Данная работа - итог трехлетнего исследования рассказов А. П. Чехова с точки зрения роли цветовой детали.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tsvetovoy_detali_v_rasskazah_chehova.docx | 31.02 КБ |
chehov.pptx | 43.17 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Селенгинское районное управление образованием
МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Литературный праздник, посвященный Году литературы
Номинация «Страна Литературия»
Роль цветовой детали в рассказах А.П. Чехова
Автор: Мельникова Аня, ученица 11 класса
Научный руководитель: Малярова Татьяна Анатольевна
2015 г
Оглавление
1. Введение __________________________________________________________3
2. А.П. Чехов – мастер рассказа_________________________________________4
3. Художественная деталь в рассказах Чехова______________________________5
4. Цветовая деталь в рассказах «Человек в футляре», «Ионыч», «Злой мальчик», «Поцелуй», «Враги»___________________________________________________7
5.Заключение_________________________________________________________9
6. Список использованной литературы___________________________________11
Введение
Рассказы Чехова указывают обществу на его пороки, они направлены на очищение, “лечение” человека от “общественных недугов”. Все пороки: жестокость, равнодушие, предательство, бедность, ложь, измены; все человеческие достоинства: любовь, сострадание, преданность, самопожертвование, добродетель – вечны! Именно о них писал Чехов в своих рассказах. Поэтому А.Чехов (которому исполняется в 2015 году 155 лет) во все времена: и в годы затишья, и в годы потрясений в мире будет всегда современен и злободневен.
Чехову удалось с необычайной меткостью и художественной прозорливостью не только указать пороки современного ему общества, но и намекнуть на средства избавления от этих пороков. Во многом этого автор добивается при помощи художественных деталей.
Рассказы Чехова не потеряли и не потеряют своей актуальности. Невозможность уничтожения мещанства и пошлости делает произведения А. П. Чехова бессмертными не только по своему художественному исполнению, но и по социальному звучанию.
Объектом исследования являются рассказы А. П. Чехова, предметом исследования - цветовая деталь;
Цель: Исследовать роль цветовой детали в рассказах А.П. Чехова.
Задачи:
Методы исследования:
1. Самостоятельное изучение нового материала
2. Анализ литературы
3. Наблюдение
4. Систематизация
5. Обобщение
Основная часть
А.П. Чехов – мастер малой формы эпических произведений
Кто не знает слов Чехова, ставших крылатым выражением: «Краткость – сестра таланта»? Он говорил также с гордостью: «Умею говорить коротко о сложных вещах», «Искусство писать – это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко», «Чем теснее, чем компактнее, тем выразительнее и ярче».
Действительно, чеховская проза является образцом сжатости и лаконизма. Работая, в основном, над малым жанром, Чехов не мог позволить себе подробного описания событий жизни своих героев. В его рассказах проходит не день за днем, а год за годом.
Жанр рассказа Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной точностью отражал существенные стороны жизни России. Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадаться сам. Как этого достигает Чехов?
1. Заглавием, которое почти всегда имеет точное идейное звучание.
2. Сюжетом, который строится на необычном положении, случае, нарушающих обычное течение жизни.
3. Композиционными элементами: краткой экспозицией, динамичным действием, неожиданной развязкой.
4. Художественной деталью.
Художественная деталь в рассказах А. П. Чехова
Основная тема рассказов А.Чехова – жизнь обыкновенных русских людей. По словам современников, Антона Павловича отличала необыкновенная наблюдательность. Его герои – это крестьяне, купцы, чиновники, актеры, врачи, учителя. В рассказах выпуклые картинки из быта персонажей с их иллюзиями, несостоятельностью, с ложными представлениями.
«Антон Чехов уже в первых своих рассказах умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями – жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор. Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял сказать людям: «да будьте же вы… порядочнее!» - тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее», - писал М. Горький.
Врагами чеховских героев оказываются пошлость, обывательские нравы, мещанские взгляды, бездуховность. Но среда и окружение не основная причина несчастья героев. Причина кроется в них самих.
Свою писательскую позицию Чехов определил так: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я ее не увижу, но я знаю, она будет совсем иная, не похожая на ту, что есть. А пока ее нет, я опять и опять буду говорить людям – поймите же, как вы плохо и скучно живете».
«Никто, - писал А. М. Горький, - не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно-правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности».
«Больше жить так невозможно» - эти слова Ивана Ивановича из рассказа «Крыжовник» лучше всего выражают стремление Чехова избавить своих современников от мертвого дыхания мелочей повседневности.
С горькой правдивостью показана в рассказах беспросветная жизнь народа, нищета, грубость нравов. Но за непримечательной повседневностью скрывается напряженная жизнь героев. Ненавидя все пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта.
Чеховский психологизм проявляется в изображении обыденной детали – мельчайшего штриха, мелкой подробности. Эти детали – звуки, запахи, краски.
