Конкурсная работа на XV республиканскую научно-практическую конференцию школьников им. Л.Н. Толстого
Вложение | Размер |
---|---|
sadrieva_firuza.docx | 25.22 КБ |
XV республиканская научно-практическая
конференция школьников им. Л.Н. Толстого
Садриева Фируза, 9 класс
МБОУ «Каратунская СОШ с УИОП»
Апастовского муниципального района
Республики Татарстан
Глаголы
речемыслительной деятельности
в рассказах Н.Н. Носова
(по сборнику рассказов
«Фантазеры»)
Руководитель:
Заббарова Алсу Галимулловна,
89375817376
2017 год
Известно, что о человеке можно многое узнать по его речи – по манере разговаривать, словарному запасу, мимике и жестикуляции. «Заговори со мной, чтоб я тебя увидел», - сказал некогда Сократ, который был не просто философом, но ещё и прекрасным физиономистом, умеющим определять суть человека по его голосу, а также судить о характере и деловых возможностях собеседника по его умению грамотно строить речь, показывать себя, представлять свое Я. Сократовское мерило: «Каков человек, такова и его речь» действует и поныне. Какой бы прекрасной и модной ни была одежда человека, как бы красиво он ни выглядел, внешний лоск не сможет скрыть скудость внутреннего мира и узость мировосприятия, которые сразу выступят, едва человек заговорит.
В художественных произведениях мастера слова тоже уделяют большое внимание речевой характеристике своих героев. Известный детский писатель Николай Николаевич Носов обладает в этом плане бесспорным талантом. В сборнике «Весь Носов» (Издательство «Олма-пресс», Москва, 1996 г.), приводится статья Н. Носова «Речевая характеристика», в которой он рассуждает о том, что в прозаическом произведении, в отличие от драматического, не существует определенных правил для того, чтобы составить диалог персонажей: «У драматургов существует довольно простое правило, согласно которому слева всегда пишется, кто говорит, а справа – что говорит… В беллетристике требуется большое разнообразие приемов, и если в одном случае романист напишет, кто говорит слева, то в другом случае он должен поступить как раз наоборот. Кроме того, недопустимо писать просто: «Сказал такой-то», нужно обязательно написать, как он это сказал…».
Принимая во внимание тот факт, что статья написана в полушутливой, ироничной форме, воспользуемся все же советами писателя и попробуем проанализировать манеру письма и приемы речевой характеристики героев в произведениях самого Н.Н. Носова. Глаголы речи занимают важное место в любом языке, они относятся к числу наиболее употребительных и востребованных средств, связанных с передачей информации. При этом глаголы речемыслительной деятельности воспринимаются как глаголы устной, письменной, а также внутренней речи, связанной с мыслительными процессами, организующими речь.
Для анализа глаголов речемыслительной деятельности мы выбрали рассказы из сборника «Фантазеры», вышедшего в печати в 1957 году. Этот сборник содержит 22 рассказа, написанных в 1938-1956 годах, которые включены в 2 раздела – «Ступеньки» (16 рассказов) и «Мы с Мишкой» (6 рассказов). Это рассказы о детях 6-12 лет, которые путем ошибок и открытий изучают мир и усваивают его ценности. Как и все дети, герои Носова очень любопытны и непосредственны, любят находиться в центре внимания, иногда не прочь и приврать для того, чтобы избежать наказания или получить каплю славы, но делают это чаще для веселья, чтобы самим было интересно, одним словом, настоящие фантазеры.
