В рассказе “Левша” одной из центральных является проблема творческой одаренности русского человека. Левша — неказистый мужичок с выдранными “при ученье” волосами, одетый как нищий, — не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству.
Образ Левши продолжает собой галерею образов праведников, созданную Лесковым. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение.
Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: патриотизм, наличие четких нравственных ориентиров, стойкость характера, природную одаренность, живой интерес к окружающей жизни, основы христианской нравственности. Но государство такими людьми не дорожит, поэтому Левша умирает, никому не нужным.
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_leskov_microsoft_office_word.docx | 868.31 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Костылёвская основная общеобразовательная школа»
Проект
Тема:
« Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе », 1881).
Выполнил обучающийся 7 класса : Кротов Денис
2017 год
Паспорт проекта
1. Название проекта – Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»
Предметная область: русская литература
2. Ф.И.О. разработчиков учебного проекта:
обучающийся 7 класса:
Кротов Денис
Координатор: учитель русского языка и литературы Коробей Наталья Анатольевна
3. Название образовательного учреждения МКОУ Куртамышского района «Костылёвская основная общеобразовательная школа»
4. Год разработки учебного проекта: 2017 год
5. Опыт использования (степень распространения): проводился два раза в 6,7 классах, выступление перед одноклассниками.
6. Проблемная ситуация – Каждый читающий человек в нашей стране думает о русском национальном характере. Есть один классик, о котором, как правило, забывают, – Николай Семенович Лесков. Его сочинения насыщены «русским духом», и они открывают не только особенности отечественного национального характера, но и специфику всей русской жизни. В этом смысле особняком стоит рассказ Лескова «Левша». В нем с необычайной точностью и глубиной воспроизведены все изъяны устройства отечественного быта и все геройство русского народа
7. Проблема проекта – изучение произведения Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»
8.Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 11-13 лет
9. Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный
По предметно-содержательной области межпредметный проект (история, литература, изобразительное искусство)
По характеру координации проект с открытой, явной координацией
По количеству участников личностный (индивидуальный) - один участник
По продолжительности выполнения долгосрочный (декабрь 2016-январь 2017)
По объекту проектирования - экзистенциальный - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы.
Цель проекта
Изучение произведения Н.С.Лескова «Левша». ( По словам Н.С.Лескова, «сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела».
Задачи проекта
Аннотация произведения ЛЕВША - Лесков Николай Семёнович
Название: ЛЕВША
Автор: Лесков Николай Семёнович
Год: 1881
Жанр: сказ
Язык: русский
О книге:
Тема любви к России и боли за нее проходит через все творчество Н.С. Лескова. Но наиболее ярко она проявляется в его сказе «Левша». Русский трудовой человек – это мастер и умелец, талантливый и смекалистый, имеющий золотые руки и светлую голову. Писатель гордится им, но ему и обидно за него, больно и горько.
«Левша» – это сказ, в котором за иронией и улыбкой прячутся грусть и боль. Тульские мастера-оружейники подковали английскую чудо-блоху, которую можно увидеть только лишь в «мелкоскоп». Но учились-то они по Псалтырю и Полусоннику, работали без всяких «мелкоскопов», на глаз.
Англичане, увидев работу тульских мастеров, в изумлении. Они хотят переманить Левшу, соблазняют его деньгами, невестой. Но Левша любит Россию, он рвется домой, тем более, ему нужно сообщить очень важный «секрет» англичан: ружья не нужно чистить кирпичом. Как же встречает его Родина? Кварталом, ведь у него нет «тугамента», и смертью. Так и не дошел его секрет до государя.
Ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то — резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину.
О писателе
(из Википедии)
Никола́й Семёнович Леско́в (4 февраля (16 февраля) 1831, селоГорохово Орловского уезда Орловской губернии[4], — 21 февраля(5 марта) 1895, Санкт-Петербург) — русский писатель.
«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», — писал Д. П. Святополк-Мирский (1926)[5].
Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.
В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле».[10] В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)»,[14] которые сам Лесков называл своей первой работой,[15])}} считающиеся его первой крупной публикацией.[10] Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.
Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).
Краткое содержание сказа «Левша»
Когда император Александр I приехал в Англию, там ему показали маленькую стальную блоху, которая умела танцевать. Император купил блоху и привез во дворец. После смерти Александра I на престол взошел Николай I. Николай нашел эту блоху среди старых вещей Александра. Николай I был уверен в превосходстве русских и приказал Платову, донскому казаку, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, найти мастера, который бы придумал нечто, что могло превзойти по замыслу эту блоху. В Туле Платов нашел мастерового по прозвищу "Левша". Левша придумал подковать крошечными подковами эту блоху. За это Левша получил орден в Петербурге от Николая I лично и был отправлен в Англию, чтобы продемонстрировать это изобретение. Левше предлагали остаться в Европе, но он решил вернуться в Россию. По пути домой он держал пари с полшкипером, что перепьет его. Левша умер от отравления алкоголем в простонародной больнице. Последними словами Левши были: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». К сожалению, слова Левши так и не смогли передать Николаю I.
