Исследовательская работа АРХЕТИПЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Вложение | Размер |
---|---|
eva_borshchenko_arhetipy.docx | 95.58 КБ |
XIII городская научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Шаг в будущее»
Исследовательская работа
АРХЕТИПЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
ЯНАО г. Новый Уренгой
Автор: Борщенко Ева Анатольевна
учащаяся 8в класса
МБОУ «СШ№17» г. Новый Уренгой
Руководитель: Ильясова Ольга Равильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ№17» г.Новый Уренгой
2018г.
Краткая аннотация
Автор исследовательской работы: Борщенко Ева Анатольевна
Образовательное учреждение: МБОУ «СШ№17»
Название работы: «Архетипы в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Руководитель: Ильясова Ольга Равильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№17»
Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда понимания до конца, что же это значит. А на самом деле, архетип - важная составная часть каждой личности.
Это наиболее употребляемый тезис в философическом анализе мифологии, впервые введенный швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом. У Юнга оно означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно, а потому выявляющиеся в мифах, сказках, верованиях, в произведениях и историях.
Трудно себе представить произведение, в котором не воплощён хотя бы один мифологический архетип.
Архетипические образы представляют собой источник мифологии, религии и искусства, сопровождающие человека.
The term "archetype" many not only hear and meet, but also use in their speech, not always understanding to the end, what it means. In fact, the archetype is an important component of every individual. This is the most used thesis in the philosophical analysis of mythology, first introduced by the Swiss psychoanalyst K. G. Jung. At young, it was the primary scheme of the images reproduced unconsciously, and therefore appear in myths, fairy tales, beliefs, writings and stories.
It is difficult to imagine a work in which at least one mythological archetype is not embodied.
Archetypal images represent the source of mythology, religion and art accompanying man.
Аннотация
Автор исследовательской работы: Борщенко Ева Анатольевна
Образовательное учреждение: МБОУ «СШ№17»
Название работы: «Архетипы в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Руководитель: Ильясова Ольга Равильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№17»
Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда понимания до конца, что же это значит. А на самом деле, архетип - важная составная часть каждой личности. Архетип - наиболее употребляемый тезис в философическом анализе мифологии, впервые введенный швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом. У Юнга оно означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно, а потому выявляющиеся в мифах, сказках, верованиях, в произведениях и историях.
Целью нашего исследования стало выявление и рассмотрение особенностей героев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с последующим определением их архетипов.
В работе использовались следующие приёмы и методы: теоретический анализ и обобщение научной литературы; прочтение художественного произведения; сопоставление героев романа с архетипами; опрос учащихся; анализ полученных данных.
В ходе работы мы выяснили понятие слова «архетип», проблема трактовки которой является достаточно актуальной в литературе.
Мы установили, что в повести А.С. Пушкина наблюдается смешанные архетипы героев. К тому же встречаются типологии с одним архетипом, например Швабрин; каждый персонаж в этом романе уникален. К любому из них можем подобрать свой первообраз. Великий поэт значительно обогатил внутренний мир героев «Капитанской дочки»; в процессе работы я узнала новые понятия, приобрела опыт в составлении исследовательских работ, а также по-новому взглянула на психологию и литературу.
Исследование в корне изменило моё представление о произведении, и я увидела, что обычный персонаж совмещает различные и таинственные образы. Проведённое исследование привело меня к мысли, что и в реальной жизни мы можем встретить архетипический образ, можем даже строить по ним свою жизнь.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая……………………………………………………….…..7
1.2. Архетип…………………………….................................................................7
1.3. Базовые типологии архетипов К. Юнга…………………………………….8
1.4 Архетипы литературных героев……………………………………………..8
Глава 2. Практическая…………………………………………………………...11
Заключение……………………………………….................................................12
Список литературы……………………………………………………………....13
Приложение……….……………………………………………………………...14
План исследования
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое архетип?
До того, как заняться исследовательской работой, я не придавала большое значение этому термину. Впервые это слово я услышала на выступлении со своим проектом в Уфимском государственном авиационном техническом университете и решила выяснить, что же это значит.
Для этого я работала с интернет - ресурсами, литературой, а также с большим энциклопедическим словарём/ гл. ред. А. М. Прохорова.
Итак, архетип - наиболее употребляемый тезис в философическом анализе мифологии, впервые введенный швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом. У Юнга оно означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно, а потому выявляющиеся в мифах, сказках, верованиях, в произведениях и историях.
Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда понимания до конца, что же это значит. А на самом деле, архетип - важная составная часть каждой личности.