Рассказ «Фантазеры», давший название всему сборнику, начинается с того, что автор знакомит нас с двумя главными героями – Мишуткой и Стасиком. Кстати, у Николая Николаевича во многих рассказах фигурируют именно два друга, но чаще это Миша и Коля. Почему второго друга зовут именно так - догадаться нетрудно, тем более что повествование в тех произведениях идет от первого лица. Но в данном рассказе автор наблюдает за происходящим как бы со стороны и излагает от третьего лица. Мальчики – Мишутка и Стасик – вели беседу, сидя на скамейке. Они вовсю фантазировали, придумывая интересные небылицы. Как говорит автор, ребята будто бы затеяли состязание, стали соревноваться в том, кто кого переврет. Поэтому в рассказе встречается очень много глаголов речи, связанных с выдумкой, обманом: выдумывать (7 раз), врать (4 раза), соврать (2 раза), придумать, переврать, обманывать. Весь рассказ состоит из диалогов, в которых и раскрывается характер главных героев. Миша и Стасик придумывают разные небылицы, желая показать свою неуемную фантазию, и даже обвиняя друг друга в обмане – «враки!» - не хотят обидеть или унизить, а требуют доказательности. Это веселое состязание, поэтому речь героев очень эмоциональная, что проявляется и в глаголах речи: «Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка». «Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал». «Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка». «Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!». Мишутка сообразительнее, поэтому он придумывает свои небылицы очень легко, чему Стасик, который «замялся», не сумев придумать, что можно увидеть на Луне, немного завидует. Но в то же время фантазия богаче у Стасика, поэтому его выдумки интереснее, из-за чего Мишутке приходится задуматься, чтобы «переврать» друга. А вот Игорь, присоединившийся к мальчишкам, не обладает фантазией совсем, а может только пересказать то, что происходило на самом деле. Ставя себя выше Мишутки и Стасика: «Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!», обвиняя их во вранье: «Вот врут-то! И вам не стыдно?», сам Игорь считает, что врать нужно с выгодой: «Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза». Игорь свалил свой проступок на сестренку и даже не чувствует угрызений совести. Такой подлости Мишутка и Стасик простить не могут и прогоняют Игоря, обозвав его порицательным словом «брехун». Ведь они сами никого не обманывают, «просто выдумывают, будто сказки рассказывают». И даже заплаканную Иру, сестренку Игоря, они сумели утешить и рассмешить своими выдумками.
В маленьком по объему рассказе «Заплатка» глаголов речи встречается не очень много – всего 13, зато 5 из них – эмоционально окрашенные. Они помогают проследить, как изменяется Бобка, главный герой рассказа. Вначале он предстает хвастуном: хвастается своими зелеными «солдатскими» штанами, вызывая у остальных ребят зависть. Но порвав однажды эти штаны, он оказался мишенью для насмешек. Мать рассердилась на него за неаккуратность и отказалась зашивать штаны: «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?» Пристыженный ребятами, Бобка, ворча, решает сам пришить заплатку. С первого раза ничего не получается. Но Бобка не сдается: «Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами». Это далось Бобке нелегко (долго возился, сопел и кряхтел), но зато теперь уже мальчик заслуженно гордится своей работой и готов сам научиться пришивать оторванные пуговицы.
Следующий рассказ, проанализированный нами, называется «Саша». Как правило, в своих рассказах Н.Н Носов очень часто использует в диалогах глаголы “говорить” и “сказать”, которые составляют около 30% всех глаголов речемыслительной деятельности. А в рассказе “Саша” из 75 глаголов лишь 3 раза используется глагол “говорить” и 16 раз – “сказать” в разных временах и наклонениях. Остальные 56 выражены 34 разными глаголами, которые условно можно отнести к следующим смысловым группам:
1) вопросно-ответные формы (спросить – 8 раз; ответить – 6 раз);
2) глаголы мысли (подумать – 3 раза; думать; сообразить);
3) глаголы эмоциональной реакции, которые встречаются однократно (пригрозить, прошипеть, хныкать, зареветь (заплакать), наброситься (отругать), усмехнуться, зашипеть, удивиться, выгораживать, обрадоваться, свистнуть (от удивления), испугаться, храбриться);
4) глаголы речи с дополнительными оттенками значения (объяснить, просить, обещать, заявить, повторить, сочинять, соврать, выдумать, протянуть, закричать).
