Творческая работа по краеведению. Работа была представлена на конференции "Моя малая родина: природа, культура, этнос"
Вложение | Размер |
---|---|
staryy_zagan-_moya_malaya_rodina.doc | 61.5 КБ |
Творческая работа ученицы 10 класса Петровой Людмилы
Старый Заган – моя малая Родина.
Дом мой Бурятия – край мой цветущий,
Родные леса и поля,
Живут здесь заганцы – народ всемогущий
На подвиг и труд готовый всегда.
Казачий утёс и далёкое эхо в таёжных распадках,
Речушка Заганка и гордый Халзан,
А рядом в платке из черёмух и яблонь
Родное село моё – Старый Заган.
Петрова Люда
В Мухоршибирском районе есть село, окружённое отлогими сопками, одна из них почти безлесная – это Халзан, другие покрыты тёмными пятнами сосновых перелесков, взятыми в полон таёжной густой чащей и бескрайними Заганской и Сахаринской долинами. Это наше село Старый Заган, на востоке оно граничит с селом Мухоршибирь, на западе – с селом Шаралдай, на севере – Сухаринская долина , на юге – Заганский хребёт.
Село получило название от речушки, несущей свои прозрачные воды с Заганского хребта. Дата возникновения села – 1698 г. Старый Заган имеет интересную, уходящую в глубину веков, историю, богато традициями, в нём живут замечательные люди и каждому односельчанину близко и понятно то чувство любви к своей малой Родине, которое выразил наш местный поэт Н.Г.Поломошнов:
Я люблю эти горы и степи,
За селом голубые леса!
Нет дороже мне места на свете,
Чем заганская наша краса!
Итак, история возникновения Старого Загана уносит нас в далёкий 16 век. В конце 16 века началось освоение русским народом Сибири, которая издавна привлекала их внимание. Сотни, а затем и тысячи людей пошли на восток «навстречу солнцу» - через горные хребты и непролазным болота по дремучим лесам, необозримой тундре, пробираясь сквозь морские льды, преодолевая речные пороги. Неимоверно трудным было в то время продвижение по угрюмым просторам Северной Азии. За камнем (так называли Урал) русских ждала дикая и суровая природа, встречи с дикими, но воинственными народами. Весь путь до Тихого океана был усеян безвестными могилами первопроходцев и первопоселенцев. Не смотря ни на что, русские шли в Сибирь. Они раздвигали все дальше на восток пределы своего Отечества и преображали упорным трудом пустынный и холодный край, налаживали взаимовыгодные связи с его коренным населением.
Известия о богатствах Забайкалья были получены русскими землепроходцами ещё до того, как они вышли к берегам Байкала. Первые русские, проникшие в Сибирь, были казаками – «служило – ратные государевы люди». Их родословные связаны с русскими казаками, поселившимся в 16 веке на юго-восточных окраинах России.
Первыми пришли за Байкал казаки из отряда Петра Бекетова в 1656году.
До прихода русских Забайкалье не было пустым. Перед их появлением по берегам Селенги, Чикоя, Хилка, Нерчи, Тугнуя, Сулхары и их притокам кочевали племена монгольского происхождения. По данным Куломзинской экспедиции 1798 года «инородцы» делились на два племени: тунгусов и бурят. Буряты делились на несколько родов. В 1772 году Забайкалье посетил российский академик И.С.Паллас, составивший карту расселения местных племен. Так, например, по Тугнуйской долине кочевали буряты рода хори, а по берегам реки Сулхара (Сухара) и ее притокам, в том числе Цаган (Заган), жили тунгусы.
