Диплом I степени. Научно-практическая конференция (муниципальный уровень, 2016г.)
Изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, так же, как и историю науки, литературы, искусства. Псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость, демонстрирующих неразрывную связь языка и общества. Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами- настоящая фамилия или псевдоним. Нам это неинтересно, волнует лишь само содержание книги. А когда мы случайно узнаем настоящую фамилию автора, то невольно задумываемся, а зачем писатели берут себе псевдонимы, какое смысловое значение они несут? Почему и ныне "мода" на вымышленные имена, ведь мы общаемся через Интернет, используя "логины", пароли и "Ники" (так называемые псевдонимы)?
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.24 МБ |
исследовательская работа | 43.38 КБ |
буклет-памятка для обучающихся | 391.29 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по литературе «Зачем нужны псевдонимы? и ли Кто и зачем скрывается под маской ? » 2016г. Выполнила: обучающаяся 7 «Б» класса МБОУ «Лицей №1 им. А.П. Гужвина г.Камызяк» Ишангалиева Ралина Проверила : учитель русского языка и литературы Измухамбетова А.С.Слайд 2
План Введение I . Причины появления псевдонимов. 1. Что такое псевдоним? 2. Из истории псевдонимов. 3. Разновидности псевдонимов. Способы образования псевдонимов. 4. Причины использования псевдонимов. II . Кто и зачем скрывается под маской? Псевдонимы писателей разных эпох. Заключение
Слайд 3
Актуальность Я считаю, что изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, так же, как и историю науки, литературы, искусства. Псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость, демонстрирующих неразрывную связь языка и общества. Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами- настоящая фамилия или псевдоним. Нам это неинтересно, волнует лишь само содержание книги. А когда мы случайно узнаем настоящую фамилию автора, то невольно задумываемся, а зачем писатели берут себе псевдонимы, какое смысловое значение они несут? Почему и ныне "мода" на вымышленные имена, ведь мы общаемся через Интернет, используя "логины", пароли и "Ники" (так называемые псевдонимы )?
Слайд 4
Гипотеза: Псевдоним действительно является одним из способов формирования определенной личности, связанной с сочетанием фамилии, имени и отчества. Псевдоним -способ выразить авторскую позицию и привлечь внимание читателей к своему творчеству.
Слайд 5
Цель : исследование причин появления, происхождение псевдонимов, составление буклета литературных справок о псевдонимах писателей и поэтов, изучаемых в школе. Задачи: дать определение слова «псевдоним»; классифицировать их по определенным группам; проследить историю возникновения псевдонимов; изучить способы образования псевдонимов; выявить причины появления псевдонимов; узнать историю и значение псевдонимов писателей разных эпох
Слайд 6
Каждый русский писатель состоит из тела, души и псевдонима. Г. Плеханов. Псевдоним ( pseudos -ложь, onyma - имя; греч.) В переводе с греческого « онима » значит «имя», а «псевдо» означает «ложь». В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля. В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.
Слайд 7
Из истории псевдонимов Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей. Например, неизвестно настоящее имя древнеиндийского поэта, чья драма « Шакунтала » (о любви царя и простой девушки) обрела мировую славу. Известно лишь прозвище автора – Калидаса, то есть раб Кали, богини, олицетворявшей рождение и смерть всего живого.
Слайд 8
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку ( cicero – горошинка), а первые два, родовые: Марк и Туллий, отошли на второй план. Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий). Аппий Клавдий Слепой Цицерон Овидий Назон Гораций Флакк
Слайд 9
Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах), называют псевдомастикой или псевдонимикой , то есть наукой о вымышленных именах, возникла в эпоху Возрождения. Тогда международным языком науки и культуры была латынь, поэтому первые словари псевдонимов перечисляли авторов, писавших на этом языке. Первый такой труд принадлежит Сауэрсу , который был издан в середине XVII века и назывался в переводе с латинского «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена». Советский библиограф И.Ф. Масанов собрал свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.