Рассказ “Карасик” в этом плане также богат эмоционально-оценочными глаголами речи. Маленький Виталик, герой рассказа, очень добрый мальчик, но не всегда слушается свою маму. Обменяв карасика на милицейский свисток, он пожалел об этом почти сразу же, но надеялся скрыть свой поступок от мамы и при удобном случае свалил вину на кота Мурзика, которого очень любил. “Может быть, ее Мурзик съел? - спросила мама. - Не знаю, - пробормотал Виталик”. Носов одним глаголом “пробормотал” показал, насколько трудно дается мальчику вранье. Пытаясь спасти Мурзика от наказания, он прячет его в подвале: “Лезь, глупый! - уговаривал его Виталик. - Посиди там пока”. Отчаявшись спрятать кота, Виталик сердится на него: “Ну, куда же ты лезешь, глупая голова! - зашипел Виталик и загородил выход руками. - Говорят же тебе: нельзя домой идти”.
Боясь, что мама узнает о его обмане, Виталик вынужден скрывать свои чувства и переживает их во внутреннем монологе: думал, скучал, горевал, хотел даже признаться, но не хватило смелости. Когда же мама поймала Мурзика, чтобы наказать, Виталик не выдержал и заплакал: «Мамочка, миленькая, не бей Мурзика!». Кульминация и развязка рассказа происходят очень быстро. В диалоге мальчик признается, что обменял карася на свисток. Носов не включает в диалог ни одного глагола речи, чтобы указать, как тяжело было мальчику во всем признаваться. Но это понятно из самих коротких фраз, сказанных Виталиком. Слова автора при взволнованных репликах мальчика лишь тормозили бы динамичность и экспрессивность этого диалога. Нужно отметить, что наряду с эмоциональными глаголами, автор 26 раз использовал в рассказе формы глагола «сказать» и 7 раз – глагола «говорить», что составляет 53% всех глаголов речи. Но, несмотря на это, рассказ не оставляет впечатления «бедности языка».
В рассказе «Телефон» также встречается обилие форм глагола «говорить» (использовано 27 раз). Но в данном случае это связано с тем, что рассказ ведется от первого лица, от имени мальчика Коли, пересказывающего историю покупки вскладчину игрушечного телефона, по которому можно было переговариваться, как по настоящему телефону. Закономерно и то, что 17 раз автором использованы формы глагола «разговаривать» (по телефону), а также глаголы «поговорить (3 раза), переговариваться (3 раза)». Интересен тот факт, что и в рассказе «Телефон», и в других рассказах Н.Н. Носова, где упоминается разговор по телефону, герои «кричат» в телефон, а не «говорят» (рассказы «Приключения Толи Клюквина», «Про Гену»). Вероятно, в годы, когда создавались рассказы, телефонная связь была не очень качественной, и поэтому приходилось говорить громко.
Среди глаголов речи в рассказе «Телефон» много таких, которые выражают различные звуки: «жужжит», «рычали», «мычали», «пели, запел». Для мальчишек в новинку иметь собственный телефон, поэтому они проводят с ним различные эксперименты. В конце концов, оба мальчика полностью разобрали телефон, потеряв тем самым общую игрушку, зато получив большой жизненный опыт.
Таким образом, можно подвести итог анализу глаголов речемыслительной деятельности в рассказах Н.Н. Носова. Писатель обладает большим запасом таких глаголов и использует их очень уместно. Наряду с нейтральными глаголами «говорить» и «сказать», которые, несмотря на совет самого Носова «обязательно указать, как он это сказал», очень редко уточняются наречиями, автор применяет оценочные, экспрессивные глаголы, чтобы отметить эмоциональное состояние своего героя или его отношение к собеседнику. В то же время герои рассказов ведут и внутренний диалог с собой или с другом, в которых раскрываются их тайные переживания, которыми они не хотят делиться. Иногда в рассказах присутствуют глаголы, выражающие обман или выдумку, что связано с богатой фантазией маленьких героев рассказа.
Все эти рассказы написаны очень легким, понятным для детей языком и представляют несомненный интерес для маленьких читателей как двадцатого, так и двадцать первого века, потому что учат добру, помогают в познании мира и его нравственных ценностей.
Цветение вишни в лунную ночь
Валентин Берестов. Аист и соловей
Каргопольская игрушка
Притча о гвоздях
Убунту: я существую, потому что мы существуем