный народу. Не слышно было команды боев, а где-то шла великая битва, напоминающая о себе лишь солдатскими треугольниками приносящими кому-то радостную весть фронта, а кому-то и похоронку о погибшем муже, сыне, возвращались с фронта и раненые. Наконец-то в мае 1945 года прозвучало долгожданное слово – ПОБЕДА! С фронта стали возвращаться солдаты и село их встречало слезами радости, слезами горя. 264 человек из Нават осталось лежать в чужой земле, положили свои головы за то чтобы их дети и внуки жили под мирным небом не зная слез и горя.
Слайд 12
Горе сплотило, сроднило народ. Народ понял цену жизни на этой земле. Первые послевоенные годы, страна залечивала раны, время год за годом уносило воспоминания как страшный сон. В начале тридцатых годов в городах за работу стали платить деньги, а в деревнях работали за трудодень, а в конце года колхоз расплачивался зерном, В основном зерно отправляли в государство, а колхознику оставалось как-нибудь только прокормиться. Лес на постройку домов не давали , топились хворостом и люди стали уезжать в город. Уезжали в город Шумерля, в основном молодежь, старело и село. В 60оды идет укрепление колхозов и в 1961 году Наватский колхоз «Красный луч соединяется с Озерским имением «Чапаева» назвали колхоз «Восход ». Правление колхоза переселяется в Озерки, сельский Совет еще в 19154 году стал Озерским, хотя 70 % населения совета жители Нават. Вот такое это было время , одним росчерком пера решилось – судьба с. Наваты в 1964 году отменили трудодни и стали платить деньги. Народ в какой-то мере вздохнул свободнее. В начале 70-х годов по сельскому хозяйству наносится очередной удар,сверху рекомендуется развитие центральных усадеб, сотни тысяч сел и деревень объявляется генеральный план застройки центральной усадьбы колхоза с. Озерки. Наваты остаются в стороне обездоленными. С тех пор ведется строительство домов и объектов соцкультбыта только в Озерках, Наватская молодежь вынуждена идти жить туда.
Слайд 13
Но вот приходит новое время, когда свою судьбу решает сам народ. Неоднократно на собраниях колхозников поднимается вопрос о будущем села Наваты. Правление колхоза разводит руками- генплан ,к тому же все в колхозе должно строиться на свои средства, которых в колхозе нет. Колхоз сдает государству продукцию по низким ценам, а покупает очень дорогую технику, удобрения, стройматериалы, да еще и самим вести строительство внутри хозяйства. И народ должен ждать когда государство в лице Советов возьмется за строительство на селе. А тем временем в Наватах очередная беда -в этом году закрылась школа оставшимся на селе детям приходится ходить в школу в село Озерки. А как жителям села Наваты хотелось сохранить свои традиции вплоть до преподавания мордовского языка. Пусть они не будут говорить по-мордовски , но вырастут грамотными, культурными, знающими традиции, обычаи своего села, историю своих предков , чего явно не хватает молодежи. И все же не смотря на все водовороты судьбы село будет жить, ведь без глубинки нет центра и мы надеемся на лучшие времена и что молодежь будет жить и работать на своей земле, на земле своих предков.
Слайд 14
Спасибо за внимание))
Лепесток и цветок
Вокруг света за 80 дней
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Весёлые польки для детей
Самый богатый воробей на свете