Слайд 10
Классификация псевдонимов Второго типа Первого типа Криптоним Палионим Ателоним Апоконим Пароним Патроним Матроним Кайоним Инкогнитоним Этноним Геоним Героним Хроматоним Фитоним Зооним Орнитоним
Слайд 11
М. Горький Настоящая фамилия – А.М. Пешков. Героним : Дон Кихот Инкогнитоним : Н.Х. (Некто Икс) Патроним: Максим Горький
Слайд 12
Апоконим : Анче Пароним : Антоша Чехонте А. П. Чехов Саша Черный Хроматоним Настоящая фамилия - Гликберг А. М.
Слайд 13
Ани Лорак Палиноним Настоящая фамилия Куек Каролина Эрих Мария Ремарк Палиноним Настоящая фамилия – Э. Крамер
Слайд 14
Кукрыниксы Койноним ( Ку приянов, Кры лов, Ни колай С околов)
Слайд 15
Расул Гамзатов Патроним Настоящая фамилия: Цадаса Расул Гамзатович Анна Ахматова Матроним Настоящая фамилия: Анна Горенко
Слайд 16
Разновидности псевдонимов Криптонимы – ложные имена, которые не позволяют точно выявить конкретного человека. Гетеронимы – авторские имена, с помощью которых можно распределить творческую деятельность на разные направления. Аллонимы – подписывание произведений реально существующим именем другого человека или исторической личности. Например, Илья Муромец или Алеша Попович. Литературная маска – автор, имя которого вымысел. Вспомним по этому поводу А.С. Пушкина с его рассказами Белкина. Астроним – обозначение имени в виде какого-либо типографского знака. Знаменитая мадам Вонг баловалась литературными опусами и подписывала свои произведения «***». Автоним – так называют реальное имя человека, скрывающегося под псевдонимом.
Слайд 17
Причины появления псевдонимов Цензурные преследования. Боязнь провала на литературном поприще. Неблагозвучие настоящей фамилии Желание подчеркнуть какое-то свое качество Стремление представить себя иным , чем в действительности (литературное маска). Скрыть общественное положение Избежать преследования за сочинения Создать комический эффект Отличие от однофамильцев и родственников Маскировалось количество авторов Дань моде Проба пера Создать свой образ Влияние интернета
Слайд 18
М.Е. Салтыков- Щедрин Высокое служебное положение вице-губернатора и председателя казённой палаты не позволяло подписываться собственной фамилией Михаилу Евграфовичу Салтыкову. Его мать предложила избрать псевдонимом что-нибудь подходящее к слову «щедрый», зная его щедрость на всякого рода сарказмы Кто и зачем скрывается под псевдонимом ? Скрыть общественное положение
Слайд 19
Средство избежать преследования за сочинения Авторам – офицерам, чиновникам, дипломатам грозили служебные неприятности, если они без разрешения начальства выступали в печати под своим именем. Поэтому повести декабриста Александра Александровича Бестужева выходили под псевдонимом Марлинский (по названию дворца Марли в Петергофе, где стоял его полк). Марлинский пользовался большим успехом как романист.
Слайд 20
С.Я. Маршак Самуил Яковлевич Маршак, находясь в годы гражданской войны на территории белогвардейцев, печатался в журнале «Утро Юга» под псевдонимом Доктор Фрикен . Лишь псевдоним, тщательно оберегаемый редакцией, помог Маршаку избежать расправы за то, что он высмеивал генералов - самодуров.
Слайд 21
О . Ге́нри ( англ. O.Henry , настоящее имя Уильям Сидни Портер , англ. William Sydney Porter ; 11 сентября 1862 года, Гринсборо, Северная Каролина — 5 июня 1910 года, Нью-Йорк) — признанный мастер американского рассказа.
Слайд 22
Забавные псевдонимы - комический эффект У Антона Павловича Чехова было много шуточных псевдонимов. Сотрудничая в "Стрекозе" и других журналах конца XIX века, он подписывался: Врач без пациентов (намек на свой врачебный диплом), Гайка №6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов , Шампанский, Человек без селезенки.
Слайд 23
Как появляются псевдонимы Аркадий Гайдар Разгадать загадку псевдонима «Гайдар» удалось школьному товарищу Аркадия А.М. Гольдину: « Г» - первая буква в фамилии «Голиков», «АЙ» —первая и последняя буква имени, «Д» - по-французски «из», «АР» - первые буквы названия родного города Арзамаса. Таким образом, имя «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса».
