• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Опубликовано Сафонова Лидия Владимировна вкл 02.12.2017 - 9:29
Автор: 
Горохова Виктория

Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.

Задачи:

1.             анализ противоположных образов стихотворений;

2.             сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Методы исследования:

-               художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)

-               изучение литературы по проблеме

Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorohova_vika.docx31.13 КБ
Файл analiz_stihotvoreniya_gorohovoy.pptx803.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования городского округа « Город Якутск»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина            «Зимнее утро»

Работа ученицы 4 Б класса

Гороховой Виктории

Классный руководитель: Сафонова Л.В.

Якутск, 2017

Оглавление:

Введение …………………………………………………………………

§ 1. Художественный анализ стихотворения………………………..

§ 2. Синтаксические средства языка в стихотворении………………….

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………..

Введение

По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Из творчества А.С.Пушкина мы знаем, что его любимой порой года являлась осень:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятно мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

В произведении «Осень», отрывок которого мы привели, он упоминает о зиме следующее:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это, наконец, и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает.  

Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь…

Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей»). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив.

На наш взгляд, стихотворение «Зимнее утро» отличается:

  • обилием синтаксических средств языка;
  • наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза). 

Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.

Задачи:

  1. анализ противоположных образов стихотворений;
  2. сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Методы исследования:

  • художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)
  • изучение литературы по проблеме

Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.   

     

§ 1. Анализ противоположных образов стихотворений

Композиционно стихотворение состоит из 5 частей, каждая из которых представляет собой секстину (шестистишие). Написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра: солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно», «на мутном небе», «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение, придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась», «вьюга злилась».

В стихотворении присутствуют устаревшие и диалектные слова:

нега — наслаждение (устар.);

взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

вечор — вчера (диал.);

нынче — сейчас (устар.);

озарена — освещена (устар.)

велеть — приказать (устар.);

запречь — запрячь, запрягать (диал.);

предадимся — отдадимся (устар.).

Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит».

Противопоставление слов, образов, эпизодов в данном стихотворении создают композиционно смысловую рамку произведения. Мы нашли несколько противоположных образов (см. Таблицу №1)

Стихотворение начинается со слов «мороз» и «солнце», что вызывают собой противоречивые чувства, от которых автор приходит в восторг «день чудесный!»…

Повествование ведется от первого лица как обращение к собеседнику. Поэт выбрал форму диалога, непринужденного разговора. И только к концу произведения автор использует местоимение «мы».

Великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Описание вечера и утра заканчивается описанием нынешнего пространства – комнаты. Воспоминание о вечере смутное, рисуется большими мазками. Описание утра более детальное. При описании комнаты автор уделяет больше внимания свету и звуку. При этом использует цветовые описания:

вечер – мутный, желтый;

утро – голубое, блестящее, черное, зеленое;

в комнате – янтарный блеск.

В стихотворении при описании снега, речки поэт использует красочные эпитеты, тогда как в отношении леса, поля использует описания «лес один чернеет», «поля пустые», «леса недавно столь густые».

Таким образом, в стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения.


Противоположные образы

Настроение, чувства, создаваемые этими образами  

Мороз

Солнце

День чудесный!

Ты

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

А нынче.....погляди в окно:

Я

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись…

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

Мы

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Вечер

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

Утро

А нынче.....погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Сейчас

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Снег, речка

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Лес, поля

Прозрачный лес один чернеет…

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые

Родное место поэта

… берег, милый для меня


§ 2. Синтаксические средства языка в стихотворении

В стихотворении преобладают повествовательные предложения. Они показывают спокойную интонацию произведения. В начале стихотворения чувствуем взволнованность автора. Это показывает восклицательное предложение: «День чудесный!».

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию.

Побудительные и вопросительные предложения помогают менять картину действия.

В начале стихотворения Пушкин призывает свою подругу  встретить с ним это прекрасное утро: «Пора, красавица, проснись», «Звездою севера явись».

