Данное исследование направлено на анализ образа ветра в произведениях С. А. Есенина и на выявление образной составляющей писателя как отличительной особенности его творчества, а также определения значения данного образа для всего творчества писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_obraz_vetra.doc | 90.5 КБ |
Введение
Актуальность моей работы заключается в том, что изображение действительности посредством создания образа помогает познать вечное, то есть то, что является важным и ценным в любые времена. Конкретный завершенный образ художника является результатом осмысления автором того или иного процесса или явления. И этот осмысленный результат поэты и писатели представляют нам, читателям. Соответственно, мы видим нарисованный их воображением мир и стремимся в представленных картинках угадать заложенный автором смысл.
Образ ветра в этом отношении не раз привлекал внимание писателей. Например, в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» два образа ветра: «пронзительный ветер» и «ровный и тёплый летний ветер». Их появление символизирует наказание людей за чёрствость, равнодушие и злобу и спасение, помощь за признание вины, покаяние и взаимовыручку. Ветер как предупреждение людям: не творите зло, будьте добрыми и человечными! Или в повести А. С. Пушкина «Метель» ветер, метель, буря, случившаяся в начале 1812 года, сыграли важную роль в судьбе героев. Метель разлучает Владимира и Машу и, напротив, соединяет навеки Бурмина с главной героиней. Для того чтобы подчеркнуть важность роли образа ветра в повести, автор использует художественные средства выразительности: эпитет «ужасная метель», олицетворения «ветер выл», «ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу»; ветер перестаёт «свирепствовать, когда Владимир окончательно сбивается с пути».
Я в своей работе попыталась проанализировать этот образ, опираясь на стихотворения С. А. Есенина, причем образ ветра рассматривался мной не с географической точки зрения, а как образ художественного произведения. В этом и заключается новизна моего исследования.
Проблемой данной работы является то, что этот образ под воздействием авторского взгляда проявлялся на страницах его стихотворений по-разному. Следовательно, образ ветра является неоднозначным изображением действительности и выполняет в творчестве писателя разные функции.
Цель моей работы – доказать, что образ ветра в художественных произведениях, и в частности – в лирике С. А. Есенина, играет важную роль, является отображением конкретных явлений, напрямую соприкасающихся с вечными проблемами.
Для достижения поставленной цели я реализовала следующие задачи:
Соответственно, если объектом исследования я выбрала образ ветра, то предметом исследования являются стихотворения С. А. Есенина. Мной проанализированы более 50-ти стихотворений данного автора, в которых так или иначе участником событий является ветер. Выдвину гипотезу: ветер в лирике С. А. Есенина предстает не обычным природным явлением, а некоей субстанцией, выполняющей различные функции в произведениях выбранного мною автора.
Рассмотрим стихотворения С. А. Есенина. Для того чтобы полнее выявить роль образа ветра, я использовала в качестве основных методов исследования анализ литературных текстов и частичное цитирование. Работа с литературой позволила применять также методы реферирования и составления библиографии, что и было использовано для достижения поставленной цели.
Основная часть
1.Понятие художественного образа в литературе.
Художественный образ – такое явление в литературе, которое представляет собой законченный, осмысленный писателем или поэтом какой-либо процесс или явление. Особенностью художественного образа является осмысление действительности через создание нового, вымышленного мира. Писатели и поэты используют в своем творчестве различные явления и рисуют их так, чтобы в них отражалось авторское представление о жизни, понимание тенденций (путей развития) действительности и ее закономерностей.
По мнению Л. И. Тимофеева, «художественный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».
Художественный образ является таковым не оттого, что срисован по образу и подобию с реального явления или предмета, а оттого, что под авторской рукой, силой авторского воображения преобразует действительность. Художественный образ направлен на передачу самого важного, самого существенного, а не просто копирует действительность. В зависимости от человека и эпохи раскрываются различные стороны того или иного образа. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.
2.Особенности мировоззрения «новокрестьянских» поэтов и писателей-имажинистов.
Так как объектом моего исследования являются стихотворения С. А. Есенина, то следует рассмотреть интересующие меня стороны тех литературных направлений, к которым примыкал данный писатель. Ведь, как я сказала выше, от эпохи, от мировоззрения человека зависит немало, и взгляды реалистов, конечно же, отличаются от взглядов, например, модернистов.