Слайд 24
Марк Твен Настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс . Псевдоним «Марк Твен» был взят Клеменсом , когда он всерьез начал свою литературную деятельность. Марк Твен ( mark twain , «мерка-два») – ходовой лоцманский термин на Миссисипи. «Марк- твен !» - выкрикивал на речном перекате лотовый матрос, убедившись, что глубина достигает двух морских саженей (около четырех метров) и пароход безопасно может следовать своим курсом.
Слайд 25
Джек Лондон Свои литературные произведения Лондон подписывал псевдонимом «Джек Лондон». Этот псевдоним связан, с тем, что имя Джон мальчику не нравилось. В детстве няня Лондона Вирджиния Прентисс и ее муж Алонсо ласково звали мальчика Джеки (в английском языке имя Джек — уменьшительная форма от имени Джон).
Слайд 26
Борис Акунин Лингвист и переводчик Григорий Чхартишвили взял себе псевдоним Борис Акунин ("Злой человек" по-японски). Также использовал псевдонимы Анна Борисова и Анатолий Брусникин.
Слайд 27
Создатели некоторых псевдонимов имели одну цель – вызвать улыбку у читателей. Писатель Владимир Гиляровский часто подписывал свои статьи – «Театральная крыса» Алексей Писемский подписывался как «Фельетонная кляча Никита Безрылов »
Слайд 28
Стайс Крамер Стейс Крамер - это псевдоним простой 18-летней девушки из Астрахани, которая стала популярной благодаря своим интернет-творениям. Псевдоним - это красивая обертка, реклама для её рассказов. Анастасия, отсюда и Стейс , Крамер - фамилия, позаимствованная у любимого персонажа Джона Крамера из серии фильмов "Пила".
Слайд 29
В круг интересов Насти входит медицина, в частности патологическая анатомия. Фридриха Ницше писательница считает своим астральным наставником. На сегодняшний день Анастасия поступила в медицинскую академию на стоматолога. В её мечтах набраться больше опыта в писательском деле и к тридцати годам создать очередную книгу и издать ее.
Слайд 30
Анализ анкетирования учащихся 7-9ых классов показал:
Слайд 31
2. Назовите причины появления псевдонимов.
Слайд 32
3. Взяли бы ВЫ псевдоним?
Слайд 33
4. Приведите примеры псевдонимов?
Слайд 34
5. Кто пользуется псевдонимами?
Слайд 35
Вывод Таким образом, данный опрос подтверждает актуальность данной темы. Мне интересно было узнать как можно больше фактов, касающихся псевдонимов. Для этого я не ограничилась только нашими классиками, но и попыталась обратиться и к зарубежной литературе.
Слайд 36
Писать стихи, богоугодное занятие... И что тут скажешь, даже нечего сказать... Знай, не всегда, поэта жалует удача... Ведь можно запросто, позор себе сыскать… И потому, поэты маски надевают... Под псевдонимом легче всем живётся им... И лишь один всю правду Бог об этом знает... Ведь он поэтов музой наделил. В.Амелин
Слайд 37
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2 Интернет – ресурсы:
Исследовательская работа по литературе
«Зачем нужны псевдонимы?
или
Кто и зачем скрывается под маской?»
Выполнила: обучающаяся 7 «Б» класса
МБОУ «Лицей №1 им. А.П. Гужвина г.Камызяк»
Ишангалиева Ралина
Проверила: учитель русского языка и литературы
Измухамбетова А.С.
Содержание
Введение
I. Причины появления псевдонимов.
1. Что такое псевдоним?
2. Из истории псевдонимов.
3. Разновидности псевдонимов.
Способы образования псевдонимов.
4. Причины использования псевдонимов.
II. Кто и зачем скрывается под маской?
Псевдонимы писателей разных эпох.
Заключение
Введение
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Имя дается человеку один раз при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Оно должно быть красивым, легко произносимым, хорошо сочетающимся с отчеством и фамилией. Оно не только предрекает человеку выдающееся или теневое положение в жизни, но и до некоторой степени очерчивает его характер.
Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.
Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.
Тема псевдонимов, как мне кажется, всегда была актуальной, актуальна она и сейчас, так как в Интернете я часто сталкиваюсь всё с теми же псевдонимами, только называются они по - другому. Это ники и никнеймы.
