• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Поиск счастья"

Опубликовано Шабанова Елена Валерьевна вкл 18.03.2017 - 21:10
Шабанова Елена Валерьевна
Автор: 
Сутормина Александра

Что такое счастье? Знают ли учащиеся  значение данного слова? Счастливые школьники более успешны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив

 «Леонардо»

                                                                               

                                                                                         

                                                                                           Автор работы:

                 Сутормина Александра,

                 учащаяся 5 «А» класса

                 МАОУ «СОШ № 10»

ПРОЕКТ

«ПОИСК СЧАСТЬЯ»

                                                                           

                                                                               

                                                                       

 

 Руководитель: Шабанова Е.В.,

  учитель МАОУ «СОШ № 10»,

  первая квалификационная

  категория

                                       

г. Когалым

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………     3

 1. Глава

Теоретическая часть...........................................................................     4

    1.1.

Значение слова «счастье»……..………………………………………….    4

    1.2.

Происхождение слова «счастье» ………………………………………..    4

         

 2. Глава

Практическая часть……………………………………………………….    5

    2.1.

Анализ мнения обучающихся на предмет проблемы …………………     5

     

    2.2.

    2.3.

Изучение «счастья» как фактора успешности обучающихся…………     6

Мастер – класс «Как быть счастливым»………………………………...    7

                 

Заключение………………………………………………………………………………    8

Список источников информации………………………………………………………     9

Приложение……………………………………………………………………………..   10

Введение

Первый раз с понятием счастья я познакомилась, когда маленькой смотрела мультфильм «Как ослик искал счастье». Но  не поняла, что такое счастье и почему его нужно искать, а главное где. Став постарше часто слышала пожелания счастья в день рождения или на праздники.  Что это такое его желают, а не видно и для меня не ощутимо. Когда я спрашивала у родителей, что такое счастье они отвечали: «Ты наше счастье». Приятно, но  не понятно. На уроке ОДНКНР была затронута тема «О счастье и смысле жизни»,  тогда  я решила провести исследование «что такое счастье?»

Цель -  изучение понимания и значения слова «счастье».

Объект исследования – смысл и значение слова «счастье».

Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у  

учащихся МАОУ   «СОШ № 10».

     Задачи:

  • изучить толкование и этимологию слова «счастье»;
  • проанализировать понимание слова «счастье» у обучающихся начального, среднего и старшего звена школы;
  • выяснить какие условия вызывают у школьников чувство счастья;
  • определить, повышает ли качество учебы  чувство счастья.

Методы исследования: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ,

          обзор источников информации

Гипотеза:

Мы предполагаем, что обучающиеся имеют представление о значении

слова «счастье»; счастливые школьники более успешны в учебе.

1. Глава. Теоретическая часть

1.1.Значение  слова «счастье»

Для понимания смысла и значения слова «счастье» я начала работать со словарями.

 Толковый  словарь: 

 «Счастье -  1.Чувство и состояние полного высшего удовлетворения.

                     2.Стремление к счастью.

                     3.Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь» [5]

 Словарь В.И.Даля:

 «СЧАСТЬЕ (со-частье,  доля, пай) ср. рок,  судьба, часть и участь, доля». [4]

Философский словарь:

«Счастье»- состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. [6]

Социологический словарь:

«Счастье» - англ. happiness; нем. Gluck. Состояние  человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. [3]

Энциклопедический словарь:

«Счастье»- состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. [7]

Исторический словарь:

«Счастье» - понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим положением и бытием, полнотой и осмысленностью жизни. [1]

1.2. Происхождение слова «счастье»

Для того чтобы узнать происхождение слова «счастье» я обратилась за помощью к этимологическому словарю:

 «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть».[8]

В орфоэпическом словаре  я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произносим [ща]стье». Написание и произношение данного слова не совпадает. [2]

2. Глава. Исследовательская часть.

