Сочинение-рассуждение
Вложение | Размер |
---|---|
ahmatovskie_chteniya_tvorch_rabota_kazakova_alina_malokunaleyskaya_sosh_proba_pera.docx | 26.81 КБ |
Региональный творческий литературный конкурс «Проба пера»
в рамках проекта «Ахматовские чтения»
Творческая работа
Какая она, любовь героини Ахматовой?
/эссе/
Автор: Казакова Алина,
ученица 10 класса
Руководитель:
Бурцева Маргарита Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Контактные телефоны:
Рабочий 83013354199
Мобильный 89243594392
Малый Куналей
2018г.
…Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку…
А.А.Ахматова
Легко ли стать поэтом? Поэтами рождаются или становятся? Что способствует тому, чтобы быть понятым и услышанным в стихах? О чём пишет выдающийся, искренний поэт? Как легко и понятно в лирике передать свои чувства, эмоции и переживания? Как рождаются стихотворения о любви? Каждый ли в этой жизни должен «испытать любовную пытку»? Эти вопросы привели меня к размышлениям, когда я приняла участие в литературной гостиной по творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Думаю, что в силу моего возраста, особое впечатление на меня произвели творения выдающейся русской поэтессы о любви.
Какой же предстаёт перед нами любовь в лирике мастера художественного слова, как она её изображает? Если внимательно прочитать произведения ранней любовной лирики поэтессы («Вечер», «Четки», «Белая стая»), то с легкостью можно назвать цикл этих стихотворений необычным лирическим дневником. Она говорит о простом человеческом счастье и об обычных горестях, пишет обо всем, что может испытать и понять каждый человек: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии:
Иначе все пойдет вверх дном
До часа расставанья:
И сад не в сад, и дом не в дом,
Свиданье – не в свиданье!
В 1911 году выходит стихотворный сборник «Вечер». Читая строки этого замечательного сборника, я слышу боль любящей и обманутой женщины, и возникает впечатление тайной, скрытой от посторонних глаз любовной драмы:
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам…
Трагедия несчастной любви мне представляется ярко, когда я знакомлюсь со строками стихов того, кто не оставляет, я думаю, равнодушным никого. По её стихам можно уверенно сказать, что Ахматова была создана для счастья, но не находила его:
Я не любви твоей прошу -
Она теперь в надежном месте….
Эти строки она посвятила Николаю Гумилёву, в любви которого, как мне кажется, она разочаровалась. Подтверждением моей догадки могут служить следующие строки:
От любви твоей загадочной
Как от боли в крик кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу…
А как захватывает стихотворение, в котором умело передана страстная напряженность чувства, его сила и ураганность.
Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить… <…>
Черный ветер меня успокоит.
Веселит золотой листопад...
С помощью чего, как передаёт силу чувств лирической героини, а часто и свои, тонкий лирик?
Я читаю её стихи и восхищаюсь замечательными творениями, которые с помощью деталей прозрачно и ясно передают душевную бурю и смятение чувств, переживаемых героиней:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил:
«Со мною умри!»
Я с удовольствием читаю лирику Ахматовой дальше и отмечаю, что художник слова потрясающе точно передаёт свои чувства через предметы бытия, жесты, мимику и в стихотворении «Песня последней встречи».
Нежно, заботливо и трогательно говорит поэтесса в своих творениях о силе чувств к возлюбленному:
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, –
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.
Меня удивляет тот момент, как красочно, восторженно и с такой бесконечной трогательностью воспевает в стихотворении «Любовь» это прекрасное, загадочное и неожиданное чувство, которое является в образах незаметных и не сразу разгаданных:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
Я перечитываю строки и понимаю, что в этой постоянной скрытости, завороженности чувства чудится какая–то тайная рана, изъян, когда один со страстью говорит о своей любви, а другой лишь молчит и смотрит загадочными глазами.
Любовь Ахматовой, как тайная изнуряющая болезнь. Иногда мне кажется, что в стихотворении более позднем «Не недели, не месяцы – годы» она прощается не с любимым, а с любовью, тяжба с которой длилась так долго, и вот появилась возможность освобождения:
Не недели, не месяцы – годы
Расставались.
И вот, наконец,
Холодок настоящей свободы
И седой над висками венец.
Больше нет ни измен, ни предательств,
И до света не слушаешь ты,
Как струится поток доказательств
Несравненной моей правоты.
А какой образный язык лирика! В стихах мы найдем и эпитеты, и сравнения, и метафоры, и метонимию.
«Птичьи» эпитеты - самые распространенные у Ахматовой: это и крики аистов и ворон, и «крылатый» Бог, и «небо цвета вороновой стали», и «острый крик отсталых журавлей», и «я не могу взлететь, а с детства была крылатой», «ставши лебедем надменным» и др. В ее творчестве «птица» обозначает многое, в первую очередь, состояние чувств и души.
В стихах поэтессы легко выделяются частеречные эпитеты: А бешеная кровь меня к тебе вела, Горячий шелест лета…, …песня разлуки…, Дождь косил свои глаза гневливо…, Следил ты уже бесстрастно…, Как беспомощно, жадно и жарко гладит холодные руки мои.
Анализируя художественно-выразительные средства, мы можем выделить и метонимию: "И уже не празднует тело Годовщину грусти своей"
Ахматова использует в стихах о любви и сравнение, и метафору:
"То змейкой, свернувшись клубком…»
Наверное, каждый из нас, читая любовную лирику какого-либо автора, наслаждаясь её чувственностью, думал и мечтал о чём-то своём. А Анна Андреевна Ахматова сумела это выразить своими стихами.
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти,-
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Прочитав многие стихи певца чувств людей, я пришла к твёрдому убеждению, что Анна Ахматова – тонкий и проникновенный лирик. В лирической героине стихов Ахматовой и в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви высокой, ничем не искаженной.
Познакомившись со многими творениями поэтессы, перечитывая их не один раз, я поняла, что стихотворения о любви рождаются из самой жизни, как бы это банально не звучало. Теперь я уверенно могу сказать, что каждый в этой жизни должен «испытать любовную пытку». Я считаю, что мир чувств, рождённый стихами Анны Ахматовой обворожителен, хотя не всегда гармоничен. Именно её стихи подвели меня к такому выводу. Сердце героини, как и автора стихов, любило, страдало, радовалось и горевало. Ахматова сумела передать все нюансы любви: от ее предчувствия до окончательного разрыва с любимым. Еще ничего нет, где-то два человека обменялись взглядами — и началась великая тайна любви:
«Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот Может меня приручить»
Вот такой, своеобразный, вечно меняющийся и прекрасный мир отношений людей, их чувств, близкий каждому человеку, живет в стихах замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой. Такая она сама: искренняя, простая, настоящая, уверенная в том, что на этой земле каждый должен испытать любовную пытку.
Денис-изобретатель (отрывок)
Стеклянный Человечек
Будьте как солнце!
Без сердца что поймём?
Ласточка. Корейская народная сказка