В работе сделана попытка глубокого изучения вопросов, которые связаны с духовным просвещением коренных народов Западной Сибири и распространением христианства на её территории.
В работе использованы методы: проблемно-поисковый, изучение литературы по данной тематике и проведение опроса серди обучающихся 9 классов МБОУ «СОШ №8».
Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, позволяют сделать вывод о том, что Православная Церковь сыграла огромную в становлении Сибири, как части Российского государства, а активная миссионерская деятельность, как на северных, так и на восточных и южных окраинах Сибири, привела к окончательному распространению и закреплению православия в крае.
Вложение | Размер |
---|---|
«Распространение христианства в Западной Сибири» | 853 КБ |
Департамент образования города Нижневартовска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №8»
Школьное научное общество «Импульс»
Городской слет научных обществ учащихся.
Секция 11. «Филология (литература)»
Исследовательская работа
«Распространение христианства в Западной Сибири»
Автор: Жалнина Екатерина Вячеславовна,
ученица 9 А класса
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «средняя общеобразовательная
школа №8»
Руководитель: Телегина Лариса Леонидовна, учитель русского языка
и литературы.
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «средняя общеобразовательная
школа №8»
Нижневартовск,2014
«Аннотация»
Автор Жалнина Екатерина Вячеславовна
Тема «Распространение христианства в Западной Сибири»
Исследовательская работа состоит из 3 частей: введения, основной части и заключения. Результаты практической части представлены в приложении. Автор приводит список используемой литературы.
Целью исследования является изучение малоизвестных страниц истории нашего края, вопросов духовного просвещения, а также судьбы первых духовных просветителей, заложивших основу для создания Русской Православной Церкви на территории Западной Сибири.
Задачи:
Предмет исследования:
Объект исследования: распространение христианства на территории Западной Сибири.
Актуальность темы заключается в том, что она еще недостаточно изучена и, безусловно, заслуживает внимания, так как духовное возрождение нашего Отечества жизненно важно в наши дни.
В работе сделана попытка глубокого изучения вопросов, которые связаны с духовным просвещением коренных народов Западной Сибири и распространением христианства на её территории.
В работе использованы методы: проблемно-поисковый, изучение литературы по данной тематике и проведение опроса серди обучающихся 9 классов МБОУ «СОШ №8».
Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, позволяют сделать вывод о том, что Православная Церковь сыграла огромную в становлении Сибири, как части Российского государства, а активная миссионерская деятельность, как на северных, так и на восточных и южных окраинах Сибири, привела к окончательному распространению и закреплению православия в крае.
План исследования
№ | Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза | Описание метода исследования | ю Библиография |
1 | Актуальность темы | Был проведен опрос среди обучающихся 9 классов МБОУ «СОШ №8». Всего в опросе участвовало 73 респондента. Я Респондентам были предложены следующие вопросы
Проведенный опрос показал, что данная тема еще недостаточно изучена и, безусловно, заслуживает внимания, так как духовное возрождение нашего Отечества жизненно важно в наши дни. | |
2 | ВвЫ Выдвижение цели и задач. Формулировка гипотезы | На основе проведенного мною исследования были выдвинуты следующие цели и задачи и сформулирована гипотеза. Целью исследования является открыть малоизвестные страницы истории нашего края, изучить вопросы духовного просвещения, а также судьбы первых духовных просветителей, заложившими основу для создания Русской Православной Церкви на территории Западной Сибири. Задачи исследования: 1. Детально изучить историю распространения православия на территории Западной Сибири. 2. Доказать, что принятие христианства коренными народами имело большое значение для дальнейшего развития их культуры, нравственных и духовных качеств. Была выдвинута гипотеза: Православная Церковь сыграла большую роль в жизни жителей Западной Сибири, внесла весомый вклад в просвещение и утверждение нравственных и духовных ценностей коренных народов. Использован проблемно-поисковый метод. Выдвижение гипотезы, доказательство или опровержение гипотезы. | |
3 | Изучение процесса распространения христианства и приобщение коренных народов к православной | ||
4 | Изучение истории и судьбы великих просветителей Сибири | ||
5 | Исследование развития православия в Ханты-Мансийском автономном округе | ||
6 | Значение и результаты просветительской деятельности Апостолов Сибири | ||
7 | Заключение |
Содержание:
Введение. ……………………………………………………………………………………………1
Глава 1. Процесс распространения христианства и приобщение коренных народов к православной культуре……………………………………………………………………………..2
1.2. Истории и судьбы Великих просветителей………….………………………………………3
1.3 Развитие православия в Ханты-Мансийском Автономном округе…………………………7
1.4 Значение и результаты просветительской деятельности……………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………………….12
Использованная литература……………………………………………………………………...13
Приложение…………………………………………………………………………………………14
Введение.