Исторические личности в «Сказе…»
Рожденный в декабре 1777 года, старший сын Павла I, нареченный Александром, еще в младенчестве был отдан на воспитание родной бабушке — императрице Екатерине II: отношение императрицы и отца Александра были напряженными, и Екатерина не захотела оставлять подготовку к роли наследника престола его родителям. Цель императрицы была взрастить из обожаемого внука совершенного во всех отношениях правителя для государства Российского Александр Павлович получил великолепное образование западного типа..
Дворцовый переворот в ночь с 11 на 12 марта, в ходе которого был убит Павел I, не только привел к восхождению Александра на престол, но и глубоко ранил чувства юного правителя: горечь ответственности за смерть отца и тяжесть этой потери преследовали на протяжении всей его жизни..
Внутренняя политика императора Александра I была в большей степени направлена на интересы дворянства, однако важность и сложность вопроса занимаемого положения крестьянских слоев населения, император осознавал со всей ясностью. На фоне ряда указов, предоставляющих дворянам все больше привилегий, Александр прилагал массу усилий для облегчения жизни крестьян, наделение их правами и обеспечения защиты этих прав. Так, был утвержден указ 1801 года, который разрушал монополистическое право на владение землей только дворянами и регламентировал разрешение для купцов и мещан покупку свободных участков земли в целях ведения хозяйственной деятельности с использованием наемного труда. «Указ о вольных хлебопашцах», принятый в 1803 году был первым официальным документом, который предусматривал возможность выкупа свободы для крепостного у помещика — при условии достижения соглашения на то обеими сторонами — и предоставлял для свободных крестьян право на собственность. На протяжении всего периода пребывания Александра I у власти, управленческий аппарат уделял значительное внимание проблеме качества жизни крестьянского народа, однако множество прогрессивных законопроектов так и не были претворены в жизнь.
Одной из глобальных реформ Александра I стала реформа в сфере образования: обусловленная необходимостью воспитания в Империи кадров высшей квалификации.. Университеты предоставляли кадры и разрабатывали образовательные программы для училищ и гимназий. Александр I инициировал и поддерживал развитие образовательных учреждений: при нем были основаны пять университетов, ряд гимназий и других учебных заведений.
В сфере внешнеполитической деятельности Александра I наиболее показательным событием стала русско-французская война. Разгромное поражение российской армии в битве с французами в 1805 году привел к подписанию в 1806 году мирового соглашения. Несмотря на военное положение между странами, Наполеон Бонапарт искренне считал Россию единственным достойным союзником и между императорами двух стран на высоком уровне происходили обсуждения вариантов союза военных действий, направленных против Индии и Турции. В рамках заключения союза, Франция готова была признать права России на Финляндию, а Россия — права Франции на Испанию. Однако данного союза так и не было заключено ввиду непримиримого столкновения интересов государств на Балканах и в отношениях к Варшавскому герцогству, препятствовавшему организации выгодных торговых отношений Российской Империи. Наполеон сватался в 1810 году к сестре Александра I Анне, однако в ответ получил отказ.
Наполеоновская война открыла миру плеяду выдающихся военных стратегов, чьи имена остались в веках: среди них Кутузов, ермолок, Багратион, Барклай-де-Толли, Давыдов, и другие яркие личности, проявившиеся себя в Отечественной войне, грянувшей после изгнания Наполеона.
Смерть от брюшного тифа настигла Александра I в г. Таганрог и была настолько внезапной, что многие отказались в нее верить: ходило множество слухов о том, что правитель не умер, а пустился в странствия по отечеству, и дойдя до Сибири, обосновался там под личиной старого отшельника.
В целом режим Александра I носил прогрессивный характер: среди важнейших результатов его правления отмечают реконструкцию организации механизма государственной власти — введение Конституции и Совета. Александр I стал одним из первых монархов, признавшим важность решения проблемы несовершенства и ограниченности единоличной формы власти. Император внес весомую лепту в решение проблемы качества жизни крестьянства. И, самое главное, во главе с Александром I, Российская Империя смогла устоять под натиском Франции, захватившей практически всю Европу, и удержать собственные позиции. Отечественная война, начавшаяся в 1812 году, осветила незаурядную способность русского народа объединяться в единую несокрушимую силу под угрозой внешнего врага. Удержание во власти России всех ее территорий, удачное отражение попыток захвата, является одним из главных достижений императора Александра
М. И. Платов, атаман.