 Методика исследования

Исследования проводились в МАОУ «СОШ № 10», респондентами являлись обучающиеся данной школы. В процессе исследований необходимо было провести следующие учеты, наблюдения и опыты:

  • как учащиеся понимают значение слова «счастье»,
  • уровень психологического благополучия в коллективе 5 класса (насколько  обучающиеся счастливы),
  • счастливое состояние как фактор желания учиться (эксперимент),
  • условия, повышающие  уровень радости у обучающихся (эксперимент).

2.1 Анализ мнения обучающихся МАОУ «СОШ № 10»

 Свое исследование я начала с опроса своих одноклассников учеников 5 класса «Что такое счастье»? В опросе участвовало 24 человека.

Результаты получились такими:

  1. Счастье – это радость и улыбки;
  2. Счастье – это любовь;                      
  3. Счастье – это здоровье родных;
  4. Счастье – это когда сбываются мечты;
  5. Счастье – это когда на душе хорошо.

Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства  ассоциируется со словами «радость и улыбки» - 9 человек. Остальные ребята  «счастье» связывают с любовью и здоровьем родных  – 6 человек, когда сбываются мечты – 4 человека и когда на душе хорошо - 5 человек.

Мне стало интересно, что думают о слове «счастье»  другие обучающиеся  нашей школы. Свое исследование я начала с учащихся начальных классов. При опросе обучающихся первого класса возникли проблемы, т.к. у ребят возникли затруднения с объяснением данного слова. Тогда по рекомендации учителя, я решила понаблюдать за первоклассниками. В начале урока учащиеся сидели  напряженные, не решительные, а когда в течение урока, учитель хвалил их, появлялись улыбки на лицах и уверенность, что они все знают. В конце урока учитель ребятам, за хорошую работу раздал солнышки и смайлики. Радостные улыбки освещали лица детей. И несколько человек сказали: «Вот счастье», значит для первоклассников «счастье», когда их хвалят, радуют  подарочками.  ( Приложение № 1)

Во – вторых, третьих  и четвёртых классах ребята долго думали, но потом смогли дать ответ. Ответы обучающихся  я обработала и составила  таблицу № 1. (Приложение № 2)  

Вывод: для учащихся начальных классов понятие « Что такое счастье?»  означает: семья, так ответило – 40% опрошенных. Радость – 24%, хорошая учеба – 18%, 13% считают – это дружба, подарки -5%. Значит для младшего школьного возраста значение слова « счастье» ассоциируется с семьей и радостью.

У обучающихся среднего звена мы  провели опрос совместно с учителем. Обработанные результаты занесла в таблицу № 2.  (Приложение № 2)

Вывод: «Что значит счастье?» для ребят  среднего звена, как и моих одноклассников,  в первую очередь -  «радость», так ответило  33% опрошенных, на  втором месте «любовь» - 29% , 18% считают - «сбывшиеся мечты», а затем «здоровье» - 15% и  5% – душевное спокойствие.

А что думают о счастье обучающиеся старшего звена? Результаты ответов школьников старшего звена занесла в таблицу № 3.  ( Приложение № 2)

Вывод: обучающиеся старших классов считают, что «счастье» – это когда тебя понимают – 30%  ответили, «любовь» - 27%, «радость» - 25%, жизнь без проблем – 14%, здоровье – 4% .

На вопрос «Существует ли счастье?» все опрошенные ответили: «Да».  Значит, все верят в «счастье», просто  у каждого возраста есть свое понятие  для младших школьников – это когда рядом родители, «радость». В  среднем звене – «радость», «любовь». А в старшем возрасте «счастье» - это «понимание», «любовь» и «радость».

 Но есть одно общее понятие, которое с возрастом не меняется – это   «радость». Чувство, которое понимаешь, а объяснить не можешь.