Распространение христианства в Западной Сибири – вопрос, который мало изучен. Ряд исследований на эту тему мы находим в монографии А.С.Кузьминой, в краеведческих записках «Западная Сибирь: история и современность», в книге «Апостол Сибири. Жизнеописание Святителя Филофея (Лещинского)» архимандрита Тихона (Бобова), настоятеля Свято – Троицкого монастыря города Тюмени.
Исследованию этого вопроса я бы и хотела посвятить свою работу. Интерес к этой теме у меня неслучаен: я являюсь прихожанкой Храма Рождества Христова нашего города, в иконостасе которого помещены большие иконы сибирских святых. У меня возник вопрос: какова роль этих святых в истории христианства Сибирского края, какова их судьба, как на нашу Югорскую землю пришло православие? Ведь известно, что Сибирский край, территория Югры населены коренными народами – ханты, манси, селькупы, которые, в основном, были язычниками.
В результате изучения дополнительных источников я установила, что распространение христианства в Западной Сибири началось задолго до похода Ермака в Сибирь. До нас дошли сведения о том, что в Югру и Самоядь новгородцы проникли еще в XI веке, естественно, что они и принесли в языческие края православие. Вместе с тем, следует признать и тот факт, что после походов Чингисхана русские пленники в большом количестве были насильственно угнаны в рабство на новые места, т.е. в Сибирь и Среднюю Азию, и естественно принесли с собой православную веру, которая давала на новых территориях свои первые ростки среди тех языческих племен, которые в то время населяли, в данном случае, Сибирь.
Актуальность моего исследования заключается в том, что данная тема еще недостаточно изучена и, безусловно, заслуживает внимания, так как духовное возрождение нашего Отечества жизненно важно в наши дни.
В своей работе я делаю попытку глубокого изучения вопросов, которые связаны с духовным просвещением коренных народов Западной Сибири и распространением христианства на её территории.
Целью моего исследования является открыть малоизвестные страницы истории нашего края, изучить вопросы духовного просвещения, а также судьбы первых духовных просветителей, заложившими основу для создания Русской Православной Церкви на территории Западной Сибири.
Задачи моего исследования:
Предмет исследования:
Объект исследования: распространение христианства на территории Западной Сибири
Гипотеза: Православная Церковь сыграла большую роль в жизни жителей Западной Сибири, внесла весомый вклад в просвещение и утверждение нравственных и духовных ценностей коренных народов.
Глава 1. Процесс распространения христианства и приобщение коренных народов к православной культуре
Структурообразующей основой российской культуры на протяжении многих веков было православие. Оно пронизывало все сферы общественной жизни, формировало политические, социальные, нравственные устои, эталоны общественного, государственного, классового сознания, существенно влияло на эстетические нормы различных видов искусств, пронизывало быт, проверяя его бытием. Процесс собирания Российских земель был длительным и неоднородным, порождал множество экономических, политических, административных проблем во взаимодействии русской и других национальных культур.
Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Здесь мы видим прямое указание на главную цель похода — очищение сибирской земли от «богомерзостей». И нет речи о расширении Руси и присоединении к ней территории соседнего государства. О «прирастании России Сибирью» будет заявлено много позже. Летописец же воспринимает деяние дружины Ермака именно как подготовку сибирской земли к приходу туда православия. Следовательно, деяния дружины Ермака необходимо воспринимать не только как подвиг воинский, но и духовный, нравственный.
Ко второму этапу выше названного процесса можно отнести учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа — Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий. Как писал П. А. Словцов:
«Политическое возобладание русскими Сибирью равномерно совершалось и в христианском разуме, через сооружение часовен, церквей, монастырей и соборных храмов. Общее правило тогдашних русских: где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня.
Первому сибирскому архиепископу было предписано «достойно пасти словесное стадо», заботиться о чистоте нравов, обращать ко Христу магометан и идолопоклонников, и «да проповедь слова Божия растет и множится».
«В 1636 г., 25 июля, в Тобольске явилась одной жене пресвятая Богородица с чудотворцем Николаем, повелевая сказать о своем святом явлении архиепископу, воеводам и всем христолюбивым людям, чтоб во имя ее святого, честнаго и славного знамения, которое было в Новгороде, воздвигнули в Тобольском уезде, в селе Абалак, другую церковь подле Преображения церкви».
Именно это событие, произошедшее через пятьдесят лет после основания первого сибирского города (1586 г.), следует считать третьим этапом духовного освоения Сибири как православной земли. Само знамение верующими людьми было воспринято как покровительство Богородицы над вновь приобретенным краем. (Кроме того, Богородица почитается и как заступница России). В 1642 г. произошло обретение мощей первого сибирского святого — Василия Мангазейского. Хотелось бы подчеркнуть, что это обретение случилось в одном из самых северных пунктов проживания в Сибири русских поселенцев на тот период. В том же году (1642 г.) скончался блаженный Симеон Верхотурский, признанный праведным еще при жизни. Верхотурье — самый западный сибирский город. И, наконец, в 1697 г. скончался старец Далмат (почитающийся как местный святой). Им был основан на берегу Исети монастырь, носящий его имя — один из самых южных сибирских монастырей.
В конце XVII в. политика русского правительства по отношению к коренному населению Западной Сибири в XVII в. отличалась веротерпимостью, православные священники крестили автохтонное население Сибири лишь по их просьбе, и по сути дела целенаправленная миссионерская деятельность как таковая отсутствовала, что мы объясняем неопределенностью государственной национальной политики по отношению к нерусскому населению страны. Наблюдались лишь единичные случаи перехода в православие из язычества и мусульманства. Не существовало даже самих понятий: «миссионерская деятельность», «миссионер», «миссионерство».
Именно конец XVII века стал переломным в вопросе христианизации народов Сибири. Петр I писал Киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому (18 июня 1700 г.) о назначении на Сибирскую кафедру митрополита, который «мог Божиею помощью, исподволь, в Китае и в Сибири … закостенелых человек приводить в познание истинного Бога». Речь идет об одном человеке, но не о кампании, целью которой стала бы христианизация Сибири.
В начале XVIII века по инициативе Петра I началась массовая христианизация туземцев Северного Приобья. Крещение «иноверцев» было и есть одной из главных основополагающих доктрин христианства и в частности православия. Но именно Петр I наиболее ярко и последовательно осуществил политику христианизации народностей, населявших Приобье и Прииртышье, воспользовавшись этим для укрепления политических и религиозных основ нового имперского правопорядка.
