Проект по русскому языку Имена прилагательные в названиях литературных произведениях
Выполнила: Яковлева Анастасия, ученица 6 класса МБОУ Богородицкой СШ
Руководитель проекта: Ипатова Р. М., учитель русского языка и литературы
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl._proekt_prilagatelnye.docx | 244.06 КБ |
prilagatelnye_v_nazvaniyah_proizvedeniy.ppt | 905 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Проект по русскому языку
Имена прилагательные в названиях литературных произведениях
Выполнила: Яковлева Анастасия,
ученица 6 класса
МБОУ Богородицкой СШ
Руководитель проекта: Ипатова Р. М.,
учитель русского языка и литературы
2017-2018 учебный год
Тема исследования: «Имена прилагательные в названиях литературных произведениях»
Прилагательное - это самая изобразительная
часть речи. Прилагательные могут описать цвет,
запах, форму любого предмета. Рассказать
о наших чувствах, характерах, настроении.
В. В. Виноградова (1894-1969)
Цель:
- исследовать школьную программу по литературе и выявить, как часто в названиях литературных произведений употребляются имена прилагательные
Задачи:
- изучить по материалам школьной программы, какие писатели в названиях своих произведений используют имена прилагательные.
- выявить, какие прилагательные (разряд) чаще встречаются в названиях произведений и почему.
- проследить значимость, весомость прилагательных, которые способны раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.
Объект исследования: школьная программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Предмет исследования: имена прилагательные и их роль в названиях литературных произведений.
Методы исследования:
Актуальность
- Оформление письменного вида речи начинается с названия текста, который представляет собой законченное выражение определенной идеи. Название в зависимости от использованных в нем языковых единиц может быть двух видов: именное или глагольное. Названия смешанного типа, как правило, не наблюдаются, хотя в принципе не исключены («Белеет парус одинокий» В. Катаев).
- Наибольшей частотностью отличается структурное расширение именного центра внутри себя, которое приобретает характер глубинного плана (ср. «Лес» и «Русский лес», где во втором названии происходит смысловое раскрытие именного центра за счет сочетающегося с ним прилагательного).
- Через ассоциативный анализ названия произведения можно показать значимость, весомость прилагательного, которое способно раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.
Содержание работы
I. Вступление
Имена прилагательные сопровождают нас повсюду. Они обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его многообразии, помогают увидеть красоту всего живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна. Имена прилагательные встречаются во многих названиях местностей, растений, произведений, названиях профессий, вещей. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста. Оказывается, по частоте употребления прилагательное в нашей речи занимает почётное третье место! И эта "бронза" - вещь очень серьезная. И многие ученые-лингвисты подтверждают это. Вот что говорят они:
II. Роль имени прилагательного в речи
Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Поэтому немаловажную роль они играют в заглавии художественного произведения.
III. Употребление прилагательных в названиях программых художественных произведениях.
Я проанализировала школьную программу по литературе под редакцией Веры Яновны Коровиной для 5-7 классов и пришла к выводу, что в названиях произведений очень часто встречаются прилагательные.
Так, в 5 -7 классах программый материал состоит из 203 произведений (это повести, рассказы, сказки, летописи, стихотворения и т.д.). В 68 названиях встречаются прилагательные: качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные встречаются в названиях 33 произведений. Например:
Относительные прилагательные встречаются в названиях 32 произведений. Например:
1. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (5 класс)
2. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (6 класс), «Медный всадник» (7 класс), «Станционный смотритель» (7 класс)
3. Н. А. Некрасов «Железная дорога» (6 класс)
4. Р. Л.Стивенсон «Вересковый мёд» (5 класс).
Встречаются в названиях произведений и притяжательные прилагательные. В 6 заголовках произведений, изучаемых в 5 классе, есть этот развяд. Например:
1. Сказка «Солдатская шинель» (5 класс)
2. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (5 класс)
3. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» (5 класс)
4. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (5 класс)
5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (7 класс)
IV. Значимость, весомость прилагательных, способных раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором
1. В. Г. Короленко «В дурном обществе»
В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» повествование идет о жизни нищих людей Валька и Маруси. Главным героем является Вася, именно от его имени ведется повествование. Смысл названия этого произведения можно определить путем анализа, какое же общество называется дурным. Люди, которые живут в достатке, не зная трудностей и материальных проблем, считают дурным обществом бедных, оборванных нищих. В повести Короленко такое дурное общество предстает перед читателем в образе воров, нищих, бродяг под предводительством Тыбурция Драба.