2.2.  Изучение «счастья» как фактора успешности

Изучение уровня благополучия  обучающихся 5 класса

         Для изучения уровня благополучия в классе, где я обучаюсь, мы решили провести  опрос по методике  «Лесенка».  Нижняя ступенька  символизировала глубоко несчастного человека – неблагополучного человека, а последняя – седьмая – абсолютно счастливого, благополучного. Детям было предложено нарисовать себя на той ступеньки, на которой они себя ощущают. Мы проанализировали результаты и выяснили, что большинство обучающихся считают себя счастливыми детьми –21%  поставили себя на 6 ступеньку, 47%  - 5 ступеньку, 32% - оказались на 4 ступеньке, что означает средний уровень благополучия. (Приложение 3)

Создание условий  ощущения радости (эксперимент)

Проанализировав полученные данные, я задумалась, а  можно ли сделать ребенка более счастливым. По данным опроса, дети ощущение  радости сопоставляют с состоянием счастья.  Поэтому я решила провести эксперимент, в котором для детей будут создаваться условия радости (похвала, угощение, тактильный контакт).

Действие: класс разделили на две равные группы: на одну оказывалось определенное воздействие (на первой перемене детей угощали конфетами; на второй перемене учитель часто обнимал детей, прикасался к ним, гладил по голове;  на уроке многие из испытуемой группы получили хорошие отметки), а у контрольной группы был обычный школьный день.

По окончании учебного дня вновь была проведена методика «Лесенка», в результате все 12 человек поставили себя на 6 ступеньку счастья, в то время как в контрольной группе, многие учащиеся поставили себя на ступеньку ниже основных результатов, на 5 ступени  – 5 учеников, на 4 ступени - 7. (Приложение 4)

Вывод: уровень счастья  школьников зависит от условий, в которых они находятся.

Далее я хотела убедиться, что радостное состояние детей является фактором хорошей учебы. Для этого провели следующий эксперимент:

в классе на уроке математике была проведена самостоятельная работа, при проверке работ выяснилось, что все обучающиеся, которым в течение дня улучшали  настроение (см. предыдущий эксперимент), с работой справились успешно. Некоторые обучающиеся выполнили задания  лучше, чем обычно. Отметку «5» - получили 7 человек , «4» - 5человек, отметок «3», «2» не было. В контрольной группе  качество выполнения работы был ниже: «2» -получил 1 ученик, «3» - 5 , «4»- 6 , «5» - не было.

Вывод: эксперимент убедил  в том, что счастливые люди более успешны.  

2.3. Мастер – класс «Как быть счастливым»

Со своими результатами  исследования я выступила перед одноклассниками, вместе с ними составили рекомендации  «Как быть счастливым».  ( Приложение № 5)

Заключение

Каждый человек в своей жизни задумывался – что такое счастье? В определенный период жизни «счастье» имеет свое значение, это я выяснила в процессе исследования,  у обучающихся нашей школы и сама поняла, что оно обозначает именно для меня, так же:    

  • узнала толкование и этимологию (происхождение),  слова «счастье»;
  • выяснила, что уровень счастья обучающихся зависит  от  условий, в которых  они находится;
  • убедилась, что счастливые дети более успешны;
  • результаты исследования и рекомендации представлены одноклассниками;
  • так же результаты исследования можно применять на уроках.

 В дальнейшем я планирую провести исследования «Употребление и понимание слова «счастье» взрослыми людьми».

Свою работу закончу словами:

«Если хочешь быть счастливым – будь им».

                                                                                                                         

Список источников информации

1. Исторический словарь/ М: Прогресс, 2005, с.625.

2. Орфоэпический словарь / М: АСТ- Пресс,2001, с.1152.

3. Социологический словарь/ М: Норма, 2003, с. 106

4. Даль В.И. Словарь: В 4 т. - Спб., с. 1866.

5. Толковый словарь: В 4т. 2-е издание, 1990, с. 1992 

6. Философский словарь/ М: Советская энциклопедия, 1983. с. 836.

7. Энциклопедический словарь/  М.: Ридерз Дайджест, с. 370.

8. Этимологический словарь/ М.: Дрофа, 2004, с. 398.

Интернет-ресурсы

сайт: http://www.astromeridian.ru/exclusive/

сайт: http://slovardalja.net/

сайт:http://aeterna.qip.ru/polls/cat/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5/


Поделиться:

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Компас своими руками

Ветер и Солнце

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Привередница