Одной из наиболее интересных фигур Отечественной войны 1812 года является Матвей Платов – атаман войска донских казаков. Он был личностью довольно незаурядной и интересной. Кроме Отечественной войны, во многих других сражениях участвовал атаман Платов. Будущий атаман Матвей Иванович Платов родился в августе 1751 года в Черкасске, который на тот момент являлся столицей Войска Донского. Будущий атаман Матвей Платов принимал участие в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Через год ему уже доверили командовать полком Войска Донского. В 1774 году Матвей Иванович отправился на Кавказский фронт, где участвовал в подавлении восстания горцев на Кубани, в 1775 году М. Платов принимал участие в подавлении бунта Пугачева. В следующей русско-турецкой войне (1787-1791 гг.) Платов также принимал самую активную деятельность. С его участием проходили штурмы таких крепостей, как Очаков (1788 г.), Аккерман (1789 г.), Бендеры (1789 г.), Измаил (1790 г.). а в 1793 году получил чин генерал-майора. В 1796 Не одни только радости знал М. И. Платов. Атаман был заподозрен императором Павлом в заговоре против него и сослан в Кострому. Опала Платова продлилась до 1801 года, когда С 1801 года Платов – атаман Войска Донского. Это означало, что с этого момента он стал руководителем всего донского казачества. Кроме того, Матвей Иванович получил звание генерал-лейтенанта. 1805 году Платов основал новую столицу донского казачества – Новочеркасск. 1812г. - война против Наполеона. Наибольший след в биографии Платова оставила Отечественная война 1812 года с Наполеоном.
Умер Матвей Платов в январе 1818 года, в селении под Таганрогом, на свой родной донской земле, в возрасте 66 лет. Так не стало одной из самых деятельных личностей в истории донского казачества. Похоронили Платова изначально в Новочеркасске, но затем последовал ряд перезахоронений. Могила атамана подверглась осквернению большевиками. В конце концов, в 1993 году, останки Матвея Платова были погребены на прежнем месте.
Личность Николая 1
Николай 1 Павлович родился в 1796 году. На российский престол он взошел после того, как государь Константин отрекся от короны в начале двадцатых годов девятнадцатого века. Отметим, что в этот же день была совершена неудачная попытка государственного переворота, которую впоследствии назвали восстанием декабристов. Про личность Николая 1 немало говорит то, что впоследствии в своих письмах Константину он сожалел, что он «император, который стал таковым ценой крови своих подданных».
Во времена царствования Николая 1 в стране наблюдался расцвет абсолютной военно-бюрократической монархии. Другими словами, на всех важнейших государственных постах и во всех министерствах главенствовали только военные чины. Буквально все финансовые средства из казны государства уходили также на их содержание.
1830 год был ознаменован тем, что Николай 1 выпустил закон, направленный на то, чтобы облегчить жизнь простого народа. За пару-другую лет в деревнях и поселениях было выстроено несколько тысяч учебных заведений. Спустя двенадцать лет был принят указ о том, что помещики могут давать вольную своим крестьянам, после выполнения теми определенных условий. Отметим, что наивысшей бедой России этот царь считал как раз крепостное право, однако и отменять его сразу – считал большой ошибкой.
В период царствования Николая 1 огромное внимание уделялось строительству шоссейных дорог – всего же их было проложено около десяти тысяч верст. Тайная политическая полиция в это время укрепила свои позиции. Литературная деятельность и личная жизнь многих талантливых писателей, журналистов и историков была ограничена. Правительство и лучшие представители общественной мысли стали отчуждаться друг от друга.
После вступления императора Николая 1 на престол России, страна объявляет войну Персии, благодаря победе над которой были получены Нахичеванская и Эриванская области. Далее последовало завоевание Кавказа, война с Турцией, осада Севастополя. Как известно, Крымскую войну Россия проиграла, в связи с чем она была лишена права держать здесь свой флот. Николай 1, который отличался упрямым нравом и нетерпимостью, так и не смог признать своих ошибок. Именно они привели страну к провалу войны и к крушению всей системы государственной власти, которая до того момента считалась отлично налаженной. В феврале 1855 года Николай 1 скоропостижно умирает. По мнению историков, яд, который и стал причиной его кончины, он принял сознательно. Не смотря ни на что, этот император вошел в историю как один из наиболее великих правителей нашей страны.
Эти же личности в сказе «Левша»
Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.
Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, он не решается в противовес показать им изделия и достижения русских мастеров. А. П. - политик, он боится испортить отношения с англичанами, в нем нет должного патриотизма. Александр Павлович противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских.
Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно.
Казачий атаман Матвей Платов.
Именно он сопровождает императора Александра Павловича во время поездки в Англию. В отличие от императора, П. показан нам как патриот своей страны. Он уверен, что русские мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. Именно он разоблачает англичан, когда отворачивает замок у английского пистолета и видит там надпись с именем русского мастера. Из-за своего прямодушия П. теряет хорошее расположение Николая Павловича. Примечательно то, что П. не признает личного достоинства людей, зависящих от него. Побои и угрозы он считает лучшим способом влияния на людей. П. оказался единственным человеком, который попытался помочь заболевшему Левше вернуться в Россию.