Анализ частотности употребления цвета показал, что в 14 произвольно отобранных рассказах А. П. Чехова разных лет 70 раз употреблены слова с семантикой цвета.
Преобладают цвета: красный – 18 раз; черный – 8 раз; серый – 8 раз; синий – 8 раз. Необходимо отметить, что красный цвет употреблен только в портретных характеристиках: «с красным лицом», «красный лоб», «нос красный», «красное заспанное лицо», «он краснеет как рак», «красное от стыда» и др. Но цель употребления разная, так как указывает не только на физическое состояние героев, но и на психологическое и эмоциональное.
Черный, серый и синий цвета чаще всего употребляются в описании интерьера и одежды героев. Например, «стены, выкрашенные в сине-бурую краску»; «стены здесь вымазаны грязно-голубой краской… Пол сер и занозист»; «серый больничный забор»; «лицо вытянулось, приняло бледно-серый цвет»; «лицо покрыто синими жилками…»; «люди в синих больничных халатах»; «люди, казавшиеся при лунном свете черными тенями» и др. И это не случайно. При помощи данных деталей автор подчеркивает серость, будничность, беспросветность жизни героев.
Неоднократно эти цветовые детали подчеркнуты эпитетами со значением цвета, которые усиливают эти ощущения. Это тусклый, темный, хмурый, матовый, грязный, ржавый, бледный, унылый и другие.
При анализе цветовой детали особый интерес вызвало исследование роли зеленого цвета. Этот цвет и его производные «зеленеть», «зеленея» и другие встречаются в описаниях состояния героев. Так, «позеленело в глазах» Андрея Ефимыча перед смертью («Палата №6»). Получив карикатуру о «влюбленном антропосе», он делается зеленым. «Зеленым, мрачнее тучи» становится он, встретив Вареньку и ее брата, мчавшихся на велосипедах. Возмущенный Беликов «из зеленого стал белым»… («Человек в футляре»).
Разнообразие красок, многоцветье мы видим только в пейзажных зарисовках: «бирюзовый цвет воды», «алмазные отражения лучей», «прозрачную синюю даль», «колдовская вода с фантастическим блеском», «черные тени на воде – не тени, а сон», «роскошные зеленые ковры на берегах», «дни были ясные, с голубым небом и прозрачною далью».
Но и пейзаж в рассказах служит либо фоном, на котором происходят события, либо сам является действующим лицом. Яркие краски призваны показать диссонанс между гармонией в природе и действиями, происходящими в рассказе. Но чаще всего помогают понять состояние героя.
Анализ цветовой детали в рассказах А. П. Чехова
«Человек в футляре», «Ионыч», «Злой мальчик», «Поцелуй», «Враги».
Это был несравненный художник…
Художник жизни…
Л. Н. Толстой
Темные очки Беликова – образ точный, конкретный: темные очки отделяют человека от всего живого, гасят все краски жизни. К «темным очкам» примыкают и другие внешние детали: плащ, зонтик, теплое пальто на вате, чехольчик из серой замши для перочинного ножа; «лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».
В портретном описании Беликова выделяется относительное прилагательное серый – тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный: темные очки на бледном лице.
Цветовой фон (вернее, его бесцветность) еще более усиливает значение определений: маленький, скрюченный, слабая улыбка, кривая улыбочка, маленькое бледное лицо…
Однако Беликов не застывший символ, а живое лицо. И живая «реакция Беликова на события дается опять красками, которые сменяют привычную бледность лица. Так, получив карикатуру о «влюбленном антропосе», он делается зеленым. «Зеленым, мрачнее тучи» становится он, встретив Вареньку и ее брата, мчавшихся на велосипедах. Возмущенный Беликов «из зеленого стал белым»…
В рассказе «Ионыч» цвет страшен отсутствием… всякого цвета! Вот Старцев потянулся к Туркиным, влюбился в их дочь. Но все остается бесцветным или темным: темные листья в саду, «было темно», «в темноте», «темный дом»…
В этом темном ряду встречаются и другие краски. Но где, а главное – как они даны? Розовая от напряжения Екатерина Ивановна играет на фортопьяно, - розовая только от физического напряжения. Голубым был конверт, в котором мать Котика прислала письмо Старцеву с просьбой приехать к ним. Желтый кладбищенский песок, желтые и зеленые деньги, которыми набивает карманы Старцев. А в финале - пухлый, красный Ионыч и его кучер, тоже толстый, красный с мясистым затылком…
Рассказ «Злой мальчик» - история о двух влюбленных. Но и история любви не окрашена яркими красками. У влюбленных появляется проблема – злой мальчик, брат героини, Анны Семеновны. «А-а-а… вы целуетесь? – сказал он. – Хорошо же! Я скажу мамаше». «Надеюсь, что вы, как честный человек… - забормотал Лапкин, краснея…» Всего одна цветовая деталь, но оттого ее особая значимость. Лапкину стыдно, неудобно, неловко за то, что он целовал Анну. За то, что это кто-то увидел. Ему как будто стыдно, но тут же безо всякой совести откупается рублем от «благородного человека» Коли. Во втором эпизоде, где мы встречаем цветовую деталь, вновь «Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку». Речь идет о шантаже Коли за обедом. Перелом действия наступает с объявлением помолвки, ведь герои получают право на встречи и поцелуи, а Коля лишается власти над ними. Чехов, заставляя нас смеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее противоестественностью, которая из ребенка делает доносчика, а из влюбленных – преступников. А цветовая деталь помогает нам определить состояние героев.
В рассказе «Поцелуй» также немного цветовых деталей, поэтому они несут особое значение. Одна из них связана с образом огня. «Здесь офицеры, утомленные ходьбой на гору, посидели, покурили. На другом берегу показался красный тусклый огонек, и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь в окне, или что-нибудь другое. Рябович тоже глядел на огонь, и ему казалось, что этот огонь улыбался и подмигивал ему с таким видом, как будто знал о поцелуе».
Штабс-капитан Рябович немногим выше той среды, в которой живет. Его попытка предпринять что-то самостоятельное, пойти, «не выдержав беспокойства», к дому фон Раббека в надежде на еще один подарок судьбы, закончилась осознанием нереальности его мечтаний. И «красный тусклый огонек», казавшийся Рябовичу союзником, близким и благожелательным, в финале отзывается иным: «Красная луна отражалась у левого берега; маленькие волны бежали по ее отражению, растягивали его, разрывали на части и, казалось, хотели унести…»
Образ красной луны перекликается с другим, с красным полумесяцем из рассказа «Враги», в котором он становится символом трагической безысходности и отчужденности. Эта цветовая деталь явно наполнена для Чехова особым смысловым значением. Рассказу свойственна удивительная психологическая достоверность, столь характерная для Чехова.
Заключение
Исследуя данный вопрос, я прочитала рассказы А.П. Чехова, в четырнадцати из них выявила и рассмотрела цветовую деталь и провела количественный и качественный анализ, сравнила роль цветовой детали в разных рассказах.
Жанр рассказа Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной точностью отражал существенные стороны жизни России. Проблемы, поднятые писателем в рассказах, не потеряли своей актуальности и сейчас. Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадаться сам. Как этого достигает Чехов? Одним из приемов является употребление цветовой детали.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее употребления и использования на уроках русского языка и литературы, изобразительного искусства; образовательных событий, посвященных юбилею А.П. Чехова.
Проанализировав данные рассказы А. П. Чехова, я пришла к выводу, что цветовая деталь играет важную роль в понимании замысла писателя, характеров героев, их внутреннего состояния. Таковы «говорящие» краски чеховского текста. Они помогают читателю глубже почувствовать смысл и значение художественного текста. При помощи цветовой детали Чехов показывает:
1. физическое и психологическое состояние героя;
2. эмоциональное состояние героя;
3. глубину философских размышлений героев;
4. цветовой фон усиливает значение определений;
5. символичность образов и картин.
Список использованной литературы:
1. Агеносов В.В. Современная школьная энциклопедия – М., ОЛМА Медиа Групп, 2010
2. Бурдина И.Ю. Чехов. Рассказы: анализ текста, основное содержание, сочинение – М. Дрофа 2004
4. Винокур Г.О. Язык художественной литературы. Язык писателя – М., 1959
5. Горький А.М. Антон Павлович Чехов – Лениздат, 1968
5.Фогельсон И.А. Литература учит – М., Просвещение, 1990
6. Чехов А.П. Рассказы, повести – М., Дрофа, 2006
Слайд 1
№ Цвет и его оттенки Пример Рассказ Цель употребления 1. Красный «Лицо, к расное от стыда…» «Он краснеет как рак…» «Попрыгунья» «Палата №6» Эмоциональное состояние героя 2. Черный «Черные тени на воде - не тени, а сон …» «Люди, казавшиеся при лунном свете черными тенями…» «Попрыгунья» «Палата №6» Глубина философских размышлений героев 3. Серый «Серый больничный забор…» «Кого оторвали от плуга, от привычных, серых картин и бросили сюда…» «Палата №6» «Тоска» Усиливает значение определений Символичность образов и картин 4. Синий «Лицо покрыто синими жилками…» «Гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал…» «Палата №6» «Смерть чиновника» Физическое состояние героя Психологическое состояние героя 5. Зеленый «Он делается зеленым…» «Становится зеленым , мрачнее тучи… » «Человек в футляре» Психологическое состояние героя. Усиливает значение определенийЗагадка старого пирата или водолазный колокол
Несчастный Андрей
Два морехода
Хитрый коврик
Под парусами