Диплом IIстепени.Нучно-практическая конференция (муниципальный уровень-2017г.)
Обучающиеся могут больше узнать об истории своего родного края, о военном времени, о подвигах учителей-астраханцев – участников Великой Отечественной войны, которые, несмотря на то, что профессия учителя – спокойная, мирная и гуманная, - отважно, не жалея жизни своей, встали на защиту нашей Родины. Они вкладывали в приближение Победы свою душу и сердце ради нашего будущего и нашего блага. Эта тема важна для нового поколения потому, что мы никогда не должны забывать о тех, кто подарил нам жизнь и свободу на земле.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 106.5 КБ |
Исследовательская работа по литературе
«Учителя-астраханцы – участники Великой Отечественной войны»
Выполнила: обучающаяся 8 «А» класса
МБОУ «Лицей №1 им. А.П. Гужвина г.Камызяк»
Мазурова Карина
Проверила: учитель русского языка и литературы
Измухамбетова А.С
Содержание
Введение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и в сердцах всего нашего народа. Она явилась тяжелым испытанием для всех. Невозможно забыть того подвига, который совершили наши деды и прадеды. Их героизм и мужество никогда не забудутся, потому что только благодаря им мы сейчас живы.
С каждым годом проходит все больше и больше времени, но Великая освободительная война и Великая Победа навсегда останутся не только в сердцах ветеранов, сражавшихся за свободу и независимость русского народа, но и в наших сердцах, сердцах их потомков, которым интересны все подробности военных лет.
В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., вместе со всем народом, учительство вписало немало героических страниц. Пожалуй, не найдешь школы, где бы её учителя не были участниками Великой Отечественной Войны. О каждом из них можно написать книгу, ибо у каждого был свой фронтовой путь, который влился в общую победу. Но об учителях – участниках Великой Отечественной войны, написано скупо и мало. А между тем, эти удивительные, высоконравственные, поистине интеллигентные люди, оставив свои семьи, детей, невест и жен, оставив самую благородную миссию на земле – учить детей – вместе со своими учениками уходили на фронт и гибли. Погибали молча, с достоинством, на глазах сотен и сотен бойцов, и смерть их служила примером для борьбы с ненавистным врагом.
Меня заинтересовала данная тема, так как она актуальна в наши дни. Мне хочется больше узнать об истории своего родного края, о военном времени, о подвигах учителей-астраханцев – участников Великой Отечественной войны, которые, несмотря на то, что профессия учителя – спокойная, мирная и гуманная, - отважно, не жалея жизни своей, встали на защиту нашей Родины. Они вкладывали в приближение Победы свою душу и сердце ради нашего будущего и нашего блага. Эта тема важна для нового поколения потому, что мы никогда не должны забывать о тех, кто подарил нам жизнь и свободу на земле.
Гипотеза исследования:
Если мы познакомимся с жизнью учителей-астраханцев – участников Великой Отечественной войны, то нынешние и будущие поколения обучающихся будут воспитываться в духе патриотизма и любви к Родине на их примере. Я считаю, что изучение истории защитников Родины поможет нам выбрать правильное направление жизни.
Цель моего исследования:
Собрать и представить материал об учителях-астраханцах – участниках Великой Отечественной войны.
Исходя из цели, поставила следующие задачи:
Объект исследования:
Изучение жизненного пути учителей-астраханцев – участников Великой Отечественной войны (довоенная жизнь, годы войны, послевоенная деятельность учителей).
В художественной и научной литературе имеется много работ, посвященных Великой Отечественной войне. Перед тем как начать свою работу, свою работу, я прочитала книги об истории Астраханского края и астраханцах в годы Великой Отечественной войны, поработала с материалами Музея Боевой Славы и архивными документами и материалами посвященными данной тематике; прочитала газетные вырезки о судьбах учителей-астраханцев – участников войны, а также использовала Интернет-ресурсы.
Формы и методы сбора информации:
Все стремительнее уводит нас время от ужасов войны. Поэтому практическое значение моей работы заключается в том, чтобы познакомить подрастающее поколение со своими исследованиями, потому что наш долг – помнить о тех суровых днях и славных героях войны. С первого и до последнего дня войны учителя Астраханской области свято выполняли свой гражданский долг в жестокой схватке с врагом. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, и перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Результаты исследований могут быть использованы на уроках литературы, истории и тематических классных часах.
