• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Вещь из прошлого.Рассказ.

Опубликовано Коренева Надежда Николаевна вкл 15.06.2018 - 1:10
Коренева Надежда Николаевна
Автор: 
Автор: Бронина Валерия, руководитель: Коренева Надежда Николаевна

Рассказ о случайной находке во дворе старого дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вещь из прошлого, которая принадлежала дочери священника Михаила Четверикова.22.92 КБ

Предварительный просмотр:

                         

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МОКУ «ГОСТОМЛЯНСКАЯ   СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
        
ШКОЛА »        

307041 Курская область Медвенский район с.1-я  Гостомля, д 125

Тел. 8(47146)4-61-38

      «Вещь из прошлого»

                          Рассказ

Номинация: История в одном экспонате

                       Автор: Бронина Валерия, 13 лет

                               Руководитель: Коренева

                                               Надежда Николаевна

Ссылки:     https://vk.com/video481194663_456239017 

https://vk.com/wall481194663?z=photo481194663_456239035%2Fwall481194663_1 

                       

                         Вещь из прошлого

                                    Рассказ

Прошедшей осенью мой одноклассник Леша Зазаренко  принес на занятие краеведческого кружка  интересную металлическую  вещицу.    

- Надежда Николаевна, смотрите, что я нашел у бабушки Маруси во дворе! Вещица лежала у него на ладони. Внешние ее очертания имели форму каблука, а внутри вырезано сердечко. По краю видны  маленькие отверстия, наверно, для гвоздиков. Руководитель кружка взяла в руки эту вещь. 

- Похоже, это набойка для каблука  женской обуви, потому что внутреннее отверстие имеет форму сердечка. А в каком именно месте ты ее нашел? 

- Около дома покойной бабушки Маруси, со стороны дороги. Я копал саженец сливы, там ими весь двор зарос, и выкопал эту набойку. Моя прабабушка , когда еще жива была, говорила, что в этом дворе жила барыня. 

- Знаешь, Леша, я никогда не слышала про то, что здесь жила барыня. Думаю,  что набойка эта была потеряна какой-то дамой по дороге в церковь. Мы же с вами знаем, что метрах в пятидесяти от места твоей находки стояла  первая в нашем селе деревянная церковь. 

            Вот так находка моего одноклассника стала экспонатом нашего краеведческого музея. Позже мы выяснили, что такие набойки на каблуках носили дамы в 19-м веке. Каждый из кружковцев подержал этот экспонат в руке и подумал, что мы никогда не узнаем, на чьем каблучке красовалась такая вещица. Мы даже не предполагали тогда, сколько  всего интересного нам предстоит узнать. 

            Начну я вот с чего. В нашем селе лет десять назад появилась интересная традиция. Бывшие выпускники  Гостомлянской  школы каждый год 8 января встречаются в Курском политехническом колледже. На встречу приезжают земляки из разных городов, а также из нашего села Гостомля. Раз в год собираются вместе учителя, врачи, судьи, военные, экономисты, бухгалтера и другие. 

Руководитель нашего кружка, Надежда Николаевна, побывав в январе на встрече, рассказала нам о том, что из Москвы приезжала повидаться с одноклассниками Бочарова  (в девичестве Евглевская) Валентина Николаевна - внучка  Золотаревой Марии Тимофеевны, той самой бабы Маруси. Надежда Николаевна, зная, что отец Валентины  построил в 50-е годы  дом рядом с тем местом, где в старину стояла церковь, поинтересовалась, не рассказывала ли ей бабушка что-нибудь об этой церкви. Кроме этого, наша учительница рассказала об интересной находке во дворе бабушки Маруси. Валентина Николаевна сказала, что, по словам бабушки, там, где построен их дом, был приход. А дом, где жила Мария Тимофеевна, на самом деле, дом священника. К сожалению, больше о церкви Валентина ничего не знала, но то, что она рассказала дальше, заслуживает подробного описания. А поведала она вот что. 

              Бабушка говорила ей, что ее дом, на самом деле, был домом  священника, отца Михаила. Раньше он был гораздо больше, а то, что осталось от него - его третья часть. Когда Марусю  выдали замуж в Гостомлю (было это в 1925 году), ей пришлось работать прислугой у дочери священника, жившей в этом доме. Это и была та самая барыня.  Звали ее Александра Михайловна Четверикова.  

            У отца Михаила было две дочери, Людмила и Александра. Людмилу в детстве повредила рогами корова, у девочки вырос горб,  она сильно болела. Родители попросили Александру, чтобы она не выходила замуж, пока не умрет Людмила. Но, поскольку Людмила прожила лет шестьдесят, Александра осталась незамужней, семьи у нее не было.   

            Родители Александры похоронены возле  каменной церкви, построенной в 1875 году, там же похоронена и Людмила. А вот Александра покоится  на местном кладбище, но об этом позже. 

