«Предикативность и интонация как основные свойства предложения» (На примере текстов когалымского автора Чайковского М.И.)
Вложение | Размер |
---|---|
sektsiya_yazykoznanie._rabota_tsokur_yaroslava_maou_sosh_no_8.docx | 57.82 КБ |
sektsiya_yazykoznaniya._rabota_tsokur_yaroslav._maou_sosh_no8.pptx | 656.96 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее» 2015
«Предикативность и интонация как основные свойства предложения» (На примере текстов когалымского автора Чайковского М.И.)
Автор: Цокур Ярослав Юрьевич
ученик 9- а класса МАОУ «СОШ №8
с углубленным изучением отдельных предметов»
Руководитель:
Брусинская Людмила Владимировна
учитель русского языка и литературы
высшей категории МОУ СОШ № 8
г.Когалым, 2015г
Содержание.
Глава 1. Введение.---------------------------------------------------стр.3-4
Глава 2. 2.Определение понятия предложения в современном языкознании. стр.4-5
Глава 3. Актуальность, цели, методы исследования. стр.5-6
Глава 4. Понятие предикативности в современной русистике. стр.6-10
Глава 5. Языковые средства для выражения предикативности. стр.10-11
Глава 6. Интонация как универсальное средство оформления предикативности. стр. 11-12
Выводы ---------------------------------------------------------------------------стр12-13
Список источников информации--------------------------------------------стр.14
Данная работа выполнена в русле лингвостилистического и лингвокультурологического подходов.
В качестве объекта изучения в работе выступают понятия предикативности и интонации как основные свойства предложения в русском языке.
Предметом исследования являются структурные, семантические, стилистические особенности предложений в текстах М.И. Чайковского : повестях «Служили мы в ГСВГ», «Будни провинциальной милиции» и стихотворениях, опубликованных на сайте «Стихи.ру»[1].
Изучая русский язык в 9 классе (как известно, это раздел синтаксиса, а именно- синтаксис сложного предложения), мы впервые встречаемся с понятием предикативности. В параграфе 7 мы читаем определение сложного предложения: «Сложное предложение- это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам пунктуации»( с.38)[2]. Далее после примера из поэмы Пушкина авторы учебники пишут: «Правда, говорить, что в составе сложного предложения несколько простых, не совсем точно, так как такое предложение представляет собой единое целое, хотя и состоит из нескольких частей. Части эти, однако, особенные: каждая имеет свою грамматическую основу и в этом отношении напоминает простое предложение. Лингвисты называют их предикативными частями сложного предложения. Говоря о частях сложного предложения, мы и будем иметь ввиду его предикативные части, каждая из которых имеет свою грамматическую основу» (стр.39)[3]
Не правда ли парадоксально? Учащиеся, не зная о предикативности, должны тем не менее называть части сложного предложения предикативными?
В нашей работе мы попытаемся разобраться в понятии предикативности, тем самым попытаемся внести свой посильный вклад в решение сложного вопроса о природе предложения- одного из самых трудных вопросов синтаксиса.
И так, начнем с того, что предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения). Язык является средством общения только потому, что он выражает мысли об объективной действительности.
Предметом нашего исследования будут тексты когалымского поэта, прозаика, переводчика и учителя английского языка Михаила Ивановича Чайковского. Автор реферата имел счастье быть учеником Михаила Ивановича, с благодарностью вспоминает прекрасные уроки английского в 5-6 классе, когда закладывается фундамент лингвистических знаний, благодаря четкой структуре занятий и увлеченности учителя, автор реферата сейчас ученик 9 класса, лингвистического, с углубленным изучением английского языка. Две книги М.И.Чайковского посвящены годам службы писателя в рядах Вооруженной армии в Германии и службе в органах МВД. Написанные легко, с юмором, произведения «Служили мы в ГСВГ» и «Будни провинциальной милиции» повествуют о буднях рядовых солдат, о воинской выучке, о солдатской дружбе и товариществе. Рассматривая природу предикативности, мы будем в качестве примеров использовать названные тексты нашего земляка, а также ряд стихотворений, опубликованных автором на сайте Стихи.ру – крупнейшем российском сервере современной поэзии.[4]
2.Определение понятия предложения в современном языкознании.
Вопрос о природе предложения, как мы уже писали во вступлении, - один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общепринятого определения, так как трудно включить в определение весь набор признаков предложения.
Для определения предложения, которые давали классики отечественного языкознания, характерна тенденция отразить многоаспектность предложения или взять за основу семантику.
Так, в определении, данном академиком А. А. Шахматовым , отражается в основном семантический аспект: «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мысли».[5]
Наиболее полное определение предложения дал В. В, Виноградов: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли»[6].