Жительница нашего села Елизавета Ивановна Хохлова (1918 года рождения запись сделана Симухиной Е.А. в 1998г) рассказала нам легенду, которую она слышала в детстве : «В давние времена жили на месте деревни тунгусские племена, промышляли они охотой и верили шаману. И стали замечать тунгусы, что появились в лесах удивительные деревца со светлой корой. Их становилось всё больше и больше. Чтобы узнать у духов причину появления этих деревьев, шаман надолго ушёл в тайгу, а вернувшись, объявил соплеменникам, что деревья эти (березы), предвещают приход «белых людей», которые и заселятся здесь. Испугались тунгусы. Многие предавали себя и свои семьи смерти, вырывая ямы и устраивая камнепады. Место это, березовая чаща, теперь называется «кривая-дыроватая»
В этот период, племенные и родовые распри раздирали тунгусские и бурятские племена. К тому же частые набеги монгольских ханов, с целью грабежа бурятских земель, создавали тяжелое положение жителей края.
В этой обстановке появление русских в Восточной Сибири было такой силой, которая была способна создать спокойную, нормальную жизнь внутри и обеспечить надежную охрану от внешних вторжений.
На территории Забайкалья появились Удинское зимовье (1648г.), Баргузинский (1648г.), Нерчинский (1653г.), Селенгинский (1666г.) остроги, которые составили сеть укреплений для борьбы с иноземными вторжениями и служили административными и торговыми пунктами края.
Для Забайкалья таким центром стал Селенгинский острог.
История освоения Забайкалья полна драматических событий. Шла борьба между Россией с одной стороны и Китаем, и Монголией с другой, за овладение Забайкальем и Амуром. 29 августа 1689 года был подписан Нерчинский договор, согласно которому Россия отказывалась от Амура в пользу Китая, а Забайкалье оставляла за собой.
В материалах экспедиции Г.Ф.Миллера в 1732-1742 годах отмечается: «Бассейны рек Хилка и Чикоя в основном были освоены и заселены селенгинскими жителями. А вот и первые упоминания о заселении наших мест: Г.Ф.Миллер пишет об «урочище Мухоршибирь-речке и урочище Цаган(Заган)-речке, где обосновался селенгинский служилый Сафон Баландин и где имелось 6 дворов» (ЦГДА фонд №199, опись №2, дело №481, портфель №7)
В материалах Куломзинской комиссии (выпуск №6, 1898г.), закончившей свою работу в Забайкалье к 1 июня 1898 г., отмечается: «Селение Старозаганское образовано выходцами из Европейской части России 200 лет назад».
Л.М.Шмулевич в своей книге «Очерки истории Западного Забайкалья 17-середины 18 века утверждает, что село Старый Заган основано в 1698году.
Изучением местного фольклора в 1997-1999 годах занимались студенты ВСГАКИ. Проведенные исследования показали, что в селе Старый Заган поют старинные казацкие песни и поют точно по-казацки с характерным ускоренным ритмом и протяжным окончанием строк и куплетов. Наиболее типичными казацкими песнями на селе являются: «Скакал казак через Даурские края», «Конь вороной», «При лужке, лужке», «Осыпаются листья» и другие. У жительницы села Л.Д.Филатовой сохранился костюм ее прабабушки, он оказался похожим на образцы женского казацкого костюма.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что село Старый Заган основано в 1698 году казаками «служилыми» из Селенгинска.
А дело было так. В один из весенних или летних дней 1698 года десятка казаков Селенгинского острога во главе с десятником Сафоном Баландиным, получила задание подыскать место для обустройства пикета для охраны одного из участков восточных рубежей Российского государства. Бесстрашные казаки смело отправились в неизведанный путь.
Пробираясь по берегам рек Селенги, Хилка, Тугнуя, они оказались в долине какой-то речки. От северных ветров долину защищал довольно высокий лысый хребёт. А с юга и с востока на нее наступали вековые горы. Оглядевшись, казаки стали пробираться к подножию облюбованной ими горы, и встретились здесь с местными жителями-представителями одного из тунгусских родов, родоначальника которого звали Тулуй. Это место так и называется Тулуев бугор, а на нем и поныне имеются ямы, указывающие на место жилья тунгусов рода Тулуй. От тунгусов русские впервые услышали название этой местности «Цаган»(Заган). Впоследствии оказалось, слово это означает «сигнал огнём». В прежние времена на скалах Заганского хребта разжигали костры-сигналы, предупреждая о какой-либо опасности: нападения врагов, нашествия других племен и т.д.