Ни для кого не секрет, что ключевой темой поэзии Есенина являлась Русь крестьянская, любовь к которой пронизывает все его произведения, поэтому он сблизился с обществом «новокрестьянских поэтов» и сам увлекался данным течением. Термин «новокрестьянская» поэзия появился в 10-20-е гг 20-го столетия. Спецификой данного направления в литературе является любовь к деревенской России, философия «избяного космоса», культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой, что немаловажно для моего исследования, ведь ветер, в первую очередь – это природное явление.
С. А. Есенин считал себя поэтом Руси уходящей: проблемы крестьянства всегда волновали его, потому что еще с детства познал его суть через общение с церковными книгами, чернорабочий труд был пропущен через собственные руки (работал в мясной лавке), был схож с мятежно настроенными рабочими и пр..
Если говорить о способах создания того или иного образа «новокрестьянскими» поэтами, то следует отметить, что они для этого использовали:
- религиозную символику;
- христианские мотивы;
- языческие верования;
- фольклорные сюжеты и образы.
Кроме того, они отрицали в своем творчестве «порочную» городскую культуру, проявляя тем самым сопротивление культу машин и железа. Я в своей работе проанализировала использованные способы создания образа по отношению к объекту моего исследования и это привело меня к достаточно интересным выводам.
Но не стоит забывать, а может быть, следует обратить даже еще большее внимание на то, что С. А. Есенин в постреволюционное время (1918-1920-е гг) увлекся имажинизмом, в основе которого лежал футуризм, пропагандировавший создание «искусства будущего», отрицающего весь предшествующий художественный опыт. Если рассматривать данное направление с точки зрения создания образа, то это напрямую связано с моей темой, так как цель всего творчества у имажинистов – это создание образа вообще, утверждение первенства словесного образа над идеей, смыслом. А рассматривая это направление применительно к творчеству С. А. Есенина, увидим, что имажинизм данного автора идет от натурального хозяйства, его вещной конкретности, в основе которой – зооморфизм (представление богов в образах зверей, а зверей как священных животных, воплощающих сущность богов) и антропоморфизм (явление приписывания богам человеческих качеств, уподобление его человеку) примитивной психологии крестьян.
К примеру, образ коня в лирике С. А. Есенина – это не просто домашнее животное, но и мифологически солнечный и лунный конь, а также пришедший из античности крылатый конь, и библейский конь-властитель судьбы, конь-вечности. Так, розовый конь для Есенина – символ восхода, весны, радости жизни и благословения всего живого. Красный конь является символом революции, решительных и кардинальных изменений в жизни общества. Черный конь – предвестник смерти, трагедии в жизни героя.
А для создания всех этих образов писатели-имажинисты использовали самые разнообразные средства художественной выразительности, от метафорических цепочек, аллегорий, эпитетов и инверсий до бессоюзия, многосоюзия и аллитерации.
Рассмотрим представленные нами способы создания образа применительно к субстанции ветер и определим его значение для лирики С. А. Есенина.
3.Значение образа ветра в лирике С. А. Есенина.
Поэзия С. А. Есенина – многоаспектное поле для различных исследований, но мое внимание сосредоточено на образе ветра в его произведениях и своей основной целью я ставлю доказать, что образ ветра в художественных произведениях, и в частности – в лирике С. А. Есенина, играет важную роль, является отображением конкретных явлений, напрямую соприкасающихся с вечными проблемами.
Обратимся к произведениям, соблюдая порядок их появления.
Так, в стихотворении «В том краю, где желтая крапива…» (1915) нетрудно увидеть лицо любимой родины, представленной через антитезу с двух сторон: это и красота «зеленых озер», и – каторга. Лирический герой как бы примеряет на себя образ разбойника, реально считая, что в душе он тайком им и является. Ветер в этом стихотворении – предвестник «непогоды», спутник всех «убийц» и «воров», чьи «грустные взоры» он полюбил.