В современных синтаксических исследованиях определение предложения отражает один или два аспекта.
Так, в «Грамматике-90» учитываются два аспекта: структурный и коммуникативный: « Простое предложение – это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которой является предикативность, а формой – минимальная структурная схема с принадлежавшей ей системой собственно грамматических средств для выражения синтаксических времен и наклонений».[7]
3.Актуальность, цели, методы исследования.
Актуальность изучения природы предложения обусловлена следующими причинами:
1) повышением уровня знаний о природе предложения в современном обществе; 2) недостаточной выявленностью многих специфических характеристик предложения;
3) отсутствием сведений о предложении и предикативности в современной учебной литературе (школьного уровня)
В основу выполненного исследования положена следующая гипотеза:
при разных подходах к предложению, в разнообразных определениях предложения как наиболее важные свойства следует отмечать предикативность и интонацию.
Понятие «Предикативность» не имеет общепринятого толкования в современной грамматической литературе. Это общее свойство всех предложений, отличающее их от некоммуникативных единиц (словосочетаний, сочетаний слов).
Цель исследования состоит в проведении многоаспектного анализа природы предложения , в определении понятия предикативности в русском языке.
Общая цель работы обусловила постановку следующих задач:
1) определить место и роль предложения в системе современного русского языка;
2) рассмотреть структурные особенности предикативности;
3) проанализировать группы и подгруппы, выделяемые в рамках изучаемой тематической сферы;
4) установить особенности функционирования предложений в текстах различной стилевой и жанровой направленности.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в школьных курсах синтаксиса русского языка. Данная тема не была ранее рассмотрена, как отдельная проблема, то есть является индивидуальной. Работа поможет ученикам и будущим студентам углубиться в понимание структуры предложения.
Теоретической основой исследовательской работы послужили фундаментальные исследования в следующих областях языкознания:
– синтаксис русского языка (А. А. Шахматов)
- общее значение предикативности (В. В. Виноградов)
- теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков (С. Г. Ильенко)[8]
Методы исследования.
Основным методом исследования в работе является описательный, включающий различные приемы изучения фактического материала. С учетом целей, поставленных на разных этапах исследования, применялись приемы наблюдения, сопоставления, обобщения, интерпретации языковых данных, а также метод контекстуального анализа. Кроме того, использовались метод словарных дефиниций, элементы компонентного, количественного анализа.
Материал исследования. В работе исследуется выборка материала объемом около 60 единиц. Ее составляют предложения, извлеченные из художественных текстов М. И. Чайковского. В качестве источников фактического материала использованы ресурсы Интернета (форумы, тематические сайты), художественные тексты «Служили мы в ГСВГ» и стихотворения «Фронтовики», «Когда не можешь»
4.Понятие предикативности в современной русистике.
Сначала мы изучили, как рассматривают вопрос предикативности «университетские» учебники. Это учебники Шведовой Н.Ю. «Грамматика современного русского языка» и учебник Бабайцевой В.В. «Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация»
При разных подходах к предложению, в разных определениях предложения разных авторов как наиболее важные свойства предложения отмечаются предикативность и интонация.
Однако понятие «предикативность» не имеет общепринятого толкования в современной грамматической литературе. Это общее свойство всех предложений, отличающее их от некоммуникативных единиц.
Рассмотрели две трактовки предикативности: а) предикативность как отнесение содержания предложения к действительности; б) предикативность как специфические отношения между компонентами предложения. Эти точки зрения дополняют друг друга, лежат в основе трактовок предикативности в лингвометодической литературе (в университетских учебниках)
Первая трактовка, отражающая ее содержательную сторону, изложена в работах В. В. Виноградова: «… значение и назначение общей категории предикативности, формирующей предложение, заключается в отнесении содержания предложения к действительности»; «Предложение… форма сообщения действительности».[9]
По мнению Виноградова, общее значение предикативности, расчленяясь, выражается в синтаксических категориях модальности, времени и лица.
Развивая положения В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведова разграничивает объективную и субъективную модальность.
Объективная модальность – отношение сообщаемого к тому или иному плану действительности: то, о чем сообщается, мыслится как реальное или как ирреальное, то есть возможное, желаемое, должное или требуемое.
Примеры предложений с реальной модальностью: Мы, конечно, молодцы: позаботились о полноте кармана ближнего нам майора. (Чайковский,«Служили мы в ГСВГ»
Смотрите – декабрьский расцвёл небосвод,
Как в детстве, снежинки ведут хоровод,
И ели, и сосны в небесную высь
Своими ветвями взмахнув, унеслись.(«С Новым годом»)
Примеры предложений с ирреальной модальностью: Катись служба с учебой лихо! Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость.