Первый казацкий пикет был поставлен у подножия горы Сафоновой, на возвышенности, которая носит название Казачий утёс, у того места, где сейчас проходит автотрасса Улан-Удэ – Бичура и летом располагается «табор пастухов», пасущих скот жителей села Старый Заган. Эта гора названа так в честь основателя села Старый Заган служилого Сафона Баландина. Выбирая место для зимовья, казаки учитывали «удобства местности» не только для наблюдения и обороны, но также для хлебопашества и скотоводства, так как знали, что эти места станут для них не только местом службы, но и второй Родиной. С ним было еще 8 человек, память о которых хранят наши места. Имя Игнатия Завьялова носит гора, расположенная рядом с горой Сафоновой, она называется Игнатьева. В честь двух Екимов названы пади: Витим Большой и Витим Малый. В память об Андрее – Андрюшкин брод. В честь Демида – Демина падь, а Захара – Захарова. Ну а пади Левина и Гринина – в честь Льва и Григория. Старожил села Симухин Матвей Георгиевич (1910 года рождения, запись сделана Симухиной Е.А. в 1998году) рассказал воспоминания своего деда, который слышал в свою очередь от своего деда, что первые казаки-поселенцы были страстными охотниками. Места были вольными, поэтому каждый охотился в своих «облюбованных» падях, ставили там охотничьи землянки, поэтому пади и носят их имена, но один из них, Андрей, больше любил заниматься рыболовством, поэтому у излучины Большой Заганки брод носит его имя.
Вначале казаки служили и жили в одном зимовье. Чтобы прокормиться, на склонах горы Тарбагашки распахивали землю и сеяли рожь. Со временем наши предки стали подкочевывать к простору, к степи. Сначала подошли к подножию горы Тарбагашки, названной из-за большого количества зверьков тарбаганов, водившихся на этой горе. На то, что там жили наши прадеды, указывают воспоминания старожилов. «Еще в 30-е годы 20 в. здесь стояло 2 дома, в которых жили Хохлов Павел Васильевич и Симухин Феоктист Иннокентьевич», - вспоминает Симухина Дарья Сергеевна (1912г. рождения запись сделана Н.Г.Поломошновым в 1998г.).
Первопоселенцы испытывали острую нужду в продовольствии. Они начали употреблять дикие растения: лук, чеснок, сарану, которые заготавливали впрок на зиму. Охотились на лосей, косуль, изюбрей, куропаток, глухарей и т.д. В речке водилась рыба: сомы, чебаки, гальяны. Наши прадеды зимой выделывали шкуры убитых зверей, шили себе одежду, на ноги ичиги. С течением времени казаки обзаводились семьями, беря в жены девушек из местных племен: бурят рода «хори» и тунгусов рода «баргуты». Вот поэтому старозаганцев называют «харануты» и «баргуты». На это указывает и облик потомков первых русских жителей старозаганского селения: невысокий рост, разрез глаз, природные темные кожа и волосы. Чтобы прокормить семьи, казаки стали заниматься огородничеством, осваивая лучшие земли вдоль речки Большая Заганка. Так появилась та часть села, которая до сих пор называется «Деревня». А вот в самой «Деревне» первое жилье было поставлено, скорее всего, при въезде в нее через мост. Живя по соседству с бурятами и тунгусами, которые традиционно разводили овец и лошадей, русские мужики тоже стали разводить этих животных, перенимая опыт по уходу за ними у степных соседей.