            Итак, Александра осталась одна. Была она очень богата, наверно, поэтому ее звали в деревне барыней. В ее конюшне стояло несколько лошадей, на выгоне  было  шесть  амбаров с добром. На дворе - собственная кузница и огромный подвал. Около дома  рос  большой сад. Летом, когда поспевали фрукты, прислуга, в том числе и Маруся, целыми днями сушили  их в специальной печи  на противнях. Раз в неделю они натирали конопляным маслом  в доме барыни дубовый пол. У Александры  всегда имелось варенье и, когда в селе кто-то заболевал, шли к барыне попросить варенья больному. Она накладывала  его в маленькую баночку и давала просящему. А в белом кружевном шарфе барыни фотографировалась вся женская половина деревни, когда приезжал фотограф. Кстати, этот шарф до сих пор хранится в семье Валентины. 

            Александра была очень умная, интеллигентная, вела здоровый образ жизни, соблюдала посты. 

            В 1928 году Александру раскулачили. Приехали красноармейцы, амбары разломали, все замки посбивали, добро погрузили на подводы и увезли. Когда грузили, она возмущалась: «Что вы делаете? Не трогайте, это мое». Но никто не слушал ее, только отталкивали, когда подходила к ним. 

            Вскоре после этих событий Александра сошла с ума. Целыми днями она бродила по селу и просила есть. Люди кормили ее, а она шла от дома к дому и снова просила.  Умерла барыня, примерно, в 1932 году,  похоронили ее на местном кладбище. Валентина Николаевна  рассказала нашей учительнице, где именно находится ее могила.  

            Вот такая судьба была у дочери священника. 

            Муж Марии Тимофеевны работал у дочери священника конюхом, а Мария, как известно, служанкой. После раскулачивания, дом Александры начали ломать. Так как Марии с мужем Михаилом негде было жить, им оставили 3-ю часть этого дома. Мария Тимофеевна, рано овдовев, всю жизнь прожила в этом небольшом домике. Когда  Валентина  была ребенком, ей однажды пришлось   скидывать с чердака  этого дома обувь: красивые ботики, ботики на каблуках. Бабушка сказала тогда ей, что это обувь барыни.  

            После того, что пересказала нам Надежда Николаевна, мы, кружковцы,  сразу поняли, кому принадлежала набойка с каблука!  

            Рассказ нам показался очень интересным, но мы никогда не слышали, что в нашей церкви служил священник Михаил Четвериков. Точно ли фамилия Александры - Четверикова?  Ведь мы решили установить табличку на ее могиле? Ответ мы нашли неожиданно, когда внимательно прочли статью о  нашей Михайло-Архангельской церкви в книге   «Из истории храмов Курской епархии». Книга эта издана сотрудниками  Государственного архива Курской области. В статье говорится  о том, что вторая церковь, каменная, ныне действующая в нашем селе, построена в 1875 году. Освящена она 13 октября 1875 года священниками нескольких приходов, среди которых был священник местного прихода Михаил Четвериков. Архимед сейчас бы воскликнул: «Эврика!» Такие же чувства испытали и мы. Как это интересно! 

            Еще более интересно было нам узнать подробнее о священнике Михаиле Четверикове.  В какие годы служил он в церкви? Каким он вообще был человеком? И вот руководитель нашего кружка привезла из архива копии документов из «Дела о строительстве Михайло-Архангельской церкви в селе Гостомля Курского уезда». Все документы написаны чернилами и пером. Но как же трудно было их читать! В тексте есть старые буквы, которые мы вообще не знаем. С большим трудом складывали мы слова в предложения, а Надежда Николаевна сидела и улыбалась. Позже мы поняли, что она-то эти документы давно прочла, но хотела, чтобы мы потрудились. 

            О священнике Михаиле Четверикове мы узнали следующее. Отец Михаил служил еще в старой деревянной церкви, которая была построена в 1688 году. С течением времени церковь эта обветшала, и крестьяне села собрали средства на постройку новой каменной церкви. Новую церковь заложили в 1868 году. Священник отец Михаил наблюдал за постройкой, вел переписку с Духовной Консисторией, где сообщал подробно об этапах строительства.  Он хранил в здании старой церкви собранные крестьянами деньги и выдавал их строителям только с разрешения высшего духовного начальства. 

            Лаврентий Попов, благочинный Щигровского уезда, совершавший освящение церкви в нашем селе, в  рапорте  в Духовную Консисторию  указал,  что после совершения им Литургии прихожане просили его довести до сведения епархиального начальства о  ревностном действе, беспрерывном и неутомимом старании и содействии приходского священника Михаила Четверикова  во время построения новоосвященного храма. 

            Согласно архивным  документам, в 1893 году священником Михайло-Архангельской церкви назначен  Михаил Клевенский. Это дает основание полагать, что отец Михаил Четвериков прослужил как раз до 1893 года. 

           Вот так маленькая набойка с каблука дочери священника способствовала новым открытиям, сделанным нами на занятиях краеведческого кружка. 

    


Поделиться:

Марши для детей в классической музыке

Снегири и коты

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Фильм "Золушка"

Цветущая сакура