Ты не раздумывай – скажи:
Быть может, в этом тоже счастье,
Когда сквозь беды и напасти
Встречаешь василек во ржи? (Чайковский «Когда не можешь..»)
Значения ирреальной модальности (возможность, желательность и побудительность) не всегда легко отграничивать друг от друга.
Сопоставим предложения с одинаковым лексическим наполнением, но с разным грамматическим значением предикативности, то есть с разной соотнесенностью высказываний с действительностью в модально-временном плане.
Для предложений с реальной модальностью характерная временная определенность: характеристика предмета речи относится к одному из временных планов; для предложений с ирреальной модальностью характерна временная неопределенность. Значение побудительности может быть отнесенно к «сейчас» и «потом», значение желательности – к любому временному плану и т.д. Временной план уточняется в контексте.
Как показывают примеры, данные в таблице, общее отношение сообщаемого к действительности обязательно связано со значением времени, которое называется синтаксическим. Синтаксическое время обычно соответствует морфологическому, но может и не соответствовать. Например: Завтра бежим норматив. Иду я вчера по улице. Точкой отчета для синтаксического времени является момент речи.
Пример взят из стихотворения «С новым годом»
Значения | Примеры глагольных предложений | Примеры именных предложений | |
Реальная модальность | |||
Реальность сообщаемого | Таинственный мир шепчет сказочки мне Таинственный мир шептал сказочки мне Пусть таинственный мир шепчет сказочки мне | Сказочки таинственные Сказочки были таинственные Сказочки будут таинственными | |
Ирреальная модальность | |||
Возможность Желательность | Сказочки бы шептали Если бы сказочки шептали! | Сказочки были бы таинственными Если бы сказочки были таинственными! | |
Побудительность | Пусть шепчут сказочки! Чтоб шептали сказочки! | Пусть сказки будут таинственными! Чтоб сказки были таинственными! |
Несоответствие синтаксического и морфологического времени, взаимодействие форм разных наклонений, возможность их взаимозамены являются одним из выразительнейших средств языка. Например: в следующем тексте чередуются формы настоящего и прошедшего времени, формы настоящего времени употребляются при описании прошедших событий.
Дорогие наши земляки!
Есть еще в пороховницах порох?
И хоть вместо карабина – посох,
Не стареют душой фронтовики.
Дорогие наши старики!
Потускнели славные награды,-
Но о том печалиться не надо,
Лишь бы жили вы, фронтовики.
Прогремели праздничные залпы,
Выпиты армейские сто грамм.
На ветру трепещут транспаранты,
Как салют – привет фронтовикам.
А они без праздного веселья
Павшим славу воздают и честь.
Дни проходят, годы, как мгновенья…
Слава Богу, вы на свете есть.
Могут чередоваться глагольные формы изъяснительного и повелительного наклонений. Например: Зайди к нам в отдел, посидишь, посмотришь…
Объективная модальность и синтаксическое время не существуют друг без друга и вместе составляют предикативность.
Объективная модальность может сопровождаться субъективной модальностью, которая имеет свои лексико-грамматические средства выражения.
Субъективная модальность – отношение говорящего к сообщаемому.
К субъективно-модальным относятся значения усиления, экспрессивной оценки, уверенности или неуверенности, согласия или несогласия.
Так, в предложении Конечно, я найду тебя объективная модальность (реальность сообщаемого в плане будущего времени) дополняется субъективной модальностью (уверенностью говорящего в реальности сообщаемого).Объективная модальность характеризует содержание всего предложения. Ср.: Конечно, я найду тебя; Конечно, я найду тебя; Конечно, я найду тебя .
Согласно второй точке зрения, предикативность, трактуется как соотнесение двух компонентов для того, чтобы вторым определить первый.
Внимание к этой стороне предикативности позволило более четко осознать форму предикативности – расчленение семантической структуры предложения на определяемое и определяющее, предмет и его модально-временной признак.
Основные варианты этой точки зрения можно свести к трем: а) предикативность – связь между субъектом и предикатом (логический аспект), б) между темой и ремой (коммуникативный аспект), в) между подлежащим и сказуемым (грамматический аспект).
Предикативные отношения – это отношения между предметом речи и определяющим его модально временным признаком. Отнесение содержания предложения к действительности реализуется благодаря установлению предикативных отношений.