В это общество попадает наш главный герой Вася. Он – сын судьи, из хорошей, обеспеченной семьи. Попав в дурное общество, он находит там общий язык с их обитателями и сразу же становится там своим. Писатель вкладывает совсем другое значение в понятие дурного общества. Он с присущим ему состраданием описывает тяготы и несправедливость жизни, которую ведут его обитатели. Для него очевиден тот факт, что люди из этого слоя общества сохраняют человеческое достоинство и имеют представление о чести, благородстве и порядочности. Вася обретает здесь настоящих друзей, к нему относятся с заботой и участием. В жизни маленького мальчика происходит переоценка ценностей. Попадая к этим людям, он в какой-то степени обретает близких людей среди бродяг и нищих, и свой дом в этом мрачном подземелье.
Таким образом, дурное общество в значении, которое вкладывает в него Короленко носит иронический характер. Он совсем не считает это общество дурным для Васи. В его жизни встреча с этими людьми укрепляет лучшие качества характера Васи, способствуя его взрослению.
Так Вася оказался в дурном, с точке зрения обывателей, обществе. А Короленко дал своей повести это название, чтобы подчеркнуть предвзятость общего мнения. Помогло ему в этом качественное прилагательное.
2. А. С. Грин «Алые паруса»
Пурпурный цвет шелка, избранный Греем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которого так не хватало в Каперне.
Белый парусник под пурпурными парусами - символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина - это еще утверждение правильного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, что сделал когда-то игрушечную яхту с пурпурными парусами, которая принесла счастье его дочери. В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «мечта». Именно прилагательное придаёт такое значение и несёт главную смысловую нагрузку.
3. А. И. Куприн «Чудесный доктор»
Назвав так рассказ, А. Куприн хотел сказать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других. Главная мысль рассказа "Чудесный доктор" - в каждой жизни есть место «чуду», "мир не без добрых людей."
Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Вот поэтому доктор чудесный, он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.
4. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»
Прочитав сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»
Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.
Если бы сказка называлась «Герда», то она бы несла такой же кроткий, добрый, нежный смысл, как и сама девочка. А если бы Герде не нужно было преодолевать столько препятствий, то история, рассказанная Андерсеном, была бы значительно короче, а, возможно, и менее интересной. Ведь сказка обычно привлекает тем, что в ней обязательно добро побеждает зло.
Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, жесткая, холодная, своенравная, бесчувственная.
Именно относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.
5. Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»
Название рассказа Астафьева, на мой взгляд, очень удачное. Во-первых, становится понятно, что речь пойдёт о маленьком мальчике по имени Васютка. И мальчик этот должен быть неплохим парнем. Иначе откуда бы взялась такая ласковая форма мужского имени?
А вот слово «озеро» в сочетании с этим именем уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему оно названо его именем? И мы начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.
Но тайга велика, а Васютка ещё мал, чтобы противостоять ей. Хватит ли ему сил, смелости, находчивости, чтобы не испугаться, не ослабеть от голода и найти выход из леса?
Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, по праву названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.
Закрываем прочитанную книгу и снова видим её название: «Васюткино озеро». Этот мальчик уже оставил память о себе: пусть маленькое, но своё озеро, названное его именем. А что останется от нас? В связи с чем люди вспомнят наши имена, фамилии? Может, мы тоже что-нибудь откроем: новый закон или планету? Или сделаем что-нибудь хорошее для людей?
V. Вывод
Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции. Я выяснила, что огромную роль здесь играют прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет.
VI. Список литературы
1. Рабочие программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2016
2. Ресурсы Интернета
Пчёлы и муха
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Снег своими руками
О чем поет Шотландская волынка?
Алые паруса