• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по русскому языку по теме "Многофункциональная роль тире в поэзии Марины Цветаевой

Опубликовано Винокурова Розалия Хамитовна вкл 06.11.2018 - 15:49
Винокурова Розалия Хамитовна
Автор: 
обучающаяся 11 А класса МБОУ "СШ №8" г. Нижневартовска, научный руководитель Винокурова Р.Х.

В данном исследовании раскрывается многофункциональная роль тире в поэзии М. Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryazanova_karina_issledovatelskaya_rabota_mbou_ssh811_klass_napravlenie_russkiy_yazyk.docx76.64 КБ

Предварительный просмотр:

III региональный Конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников

Исследовательская работа

Многофункциональная роль тире в поэзии Марины Цветаевой

Направление «Русский язык»

Автор:                                             Рязанова Карина Андреевна

                                                         Класс 11 А

                       Муниципальное бюджетное

                                  общеобразовательное учреждение

                                                         «Средняя школа № 8»

                                                           

Руководитель:                                Винокурова Розалия Хамитовна,

                                                         учитель русского языка и литературы,

                       Муниципальное бюджетное

                                   общеобразовательное учреждение

                                                         «Средняя школа № 8»

        

г. Нижневартовск, 2018

Аннотация

В данном исследовании раскрывается многофункциональная роль тире в поэзии М. Цветаевой.

Работа состоит из четырех частей: введения, теоретической, практической части и заключения. Поставлена цель и определены задачи. Цель работы: доказать многофункциональную роль тире на материале поэзии М. Цветаевой.

          Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить историю возникновения тире и выявить основные функции в русском языке;
  2. определить количественное соотношение употребления тире на материале московского цикла М. Цветаевой;
  3.  раскрыть многофункциональность тире на примере поэзии М. Цветаевой;
  4. обобщить материалы исследования.

Вследствие чего была выдвинута гипотеза: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков.

Для достижения целей и подтверждения гипотезы автором использовались следующие методы: метод углубленного чтения, анализ, сопоставление, оформление результатов, обобщение, анкетирование, поисково-исследовательский метод.

В теоретической  части автор раскрыла историю возникновения тире и выявила его основные функции. В практической части на основе анализа московского цикла М. Цветаевой, включающее 9 стихотворений, она определила количественное соотношение употребления тире и раскрыла  его многофункциональность.

Результаты исследования сведены в таблицы.

В ходе исследования использовано 11 информационных источников.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования материала и выводов работы на уроках русского языка, элективных курсах при подготовке к итоговой аттестации.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

№№

Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза

Описание метода исследования

Библиография

11

Актуальность темы.

Используя метод анализа информационных источников, была выявлена актуальность темы исследования, а также сформулированы исследовательские вопросы.

1.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. - Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012 г.

2. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. - Спб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40 с.

3. Ступицкая  М.А. Что такое учебный проект? - Москва: Первое сентября, 2010 г.

22

Выдвижение цели и задач. Формулировка гипотезы.

Гипотеза: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков.

Проблемно-поисковый метод.

Выдвижение гипотезы, доказательства или опровержения гипотезы.

1. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? - Москва: Первое сентября, 2010 г.

2. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. - Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012 г.

3. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. - Спб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40 с. 

33

Выявление основных функций тире в русском языке

На материале научных исследований А.Х.Востокова методом анализа, сопоставления, поиска информации и систематизации были выявлены основные функции тире в русском языке.

1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009. - 432 с.

2.Востоков А.Х. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. Изд.12-е.: / Востоков А.Х. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 246 с.

3.  http://orthographia.ru

44

Составление диаграммы, таблицы.

Поисково-исследовательский метод. Поиск ответа на вопросы: 

1. Какую функцию выполняет тире в поэтике М. Цветаевой? 2. Почему именно этому знаку препинания поэтесса отдает предпочтение? Методы анализа и сравнения, систематизации и обобщения, сопоставления.

1. Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. А. М. Туркова; Примеч. А. А. Саакянц. — М.: Сов. Россия, 1988. — 416 с. (Поэтическая Россия)

2. Лосская В.К. Марина Цветаева в жизни: Воспоминания современников. М.: ПРОЗАиК, 2011. 384 с., ил., 5000 экз., ISBN 978-5-91631-101-3

3.http://umnik.rikt.ru/informat/Library/excel1.htm

55

Многофункциональность тире на примере московского цикла М. Цветаевой.

На материале стихотворений М. Цветаевой, используя метод анализа и сравнения, систематизации и обобщения, сопоставления, а также поисково-исследовательский метод, была доказана многофункциональность тире.

1. Валгина Н. С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой // Русская речь, 1978, N 6. - С. 58.

2. Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. А. М. Туркова; Примеч. А. А. Саакянц. — М.: Сов. Россия, 1988. — 416 с. (Поэтическая Россия)

3. Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966. — N 4.

66

Составление библиографии.

Метод составления библиографии включает список литературы, выстроенный строго по алфавиту фамилий авторов в соответствии с установленными нормами.

1. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. - Спб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40 с.

2. Ступицкая  М.А. Что такое учебный проект? - Москва: Первое сентября, 2010 г.

Содержание

Страницы

Введение        7

Основная часть        9

1. Теоретическая часть        9

1.1 История возникновения тире и его основные функции в

русском языке        9

2.Практическая часть        10

     2.1 Результаты исследования. Количественное соотношение употребления тире на примере московского цикла М. Цветаевой  ……  10

2.2 Многофункциональная роль тире в поэтике

М. Цветаевой        12

Заключение        15

Использованная литература        16

Введение

Творчество Цветаевой - богатый материал для исследования функций знаков препинания. За последнее десятилетие появилось много новых работ о поэзии Цветаевой, но все же следует признать, что тексты Цветаевой еще по-настоящему не прочитаны.

 Самым излюбленным знаком препинания в творчестве Цветаевой является тире. Тире в пунктуации Цветаевой – самый емкий и смысловой знак, приобретающий в каждом стихотворении свой оттенок, свой внутренний подтекст.

Сама поэтесса в стихотворении "В седину - висок..." пишет о тире следующие строки:

Как на знак тире -

Что на тайный знак -

Брови вздрагивают -

Заподазриваешь?

Можно сказать, что тире стал отличительной особенностью цветаевского стиха.

Данная особенность нас заинтересовала, и мы задались вопросами: «Почему тире является одним из наиболее употребительных знаков препинания в поэтике М. Цветаевой? Какую функцию выполняет тире в поэтике М. Цветаевой?». Именно поэтому мы решили провести собственное мини-исследование.

Актуальность: проблему исследования считаем актуальной, так как, во-первых, это одна из попыток понять творчество уникального поэта, во-вторых, нестандартные, оригинальные формы выражения мысли через пунктуацию способствуют совершенствованию современного русского языка.

Цель работы – доказать многофункциональную роль тире на материале поэзии М. Цветаевой.

Ее решение определялось следующими задачами:

  1. изучить историю возникновения тире и выявить основные функции в русском языке;
  2. определить количественное соотношение употребления тире на материале московского цикла М. Цветаевой;
  3.  раскрыть многофункциональность тире на примере поэтики М. Цветаевой;
  4. обобщить материалы исследования.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков.

Основные методы исследования: метод углубленного чтения, анализ, сопоставление, оформление результатов, обобщение, анкетирование, поисково-исследовательский метод.

Предмет исследования: знак препинания тире.

Объект исследования: поэтический цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве».

Наша работа имеет практическую значимость для людей, интересующихся творчеством Цветаевой, и может быть использована на занятиях по русскому языку, элективных курсах при подготовке к итоговой аттестации.

1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения тире и его основные функции в русском языке

Тире́ (от французского - растягивать) - один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее - «знак мыслеотделительный» (в «Сокращенной русской грамматике» А. Х. Востокова). [3, 39]

Каковы же основные закономерности его употребления?

Тире, прежде всего, означает всевозможные пропуски - пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных предложениях и в предложениях с нулевым сказуемым, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место, например: Солотча - извилистая, неглубокая река (К. Паустовский) - пропуск связки.

Вторая функция тире – смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически, т.е. союзами. Например: Биться в одиночку - жизни не перевернуть (Н. Островский) - первая часть предложения означает условие.

Тире можно назвать и знаком «неожиданности» - смысловой, интонационной, композиционной. Так, с помощью тире обозначается неожиданное присоединение. Например: Она испуганно осмотрелась – никого (В. Распутин).

Тире может выступать и как своеобразный отграничитель. Прежде всего, тире сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи: Например «Ты что?» - спросила она Пашку (В. Шукшин). То же при абзацном расположении реплик диалога: На пороге, прислонившись головой к косяку и обеими руками прижимая к груди концы шерстяного домашнего платка, стояла Ирен.

- Я знала, что это вы.

- Простите, что в такой ранний час...

Петя с трудом перевел дух (В. Катаев).

Наконец, тире способно передавать и эмоциональную сторону речи: динамичность, резкость, быструю смену событий, например: Как говорил один нестарый мой из запаса рядовой знаток и той, что он оставил, и этой жизни, фронтовой: «Воюй - и все твое с тобой».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диапазон употребления тире действительно в русском языке достаточно широк.

  1. Практическая часть

2.1 Результаты исследования. Количественное соотношение употребления тире на примере московского цикла М. Цветаевой

Чтобы доказать, что тире в поэтике М. Цветаевой отводится значительное место, мы проанализировали цикл «Стихи о Москве», включающий 9 стихотворений.

В исследовании приняли участие одноклассники, поделенные на группы. Каждой группе была дано одно стихотворение. Таким образом, ребята посчитали все знаки препинания и, распределив их по видам, свели в таблицу, которую можно увидеть на слайде (Таблица 1):

Таблица 1

№

Цикл «Стихи о Москве»

точка

запятая

восклицательный знак

точка с запятой

вопросительный знак

двоеточие

многоточие

тире

итого

1.

«Облака - вокруг»

4

12

4

0

0

1

0

11

32

2.

«Из рук моих - нерукотворный град»

7

5

0

0

0

0

1

7

20

3.

«Мимо ночных башен»

4

7

5

0

0

0

0

4

20

4.

«Настанет день - печальный, говорят!»

9

19

2

0

1

0

0

10

41

5.

«Над городом, отвергнутым Петром»

4

6

2

0

0

0

0

1

13

6.

«Над синевою подмосковных рощ»

3

9

0

0

0

1

0

4

17

7.

«Семь холмов - как семь колоколов!»

4

10

4

0

0

0

0

4

22

8.

«Москва! - Какой огромный»

7

7

3

0

0

0

0

6

23

9.

«Красною кистью»

5

1

0

0

0

1

0

0

7

 

Итого:

47

76

20

0

1

3

1

47

195

Так, в стихотворении «Облака – вокруг» встречается 4 точки, 12 запятых, 4 восклицательных знака, 1 двоеточие и 11 тире. Всего – 32 знака препинания. Если перевести данные в диаграмму, то наглядно станет видно, что наиболее употребительны такие знаки препинания, как точка – 47, запятая -76, тире – 47. Причем 40 из них являются авторскими. Количественное соотношение употребления тире в цикле стихов представлено в диаграмме. (Диаграмма 1)

Диаграмма 1

Как оказалось, наибольшее количество тире употребляется в стихотворении «Облака – вокруг» - 11, «Настанет день - печальный, говорят!» - 10, «Из рук моих - нерукотворный град» - 7, «Москва! - Какой огромный» - 6. Когда мы обратили внимание на названия стихотворений, то заметили, что в пяти из девяти (а это 55.5 %) также присутствует тире. (Диаграмма 2)

Диаграмма 2

Таким образом, на примере московского цикла мы доказали, что тире является одним из наиболее употребительных знаков препинания в поэтике М. Цветаевой.

2.2 Многофункциональная роль тире в поэтике М. Цветаевой

Второй вопрос нашего исследования: «Какую функцию выполняет тире в поэтике М. Цветаевой и почему именно этому знаку препинания поэтесса отдает предпочтение?»

В поисках ответа на этот вопрос, мы проанализировали стихотворения поэтессы и выявили основные функции тире:

во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти структурно пустые места («Ночь - твой распадов плащ», пропуск связки);

во-вторых, при  бессоюзии тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений - условно- временных и следственно- сравнительных («Настанет миг - я слёз не утаю»);

в-третьих, служит целями создания эмоционально-экспрессивных качеств речи («Беженская мостовая! Гикнуло – и понеслось/ Опрометями колёс», передача динамичности, быстрой смены событий);

в-четвертых, оформляет сложную синтаксическую структуру цветаевского стиха - «ломкого» и «импульсивного», «тяжеловесного» и «громоздкого».

По словам В.В. Виноградова, тире - это «ступеньки», «шаги» к созданию поэтического образа, языковой личности и всего поэтического мира М. Цветаевой.

Тончайшая музыкальность внутренней структуры также свойственна поэтическому языку М. Цветаевой. Ритм - это сама суть, сама душа её поэзии. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!» - так сама М. Цветаева определила мелодию своей поэтической речи, поэтому подчас непросто разобраться в её «преткновения пнях, / Сплошных препинания знаках» (стихотворение «Куст», 1934 г.). Её ритмика - это резкие перебои, паузы, это «как удары сердца»:

Мало - тебе - дня,

Солнечного огня!

- активизация ритма, усиление значений слов – ещё одна из функций тире.

В строках:

Далеко - в ночи - по асфальту - трость,

Двери - настежь - в ночь - под ударом ветра.

-Заходи - уйди! - нежданный гость,

В мой покой пресветлы….

благодаря тире каждое слово произносится отрывисто, весомо, что наполняет речь внушающей, гипнотизирующей интонацией.