«Ахиллесовой пятой» второй точки зрения является, во-первых, то, что у некоторых ученых отождествляются предикативность и предикативные отношения; во-вторых, то, что при такой трактовке предикативности (особенно при грамматическом подходе) из круга предложений, обладающих предикативностью, выпадают односоставные предложения, для которых будто бы не характерна предикативность, так как у них нет двух главных членов, между которыми устанавливаются предикативные предложения.
Для односоставных и нечленимых предложений характерна как предикативность, так и предикативные отношения, но они проявляются не так ярко, как в двусоставных предложениях.
Нет предложений без определяемого и определяющего. Во всяком предложении содержится характеристика предмета мысли, хотя определяемое может быть и не выражено словом, а включается в семантическую структуру предложений в виде наглядно-чувственных образов, которые в письменной речи могут быть описаны в контексте. Например: Так и вышло. Генка попал на третью по счету комиссию. Давление оказалось повышенным. Терапевт спросил:
- Хочешь в ГДР?
- Еще бы!
При любом понимании предикативности основным ее носителем является сказуемое, так как именно формами глагола и глагольных связок выражаются значения наклонения и времени. Поэтом предикативность иногда отождествляется со сказуемостью (глагольностью).
5. Языковые средства для выражения предикативности.
Предикативность имеет специальные языковые средства для своего выражения. К ним относятся формы наклонения и времени, частицы, интонация.
Когда не можешь – не зови!
Скажи, как страстно сердце пело,
Когда летело осовело
Над территорией любви?
Ты не раздумывай – скажи:
Быть может, в этом тоже счастье,
Когда сквозь беды и напасти
Встречаешь василек во ржи?
Давно не видел я весны,
Той, что несет душе смятенье!
Дух замирает от цветенья,
И светлые, как небо, сны…(«Когда не можешь…»)
Через сказуемое (в первую очередь благодаря категориям времени и наклонения) предложения оказываются привязанными к ситуации; говорящий, его намерения, желания, цели соединяются с существующей действительностью- и получается высказывание. К слову надо заметить, что за способность сказуемого соотносить нашу речь (а конкретно- предложение) с действительностью, сказуемое называют также предикатом, а само это удивительное свойство-предикативностью, о чем мы и рассуждаем в рамках нашей работы.
Предикативность, образно говоря, это магия слова. Захотел- и ситуация материализовалась в слове. Как мы уже отмечали, предикативность обычно выражается грамматически- в категориях времени и наклонения (см. примеры из текстов Чайковского М.И.). Но иногда она не выражается никак : таковы слова-предложения Да и Нет и предложения, состоящие из междометий. Предикативны даже бессмертные высказывания Эллочки Щукиной или ее современных последователей. В текстах Чайковского тоже есть «крутые» герои, говорящие как Эллочка Людоедка. Идет «психологический» тест для новобранцев.
-Понял?
-Угу.
-Радость?
-Халява.
-……..!!!!! Ладно! Годен.
Поэтому предикативность , т.е. способность связывать речь и действительность, – явление не столько грамматическое, сколько психологическое: его природа сокрыта в речевом намерении говорящего.
Система форм предложения образует парадигму[10] предложения. У некоторых предложений те или иные формы могут отсутствовать. Как это было в описанном выше примере. Это обусловлено структурно-семантичесим типом предложения, степенью его распространенности, речевым смыслом предложения (его лексическим наполнением) и т.д.
Наиболее полной парадигмой обладают двусоставные предложения, у односоставных предложений более ограничен круг форм, нечленимые предложения вообще не имеют парадигмы, так как они представлены одной формой.
В заключение еще раз подчеркнем, что во всяком предложении предикативность находит свое полное или частичное выражение. Универсальным средством оформления предикативности является интонация.
6.Интонация как универсальное средство оформления предикативности.
Любое предложение имеет интонационное оформление (интонацию конца предложения, интонацию законченности; интонацию сообщения, вопроса, побуждения и т.д.). Поэтому интонация является одним из постоянных характерных признаков предложения.
Благодаря интонации, не только соединения слов, но и отдельные слова могут приобретать значения предложений, например:- Я буду называть тебе слова, а ты говори слова с противоположным значением. Понял?
- Понял.
- Ну начнем. Горячее!
- Холодное.
- Белое.
- Черное.
- Хорошо, годен.
- Плохо, негоден!
- Убирайся прочь, ты годен!
- Поди сюда, ты негоден!
- Все, конец!
- Нет, давай сначала!
- Идиот!
- Гений!
…
- Уберите это чучело с моих глаз!
Только интонацией могут различаться основные типы предложений, выделяемые по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные: Тихо. Тихо? Тихо!
Интонация – одно из основных средств оформления восклицательных предложений: ПРИМЕР– Слышь, Коль… а что будет с Танькой?