Я считаю, что изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, так же, как и историю науки, литературы, искусства. Псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость, демонстрирующих неразрывную связь языка и общества. Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами- настоящая фамилия или псевдоним. Нам это неинтересно, волнует лишь само содержание книги. А когда мы случайно узнаем настоящую фамилию автора, то невольно задумываемся, а зачем писатели берут себе псевдонимы, какое смысловое значение они несут? Почему и ныне "мода" на вымышленные имена, ведь мы общаемся через Интернет, используя "логины", пароли и "Ники" (так называемые псевдонимы)?
Объектом моего исследования является литературный псевдоним. Решила я взять именно эту тему, потому что мне всегда было интересно, почему творческие люди, то есть писатели, поэты часто берут себе псевдонимы. Мне близка именно область литературы, поэтому я решила попытаться выяснить, каковы причины, побудившие писателей и поэтов выдумывать себе псевдонимы, что скрывается под маской вымышленного имени?
Гипотеза исследования:
Псевдоним действительно является одним из способов формирования определенной личности, связанной с сочетанием фамилии, имени и отчества. Псевдоним -способ выразить авторскую позицию и привлечь внимание читателей к своему творчеству.
Итак, цель моего исследования - показать, что такое псевдоним? Зачем творческие люди берут себе псевдонимы? Проследить наиболее типичные случаи образования и функционирования псевдонима. Составить буклет литературных справок о псевдонимах писателей и поэтов, изучаемых в школе.
Этой целью определяются задачи моей работы:
Для достижения цели я использовал следующие методы:
- Изучение теоретического материала по теме;
- Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений;
- Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.
Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и другими слушателями.
Глава I. Причины появления псевдонимов.
1.Что такое псевдоним?
Псевдоним (pseudos -ложь, onyma - имя; греч.) В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».
В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.
2. Из истории псевдонимов
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.
Например, неизвестно настоящее имя древнеиндийского поэта, чья драма «Шакунтала» (о любви царя и простой девушки) обрела мировую славу. Известно лишь прозвище автора – Калидаса, то есть раб Кали, богини, олицетворявшей рождение и смерть всего живого.
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка), а первые два, родовые: Марк и Туллий, отошли на второй план.
Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий).
Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах), называют псевдомастикой или псевдонимикой, то есть наукой о вымышленных именах, возникла в эпоху Возрождения.
Тогда международным языком науки и культуры была латынь, поэтому первые словари псевдонимов перечисляли авторов, писавших на этом языке. Первый такой труд принадлежит Сауэрсу, который был издан в середине XVII века и назывался в переводе с латинского «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена».
Советский библиограф И.Ф. Масанов собрал свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.
3.Разновидности псевдонимов. Способы образования псевдонимов.
Известный библиограф Валентин Григорьевич Дмитриев классифицировал псевдонимы в соответствии со способом их образования. Он разделил псевдонимы на два типа:
1) псевдонимы, в которых истинное имя спрятано различными способами, но его можно расшифровать;
2) псевдонимы, характеризующие автора с той или иной стороны; представляющие автора не таким, каков он есть на самом деле (литературные маски); обеспечивающие инкогнито.
Псевдонимы первого типа
Зашифровка подписей – криптоним (от греч. «kryptos» -«тайный») – могла производиться посредством анаграмм – перестановки букв. Например, одним из псевдонимов В.Я.Брюсова был Аврелий (анаграмма его имени Валерий).
Писатели часто брали в качестве псевдонима патроним (от лат. «pater» - «отец») – образованный из имени отца автора. Так, например, мировую славу Алексею Пешкову принес псевдоним Максим Горький. Старые нижегородцы утверждали, что он избрал этот псевдоним в память об отце, спасшем Алексея от холеры. Максима Савватеевича, отца писателя, прозвали «Горьким» за едкие шутки.
Анаграммы, получаемые от чтения справа налево – палионимы – было легко расшифровать. В 1901 году в Москве вышла книга «Строфы Нирузама». На самом деле все стихи в этой книге были написаны и «переведены» К.М.Мазуриным.
Иногда писатели использовали апоконимы (от греч. «apokopto» - «отрезаю», «отрубаю») – криптонимы, полученные путем отбрасывания начала или конца имени или фамилии. Получалось: Злов вместо Козлов, Гарев вместо Огарев,Ленский вместо Оболенский.