1. Астрахань и астраханцы в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась труднейшим испытанием, наиболее тяжелым периодом в истории нашей страны. Астраханцы, как и весь советский народ, с первых дней войны мобилизовали усилия на оказание помощи фронту, на создание новых резервов для действующей армии. Уже 22 июня 1941г. в округе был рассмотрен вопрос о проведении военной мобилизации. Руководителям промышленных предприятий, транспорта, учреждений вводились в обязанность организация своевременной замены уходящих в армию и налаживание бесперебойного производственного процесса во всех отраслях хозяйства.
Вся жизнь в большом и малом перестраивалась на военный лад. Лозунгом жизни астраханцев того времени было: «Все для фронта, все для победы!» Астраханцы были в первых рядах защитников Родины. Трудящиеся Астраханского округа показали высокую сознательность и беспредельную преданность Родине.
Астраханцы совершали героические подвиги в ожесточенной битве за свою Родину, которая оказалась на переднем крае Сталинградского сражения. Противник рвался к Волге, рассчитывая с ходу захватить Астрахань. Но планы гитлеровцев были сорваны беспримерной стойкостью и героизмом бойцов 28-й армии, ценой своей жизни остановивших врага на дальних подступах в районе Хулхуты. В самом городе зенитчики сбивали немецкие самолеты, мобилизованное население устраняло последствия бомбардировок и возводило оборонительные сооружения. В развернутых госпиталях принимали раненых советских воинов.
За боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны свыше 35 тысяч астраханцев награждены орденами и медалями Советского Союза.
Героические подвиги астраханцев в годы Великой Отечественной войны имеют не только большое познавательное, но и огромное воспитательное значение для формирования идей подрастающего поколения в духе национальной гордости и преданности Родине.
Таким образом, за свободу и независимость нашей Родины вместе со всем советским народом в первых рядах сражались астраханцы. Тысячи земляков награждены орденами и медалями за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны.
2. Учителя в годы войны
Великая Отечественная война - и важная, и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советского народа, в том числе и для учителей и преподавателей.
Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях! 17 - 20 - летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.
Учителя в боях показывали пример отваги, мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки. Но и в самых сложных боевых обстоятельствах учитель, ставший солдатом, оставался педагогом-воспитателем, словом и делом воодушевлял бойцов на подвиги, учил искусству побеждать врага. Вряд ли найдется такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, среди активных участников которого не было бы учителей. Гордостью дивизий и полков, батальонов и рот были на фронтах многие учителя!
Глубочайшее уважение народа снискали учителя, совершившие славные подвиги в сражениях Великой Отечественной войны и после ее победоносного завершения вернувшиеся к педагогическому труду.
Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.
3. Учителя-астраханцы – участники Великой Отечественной войны
В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., вместе со всем народом, учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны, вместе с миллионами рабочих и колхозников, тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу со своими учениками отважно сражались за нашу Родину, стали воинами-героями.
С первого и до последнего дня войны учителя Астраханской области свято выполняли свой гражданский долг в жестокой схватке с врагом. В первом военном учебном году в ряды Красной Армии ушли 350 учителей. Своим непосредственным участием в боях на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанском движении, разносторонней и самоотверженной работой по воспитанию школьников учителя внесли свою лепту в общую победу над врагом.
Десятки тысяч учителей, студентов и учащихся педагогических учебных заведений за свой ратный подвиг были награждены орденами и медалями. Среди Героев Советского Союза есть и учителя – астраханцы: учитель Кировской средней школы Камызякского района Павел Михайлович Смирнов и студент исторического факультета педагогического института Иван Филиппович Трушев. Нелегкий труд учителя в войну получил высокую оценку правительства. Высокие правительственные награды получили и 16 астраханцев: директор начальной школы №2 М.Н. Урляпова, учительница этой же школы М.М. Гостеева, директор СШ №56 А.А. Кулагина, учительница начальной школы №17 Т.И. Николаева, директор Осыпно-Бугоринской школы А.З. Эрембетова, заведующий Красноярским РОНО В.П. Самаренко, заведующий ОБЛОНО Р.Ф. Чашкин, заведующий Астраханским ГОРОНО А.И. Березинский и др.