- Что, что! На работу возьмем!
Интонация занимает особое место среди свойств предложения, и ее трудно квалифицировать как структурный или как семантический признак, так как она не только оформляет предложения и его разновидности, но и является средством выделения смыслового центра предложения, а в речи часто восполняет то, что недостаточно выражается лексико-грамматическим составом предложения. Например:- Был?
- Не был…
- Где был? С кем? Брал?
- Не брал…
Авторские многоточия в конце номинативных (назывных) предложений передают взволнованность допрашиваемого при допросе, ведь он действительно сделал что-то незаконное и не хочет понести наказание.
Выводы.
1.Предложение-минимальная единица человеческой речи, представляющее собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово),обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли. Это наиболее общее определение, которое мы могли вывести из многообразия трактовок понятия предложения в современном языке.
2.Основой предложения является предикативность. Предикативность – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, вероятность или необходимость).
Предикативность –это важнейшее свойство предложения как единицы языка и речи.
Мы отметили разное определение предикативности в лингвистике, например, под предикативностью понимают выражение субъективных отношений к действительности. Однако данная трактовка не объясняет наличие в русском языке одночленных предложений типа Тишина; Было тихо! Рассвело; Воды-то!
3.Более широкое признание получила трактовка предикативности как отнесенности высказывания к действительности лингвиста В.В.Виноградова.[11]
4.Грамматическим средством выражения предикативности является категория времени.
В текстах когалымского писателя М.И.Чайковского мы обнаружили, что не все явления действительности происходят во времени и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане.
Отзвенела юность раннею порою
Как виолончели в поле, за горою.
Вот ко мне пришла ты, не пойму – откуда,
Губы твои – свежесть голубого луга,
Руки твои пахли небом и цветами,
Радуги сияли день и ночь над нами.
5.Грамматическим средством выражения предикативности является также категория лица.
В стихах и прозе Чайковского высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех грамматических лиц.
У них удивительно схожего
Много:
У телеантенны и
Одуванчика,-
Антенны растут
Вокруг шара
Земного,
И он смотрится вроде
Пушистого мячика.
6. Категория модальности –еще одно средство выражения предикативности. Высказывание говорящего сопровождается выражением его отношения к содержанию высказываемого. Средства выражения модальности –категория наклонения (Не шумите! Слышите? Полями
Чьё-то горе пошагало,
Громко грохая клюкою- повелительное наклонение)
особые лексико-грамматические средства (модальные глагола, модальные слова и частицы)
Как душе простора хочется,
Голубень-лазури!
Без конца на волю просится,
А ее замкнули.
6. В предложении выделяется его предикативная основа: в двусоставных предложениях сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений –глагольная словоформа. До станции брели толпой, местами напоминающей строй ; Хочешь в ГДР?
7. Существенным признаком предложения является интонация. Интонация выполняет различные функции : оформляет законченность предложений; выдерживает эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего; в речи, преследующей цели воздействия, выражает волевые импульсы. Все эти функции интонации мы находим в прозе М.И.Чайковского и особенно в его поэзии.
И блестят под лунным зеркальцем
Золотые воды.
Утопить бы в них себя совсем!
Не пускают годы.
И День города, и День нефтяника, -
Жаждой счастья заполнены праздники эти!
8. Таким образом, мы попытались установить функционирование предложений с их отличительной способностью иметь предикативность в текстах различной стилевой и жанровой направленности когалымского автора Михаила Ивановича Чайковского. С одной стороны, мы выявили недостаточность знаний о предикативности и попытались ее ликвидировать, проанализировав и сопоставив ряд вузовских учебников, с другой стороны, мы представили, хоть и в минимальном объеме творчество нашего поэта-земляка М.И. Чайковского.
Использованная литература.