Трудно себе представить произведение, в котором не воплощён хотя бы один мифологический архетип.
Архетипические образы представляют собой источник мифологии, религии и искусства, сопровождающие человека.
Также изучаемая тема представляет практические и теоретические интересы, потому что данная теория встречается как в жизни, так в психологии и литературе.
Это и является актуальностью моей исследовательской работы.
Новизна моего исследования заключается в том, что на сегодняшний день существуют работы, посвящённые архетипам, однако мы решили изучить эту тему на примере романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Объектом выбранной темы является историческая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Предметом - образы персонажей в повести
Гипотеза - если выявить и рассмотреть особенности героев в романе, то можно определить их архетипы.
Цель исследования: выявление и рассмотрение особенностей героев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с последующим определением их архетипов.
Практическая ценность: материалы этой работы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, а также полезны при подготовке к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
1.Изучить литературу по выбранной теме
2.Выяснить значение терминов
3.Найти примеры архетипов в романе
5.Проанализировать полученные результаты
6.Доказать или опровергнуть нашу гипотезу
7.Сделать вывод
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение научной литературы;
- прочтение художественного произведения;
- сопоставление героев романа с архетипами;
- опрос учащихся;
- анализ полученных данных.
Глава 1.Теоретическая
Капитанская дочка - это произведение А. С. Пушкина, впервые опубликовавшееся в 1836 году.
Это история взросления Петра Гринёва, который из юноши превращается в мужчину, пройдя через суровые испытания. «Капитанская дочка» понравилось тем, как автор рассказывает нам о почтительности, которая берёт своё начало в детстве. Также ещё одной центральной фигурой является Маша Миронова. Именно её подразумевал в виду автор, когда давал название своей повести. Маша олицетворяет собой душевную чистоту, мужество и скромность. Она является нравственным идеалом автора.
Другими немаловажными героями служат Алексей Швабрин и Емельян Пугачёв.
Когда автор писал произведение, он параллельно работал над «Историей Пугачевского бунта», в которой и отобразился образ Пугачёва - убийцы и рецидивиста. Он рассмотрел его с исторического аспекта. В то время как в «Капитанской дочке» Пугачёв изображён не только как преступник, но и, как помощник Гринёва.
Алексей Швабрин - молодой аристократ, офицер, который убил своего соперника на дуэли, после чего попавший из-за этого в Белогорскую крепость. Его натура подла и мрачна. Для него ничего не стоит оболгать и унизить человека. Совершать низкие поступки для Швабрина - обычное дело. Даже в конце романа он не мог отойти от своих принципов: врать до конца.
В 1836 году Пушкин заканчивает работу над произведением глубоким и сложным.
1.2 Архетип
Карл Юнг Густав ввёл понятие вместе со своей теорией о структуре личности. «Анима» и «Анимус»- это и есть архетипы личности, которые представляют собой то коллективное бессознательное, что имеет огромное влияние на развитие личности и его судьбу.
Фактически, архетип - это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Архетипы показывают как положительные, так и отрицательные качества характера.
Позже появилось понятие « литературный архетип». Вы спросите, а как же литература и психология взаимосвязаны. А я отвечу, что философия не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками.
Так философия, психология и другие общественные науки дают литературе правильно понимать психику и сознания людей.
1.3. Базовые типологии архетипов К. Юнга
Среди архетипов выделенных Юнгом можно выделить следующие:
Невозможно всех персонажей и людей поделить на определенное количество архетипов и образов, и сам Юнг настаивал на том, чтобы не ограничивать набор архетипических видов. Они могут быть самостоятельными и типичными, а могут состоять из набора качеств разных видов, могут друг друга замещать или перекрывать, образовывая новые архетипы и их комбинации.
1.4 Архетипы литературных героев
Моё внимание привлекли такие персонажи как: Пугачёв, Гринёв, Маша Миронова, Василиса Егоровна, Швабрин.
Мы уже определили, что архетип может быть смешанным, то есть имеет структуру одного или нескольких персонажей, так мы выделили по несколько типажей или одному типажу для выбранных героев.
Так, мы можем определить то, что Гринёв состоит из первообраза «Попечителя» и «Зевса».
Архетип «Попечитель» наследует такие черты характера как: сострадание, щедрость, благодарность. Основное желание: защищать и заботиться о других.
Доказательством, что герой наследует такие качества, являются строчки из произведения:
«…вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…» (Маша Миронова о Гринёве) - добрый, сострадание.
«…Мне было досадно, однако же, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения…» - благодарный.
«Увидев, что тот «в одном худеньком армяке», Пётр подарил вожатому свой заячий тулуп» - щедрость.