«…И меня по ветряному свею
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее…»1
Свей здесь – это дорожная пыль, песок, свитые ветром. В сочетании с эпитетом «ветряной» усиливается значение этого образа. Словно предугадывая собственную судьбу, автор отмечает:
1 – Есенин Сергей, Стихотворения. М.: Издательство «Э» с. 246
«…Языком залижет непогода
Прожитой мой путь…»2
Ветер сметет все, что было и еще случится в жизни героя. С одной стороны, ветер здесь – соучастник того неизбежного рока, который неминуемо постигнет героя, но с другой – ветер является своего рода олицетворением того, кто протянет руку помощи, кто сгладит или «залижет» то, что было в жизни, на «пути» поэта. То есть рок все равно неминуем, но то, что произойдет, как бы плохо оно ни было, это жизнь. С помощью данного образа автор показывает нам и предначертанность жизни, и своего рода спасение от некоего зла, присутствующего рядом. Он нам как бы говорит: живите как придется, чему быть, того не миновать, пройдет одна полоса в жизни, наступит другая, все забудется.
Или в стихотворении «Не напрасно дули ветры…» (1917) взгляд лирического героя обращен к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала – враждебный, пугающий, гнетущий, теперь – родной и любимый), а эти своего рода «метаморфозы» заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Ветры вместе с грозой – символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому испытанию:
Целесообразность всех испытаний утверждается еще в начале стихотворения:
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…»3
Это привело к волшебному преображению лирического героя:
«…Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза…»4
2 – Там же, с. 246;
3– Там же, с. 128;
4 – Там же, с. 128.
Пройдя сквозь страх и зависимость перед вечностью:
«…Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх…»5
Поэт выходит навстречу творчеству:
«…И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка…»6
Тем самым соприкасается с божественным началом, то есть с вечностью:
«…Я отгрустил.
Полюбил я мир и вечность»7
Лирический герой открывает перед собой новый мир, ощущая себя частью этой вечности. Значит, через использование образа ветра в этом стихотворении автор нам говорит о спасительной силе испытаний, которые выводят человека на новый уровень жизни.
Также в стихотворении «Закружилась листва золотая» (1918) мы можем наблюдать за образом ветра, ставшим уже олицетворением беспечности, хулиганства, озорства и просто молодости самого автора:
«…Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…»8
Здесь как бы присутствует олицетворение наоборот: образ человека наделяется природными характеристиками – отражает мировоззрение автора.
Несколько иное значение имеет этот образ в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1919-1920), темой которого является нарушение привычного уклада жизни.
5 – Там же, с. 128;
6 – Там же, с. 128;
7 – Там же, с. 128;
8 – Там же, с.70.
Чувствуя себя преемником крестьянской традиции в русской лирике, он ощущает гордость, беспокойство, обреченность – через комплекс переживаний.
В центре произведения – православный обряд погребения, который мы угадываем через использованные тропы: облетающая березовая листва похожа на кадильный дым, цвет свечного воска наделяется эпитетом «телесный», порывы осеннего ветра напоминают кощунственную пляску:
«…Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс…»9
Лирический герой не может смириться с тем, что человек все больше отдаляется от природы. Философская мысль иллюстрирует довольно неожиданный образ «колосьев-коней», тоскующих по теплым ладоням земледельца.
Рефрен о часах в финале стихотворения, отбивающих окончание земного срока, звучит как зловещее пророчество, которое «вырастет» из картины прощания и увядания. А ветер здесь – осуществление этого пророчества, переход от старой жизни к новой, ведь это именно ветер, впитав в себя «ржанье» коней-колосьев, будет справлять по уходящей жизни панихидный пляс.
Через образ ветра в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» (1921) автор раскрывает свой внутренний мир, в котором ветер – некая сила противостояния силам разрушения, которые обрекли крестьянство на гибель:
«Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел…»10
В данном стихотворении через образ волка (антропоморфизм!) показан весь мир, а лирический герой, в свою очередь, сопоставляет себя с этим зверем, который готов кинуться в смертельный прыжок ради сохранения неких ценностей:
«…Зверь припал…
9– Там же, с.70;
10 – Там же, с.79;
Вдруг прыжок…и двуногого недруга
Раздирают на части клыки…»11
Прыжок – противостояние: знает, что пропадет, но все же попытался «расшатать» городские устои. Как видим, ветер – сила противостояния, которая подтверждается еще и использованной антитезой: деревня-город.
Вообще начало 1920-х гг ознаменовалось для С. А. Есенина пересмотром отношения к теме города и деревни. Осознание, что все его прошлые идеалы оказались ложными, а стремления не принесли желаемых плодов можно увидеть в стихотворении «Не ругайтесь! Такое дело!» (1922).