1. В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. Синтаксис и пунктуация, учебник для студентов по специальности «Русский язык и литература». М. «Просвещение»-1981
2.Н.В.Адамчик. Самый полный курс русского языка. –Минск: Харвест, 2008
3. Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант Современный русский язык. Словарь-справочник. Просвещение-2004
4. Грамматика русского языка, том II, М.,1990
5. Разумовская М.М., Львова С.И. Издание: 13-е изд., М.: Дрофа. 2011
6. «Служили мы в ГСВГ» НКО "ФПЛТ" и К "Кузбасс", 2011
7. «Будни провинциальной милиции» НКО "ФПЛТ" и К "Кузбасс", 2011
8. http://www.stihi.ru/
9. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Аванта, 1998
Рецензия
на исследовательскую работу Цокур Ярослава Юрьевича, ученика 9 класса МАОУ СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов»
В данной работе «Предикативность и интонация как основные свойства предложения» определена актуальность выбранной темы- понятие предикативность не изучается в средней школе, однако в учебнике М.М. Разумовской для 9 класса о нем говорится при изучении ССП как свойстве любого предложения. Объектом исследовательской работы являются предикативность и интонация как важнейшие категории предложения в русском языке. Предметом исследования являются тексты двух повестей и нескольких (7) стихотворений когалымского поэта и переводчика М.И.Чайковского. В работу не вошла запись читательского дневника автора, где он объясняет свой выбор предмета для исследования. « Михаил Чайковский – один из немногих писателей-современников, с которым я имел честь беседовать лично. Невероятно добрый и веселый человек. Знает, когда и как можно пошутить, а когда быть серьезным. И книги его наполнены исключительно тонким и уместным юмором и огромным жизненным материалом, интересным любому подростку 15-17 лет. Читая его книгу «Служили мы в ГСВГ», я и задумался, а как тонко и реалистично воссоздана действительность посредством обычных предложений! Заметил, что описывая совершенно разные ситуации, Михаил Иванович использует разные типы предложений. Вообще книга повествует нам о службе самого автора в ГДР. Он желал этого более всего как человек, знающий немецкий и желающий отдать долг своему Отечеству. Повесть наполнена различными историями и байками, связанными с его службой или с людьми, которых он встречал там. Множество баек и захватывающих небольших рассказов заставляют просто сидеть и читать»
Автор изучил различные варианты трактовки предикативности как главной особенности простого предложения, выделил основные способы реализации предикативности в предложении и проиллюстрировал основные наблюдения и выводы на примере полюбившихся текстов своего земляка. Анализ предикативности в предложениях Чайковского позволил выявить их основную роль – выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, вероятность или необходимость).
Работа выполнена в русле лингвостилистического подхода, грешит академизмом и научностью, но будущему студенту-лингвисту подобный опыт работы с научным материалом может оказаться очень полезным.
В работе сделаны четкие выводы, которые наглядно и доходчиво отражают основные результаты научно-практической деятельности девятиклассника по семантико-синтаксическому анализу художественных текстов.
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 8 Брусинская Л.В.
Приложения.
С НОВЫМ ГОДОМ!
Смотрите – декабрьский расцвёл небосвод,
Как в детстве, снежинки ведут хоровод,
И ели, и сосны в небесную высь
Своими ветвями взмахнув, унеслись.
Всё вроде как прежде, но только вокруг
Блестящих пушинок заманчивый круг,
Да трепет воздушный, и будто во сне
Таинственный мир шепчет сказочки мне…
Он и она – одна сатана,
Судьба у них тоже похожа!
Он и она – это муж и жена,
Единая кровь и кожа.
Но если что-то
У них не встык,
Скажем, не найден
Общий язык,
Тут ни при чём натура:
Не хочет понять?
Будем считать,
Что один из них –
Правильно:
Дура.
«Жемчужина Сибири»
У поэта, ежели он лирик,
Водит ручкой лукавый бес:
Мы «Жемчужиною Сибири»
Возгордилися до небес.
А в «Жемчужине» так же люди
Как и всюду, ищут ответ:
Будет легче или не будет,
Будет хлебушек али нет?
На красоты взирают косо,
На тупую властей суету:
Видит кто дальше жадного носа,
Чует ли беду за версту?
Те же бомжи и дикие цены,
Дорожают и жизнь, и смерть.
Умереть- то ты смеешь, наверно,
Но о благе мечтать - не сметь!
Обзовите меня пасквилянтом,
Отнесите меня к хамью,
Только бьют громогласно Куранты,
Отпевая Россию мою.
А в «Жемчужине» этой «Сибири»
Греет задницу стар и млад.
Мерзнет здесь что физик, что лирик,
Солнца скудного свету не рад.
Только те, кто на Критах, Канарах
Свои потные плавят жиры,
Чтобы не оказаться на нарах,
Кормят мерзнущих. Но – до поры.
Перстень Пушкина
Когда погиб поэт – невольник чести
И уходил в неведомую даль,
От горя с ним уйти готов был вместе
Его хороший друг Владимир Даль.
«Жизнь кончена», - произнесли уста поэта.
Он завещал приятелю кольцо,
И множество знакомых знали это,
Но не найти теперь того кольца концов.
Реально ль, что с момента смерти
Дар Пушкина не найден до сих пор?
Не верю я, не верю я, поверьте,
Что перстень и сюртук похитил мерзкий вор.
Ведь даже воры знали меру чести,
И посягнуть не смели бы на дар.
А, может быть, из зависти? Из мести?