В течение всего XVIII в. распространение православия в Западной Сибири интерпретируется как «проповедничество». Так в указе Екатерины II за 1764 г. повелевалось в Тобольской епархии быть «для обращения иноверных в христианскую веру и для утверждения в оной … двум проповедникам». И лишь 24 декабря 1828 г. Св. Синодом издал указ «Об учреждении в Тобольской и Казанской епархиях миссионеров для обращения в православие иноверцев». Следовательно институт миссионерства как таковой начал формироваться лишь в начале XIX в., но если подразумевать под миссионерством обращение инаковерующих в православие, то эта деятельность велась в Сибири с заселения ее русским православным населением, то есть с конца XVI в. и в течении всего XVII в., о чем говорит указ времен регентства царевны Софьи 1681 г. о. недопустимость применения силовых методов при совершении крещения лиц нехристианского вероисповедания. Другим указом 1685 г.: «… буде, которые иноземцы похотят креститься в православную христианскую веру волею своей и их велеть принимать и крестить, а неволею никаких иноземцев крестить не велеть» подтверждается проведение широкомасштабных акций христианизации.
1.2 Истории и судьбы великих просветителей Сибири.
Довольно большую роль в просвещение коренных народов сыграли православные миссионеры, о роли которых нельзя умолчать. Мне хотелось бы рассмотреть лишь некоторые, наиболее значимые, по моему мнению, личности.
Святитель Филофей (в схиме Феодор Лещинский)
Святитель Филофей - знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного просвещения в Сибирском крае. Именно им была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями которой были образованные киевские монахи. Святитель Филофей учредил во время своего архипастырского служения ещё несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей. Его памятник сегодня украшает площадь перед Тюменским духовным училищем.
А родился он в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских. Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии. По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество.
Прибыв в Сибирский край, святитель Филофей занимается миссионерской деятельностью, обращая в веру православную языческие народы. Святитель неустанно трудится: предпринимает путешествия по северным рекам, болотам, тайге и тундре, просвещая светом православия самоедов, вогулов, остяков. Известно, что с 1712 по 1727 год святитель просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев. Можно с уверенностью утверждать, что святитель Филофей совершил миссионерский подвиг, находясь на архипастырской кафедре в Сибири.
Суровый климат надломил здоровье митрополита. В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.
Как повествует его жизнеописание, в следующем, 1712 году он поправился и смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Это было первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти он посетил Низовский край и доехал до отдаленного Обдорска. Впоследствии святитель Филофей совершил ещё несколько дальних поездок, проник даже в дикую страну на р. Конде.
По смерти святителя Иоанна Тобольского в 1715 году, святитель Филофей вторично вступил в управление епархией. В жизнеописании святителя Филофея приводится тот исторический факт, что за время своего архипастырства он выстроил 288 церквей (было в сибирском крае 160, а стало 448 церквей), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников, выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличив его доходы. Умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях.
В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам. Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы мимоходящие попирали прах ногами», как гласит завещание.
За 25-летний период пребывания Филофея Лещинского митрополитом Тобольским количество церквей в Сибири возросло со 160 до 448, в строительстве 37 из них он принимал личное участие.
Лещинский восстановил (построил) в камне уничтоженный пожаром Свято-Троицкий монастырь в Тюмени (первый каменный монастырь в Сибири), для чего испросил у Петра I специальное разрешение, так как в тот момент строительство каменных сооружений в России за пределами Санкт Петербурга было строжайше запрещено царским указом под страхом конфискации и каторги.
Стараниями Лещинского православной церкви были выделены значительные земли в Сибири для улучшения ее экономического положения и сняты многие бюрократические препоны, мешавшие свободному передвижению духовенства при проездах по Сибири.
Святитель Иоанн Тобольский
Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.
О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода.
Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро.
11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск.
Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы.
Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.
Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», — об обязанностях властей, Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».
Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.
Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.
Праведный Симеон Верхотурский
Праведный Симеон родился в начале 17 века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
Он не был просветителем в прямом смысле этого слова, но своим личным примером внёс весомый вклад в укреплении веры новопросвещенных коренных жителей Сибири, горячо молясь об утверждении православия в Сибири.
1.3 Развитие православия в Ханты-Мансийском автономном округе.