Довольно часто использовали паронимы (от греч. «para» - «возле», «около») – псевдонимы, образованные по сходству звучания с настоящей фамилией. Так, например, Николай Васильевич Корнейчук из своей фамилии образовал свои литературные имя и фамилию Корней Чуковский.
Иногда основой для псевдонима становилась девическая фамилия ее матери или ее имя – матроним (от лат. «mater» - «мать»). Также имена более отдаленных предков автора могли использоваться при выборе псевдонима. Так, например, Анне Ахматовой, шальной семнадцатилетней девчонке, пришло на ум взять себе псевдоним – татарскую фамилию бабушки, происходившей от древнего рода хана Ахмата.
Псевдонимы второго типа
Инкогнитоним – подпись, подчеркивающая, что автор хочет остаться неизвестным. Подпись М.Горького Н.Х. под фельетонами в «Нижегородском листке» и «Самарской газете» (1896) следовало читать: «Некто икс».
Однако псевдонимы брались не только для того, чтобы скрыть имя, но и для того, чтобы подчеркнуть то или иное качество автора, например, национальность, особенность внешности, месторождения или жительства, главную черту характера или его творчества, звание, должность, социальное положение и многое другое.
Разновидности:
4.Причины использования псевдонимов
Причины, принуждавшие людей сохранять инкогнито, очень разнообразны. Некоторые вынуждены держать свое имя в тайне из боязни преследований за свои сочинения.
Некоторые авторы были вынуждены скрывать свое имя, потому что их общественное положение не позволяло им открыто заниматься литературой.
Люди, часто появляющиеся на публике (актеры, режиссеры, певцы, политики) могут отказаться от своей фамилии из-за ее неблагозвучия.
Встречаются, также, авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять свое имя напоказ.
Некоторые известные люди придумывали себе псевдонимы из-за наличия тезок, однофамильцев.
А для сатириков и юмористов забавные псевдонимы были дополнительным средством, чтобы произвести комический эффект.
Иногда, принимая псевдоним, человек ставил целью не скрыть свое имя, а подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, главную черту своего характера или направления своего творчества.
С помощью псевдонима маскировалось и количество авторов: написанное несколькими выдавалось за произведение одного или наоборот.
Глава II. Кто и зачем скрывается под маской?
Псевдонимы писателей разных эпох.
Скрыть общественное положение
М.Е. Салтыков-Щедрин
Высокое служебное положение вице-губернатора и председателя казённой палаты не позволяло подписываться собственной фамилией Михаилу Евграфовичу Салтыкову. Его мать предложила избрать псевдонимом что-нибудь подходящее к слову «щедрый», зная его щедрость на всякого рода сарказмы.
Средство избежать преследования за сочинения
Авторам – офицерам, чиновникам, дипломатам грозили служебные неприятности, если они без разрешения начальства выступали в печати под своим именем. Поэтому повести декабриста Александра Александровича Бестужева выходили под псевдонимом Марлинский (по названию дворца Марли в Петергофе, где стоял его полк). Марлинский пользовался большим успехом как романист.
Самуил Яковлевич Маршак, находясь в годы гражданской войны на территории белогвардейцев, печатался в журнале «Утро Юга» под псевдонимом Доктор Фрикен. Лишь псевдоним, тщательно оберегаемый редакцией, помог Маршаку избежать расправы за то, что он высмеивал генералов - самодуров.
О.Генри- признанный мастер американского рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки Настоящее имя Уильям Сидни Портер. Находясь в каторжной тюрьме по обвинению в растрате, Уильям Портер, отбывая наказание, работал в лазарете (поскольку имел образование фармацевта, а тюремному госпиталю требовался ночной аптекарь). Ночные дежурства позволяли заниматься сочинительством, иногда ему даже удавалось переправлять свои рассказы на волю. Но он стыдился печататься под своей фамилией, поэтому решил взять псевдоним «О.Генри», происхождение которого совсем не ясно.
Считается, что этот псевдоним – переделанная на английский лад фамилия французского фармацевта ЭтьенаОсеана Анри, автора популярного в то время медицинского справочника, который был в тюремной аптеке.