Лирический герой желает «бродягой пойти по Руси»: это попытка вернуться в дореволюционную патриархальную страну деревень, которую он так любил (вспомним, что для раннего творчества С. А. Есенина мотив странничества был одним из ключевых. Его корни стоит искать в детстве поэта – бабушка часто водила внука в кратковременные паломничества до ближайших монастырей).
Ветер вместе с пургой своей песней помогают лирическому герою «забыться», облегчить голову от тяжелых мыслей:
«…в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому…
И не нужно мне лучшей удачи,
Лишь забыться и слушать пургу…»12
Ветер – символ освобождения из-под всякого давления – через забытье, в которое герой попадает, став «забулдыгой», поэтому в стихотворении повторяются слова –
«…Позабуду поэмы и книги…»
и
11 – Там же, с.79.
12 – Там же, с. 85;
«…забыться и слушать пургу…»13
Иное значение получает образ ветра в стихотворении «Я спросил сегодня у менялы» (1924). Оно связано с захватившим душу лирического героя чувством к загадочной Лале (она же – учительница Шаганэ Тальян-Тертарьян), не отвечавшей взаимностью в связи с замужеством. Чувства героя «легче ветра, тише Ванских струй» - через такое сопоставление выражается отношение к любви: прочувствовать сложно, потерять легко, поэтому лирический герой словно боится спугнуть его неосторожным словом, грубостью.
Говоря о последних произведениях С. А. Есенина, следует отметить стихотворение «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» (август, 1925), написанное после посещения родного села Константиново. Его меланхолическое настроение могло быть вызвано и плохим самочувствием: врачи подозревали у Есенина туберкулез. Стихотворение построено на антитезе: прошлое противопоставляется настоящему. Воспоминания о счастливой взаимной любви окрыляли поэта, потом все изменилось. Теперь для милой сердцу женщины (Софьи Андреевной Толстой) он ничего не значит. Тальянка (разновидность гармони), на которой герой когда-то играл, сейчас звучит в руках другого человека. Ее одинокий голос кажется одновременно и родным, и бесконечно далеким: так появляется другая антитеза, тоже немаловажная для текста: свое автор противопоставляет чужому.
В стихотворении раскрывается тема времени. В начале произведения упоминаются вечные явления, которым тысячи лет, - месяц и ветер. Меняется жизнь лирического героя, но они остаются неизменными. Все повторяется в мире. Давным-давно тальянкой ходил персонаж произведения. Сейчас на ней играет другой молодой человек.
Размышляя о вечных явлениях, к которым автор причисляет и ветер, автор утверждает их неизменность и свою быстротечность. Но нельзя отрицать, что своим творчеством автор смог остаться в вечности, а не просто быть созерцателем их постоянства.
Осмысление собственного прошлого можем наблюдать в стихотворении «Свищет ветер, серебряный ветер…» (октябрь, 1925), написанном в год смерти. Природа становится проявлением внутреннего состояния лирического героя: возникшие в голове новые мысли меняют в противоположную сторону отношение к жизни:
13 – Там же, с. 85.
«…жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете»14
Серебряный ветер зимы для лирического героя стал ветром перемен, позволившим осознать важные вещи. Это сближает автора с А. С. Пушкиным.
В предсмертном цикле С. А. Есенин изображает зиму по большей части буйную, а не спокойную. Обратим внимание на начало стихотворения. Поэт создает образ свободного ветра – вестника бодрости и удачи. По отношению к нему выбран глагол «свищет», рождающий в голове у читателей ассоциации с непокорной стихией. В какой-то момент буйство прекращается. Ему на смену приходит тишина, навевающая мысли о приближающейся смерти. Это стихотворение характеризуется кольцевой композицией: первая строка в точности повторяется в финале. В этом есть отсылка к вечному круговороту в природе, а также замкнутости человеческого существования – из неизвестности люди приходят на землю и туда же возвращаются.
В тексте явно виден выход из глубочайшего духовного кризиса.
Также одним из «закатных» произведений С. А. Есенина является «Заря окликает другую» (1925), в котором автор, глядя на прожитую жизнь, сознавая, что причинил близким немало страданий, хотя бы по тому, что:
«…сын твой по отчему краю
Совсем не болеет душой…»15
- призывает мать присмотреться к сыну и понять, что его радует в жизни. Он считает, что лучше «сгореть на ветру», чем «сгнивать на ветках» яблони, которая является символом родины, родного дома. «Сгореть на ветру» - испить все, что ни есть на пути, причем жить так, чтобы это «горение» чувствовалось. И он действительно «сгорал» от алкогольной зависимости и «на ветру» - далеко от дома, вне родины.