Историческим местом зарождения православной веры можно смело назвать местечко Кода, теперь известное как посёлок городского типа, районный центр Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
С целью наживы шли на Югру русичи. Очевидно, довольно часто воинов сопровождали священнослужители, пытаясь вселить веру в сердца инородцев. За что и погибали. Так, в 1193 году воевода Ядрей, поп Легеной и двенадцать «лучших людей» были замануты остяками в свой осаждённый новгородцами город и «всех изсекоша». В 1383 году ростовский монах Стефан Храп стал первым епископом Пермской епархии с центром в городке Усть-Выме, построенном на месте языческого капища. Историки считают, что в отместку за это Полымские вогуличи в 1455 году напали на Пермь великую и убили Пермского епископа Питирима. Опять же в отместку великий князь Московский и всея Руси Иоанн III велел Устюжскому князю Василию Скрябе «Югорскую землю воевати», что тот и сделал в 1465 году.
1484 год в нашей истории примечателен тем, что впервые во взаимоотношениях русских и югричей миротворцем выступил Пермский епископ Филофей. По его ходатайству Иоанн III дал «опас» (охранную грамоту) пелымскому князю Юмшану. Филофей «печаловался» перед великим князем за других пленников и был одним из главных свидетелей при заключении мирного договора между русскими и югричами.
Якобы после этого великий князь Иоанн III именовал себя, кроме всего прочего, ещё и князем Югорским и Кодским.
Опуская военные события, которые происходили потом, обратимся уже к концу XVI века, когда «господарем» Сибири и, в частности, Югорской земли стал Ермак. Строгановы, а позднее и царь Иоанн IV не ставили ему в задачу вселение Православия в Сибирь, тем более в Югорскую землю. Обогащение за счёт порабощения югричей было их основной задачей. Атаманы Ермака повторили действия Стефана Храпа. В 1585 году, пытаясь обратно отвоевать Большой Обский город (возможно, он был рядом с Самарово – будущим Ханты-Мансийском), остяки прибегли к помощи своего верховного божества.
Осадив город, они водрузили на дерево «шайтана» и «начаша жрети перед ним, яко помощью его христиан взяти и смерти предати». Но метким пушечным выстрелом «шайтан» был разбит, а перепуганные остяки разбежались. Потом они приходили с данью и подарками к победителям, брали на себя обязательство платить ясак.
Князь Алач в начале 90-ых годов XVI века едет в Москву и принимает православную веру. А в 1599 году уже вдова князя Алача тоже в Москве стала новокрещённой Анастасией. По её просьбе в 1600-ом году в Коде была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Руководствовалась княгиня, очевидно, тем, что стремилась упрочить могущество своего сына Игича, ставшего «большим» князем после смерти отца Алача. По той же причине в 1602 году едет в Москву и принимает православную веру князь Игич, сооружает в Коде ещё один храм – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.
Годом зарождения православия на Югорской земле среди остяков (ханты) следует считать 1600 год. В христианство прежде всего стремилось так называемое знатное сословие. В первые годы XVII века в Коде были крещёными, кроме княгини Анастасии и её сына Игича, жена «большого» князя Анна Пуртеева, их дети – новообращённые Григорий, Михаил и Иван… Число прихожан в церквах было столь мало, что в 1608 году первый в Коде поп Евстратий бил челом царю, что «ему-де тут быть не у чего». И в том же году церкви были закрыты.
Однако внук Алача и сын Игича – Михаил, став «большим» князем, восстанавливает Свято-Троицкую и Зосимо-Савватиевскую церкви. Он не жалеет средств на содержание храмов. И в них имелось всё необходимое: «местные иконы, и у тех икон прикладные пелены и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и херувимы, и серафимы, и всякое церковное строение, алтарная казна, сосуды служебные, серебряные, и Евангелие, напрестольные кресты и благословляющие под окладом, с жемчугами и каменьями, и ризы».