Кто, Бенкендорф? Неужто… Александр?
Когда не можешь...
Когда не можешь – не зови!
Скажи, как страстно сердце пело,
Когда летело осовело
Над территорией любви?
Ты не раздумывай – скажи:
Быть может, в этом тоже счастье,
Когда сквозь беды и напасти
Встречаешь василек во ржи?
Давно не видел я весны,
Той, что несет душе смятенье!
Дух замирает от цветенья,
И светлые, как небо, сны…
Давно не видел я весны
С кудрями вишни белогривой,
Девчонкой юной и игривой…
А сны угрюмы и грустны.
Рассвет давно ушел в закат, -
Невечное ничто в природе.
И я, признаться честно, - рад,
Что жив на белом свете
вроде.
Фронтовики
Дорогие наши земляки!
Есть еще в пороховницах порох?
И хоть вместо карабина – посох,
Не стареют душой фронтовики.
Дорогие наши старики!
Потускнели славные награды,-
Но о том печалиться не надо,
Лишь бы жили вы, фронтовики.
Прогремели праздничные залпы,
Выпиты армейские сто грамм.
На ветру трепещут транспаранты,
Как салют – привет фронтовикам.
А они без праздного веселья
Павшим славу воздают и честь.
Дни проходят, годы, как мгновенья…
Слава Богу, вы на свете есть.
Все мы смертны, это неизбежно,
Каждый день теперь, как прежде – бой.
Неизбежность пусть проходит мимо
Нас с тобой, наставник фронтовой!
[1] «Служили мы в ГСВГ» НКО "ФПЛТ" и К"Кузбасс", 2011
[2] Авторы: Разумовская М.М., Львова С.И. Издание: 13-е изд., М.: Дрофа. 2011
[3] Там же
[4] http://www.stihi.ru/
[5] В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. Синтаксис и пунктуация, учебник для студентов по специальности «Русский язык и литература». М. «Просвещение»-1981
[6] В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. Синтаксис и пунктуация, учебник для студентов по специальности «Русский язык и литература». М. «Просвещение»-1981
[7] Грамматика русского языка. Синтаксис.М.,1990 с.19
[8] Грамматика русского языка, том II, М.,1990
[9] В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. Синтаксис и пунктуация, учебник для студентов по специальности «Русский язык и литература». М. «Просвещение»-1981
[10] Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.
[11] Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант Современный русский язык. Словарь-справочник. Просвещение-2004
Слайд 1
Городская научно-исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее» 2015 Автор : Цокур Ярослав Юрьевич « Предикативность и интонация как основные свойства предложения » ( На примере текстов когалымского автора Чайковского М . И .)Слайд 2
Объект – предикативность и интонация как основные свойства предложения в русском языке. Предмет - структурные, семантические, стилистические особенности предложений в текстах М.И.Чайковского (когалымского поэта и писателя)
Слайд 3
« Сложное предложение - это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам пунктуации»
Слайд 4
Предложение – основная единица синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: - познавательная (экспрессивная); - коммуникативная.
Слайд 5
М. и. чайковский
Слайд 6
А. А. шахматов
Слайд 7
А. А. Шахматов: « Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мысли»
Слайд 8
В. В. Виноградов
Слайд 9
В. В. Виноградов: « Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли»
Слайд 10
По «грамматике-90»: « Простое предложение – это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которой является предикативность, ».
Слайд 11
Актуальность: - повышение уровня знаний о природе предложения в современном обществе; -недостаточная выявленность многих специфических характеристик предложения -отсутствие сведений о предложении и предикативности в современной учебной литературе (школьного уровня)
Слайд 12
гипотеза: при разных подходах к определению предложения как наиболее важные свойства следует отмечать предикативность и интонацию.
Слайд 13
Цель: проведение многоаспектного анализа природы предложения с целью выявления предикативности как основного свойства предложения в русском языке.
Слайд 14
Теоретическая основа: – синтаксис русского языка (А. А. Шахматов) - общее значение предикативности (В. В. Виноградов) - теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков (С. Г. Ильенко)
Слайд 15
Шведова Н. Ю.
Слайд 16
Бабайцева В. В.
Слайд 17
Понятие «предикативность» не имеет общепринятого толкования в современной грамматической литературе. Это общее свойство всех предложений, отличающее их от некоммуникативных единиц.
Слайд 18
Развивая положения В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведова разграничивает объективную и субъективную модальность.