Сам писатель о происхождении своего псевдонима говорил, что инициал «О.» выбран, потому что «О» - самая простая буква, а фамилия «Генри» взята из газеты. Одной из газет он сообщил, что «О.» расшифровывается как Оливер, и на самом деле, несколько рассказов он опубликовал там под именем Оливер Генри.
Забавные псевдонимы - комический эффект
У Антона Павловича Чехова было много шуточных псевдонимов. Сотрудничая в "Стрекозе" и других журналах конца XIX века, он подписывался: Врач без пациентов (намек на свой врачебный диплом), Гайка №6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки.
Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен» . Вот история некоторых из них: Антоша Ч. , Ан. Ч. , А. Чехонте — так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии, любитель переиначивать фамилии.
А. П. Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички» (из книги: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М. : Наука, 1980).
Дань моде
Немалую роль в принятии псевдонима играла мода на создание вымышленного имени, которая зародилась еще в XVIII веке и особенно пышно расцвела в годы символизма. Символисты считали, что символика должна быть уже в самой подписи автора. Например, символист Андрей Бугаев известен нам как Андрей Белый, Константин Бальмонт имел настоящее имя Константин Баламут.
Влияние интернета.
На этой причине, как на самой малоисследованной, остановимся подробней.
Хозяин ника Кристоф Линденберг («Internet. Бродилка») утверждает: «В скором времени имен не будет. Останутся имейлы и ники. Люди обретут настоящую свободу. В мире порталов и электронного шоппинга реальное имя не нужно». Свобода в выборе имени, характера, биографии в интернете действительно не ограничена, и мы с вами, и миллионы таких как мы к этой свободе привыкли и охотно ей пользуемся. Однако в случае с сетевыми поэтами (под таковыми будем подразумевать тех, кто получил первое признание в интернете) наблюдается, скорее, обратная тенденция - большинство из них не видит никакой необходимости в том, чтобы скрывать свое имя. Правда, для простоты и удобства при общении в гостевых книгах или на форумах, они часто используют ники:
Алексей Андреев – Lexa
Диана Эфендиева – Ди
Игорь Петров - Лабас
Михаил Бару – Миня
Галя Анни - Фита, Ежинька
Михаил Сазонов - Мишель
Сергей Бойченко - sergio
Ольга Родионова (Дашкевич) - Верочка, Волчица, Аннабель Ли
Евгения Чуприна - ФЕМЪ
Реальные имена поэтов второй группы широкой публике неизвестны, это псевдонимы чистой воды. Но считать причиной такого выбора исключительно искушение интернетом (создание своей виртуальной маски) было бы не совсем верно. Берусь предположить, что основные причины лежат вне сети: первая проба пера, нежелание "светиться" перед офф-лайн знакомыми и перед своим начальством, обыденность или кажущееся неблагозвучие собственного имени, То есть все то, о чем мы говорили выше.
Некоторые из примеров:
Шмубзик
Сап-Са-Дэ
Этер граф де Паньи
Хрюша
Скарамуш (Крейсер, Бред, Хлам, Гена)
Фцук
Тибул Камчатский
Как появляются псевдонимы
Аркадий Гайдар
Сам Аркадий Петрович однозначно и чётко о происхождении псевдонима «Гайдар» не писал. Разгадать загадку псевдонима «Гайдар» удалось школьному товарищу Аркадия А.М. Гольдину:
«Г» - первая буква в фамилии «Голиков», «АЙ»—первая и последняя буква имени, «Д» - по-французски «из», «АР» - первые буквы названия родного города Арзамаса. Таким образом, имя «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса».
Джек Лондон
Свои литературные произведения Лондон подписывал псевдонимом «Джек Лондон». Этот псевдоним связан, с тем, что имя Джон мальчику не нравилось. В детстве няня Лондона Вирджиния Прентисс и ее муж Алонсо ласково звали мальчика Джеки (в английском языке имя Джек — уменьшительная форма от имени Джон).
Александр Грин
Подпись "А.С. Грин" впервые появилась в 1907 году под рассказом "Случай". Впоследствии, именно так, псевдонимом с обоими инициалами, Гриневский подписывает почти все свои произведения. Фамилия Грин очень быстро стала неотделимой частичкой Александра Степановича. Порой, с трудом верится, что Грин не настоящая фамилия.
Марк Твен
Настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Псевдоним «Марк Твен» был взят Клеменсом, когда он всерьез начал свою литературную деятельность. Марк Твен (marktwain, «мерка-два») – ходовой лоцманский термин на Миссисипи. «Марк-твен!» - выкрикивал на речном перекате лотовый матрос, убедившись, что глубина достигает двух морских саженей (около четырех метров) и пароход безопасно может следовать своим курсом. Твен сам разъяснил этот лоцманский термин в примечании к одной журнальной публикации «Старых времен на Миссисипи» в 1875 году.
Кир Булычёв
Учёный-востоковед Игорь Можейко знаменит как писатель-фантаст Кир Булычёв. Псевдоним образован из имени жены Киры Алексеевны Сошинской и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием.
Стейс Крамер - это псевдоним простой 18-летней девушки из г.Камызяк Астраханской области, которая стала популярной благодаря своим интернет-творениям. Псевдоним - это красивая обертка, реклама для её рассказов. Анастасия, отсюда и Стейс, Крамер - фамилия, позаимствованная у любимого персонажа Джона Крамера из серии фильмов "Пила".
Родилась Анастасия Холова в Норильске 26 сентября 1996 года. Настю воспитывает мама, отца она никогда не видела. По последним данным он умер от сердечного приступа. Когда юной писательнице было 13 лет, её маленькая семья переехала в Астрахань.
С самого детства Настя отличалась замкнутостью и закрытостью. У неё сложный характер и боязнь переходить дорогу. По словам самой Холовой, она с четырех лет любит гулять по кладбищам. Настя играет на гитаре и в 12 лет даже планировала создать свою группу и уехать гастролировать по миру. Остальные хобби молодого автора Стейс Крамер нельзя назвать обычными. Она увлекается готикой, любит независимое французское кино, триллеры, фильмы ужасов, ходить по заброшенным зданиям. В круг интересов Насти так же входит медицина, в частности патологическая анатомия. Фридриха Ницше писательница считает своим астральным наставником.
Первый навык в писательском деле - это её рассказ, написанный в 16 лет - "50 дней до моего самоубийства". История о шестнадцатилетней девушке и её хрупком мире, каждый день - это маленький отрывок из ее жизни. Произведение сразу же стало популярным среди подростков и интернет читателей.
На сегодняшний день Анастасия поступила в медицинскую академию на стоматолога. В её мечтах набраться больше опыта в писательском деле и к тридцати годам создать очередную книгу и издать ее.
Рефлексия
Итак, мы приходим к выводу, что псевдоним — это общее название для вымышленных или измененных имени и фамилий, заменивших в подписи настоящие имя и фамилию.
Чтобы выяснить, насколько учащиеся владеют информацией понятия псевдонима и его использования в жизни, нами было проведено анкетирование среди учащихся 7-9 классов МБОУ «Лицей № 1 им. А.П.Гужвина г.Камызяк». В опросе приняли участие 30 учащихся.
Анкета по теме «Псевдоним: маска или лицо»
1. Что такое псевдоним? (дать определение)
2. Назовите причины появления псевдонимов.
3. Взяли ли бы псевдоним?
4. Приведите примеры псевдонимов?
5. Кто пользуется псевдонимами?
Результатами явились следующие данные:
1. Могут дать определение псевдонима — % учащихся; не знают — %.
2. Незвучные инициалы — %; несоответствие имиджу — 52 %; попытка укрыться от цензуры — 41 %.
3. Взяли бы псевдоним — 5 %; ни в коем случае — 3 %; при определённых обстоятельствах — 62 %; не знают — 30 %.
4. От 5 до 10 вариантов — 2 %; до 5 вариантов — 5 %; 1 вариант — 15 %; ни одного варианта — 78 %.
5. Известные люди — 82 %; скромные люди — 3 %; люди с тёмным прошлым — 15 %.
Таким образом, данный опрос подтверждает актуальность данной темы.
Нам интересно было узнать как можно больше фактов, касающихся псевдонимов.Для этого мы не ограничились только нашими классиками, но и попытались обратиться и к зарубежной литературе.
Заключение.