Были возвращены из Берёзова образа, колокола и книги, присланные в Коду в 1600 году из Москвы. Кроме того, хранился здесь и княжеский арсенал, в том числе 40 панцирей, луки и стрелы… Князь Михаил даже сам даривал церкви серебряные сосуды. Поэтому надо полагать, что он свято хранил и наследие своего деда князя Алача, которому будто бы кто-то из татарских князьков подарил панцирь Ермака.
Развитием Православия в Югре вплотную занялся новый тобольский архиепископ Симеон. В 1653 году, основываясь на челобитных остяков четырнадцати кодских волостей, он сообщил царю: «В прошлых-де годах в Кодском городке церкви Божии стояли многие лета, и пение Божественное совершалось по вся годы, и их братия, остяки многие, слышали православную христианскую веру, приходя в Кодский городок, крестились; а ныне-де тот Кодский городок стал впусте, и церкви Божии стоят без пения». Владыка Симеон просил царя: «чтоб им пожаловать, велеть на том месте, где церкви Божии стоят, быть монастырю и старцам, чтоб видя православие, крестились». И Алексей Михайлович 20 октября 1653 года подписал грамоту, в которой распорядился: «В том Кодском городке монастырю и старцам, дьячку и пономарю быть и ругою и жалованьем их устроить».
Так появился мужской Кодский монастырь. Со временем храм креп и рос, а церковь во имя святых Зосимы и Савватия с самого начала практически не использовалась, и её совсем закрыли. Но рядом с Троицким храмом «в новой ограде» была выстроена «церковь новая, тёплая, шатровая ж, с трапезною и с келарскою с прирубными, алтарь и предел прирубные ж. А во имя та церковь Благовещения Пресвятой Богородицы».
Расширялись территориальные владения Кодского княжества, а значит – географически возросла зона влияния Кодского монастыря. Княжество территориально распространялось не только от Самарово до Берёзово по реке Обь, но имело плодородные земли на Исети, заимку близ Ялуторовска, своё подворье в Тобольске и в Самарове… Количество верующих было столь велико, что в городках по Оби строили храмы.
1.4 Значение и результаты просветительской деятельности Апостолов Сибири.
Более двухсот лет шла христианизация народов севера. Усердие миссионеров не прошло бесследно для религиозного сознания коренных обитателей севера и юга Сибири. Они восприняли ряд положений православия, которые слились с их традиционными религиозными представлениями, наслоились на них, создав причудливую картину религиозного синкретизма.
В силу определенных исторических условий наиболее полно христианство было воспринято теми народностями, которые помимо официального вероучения испытали на себе влияние русских переселенцев. Крестьяне принесли с собой занятия сельским хозяйством, а вместе с ним и православные культы. Заимствуя культуру земледелия, аборигены Сибири переходили к оседлости, перенимали крестьянский образ жизни, бытовые традиции, христианство на его обыденном (народном) уровне. Этому способствовали также смешанные браки. Трудовой опыт русских земледельцев со всеми его религиозными атрибутами постепенно усваивался народами Сибири.
Таким образом, та часть коренного населения: Сибири и Севера, которая жила бок о бок с русскими переселенцами, больше приобщилась к православию. Это южные группы манси, хантов, кеты, забайкальские эвенки, южные группы якутов, западные буряты, алтайцы, хакасы, некоторые группы народов Амура и др.
В меньшей мере воспринято христианство теми народами, которые не соприкасались непосредственно с русскими, не испытали прямого воздействия на хозяйственные занятия, быт культуру. К таким пародам относится значительная часть кочевых ненцев, нганасаны, северные группы эвенов, эвенков, чукчи, коряки и некоторые другие. В местах их обитания действовали миссионеры, используя разные приемы христианизации.