Слайд 19
Примеры предложений с реальной модальностью: Мы, конечно, молодцы: позаботились о полноте кармана ближнего нам майора. (Чайковский, «Служили мы в ГСВГ») Смотрите – декабрьский расцвёл небосвод, Как в детстве, снежинки ведут хоровод, И ели, и сосны в небесную высь Своими ветвями взмахнув, унеслись.(«С Новым годом») Примеры предложений с ирреальной модальностью: Катись служба с учебой лихо! Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Ты не раздумывай – скажи: Быть может, в этом тоже счастье, Когда сквозь беды и напасти Встречаешь василек во ржи? (Чайковский «Когда не можешь..» )
Слайд 20
Значения Примеры глагольных предложений Примеры именных предложений Реальная модальность Реальность сообщаемого Таинственный мир шепчет сказочки мне Таинственный мир шептал сказочки мне Пусть таинственный мир шепчет сказочки мне Сказочки таинственные Сказочки были таинственные Сказочки будут таинственными Ирреальная модальность Возможность Желательность Сказочки бы шептали Если бы сказочки шептали! Сказочки были бы таинственными Если бы сказочки были таинственными ! Побудительность Пусть шепчут сказочки! Чтоб шептали сказочки! Пусть сказки будут таинственными! Чтоб сказки были таинственными !
Слайд 21
Например: в следующем тексте чередуются формы настоящего и прошедшего времени, формы настоящего времени употребляются при описании прошедших событий. Дорогие наши земляки! Есть еще в пороховницах порох? И хоть вместо карабина – посох, Не стареют душой фронтовики. Дорогие наши старики! Потускнели славные награды,- Но о том печалиться не надо, Лишь бы жили вы, фронтовики. Прогремели праздничные залпы, Выпиты армейские сто грамм. На ветру трепещут транспаранты, Как салют – привет фронтовикам. А они без праздного веселья Павшим славу воздают и честь. Дни проходят , годы, как мгновенья… Слава Богу, вы на свете есть .
Слайд 22
Могут чередоваться глагольные формы изъяснительного и повелительного наклонений. Например: Зайди к нам в отдел, посидишь, посмотришь …
Слайд 23
Конечно, я найду тебя Конечно, я найду тебя Конечно, я найду тебя Конечно, я найду тебя
Слайд 24
Согласно второй точке зрения, предикативность, трактуется как соотнесение двух компонентов для того, чтобы вторым определить первый. Внимание к этой стороне предикативности позволило более четко осознать форму предикативности – расчленение семантической структуры предложения на определяемое и определяющее , предмет и его модально-временной признак . Основные варианты этой точки зрения можно свести к трем: а) предикативность – связь между субъектом и предикатом (логический аспект), б) между темой и ремой (коммуникативный аспект), в) между подлежащим и сказуемым (грамматический аспект).
Слайд 25
Нет предложений без определяемого и определяющего. Во всяком предложении содержится характеристика предмета мысли, хотя определяемое может быть и не выражено словом , а включается в семантическую структуру предложений в виде наглядно-чувственных образов, которые в письменной речи могут быть описаны в контексте. Например: Так и вышло. Генка попал на третью по счету комиссию. Давление оказалось повышенным. Терапевт спросил: - Хочешь в ГДР? - Еще бы!
Слайд 26
5. Языковые средства для выражения предикативности. Когда не можешь – не зови! Скажи , как страстно сердце пело , Когда летело осовело Над территорией любви? Ты не раздумывай – скажи: Быть может, в этом тоже счастье, Когда сквозь беды и напасти Встречаешь василек во ржи? Давно не видел я весны, Той, что несет душе смятенье! Дух замирает от цветенья, И светлые, как небо, сны… («Когда не можешь…»)
Слайд 27
В текстах Чайковского тоже есть «крутые» герои, говорящие как Эллочка Людоедка. Идет «психологический» тест для новобранцев. - Понял? - Угу. - Радость? - Халява. -……..!!!!! Ладно! Годен.
Слайд 28
6.Интонация как универсальное средство оформления предикативности. - Я буду называть тебе слова, а ты говори слова с противоположным значением. Понял? - Понял. - Ну начнем. Горячее! - Холодное. - Белое. - Черное. - Хорошо, годен. - Плохо, негоден! - Убирайся прочь, ты годен! - Поди сюда, ты негоден! - Все, конец! - Нет, давай сначала! - Идиот! - Гений! … - Уберите это чучело с моих глаз!
Слайд 29
Интонация – одно из основных средств оформления восклицательных предложений: – Слышь, Коль … а что будет с Танькой? - Что, что! На работу возьмем! - Был? - Не был … - Где был? С кем? Брал? - Не брал …
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Любимое яичко
Этот древний-древний-древний мир!
Золотая хохлома
"Разделите так, как делили работу..."
Загадка старого пирата или водолазный колокол