«Сгнивать на ветках» - гнить в глуши, пропадать здесь.
Так случилось, что на родине он «гнил», а за ее пределами – «горел».
14 – Там же, с. 36.
15 – Там же, с. 181.
Ветер – олицетворение другого мира, вне родного дома, спутник его треволнений. Обращение к матери – попытка найти причины разочарований, настигших его вдали от родного дома.
Заключение.
В лирике С. А. Есенина, как, наверное, во многих художественных произведениях, для создания некоего образа автор использует целый набор изобразительно-выразительных средств. Проанализировав произведения выбранного мной автора, я рассмотрела роль некоторых средств выразительности, использованных Есениным для создания образа ветра. Представлю результаты моих наблюдений:
Во-первых, для раскрытия значения образа ветра для всей лирики С. А. Есенина имеет значение некая символика, выражающая смысл этого явления в предметной форме. В проанализированных произведениях мы видим, что ветер в них выступает символом испытаний, которые ведут человека к спасению, выводят его на новый уровень; это и символ противостояния силам разрушения, которые обрекли небезразличное для лирического героя крестьянство на гибель; это и символ освобождения из-под всякого давления – через забытье, в которое герой впадает, став «забулдыгой».
Во-вторых, образ ветра в лирике С. А. Есенина является олицетворением неизбежности рока, обреченности лирического героя, поэтому и его по ветряному свею поведут, как и других разбойников; это и олицетворение беспечности, хулиганства, озорства и молодости самого автора, выраженные через образ отрока-ветра; это и другой мир, вне родины, спутник треволнений лирического героя. Ни для кого ни секрет, что целью олицетворения является соотношение изображаемого предмета с человеком, желание сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности.
В-третьих, проанализированные христианские мотивы позволяют говорить об образе ветра как о своеобразном переходе от старой жизни к новой; через образ ветра отображается внутреннее состояние лирического героя, претерпевшего духовный кризис и нашедшего выход из него посредством осознания ценностей жизни, что позволяет говорить нам об этом образе как об укоренившемся в русской литературе и даже ставшего крылатым выражением - ветре перемен.
Кроме того, в-четвертых, ветер у Есенина сопоставляется с таким сложным чувством, как любовь: прочувствовать сложно, потерять легко, поэтому лирический герой боится спугнуть его неосторожным словом, грубостью.
И особенно хочется отметить то, что у С. А. Есенина достаточно много образов-символов, раскрывающих понятие «вечные образы», но образ ветра в этом ряду помогает лирическому герою осознать быстротечность своей жизни, с одной стороны, и сопричастность этой вечности – через слово – с другой.
Моя работа может помочь читателям по-новому взглянуть на творчество С. А. Есенина и обратить внимание на часто скрытого от невнимательного глаза читателя литературного героя, называемого ветром. Следовательно, моя гипотеза подтвердилась, и я доказала, что образ ветра в лирике С. А. Есенина играет важную роль. А используемые автором средства выразительности дополняют картины ветра, делают их выразительнее и образнее.
Список использованной литературы:
1.Воронова О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. – М.: Просвещение, 2002. – 291с.
2.Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. – М.: Правда, 1977. – 338с.
3.Есенин Сергей. Стихотворения. - М: Издательство «Э», 2017. – 352с.
4.Карпов Е. Из наблюдений над поэтикой Есенина (сборник «С. Есенин. Проблемы творчества»), М.: Современник, 1978.
5.Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. – М.: Знание, 1972. – 156с.
6.Михайлов А. И. Есенин в изменяющемся мире (журнал «Литература в школе» №1, 1986)
7.Прокушев Ю. Л. Вечный образ. – М.: Знание, 1977. – 164с.
8.Пустовойт Л. Гармония чувства и слова.
9.Шипулина Г. И. Словарь языка Есенина. – Л.: Просвещение, 1978. – 128с.
Интернет-ресурсы:
Марши для детей в классической музыке
Золотая хохлома
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Кто грамотней?
Сказки пластилинового ослика