Великая Отечественная война закончилась победой советского народа. Высокая оценка роли школы в ней заключена в словах народного комиссара просвещения В.П. Потемкина: «Никто не смеет утверждать, что наша школа не выполнила своей основной воспитательной задачи, все мы с гордостью сознаем, что доблестными защитниками Родины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы».
В продолжение своей работы я хочу более подробно рассмотреть жизненный путь некоторых учителей – участников Великой Отечественной войны.
Давно уже нет в живых учителей Оранжерейнинской школы – участников Великой Отечественной войны, но не должны мы забывать о тех, кто защищал Родину в годы войны от фашистских захватчиков, своею жизнью мы обязаны им.
Бурдина Нина Яковлевна. Перед войной Нина Яковлевна училась в педагогическом училище на факультете иностранных языков. В январе 1942 года была призвана в ряды Красной Армии переводчицей, прослужила до ноября 1945 года на Первом Белорусском фронте. После войны работала учителем немецкого языка.
Гранкин Иван Ильич. В июне 1941 году получил диплом учителя физики, математики и был направлен на работу в Калмыцкую республику. В декабре 1941 года Садовским райвоенкоматом мобилизован в Красную Армию, попал под Харьков минометчиком. 12 мая 1942 года советские войска перешли в наступление, под Харьковом шли кровопролитные бои. Город переходил из рук в руки, но удержать его не удалось. В числе 75 тысяч пленных советских солдат оказался и Иван Ильич. В 1945 году был освобожден американцами и передан в Советскую Армию. После победы был демобилизован, переехал в п. Оранжереи, работал в школе учителем физики до пенсии.
Мосолков Иван Кондратьевич. Учитель химии, директор вечерней школы. 1 июля 1941 года был взят на юго-западный фронт командиром взвода по строительству переправ через реки. Участвовал в обороне г. Киева, г. Москвы в составе 1-го и 2-го Белорусского фронта в Витебско–Бобруйской операции. За взятие Гомеля был награжден орденом «Красной Звезды». С боями дошел до Кенигсберга, награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За оборону Киева», «За оборону Москвы». После войны вернулся в Оранжереи, продолжал работать учителем.
Трунова Полина Осиповна. Учитель географии. На фронт была мобилизована 25 июня 1942 года. Участвовала в боях под Сталинградом, Орлом, Невелем. 15 декабря 1943 года была тяжело ранена в плечо, в грудь, перенесла ампутацию правой ноги. За участие в Великой Отечественной войне награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалью за оборону Сталинграда. По случаю тяжелого ранения была демобилизована.
Сложны судьбы учителей – участников войны - Замьяновской средней общеобразовательной школы Енотаевского района, Астраханской области: прошли они трудный путь к Великой победе над фашистскими захватчиками.
Грекова Клавдия Михайловна. Добровольно пошла на фронт, когда ей было всего 19 лет. В декабре 1945 года ее приняли на курсы телеграфистов в 500 отдельный батальон из-под Харькова. В это время она училась на втором курсе Астраханского педагогического института. 12 сентября ее направили под Сталинград, где в это время шли бои. Когда немцы были окружены, 500 отдельный батальон связи 8 воздушной армии был направлен на Ростов. Дальше следовал Перекоп, Крым. Клавдия Михайловна с боями дошла до Праги, где и встретила конец войны. Пражская группировка была ликвидирована 12 мая.
За отличную службу в годы войны она награждена орденом «Красной звезды», значком «Отличный связист», медалью «За победу над Германией», медалью «За оборону Сталинграда», медалью «50 лет вооруженных сил», медалью «25 лет Победы в Великой Отечественной войне», медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне».
В октябре 1945 года она демобилизовалась и вернулась на учебу. В 1946 г. она окончила Астраханский педагогический институт и приехала в с.Замьяны. 30 лет своей жизни отдала Замьяновской средней школе. За свой труд по воспитанию и обучению учащихся награждена грамотой Министерства просвещения и значком «Отличник народного просвещения».
Ильина Ираида Александровна. Родилась в 1919 году. Училась с 1928 года в селе Енотаевка. Окончила 7 классов Енотаевкой средней школы и поступила в Астраханское педагогическое училище, которое окончила в 1938 году. В 1936 году вступила в комсомол. С 1938 года по 1942 год работала учительницей в селе Тишково. В 22-х летнем возрасте в сентябре была призвана в Советскую Армию. Вместе с другими девушками Ираида Александровна попала в батальон связи, который как раз в это время эвакуировался из Днепропетровска. В составе батальона прибыли на Урал, где и пробыли до 1943 года.