Некоторые народности Сибири, Севера и Дальнего Востока в силу особенностей положения, в котором они оказались после включения их в состав многонационального государства, почти полностью утратили этническую самобытность, в том числе традиционное религиозное сознание. К таким народностям относятся ительмены, алеуты, оседлые чуванцы и ряд других. Следовательно, влияние христианства на религиозное сознание народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока было неравномерным. Отсюда известная пестрота в религиозных представлениях даже среди одной и той же народности, например северных и южных групп манси, хантов, ненцев, эвенков и эвенов.
Заключение
В ходе своего исследования я изучила большой материал, в котором затрагивался вопрос христианизации народов Сибири.
Результаты моего исследования позволяют сделать вывод, что православная церковь сыграла огромную, если не главнейшую роль, в становлении Сибири, как части Российского государства. Уже в XVIII веке началась активная миссионерская деятельность, как на северных, так и на восточных и южных окраинах Сибири, которая привела к окончательному распространению и закреплению православия в крае.
Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтверждена.
Литература
Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. I, II. СПб. 1882. С.413-414.
Рецензия
В научно – исследовательской работе «Развитие христианства в Западной Сибири»
обучающаяся 9А класса Жалнина Екатерина рассматривает вопрос распространения христианства в Западной Сибири, который является малоизученным в настоящее время. Ученица раскрывает актуальность данной темы и свой интерес к ней, обстоятельно обосновывая тот факт, что она является прихожанкой храма Рождества Христова нашего города, в иконостасе которого помещены большие иконы сибирских святых. Неслучайно возник вопрос у ученицы: какова роль этих святых в истории христианства Сибирского края, какова их судьба, как на Югорскую землю, населённую коренными народами – ханты, манси, селькупами, которые, в основном, были язычниками, пришло православие?
Ученица отмечает, что целью исследования является открыть малоизвестные страницы истории нашего края, изучить вопросы духовного просвещения, а также судьбы первых духовных просветителей, заложившими основу для создания Русской Православной Церкви на территории Западной Сибири.
Достижению данных целей служит основная часть работы, в которой обучающаяся раскрывает процесс распространения христианства в Западной Сибири и приобщение коренных народов к православной культуре. Ученица останавливается на судьбах великих просветителей Сибири – святителя Филофея, положившего начало духовному просвещению в Сибирском крае, святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца, продолжателя дела просвещения коренных народов светом Христовой веры – православием.
В работе находит отражение вопрос развития православия в Ханты-Мансийском автономном округе. Вызывает интерес живой материал в деле изучения истории Кодского монастыря, а также судьбе священнослужителей Русской Православной Церкви в годы гонений.
В заключении ученица приходит к выводу, что активная миссионерская деятельность великих сибирских просветителей как на северных, так и на восточных и южных окраинах Сибири, привела к окончательному распространению и закреплению православия в крае, а православная церковь сыграла огромную роль в становлении Сибири как части Российского государства
Телегина Л.Л.
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8»
Приложение 1
1. Икона «Собор сибирских святых»
2. Святитель Филофей (Лещинский)
Памятник святителю Филофею на площади у свято – Троицкого монастыря в Тюмени
3. Святитель Иоанн Тобольский
4. Святой праведный Симеон Верхотурский
5. Кодский и Кондинский монастыри. Ханты-Мансийская Епархия
Приложение 2.
Практическая часть.
Результаты анкетирования.
В анкетировании приняли участие 73 обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ №8».
Были заданы следующие вопросы:
1. Знаете ли вы о распространении православия на территории Западной Сибири?
2. Вы знакомы с судьбой просветителей, их миссионерской деятельностью на территории Западной Сибири?
3.Знаете ли вы об истории возникновения христианства в Западной Сибири?
Ответ на вопрос 1. Знаете ли вы о распространении православия на территории Западной Сибири?
Ответ на вопрос 2. . Вы знакомы с судьбой просветителей, их миссионерской деятельностью на территории Западной Сибири?
Ответ на вопрос 3. Знаете ли вы об истории возникновения христианства в Западной Сибири?
Вода может клеить?
Привередница
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем подснежники гуашью
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши