• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Анализ рассказа А. Грина «Пропавшее солнце».

Опубликовано Краснова Ольга Юрьевна вкл 02.11.2018 - 17:22
Краснова Ольга Юрьевна
Автор: 
Габайдуллина Рамина, Галимова Эльвина, Камалдинова Камилла

Рекомендуется для подготовки к муниципальному этапу ВОШ по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anz_grin_prop_solntse.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111»

Советского района города Казани

Эльвина Галимова,

Рамина Габайдуллина,

Камилла Камалдинова

 – ученицы 9 класса

Анализ рассказа А. Грина «Пропавшее солнце».

Литературоведы Веселовский, Пыпин и другие считают, что период с 1917 по 30-е годы характеризуется относительной свободой и многообразием течений и направлений: мирно сосуществовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, а также романтизм. Этот рассказ создавался, когда еще отсутствовали идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать ее проводником идеологии пролетариата.

Данное произведение создавалось параллельно с первым романом Грина «Блистающий мир», который ожидал успех. В нем автор призывает читателя выбирать высшие ценности: добро и сострадание.  

Одной из стилистических особенностей произведений Грина критики считают «стерильность» -  очищение от принадлежности к национальности, социальному сословию, какой-либо религиозной конфессии - мира и героев (А.М. Варламов. Серия «Жизнь замечательных людей». Александр Грин). Писатель считает, что так человек «лучше виден». Но уже в первой главе данного рассказа есть отступление от этих правил: герой был рожден вдовой Эльгрев, которая будучи в нищете, фактически была продать своего младенца богачу. Жизнь Роберта сразу начиналась с предательства и жестокости со стороны близкого человека. Но Грин оправдывает бессердечный поступок женщины: ей пообещали, что усыновители «детолюбивые».

В середине 50-х годов 20 века критик М. Щеглов писал, что Грин, как настоящий художник, болезненно реагировал на всё «обижающее гуманность», видимо, поэтому уже в начале произведения мы видим такую трагичную ситуацию – это еще одна из основных особенностей стилистики Александра Степановича.  

Через весь рассказ проходит хронотоп страданий, предательства: все части сюжета связаны с ним. Завязка – эпизод, когда Авель решает выкупить младенца для жестокого эксперимента; кульминация –  его апогей: Роберта выводят в сад в полдень (причем окончательно становится ясно, что и Хоггей, и Харт, и Блюм мечтали практически насладиться жестокими последствиями неожиданной встречи мальчика со светилом); развязка – обретение Робертом исходящей из земли уверенности, которую не победит никакое отчаяние. Это чудесное ощущение пришло к подростку после экстремального испытания, вопреки ожиданиям садистов, каковыми фактически являются Хоггей и «компания». Мальчик не только не лишился жизни, но обрел уверенность в своих силах.

Интересно с точки зрения сюжета и композиции то, что если бы Грин закончил свое произведение пятой главой, то мы, как читатели, были бы спокойны за судьбу мальчика, ведь писатель, как мастер изображения психологических нюансов, с помощью развернутых метафор «спокойный, непобедимый рокот», эпитетов «живой», «теплы», «заразительно», «легче», «тише» показывает мгновенное взросление, преображение Роберта, соотнося состояние подростка с описанием пейзажа.

Финал пятой главы – антитеза к его душевному состоянию, зафиксированном в четвертой, ведь там Роберт был во власти страха: мальчик находится на грани жизни и смерти (метафора «всколыхнулась» о жизни, развернутая метафора «зазвучав вихрем» (о ней же). Эмоциональный накал писатель мастерски усиливает, описывая реакцию Роберта на обман со стороны «благодетеля» и появление солнца (развернутая метафора «громовым ядом схватила его, стукнувшись…»). Вся четвертая глава построена на контрастах: комната без окон и электричества - солнечный сад, юный, наивный, добрый Роберт – взрослые жестокие хладнокровные экспериментаторы, шок и физические мучения мальчика – злорадная радость Хоггея от наблюдения, эта антитеза выстроена благодаря таланту Грина, как мастера психологизма.

Антитеза скрыта и в именах двух главных персонажей. В переводе с немецкого «Роберт» - «блестящая, неувядаемая слава. «Авель» же имя сына Адама, и, значит, любого человека мужского пола, а человек в обычном понимании – существо гуманное, тем более по отношению к себе подобным. Но в данном случае физическая оболочка и ее действия не совпадают с этой трактовкой имени Хоггея.

Нельзя не посчитать шестую главу самой трагичной частью рассказа, так как в ней не остается шансов для выживания подростка: Хоггей приказывает его убить. Грин, вкладывая в уста Хоггея метафоры «материал», «остатки» (Авель говорит о живом человеке!), открыто протестует против зла, которым являются явные бесчеловечность, цинизм и практицизм.

Мы считаем, что этот рассказ всегда будет актуален, так как его проблематика касается Добра и Зла, жестокости в сфере науки (Хоггей и его эксперимент), сострадания, предательства близких (вдова и сын), обретения уверенности в себе (Роберт), памяти. Особенно великолепен эпизод, в котором писатель-романтик рассказывает о приходе памяти к мальчику, потому что она изображена как живое, женское материнское начало. Этот отрывок -  один из душевных в данном произведении, насыщенном описанием жестокости.


Поделиться:

Знакомые следы

Сказка на ночь про Снеговика

Одеяльце

Рисуем зимние домики

Сказка "Морозко"