Осваивали новую специальность, учились ненавидеть врага. Потом - Первый и второй Украинский фронты. Дивизионная связь обслуживала все рода войск: танковые, авиационные, пехотные подразделения. Смоленск, Минск, Вильнюс, Варшава, Лодзь - вот города, которые она прошла. В июне-июле 1944 года батальон вошел в северную группу войск под командованием Рокоссовского. Штеттин – последний город на ее пути. Радостную весть об окончании войны услышала в Польше, в районе Данцига. Но домой она попала только спустя год после войны. Вместе с семьей приехала в село Замьяны. Стала работать учителем начальных классов.
Зверобоев Михаил Иванович. Родился в 1919 году, уроженец с.Замьяны. В 1936 году окончил семилетнюю школу в г. Астрахани. В 1939 году окончил Астраханское педагогическое училище. В этом же году призван в ряды Советской Армии. В январе 1940 года направлен на Финский фронт. За проявленную храбрость ему было присвоено звание лейтенанта. Погиб смертью храбрых в 1943 году западнее Смоленска в звании капитана.
Кузьмин Иван Михайлович. Родился в 1921 году, уроженец села Замьяны Енотаевского района Астраханской области. Окончил семилетнюю школу в 1935 году. В 1938 году окончил Астраханское педагогическое училище им Н.К.Крупской, работал учителем. В 1938 году был призван в Советскую Армию. Стал курсантом военного пехотного училища. Окончил училище в 1941 году. Война застала молодого офицера в Белоруссии. Лейтенант Кузьмин командовал взводом, ротой, затем батальоном. Погиб смертью храбрых в звании майора в 1942 году.
Малов Иван Алексеевич. Родился в 1922 году, уроженец села Замьяны Енотаевского района Астраханской области. В 1937 году закончил Замьяновскую семилетнею школу. В 1940 году окончил Астраханское педучилище им.Н.К. Крупской. В этом же году был призван в ряды Советской Армии. Великую Отечественную войну Малов встретил сержантом и в первых боях с фашистами проявил храбрость и находчивость, за что был награждён медалью «За отвагу». Сержант Малов И. А. пропал без вести в январе 1942 года на Северо-Западном фронте.
Поляков Сергей Гаврилович. Родился в 1919 году в селе Замьяны, в 1936 году окончил Замьяновскую семилетнюю школу и поступил в Астраханское педагогическое училище, которое окончил в 1939 году. Работал учителем начальных классов в Алгаринской школе Красноярского района, откуда в ноябре 1939 года был призван в ряды Советской Армии. Служил в Прибалтийском военном округе и с первых дней войны участвовал в боях. После ранения и излечения воевал на Северо-Западном и Втором Прибалтийском Фронтах. Контузия, госпиталь и возвращение на фронт. Снова ранение. После излечения в 1944-1945 годах учился в томском артиллерийском училище, а затем -война с Японией. Сергей Гаврилович участвовал в разгроме Квантунской Армии в Манчжурии уже в качестве офицера.
Вернувшись с фронта, он стал работать учителем начальных классов в Замьяновской средней школе. Знания военного дела он передавал своим ученикам на уроках НВП.
Сызранов Василий Иванович. Родился в 1920 году. В 1935 году окончил Замьяновскую семилетнюю школу. Поступил в Астраханское педагогическое училище, которое окончил в 1938 году. Работал учителем и заведующим школой во Владимирском районе. В 1939 году Василия Ивановича призывают в Советскую Армию, где направляют в полковую школу младших командиров. Окончив ее, он в звании сержанта служил в г. Шепетовке на Украине. Начало войны Василий Иванович встретил в пути к пограничному району. 24 июня 1941 года вступил в бой с фашистами. В августе 1941 года часть попала в окружение под Уманью. Василий Иванович участвует в партизанском движении. В ноябре 1941 года попадает в плен, в лагерь для военнопленных, а затем был концлагерь. После войны Василий Иванович работал учителем математики в родном селе.
Чернышов Георгий Петрович. Родился в 1919 году, уроженец села Замьяны Енотаевского района Астраханской области. Окончил Замьянскую семилетнюю школу в 1934 году. В этом же году поступил в Сталинградское педагогическое училище и окончил его в 1937 году. Работал в Сталинградской области в селе Придонье. Призван в ряды Советской Армии в 1939 году. Службу проходил в Брестской крепости. Здесь его застала война, здесь он принял первый бой и героически погиб при защите Брестской крепости летом 1941 года.
Астраханский педагогический институт, как и все образовательные учреждения города, перестроил свою работу в соответствии с задачами защиты своего Отечества. В первые дни войны половина преподавательского состава ушла на фронт, также в действующую армию призывались и студенты.
Можаев Андрей Федорович. С первых же дней войны был мобилизован в ряды Красной Армии. Начал служить в 23-м отделении саперной бригады бойцом. В 1943-1944гг. Андрей Федорович служил в 5-м Гвардейском кавалерийском корпусе генерала Селиванова в звании старшины. В 1944 году в соответствии с особым распоряжением ГКО, как научный работник, был направлен для работы в тылу.
Нахимов Иосиф Исаевич. Ушел на фронт в 1941 году, успев проучиться в институте на литературном факультете два года. В составе Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова II степени, 18-ой Мгинской стрелковой дивизии Иосиф Исаевич прошел боевой путь до Штеттина и закончил войну на датском острове Борнхольм. После войны продолжил обучение в институте, став впоследствии проректором. За большой вклад в дело подготовки учительских кадров ему была вручена правительственная награда – орден трудового Красного Знамени. Находясь на пенсии, был по-прежнему связан с институтом: оказывал помощь руководству и молодым преподавателям. Иосиф Исаевич автор многих интересных исследований по проблемам образования, в том числе по истории Астраханского государственного университета.
Сысоев Петр Сергеевич. Начал работать в институте с 1938 г. В августе он был призван на фронт, сразу же назначен комиссаром (затем замполитом) санитарных учреждений 28-ой армии. Позже он стал лектором политотдела 128-го Гумбиненского корпуса. В составе 28-ой армии ему довелось пройти от Волги до Берлина, через всю Украину, Белоруссию, Восточную Пруссию, Польшу и часть Германии. Петр Сергеевич был награжден орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны II степени», медалями. После демобилизации в 1947 г. продолжил работу в институте. В 1961 г. получил звание профессора.
Достойные учителя – участники Великой Отечественной войны Камызякского района - также встали на защиту своей Родины.
Киселев Леонид Петрович. Родился в 1919 году, в Камызяке в семье рыбака. Окончил полную среднюю школу и решил поступать в педагогический институт. Успешно сдал вступительные экзамены на физико-математическое отделение, но успел проучиться всего месяц – 6 октября 1939 года призвали в армию, началась война с Финляндией. В Астрахани новобранцев погрузили на теплоход «Волна революции». Так началась для Леонида Петровича жизнь в погонах, которая закончилась через семь лет, в 1946 году. Он служил в 20-й дивизии войск Наркомата внутренних дел, основной задачей которой были охрана и оборона особо важных предприятий. В самом начале войны получил осколочные ранения – рядом разорвалась граната.
После демобилизации вернулся домой, доучился. Работал в школе, преподавал физику, математику, черчение, рисование.
Коренюгин Михаил Кузьмич. Родился 8 ноября 1905 года в хуторе Шумиловском Ростовской области. Стал учителем. В Камызякском районе проработал 17 лет. Он был заведующим начальной школой в селе Хмелёвка, Новый Тузуклей, недолго в Камызяке и 5 лет в школе колхозной молодежи, директором в селе Увары.
Михаилу Кузьмичу вручили повестку из военкомата, когда он был в командировке в селе Новый Тузуклей. Начинал войну рядовым солдатом, потом стал курсантом среднего политсовета. Затем семье прислали открытку и сообщили, что Михаил Кузьмич ранен в лицо и руку, доставлен в полевой госпиталь. Переписка оборвалась, а потом прислали выписку из приказа о том, что Коренюгин, старший лейтенант, секретарь партийной организации 4-го отдельного стрелкового батальона, награжден «Медалью за отвагу». После этого сообщения пришло извещение о смерти Михаила Кузьмича. Приблизительная дата смерти – 26 ноября 1942 года. В машину, перевозившую раненых, попал фашистский снаряд.