В строках:

Июльский ветер мне метёт - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь…

наиболее ярко просматривается музыкальность цветаевского стиха. Последнее слово каждой строки выделено логически и интонационно. Звуковая ровность строки «перебита» паузой, зафиксированной авторским тире. Выделенные слова односложны и имеют в своём составе один гласный «у». Он «пронизывает» концы строк и сцепляет их в единое смысловое и музыкальное целое.

- заместительная функция тире в поэтике Цветаевой заключается в постановке данного знака на месте другого знака, например – запятой.

В строчках:

Други его - не тревожьте его!

Слуги его - не тревожьте его!

мы видим тире вместо запятой, как это положено при обращении. Такая замена подчеркивает эмоциональную насыщенность, взволнованность высказывания. Интонационно такое значение достигается долгой паузой.

О том, что Цветаева пошла дальше, раздвинула привычные рамки функциональности тире, свидетельствуют и научные труды знаменитых исследователей, высказывания которых мы оформили в виде в таблице. (Таблица 2)

Таблица 2

№

Исследователи

Название работы

Функциональная роль тире в поэтике М. Цветаевой

1.

Валгина Н.С.

«Стилистическая роль знаков препинания в поэзии Марины Цветаевой»

Способ воплощения авторского «я». («Цветаева как бы просеивает слова сквозь сито, в котором остаются только крупные зерна»).

2.

Ковтунова И.И.

«Поэтика пунктуации»

Эмфатическая функция. («Перерыв в речи, обозначенный тире, способен прямо передавать задержку дыхания, вызванную сильным аффектом, эмоциональным потрясением»).

3.

Твардовский А.Т.

«Марина Цветаева «Избранное»

Передает ритм дыхания. («Затрудненная, местами как бы пунктирная, где заменой слов являются необыкновенно выразительные тире, стихотворная речь Цветаевой обладает чертами глубокой эмоциональной силы − она, как дыхание, прерывистое, нервное, но живое, а не искусственное»).

4.

Бродский И.А.

«Предисловие. Поэт и проза»

Служит «для прыжков через само собой разумеющееся».

5.

Бальмонт К.Д.

«Цветаева Марина Мать и музыка»

Придают стиху музыкальность. («Ты требуешь от стихов того, что может дать − только музыка!»).

Наблюдения над употреблением тире в художественном тексте, анализ пунктуационной системы Цветаевой помогли нам не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды поэтессы.


Заключение

Таким образом, тире в пунктуации Цветаевой - самый употребительный знак препинания. Выполняет следующие функции: оформляет обобщенно-пояснительные отношения между словами; создает интонационно-ритмический рисунок; актуализирует наиболее важное слово в высказывании; противопоставляет друг другу смысловые части текста; предваряет неожиданный вывод, результат; фиксирует пропуск целого сюжета; соединяет номинации, раскрывающие содержание образа.

В поэтике Цветаевой тире зачастую играет даже большую роль, чем сами слова.

Максимально используя все ресурсы русской пунктуации, а также обогащая ее функциональные возможности, Цветаева тем самым способствовала органичному ее развитию и поступательному совершенствованию русского литературного языка. Сегодня этот знак препинания вытесняет и запятую, и двоеточие. Удивительно, как смогла М. Цветаева почувствовать возможности тире почти век назад!

Значит, наша гипотеза подтвердилась: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков.

Перспективы развития моего проекта - публикация материалов исследования на сайте интернет - проекта для одаренных детей «Алые паруса» с целью обмена опытом и получения квалифицированной оценки своей работы. Публикация работы также позволит познакомить широкую аудиторию с многофункциональностью тире.


Использованная литература

  1. Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966. — N 4.
  2. Валгина Н. С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой // Русская речь, 1978, N 6. - С. 58.
  3. Востоков А.Х. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. Изд.12-е.: / Востоков А.Х. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 246 с.
  4. Лосская В.К. Марина Цветаева в жизни: Воспоминания современников. М.: ПРОЗАиК, 2011. 384 с., ил., 5000 экз., ISBN 978-5-91631-101-3
  5. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. - Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012 г.
  6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009. - 432 с.
  7. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. - Спб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40 с. 
  8. Ступицкая  М.А. Что такое учебный проект? - Москва: Первое сентября, 2010 г.
  9. Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. А. М. Туркова; Примеч. А. А. Саакянц. — М.: Сов. Россия, 1988. — 416 с. (Поэтическая Россия)

Информационные ресурсы

  1. http://orthographia.ru
  2. http://umnik.rikt.ru/informat/Library/excel1.htm


Поделиться:

Сверчок

Крутильный маятник своими руками

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Астрономический календарь. Январь, 2019 год