• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Рифма

Опубликовано Белобаева Светлана Петровна вкл 24.10.2017 - 16:15
Белобаева Светлана Петровна
Автор: 
Иванова Любовь

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rifma_ivanova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Актуальность. На уроках русского языка нам часто приходится выполнять творческие задания. Иногда мы с мамой выполняем домашнее задание в стихах. А недавно всем классом мы  готовили  творческий проект на тему «Рифма». Мне понравилась эта работа, и я решила её продолжить.  

 Предметом моего исследования стала литература. Объект исследования – рифма. Я поставила перед собой цель: узнать некоторые секреты рифмы.

Для этого пришлось решить следующие задачи:

- найти в разных источниках сведения о рифме,

- уточнить значение  и роль рифмы в литературных произведениях,

- познакомить одноклассников с подобранной информацией о рифме.

Гипотеза. Думаю, что если я узнаю секреты рифмы, мне будет легче самой сочинять стихи.

Основная часть.

Чтобы найти лексическое  значение слова рифма я обратилась к словарям.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой содержит следующее определение Рифма , -ы, ж.  созвучие концов стихотворных строк.

В толковом  словаре В.И.Даля Рифма ж. греч. это однозвучие конечных слогов в стихах, красный склад

А в толковом словаре  русского языка под ред. Д. Н. Ушакова я прочитала, что Рифма рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении – созвучие концов стихотворных  строк.

История рифмы уходит в далекое прошлое. У славян рифма употреблялась в ритуальных заговорах, причитаниях, в обрядовых песенках, колыбельных песнях, колядках, закличках и т.п.

Рифма играет важную роль в воздействии на слушателей. Созвучие строк  создает легкость в понимании стихов.

Чаще всего  используют рифму в стихосложении. Вот как пишут поэты о рифме в своих стихах.

Сладкозвучная  богиня,

Рифма золотая,

Слух чарует,
Стих созвучьем
Звонким замыкая…                                Ф.Сологуб

Рифмы, милые мои,

баловни, гордячки!

Вы - как будто соловьи…

Вы - как музыка за мной …

Вы – как будто шар земной …                Булат Окуджава                          

Выделяют три основных, наиболее распространённых типа рифмовки: парная – со схемой aabb, перекрёстная – со схемой abab и кольцевая (опоясывающая) – со схемой abba.

парная

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно
серебром. С. Есенин

перекрёстная

Кошка на окошке

Рубашку шьёт,

Курочка в сапожках

Избёнку метёт

опоясывающая (кольцевая)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.              И.Крылов

Рифма встречается в  фольклорных произведениях: (в загадках, пословицах, потешках, в шутках, закличках, прибаутках…)в стихотворениях, поэмах,

в баснях и былинах,в песнях и балладах.

Рифма встречается даже в прозе…        

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает – мурашей да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит…К.Ушинский

Рифма умеет загадки разгадывать

           Живёт спокойно, не спешит,

          На всякий случай носит щит.

          Под ним, не зная страха,

          Гуляет ...

Рифма умеет играть в буриме (от франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") - сочинять стихи на заданные рифмы

        Например:  цветок- листок

Мы играли в буриме  

 Цветок – листок  Подружка - ватрушка

«Под кустом растёт цветок.

У него резной листок»                                                                           «Распускается цветок-

Появляется листок»

Рифма умеет составлять акростих (отгадка прячется в загадке)

Закряхтел медведь во сне,

Ахнул филин на сосне…

Я под кустиком лежал,

Целый вечер продрожал!

Рифма умеет запутывать:

    В небе месяц и звезда —

     Значит, это полдень? ...  

               Если любишь ты балет,

     То пойдешь в театр? ...

Заключение.

Вывод:

В результате своего исследования, я узнала значение слова «рифма». Прочитала стихи великих поэтов о рифме. Теперь я знаю, какая  бывает рифма. Где она встречается и что умеет? Мне понравилось самой сочинять стихи.

Результатом  этой работы стала книжечка. В ней собраны стихи, которые мы написали с мамой, выполняя творческие задания. Я люблю рисовать, и иллюстрации к книжечке выполнила сама.         Я уверена, друзья, что трудилась всё ж не зря!

Мне было очень интересно

Загадки рифмы постигать,

Её в произведеньях разных

Забавно было мне искать.

И мои мысли, и старанья

Полезны будут мне  всегда.

А поделиться своим знаньем

Мне не составило труда.

Литература:

1. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

2. Толковый словарь В.И.Даля.

3. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова .

 4. Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи.

 5. О.Сагирова. Русский с увлечением.

6. Л.Е.Стрельцова. Мастерская слова.

7. Интернет – ресурсы


Поделиться:

Почта

Сила слова

Басня "Две подруги"

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Хитрый коврик