Вдовин Павел Григорьевич. Родился Павел Григорьевич в далеком Алтайском крае, в семье крестьян бедняков. В 1933 –м пошел в райком комсомола, и был направлен в начальную школу учителем. Свое первое боевое крещение под вражеским огнем прошел в свои не полные 19 лет. В сентябре 1943 года войска ленинградского фронта заняли высоту около с. Синявино, был участником снятия блокады Ленинграда. После прорыва блокад в марте 1943 Вдовину П.В. был вручен партийный билет.
Был награжден в 1943 медалью «За оборону Ленинграда», в 1944 орденом «Отечественная война» 2 степени, в 1945 медалью «За победу над Германией».
В сентябре 1946 продолжил работу начальных классов учителем.
В декабре 1951 года Павел Григорьевич назначен директором Камызякской средней школы. Семь лет возглавлял Камызякскую среднюю школу, затем несколько лет работал завучем по начальным классам и 8 лет, до 1968 года, был завучем школы. В 1968 году был назначен директором неполной средней школы ИТК-7. В 1971 году вернулся в Камызякскую среднюю школу и стал работать военруком, проработав 15 лет, ушел на заслуженный отдых. Павел Григорьевич в течении сорока послевоенных лет занимался педагогической деятельностью, ему присвоено звание «отличник народного образования РСФСР». Общий педагогический стаж Вдовина Пала Григорьевича составил 46 лет. Выйдя на пенсию продолжил заниматься общественными работами, избирался в районный Совет ветеранов, встречался с учащимися школ как участник Великой Отечественной войны, выступал на митингах и собраниях. Многие, кто учился в школе в те годы, запомнили его таким: очень строгий, немногословный и справедливый. Но он воспитывал главное чувство в человеке – любовь к родине!
Заключение
Отгремели залпы великой битвы. Но память о ней, о ее героях, павших и живых, всегда в наших сердцах. Эта память переходит и будет переходить из поколения в поколение. Люди с честью прошли через годы суровых испытаний, совершили подвиг, равного которому не знала история.
Учителя после победы над фашизмом, вернувшись в школы, к своему педагогическому труду, который для них был главным призванием, делом всей жизни, вложили силы, знания, опыт, в частности приобретенный на поле боя, в дело обучения и воспитания подрастающих поколений. Послевоенная педагогическая деятельность учителей-фронтовиков явилась продолжением их воинских подвигов.
Победа в войне была добыта ценой огромных усилий и потерь. Миллионы людей отдали свою жизнь за Родину. Их имена навечно хранит народная память. Как символ великой любви и благодарной памяти о бессмертных подвигах, павших в годы Великой Отечественной войны стоят обелиски, горит Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены, а в Астрахани – в Братском саду. И я помню, я горжусь подвигом поистине великих и отважных людей, даровавших нам жизнь под мирным небом. Герои не умирают, они продолжают путь в памяти народной, их подвиги воодушевляют последующие поколения, учат самоотверженному служению Родине. Это в полной мере относится и к учителям – участникам Великой Отечественной войны. Подвиги, совершенные на полях сражений, они продолжили и умножили многолетним и многосложным трудом на ниве народного просвещения. Примеру учителей-патриотов следуют тысячи и тысячи их учеников. Подвиг учительства продолжается! И теперь уже наши учителя в мирное время самоотверженно отдают нам тепло своих сердец!
Исследовательская работа помогла собрать и изучить информацию об учителях-астраханцах – участниках Великой Отечественной войны, об их вкладе в Победу над немецкими захватчиками, систематизировать собранный материал, пополнить свои знания по данной теме.
Данная работа отражает жизнь учителей – участников войны на примере конкретных людей, развивает интерес к истории родного края, воспитывает уважение и чувство гордости за своих земляков, так отважно проявивших себя в суровые годы войны.
К сожалению, не обо всех учителях мне удалось найти материал. Но я надеюсь, что работа над этим исследованием будет продолжена. О войне нужно знать. Наше поколение, наши дети и внуки должны знать, какой ценой завоевано счастье. И я верю, что пройдут многие годы, но новые поколения не перестанут восхищаться подвигом мужественных людей.
Список использованной литературы:
Ель
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Фильм "Золушка"
Заповеди детства и юности
Каргопольская игрушка