«Зевс» - великодушие, величие, благодеяние, духовность, искренность, совестливость.
«…великодушно извинял своего несчастного соперника…»
«…С неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…»
«…решился перед судом объявить сущую правду, полагая, сей способ оправдания самым простым, а вместе самым надежным…»
Пугачёв Емельян - вождь антидворянского восстания. Этот образ в повести многогранен и злобен, и мудр, и великодушен, и хвастлив.
Его образ воплощает два архетипа «Солнца» и «Бунтаря».
«Бунтарь»
Основное желание: месть или революция. Стратегия: нарушить, уничтожить или шокировать.
«...расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня... »– злодей
«...Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны...» - мошенник
«...Казалось, суровая душа Пугачева была тронута...» - человек с суровой душой
Как солнце занимает почётное место в нашей жизни, так и Пугачёв стремится вперёд в поисках во внешнем мире - стремится быть в центре внимания, привлекать последователей, вызывать восхищение, сиять.
Характер: смелость, вольнолюбивый человек, милость к падшему врагу, преданность своим идеалам.
«…Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало…»
«…А разве нет удачи удалому? ...»
«…Я воюю хоть куда…»
Василиса Егоровна – хранительница семейного очага, проницательная и смелая комендантша.
Первообразы – «Воительница», «Хранительница».
«Воительница» - в этом характере присутствует энергичность, сильная во всех отношения женщина. Её муж не слабый человек, ведёт игру на равных. Она мужественна и храбра, смела и находчива.
«…Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью…»
«…Василиса Егоровна прехрабрая дама,- заметил важно Швабрин…»
«…Иван Кузьмич вполне соглашался со своей супругой и приговаривал: «А слышь ты, Василиса Егоровна правду говорит…»
Хранительница - добрая, хозяйка, гостеприимный человек, рукодельница.
«…Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире…»
«…Василиса Егоровна приняла нас запросто и равнодушно и обошлась со мною как бы век была знакома…»
«…Я вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному»
Маша Миронова - молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Является
носительницей лучших черт русского национального характера.
Она имеет в себе первообразы «Матери – земли» и «Венеры»
«Мать-земля» - чувственная и добрая, доверчивая и спокойная, преданная.
"...Милая, добрая Марья Ивановна..."
"...Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку..."
"...со всею доверчивостью молодости и любви..."
"...Придется ли нам увидаться, или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце..."
«Венера» - чувствительность, нежность, плавность, естественность, преданность
"...Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности..."
"...Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным..."
"...Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок..."
Так как Юнг сказал, что мы можем создавать новые типологии, То я бы предложила Швабрину архетип «Изменника» , который сопряжен с такими качествами, как предательство, ложь, подлость и злость.
"...я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу..."
"...в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие..."
"...Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило..."
Глава 2. Практическая
Опрос.
В ходе нашей работы мы решили выяснить, знакомы ли люди с понятием «архетип» и соответствуют ли наши типологии персонажей выбранным первообразам. Для этого мы решили провести опрос среди учащихся МБОУ «СШ№17»
В опросе приняли участие ученики восьмых классов.
Респондентам были заданы следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, что такое архетип? (Результаты анкетирования представлены в таблице 1.)
2.Читали ли вы произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? ( Результаты анкетирования представлены в таблице 2.)
3.Как думаете, подходят ли первообразы выбранным персонажам? (Результаты анкетирования представлены в таблице 3.)
4.Как вы думаете, совмещают ли наши герои смешанные типологии? (Результаты анкетирования представлены в таблице 4.)
Прежде чем проводить следующий опрос, мы объяснили, что такой «архетип».
5.Подходит ли архетип «Изменника» Швабрину? (Результаты анкетирования представлены в таблице 5.)
Источниками примеров стали Гринёв, Швабрин, Пугачёв, Миронова и Василиса.
Исходя из результатов опроса, мы можем сделать вывод, что наши теории оказались правдивыми.
А также то, что наши первообразы героев полностью подтверждены общественным мнением и то, что они являются смешанными. Обращает на себя внимание тот факт, что значения термина «архетип» практически никто не знает.
Заключение
В этой исследовательской работе мы выяснили понятие слова «архетип», проблема трактовки которой является достаточно актуальной в литературе.
Обобщая проделанную работу, можно сделать выводы:
Список литературы
12. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
Приложение
1.
2.
3.
4.
5.
Карты планет и спутников Солнечной системы
Северное сияние
Нора Аргунова. Щенята
Загадка Бабы-Яги
Несчастный Андрей