Таким образом, в результате анализа материала мы узнали, как и откуда возникли псевдонимы, по каким причинам талантливые и творческие люди выбирают себе псевдонимы. На примере исследованных псевдонимов видно, что причины использования вымышленных имён различны: средство скрыть общественное положение; избежать преследование за сочинение; маскирование нескольких фамилий под одним именем; вызывать комический эффект, подбирая забавные псевдонимы. В XXI веке псевдонимизация служит, в основном, для привлечения внимания к своей персоне.
Я думаю, вам было интересно вместе со мной узнать, какой смысл несёт тот или иной псевдоним и как он образован.
Зная, почему писатель выбрал себе то или иное вымышленное имя, мы, как мне кажется, лучше поймём и его жизнь, и его судьбу, и его творчество.
Список использованной литературы
Русские писатели и поэты
М. Горький – Алексей Максимович Пешков
Аркадий Гайдар-Аркадий Голиков
Александр Грин- Александр Гриневский
Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Шампанский, Человек без селезёнки- А. П. Чехов
М.Е.Салтыков-Щедрин- М.Е.Салтыков
Доктор Фрикен- С.Я.Маршак
Иван Петрович Белкин- А.С. Пушкин
В. Сирин- Владимир Набоков
Тэффи-Надежда Александровна Бучинская
Хармс- Даниил Иванович Ювачёв
Корней Чуковский-Николай Васильевич Корнейчуков
Нави Волырк-Иван Андреевич Крылов
Анна Ахматова-Анна Андреевна Горенко
Саша Черный- Александр Гликберг
Андрей Белый- Борис Николаевич Бугаев
Вениамин Каверин- В.А.Зильбер
А.А.Фет- А.А. Шеншин
Игорь Северянин – И.В.Лотарев
Константин Симонов-Кирилл Симонов
Борис Полевой -Борух Николаевич Кампов
Эдуард Багрицкий - Эдуард Григор. Дзюбин
Демьян Бедный - Придворов Ефим Алекс.
Кир (Кирилл) Булычёв - Игорь Можейко
Козьма (Петрович) Прутков -Поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы
Муса Джалиль - Муса Мустафович Залилов (1906-1944) -Советский поэт
Зарубежные писатели и поэты
Джек Лондон – Джон Гриффит Чейни
О. Генри - Уильям Сидни Портер
Джоан Кэтлин Роулинг (Дж. К.Роулинг) - Джоанна Мюррей Роулинг ( автор серии романов о Гарри Поттере.)
Марк Твен – Сэмюэл Ленгхорн Клеменс
Памела (Линдон) Трэверс (П.Л. Трэверс) - Хелен Линдон Гофф( автор серии детских книг о Мэри Поппинс.)
Льюис Кэрролл - Чарльз Лютвидж Доджсон(автор сказки «Алиса в Стране Чудес»)
Вольтер- Франсуа –Мари Аруэ
Мольер- Жан Батист Поклен
Стендаль-Анри Мари Бейль
Андре Моруа- Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог
Орас де Сент – Обен и Лорд Роон- Бальзак
Мофриньёз, Жозеф Прюнье –Мопассан
Боз -Чарльз Диккенс
«Уэверли», «Кенильворта» -Вальтер Скотт
Мэри Уэстмакотт- Агата Кристи
Андре Моруа- ЭмильГерцог
Каррер Белл- Шарлотта Бронте, автор романа «Джейн Эйр»
Вольфган Амадей Моцарт- Эрнст Теодор Амедий Гофман
Современные писатели и поэты
Стейс Крамер- Анастасия Холова
Михаил Ахманов- Михаил Сергеевич Нахмансон
Сантар Аксар- Александр Иванович Мефодьев
Борис Акунин, Анна Борисова - Григорий Шалвович Чхартишвили
Алексей Бессонов- Алексей Игоревич Ена
Александр Снегирев- Алексей Владимирович Кондрашов
Макс Фрай- писатель Светланы Мартынчик (р. 1965) и художник Игоря Стёпина (р. 1967).
Александра Маринина- Марина Анатольевна Алексеева
Аркадий Арканов- Штейнбок Аркадий Михайлович
Расул Гамзатов - Цадаса Расул Гамзатович (1923-2003)
Классификация псевдонимов
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Выбери путь
Флейта и Ветер
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Марши для детей в классической музыке