Вопросительное предложение «Вечор, ты помнишь…» возвращает нас в вчерашний день. А в конце стихотворения Пушкин спрашивает подругу: «Не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?». Далее он воображает своё будущее приключение с подругой и чувствуется радость, веселье, задор, но в то же время тоска, тихая любовь к родным местам.

При описании зимней картины поэт использует прием анафоры:

… И ель сквозь иней зеленеет,

     И речка подо льдом блестит.

Таким образом, синтаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ   и   придают интонации.

Заключение

  1. Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык.
  2. В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения. Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ.
  3. Синтаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ   и   придают интонации.

Анализировать стихи Пушкина очень интересно. Интересно, потому что он также интересовался языком и творчеством, постоянно экспериментировал и творил, выдумывал. Он действительно превратил русский язык в искусство, искусство стихосложения, искусство языка.  

Это стихотворение только на первый взгляд кажется стихотворением, где описывается красота природы, зимней картины. В ней заключен намного глубокий смысли. Мы видим, каким думающим, творческим человеком был Пушкин, как он любил свой родной язык и экспериментировал, творил, создавал. Каким он является мастером высокого слова и высокого слога.

 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро » Горохова Виктория Егоровна ученица 4 Б класса МОБУ СОШ № 7 ГО «Город Якутск» Научный руководитель: Сафонова Лидия Владимировна Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 ГО « Город Якутск»

Слайд 2

Унылая пора! Очей очарованье! Приятно мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь ; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Слайд 3

По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». В стихотворении «Осень» Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает. Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь… Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей» ). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив. Стихотворение «Зимнее утро» отличается: обилием синтаксических средств языка; наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза). Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения. Задачи: анализ противоположных образов стихотворений; сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Слайд 4

Анализ стихотворения Мо- роз и солн -це ; день чу- д ес - ный ! Еще ты дрем -лешь , друг пре- л ес т -ный Пора, красавица, просн ись : Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера яв ись ! Вечор, ты помнишь, вьюга зл ѝ л ась , (А) На мутном небе мгла нос ѝ л ась ; (А) Луна, как бледное пятн ó , (В) Сквозь тучи мрачные ж ел т ѐ ла , (С) И ты печальная сид ѐ л а — (С) А нынче... погляди в окн ó : (В) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце , снег лежит ; Прозрачный лес один чернеет , И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит . Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ? Скользя по утреннему снегу, Друг милый , предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Слайд 5

Противоположные образы Настроение, чувства, создаваемые этими образами Мороз Солнце День чудесный! Ты Еще ты дремлешь , друг прелестный – Пора , красавица, проснись : Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры , Звездою севера явись ! Вечор , ты помнишь , вьюга злилась … А нынче ..... погляди в окно: Я Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись… Скользя по утреннему снегу , Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня Мы Скользя по утреннему снегу , Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые , Леса , недавно столь густые , И берег, милый для меня. Вечер Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , На мутном небе мгла носилась ; Луна , как бледное пятно , Сквозь тучи мрачные желтела , И ты печальная сидела - Утро А нынче ..... погляди в окно : Под голубыми небесами Великолепными коврами , Блестя на солнце , снег лежит ; Прозрачный лес один чернеет , И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит. Сейчас Вся комната янтарным блеском Озарена . Веселым треском Трещит затопленная печь . Приятно думать у лежанки. Снег, речка Блестя на солнце, снег лежит ; Прозрачный лес один чернеет , И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит. Лес, поля Прозрачный лес один чернеет … И навестим поля пустые , Леса , недавно столь густые Родное место поэта… берег , милый для меня Композиционно смысловая рамка произведения

Слайд 6

Синтаксические средства языка в стихотворении Мороз и солнце ; день чудесный ! Еще ты дремлешь , друг прелестный Пора, красавица , проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злѝлась , На мутном небе мгла носѝлась ; Луна, как бледное пятн ó , Сквозь тучи мрачные желтѐла , И ты печальная сидѐла - А нынче... погляди в окн ó : Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ? Скользя по утреннему снегу, Друг милый , предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Слайд 7

Вывод: Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык. В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения . Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ. С интаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ и придают интонации.

Поделиться:

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Мать-и-мачеха

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Четыре художника. Осень

Рисуем "Осенний дождь"