Николай Павлович - русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Николаи Павлович выступает в роли "патриота".
Тождество Николая Павловича с императором Николаем I условно.
Образ Левши в «СКАЗЕ…»
В рассказе “Левша” одной из центральных является проблема творческой одаренности русского человека. Левша — неказистый мужичок с выдранными “при ученье” волосами, одетый как нищий, — не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству.
Образ Левши продолжает собой галерею образов праведников, созданную Лесковым. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение.
Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: патриотизм, наличие четких нравственных ориентиров, стойкость характера, природную одаренность, живой интерес к окружающей жизни, основы христианской нравственности.
На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном — о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.
Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша»
Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. В заключительной, двадцатой, главе автор замечает: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства».
Множество людей, обладающих довольно большой властью (Платов, государь Николай Павлович и др.), «в своих... людях были очень уверенными и никакому иностранцу уступать не любили», но дальше слов и гордости за свой народ дело не заходило.
Левша - неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.
В своем произведении Н. С. Лесков успешно синтезировал множество трагических и комических черт, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народа.
Сам образ Левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. Возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. По-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном — о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.
Что касается оформления, то в «Левше» оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. Комизм достигается благодаря игре слов, своеобразной речи героев. Лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, «мерблюзьи» (верблюжьи), «студинг» (от пудинг и студень), Аболон полведерский, граф Кисельвроде.
Комичны и англичане, живущие возле «Твердиземного моря», одетые «в тужурные жилеты» и обутые « в толстые щиглеты с железными набалдашниками». Неестественно и тоскливо их веселье: «Придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно».
Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его.
Лесков соглашается с тем, что Левша - это символ русского народа. Позже Лесков вновь повторяет, что его герой - «выразитель русского народа».
Особенности языка
Синтаксические конструкции, которые используются в сказе, характерны для разговорного стиля: много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слов, лексических повторов, инверсий. Все это создает иллюзию отсутствия предварительного обдумывания высказывания, которое свойственно устной речи.
Средства художественной изобразительности: эпитеты (досадная кушетка) , сравнения (лежала смирно, как коченелая) , метафоры, гиперболы – художественное преувеличение (зрение левши; время, которое на досадной кушетке атаман Платов, и др) ; литота – преуменьшение (блоха) ; размер подковок и гвоздиков, сделанных руками тульских мастеров и т. п. ; антитеза (мнения двух русских царей, Александра и Николая Павловича, о талантах своих подданных, градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (блоха – алмазный орех – табакерка – шкатулка) ;
(но таких примеров в сказе немного, так как повествование схоже с устной речью) .
Автор широко использует в сказе слова, созданные по принципу народной этимологии. Суть этого принципа в «переозвучивании» непонятных слов, которое стихийно осуществляется в народе, в разговорном языке. Простой, необразованный человек как бы по–новому осмысливает слово, непонятное ему, (главным образом иностранное) через звуковое сходство этого слова со словами ему понятными и доступными. Например, не микроскоп, а мелкоскоп; не барометр, а бурометр, «долбица умножения», керамиды, водоглаз .
Есть в «Левше» и такие средства художественной изобразительности, которые используются в фольклоре, например, в сказках.
Авторский стиль Лескова проявляется в прекрасном знании характерных особенностей живого разговорного языка и широком включении слов, созданных по принципу народной этимологии, как одно из средств художественной выразительности.
Музей Н.С.Лескова
Высокий берег реки Орлик в память о писателях-земляках Тургеневе и Лескове жители Орла называют “Дворянским гнездом” и “Бережком несмертельного Голована”. Неподалеку отсюда, в доме девять по улице Октябрьской (в старое время — Третьей Дворянской), 2 июля 1974 года был открыт единственный в стране, да и во всем мире литературно-мемориальный музей Николая Семёновича Лескова. Определить местонахождение дома своих деда и отца помог сын и биограф писателя Андрей Николаевич Лесков.
Иллюстрации разных художников к сказу «Левша»
Кузьмин Николай Васильевич (1890 – 1987) российский график, народный художник РСФСР.
В 1929–31 годах – один из лидеров группы «Тринадцать», которая культивировала «темповое рисование», стремясь выразить динамику современной жизни.
Мастерство свободного, изящного стилизованного рисунка (иногда подцвеченного акварелью), тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций к «Левше» Н. С. Лескова (изд. 1955, 1961) и к другим произведениям русской классики.
Приложения
Исторические личности в «Сказе…»
М. И. Платов, атаман: биография.
Николай 1
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Тигрёнок на подсолнухе
Астрономический календарь. Март, 2019
Почему Уран и Нептун разного цвета
Тупое - острое