В марте 1767г. в 3-х километрах северо-западнее «Деревни» появилось новое поселение, которое основали старообрядцы (семейские). Село, основанное старообрядцами, стали называть Малый, позже Новый Заган, а основанное ранее казаками, Большой Заган, а затем Старый Заган. Суровый климат и природные условия накрепко объединили казаков, все крупные хозяйственные мероприятия, будь то постройка изб, пахота, сенокос, уборка урожая, заготовка дров делались сообща, огромную помощь оказывали вдовам и сиротам – и природа отступила перед трудолюбием и упорством этих людей, но и казаки накрепко полюбили и научились беречь свою новую Родину. За каждым двором был закреплен участок дороги, общественной изгороди, и все были обязаны следить за их состоянием, при необходимости производить ремонт, территория села и за селом, подножия гор всегда содержались в чистоте. Старожилы вспоминают, что их далёкие предки, первые дома «Деревни» строили из сосен, которые рубили и скатывали с подножия горы Халзан, сама же гора всегда была лысой, на вершину Халзана поднимались тунгусы, чтобы совершать обряды приношения духу горы в небольшой березовой роще у огромного камня – валуна, русским казакам подниматься на гору запрещалось, чего они никогда не делали, уважая менталитет местных жителей.
Халзан – сакральное место Старого Загана, с ним связано много легенд и есть несколько версий его названия:
Есть в Загане Халзан.
По Бурятии много их лысых
Гор, доставшимся нам
От событий когда-то здесь бывших,
И Халзан надо мною
Тихо дремля, стоит
Сколько лет под луною
Довелось тебе жить?
Здесь Гэсэр потерял
В битве лучшего друга,
И над ним этот вал
Он воздвиг…
Н.Г.Поломошнов «Халзан»
По мотивам легенд представлена еще одна версия названия горы.
Сказка о Загане
Давно это было. Жил князь Заган с двумя сыновьями Сафроном да Игнатием в заганском селении. А селение было немалое: раскинулось оно у подножия горы Халзан, защищает его Халзан от вьюг да бурь, за Халзаном бор густой да непроходимый, сколько в нём зверья да птицы, даров лесных – не сосчитать. Но состарился князь до времени и задумался крепко о будущем. Поднялся князь на вершину Халзана, где пост сторожевой денно и нощно охраняет его владения, ступил на место заветное, что Седьмым небом прозывается и спросил духа горы: что же дальше будет с его племенем…
Засвистели ветры буйные по распадкам таёжным, отозвались эхом по хребту Заганскому и вторили ему горы-побратимы: Солодка да Каменная, Сафонова да Нестерова, Часовенка да Тарбагашка, глухо отозвались Дулахан да Тулуев бугор, вздохнул Казачьий утёс, гулко отозвался вздох его в пади Грининой, и вот всё стихло…
Припал к земле князь и услышал ответ вещий. Велел ему дух горы передать свои владения лучшему из сыновей. Задумался князь: кто из двух сыновей лучше? И устроил князь-батюшка испытания своим сыновьям.
Весела да бурлива речка Заганка, течёт да позванивает на острых перекатах между Малой и Средней Гривами. Не всякий справится с её течением. Велел князь плыть Сафрону да Игнатию, а кто первый доплывёт до Блюдечка, да захватит талисман заветный - подкову коня Гэсэра-Батора, что из поколения в поколение передаётся народу заганскому, тот и будет владеть селением, тайгою, острогами горными, полями хлебными да Халзаном-хозяином.
Вот стал князь на Блюдечко, в руках держит подкову коня богатырского, с нетерпением победителя дожидается. Глядь: подплывают оба сына. Берутся с двух сторон за подкову и …разогнули талисман заветный. Задумался князь и принял решение: разделил он селение на две части и отдал он их сыновьям во владение. Но не успел князь названия дать селениям, призвал его дух Халзана к себе. Похоронили сыновья отца своего с великими почестями на вершине горы священной в берёзовой роще, на могиле огромный валун поставили, чтоб память отца на века сохранялася. С той поры потомки заганские просят духа князя Загана, чтоб дожди посылал в пору летнюю, чтоб снега по земле расстилал ко времени, чтоб хлеба колосились обильные, чтоб стада паслись богатые. А сыновья князя поделили селение и назвали в честь отца Заганами - Старым да Новым. И правили они сёлами долго - долго, и всё у них ладилось. И по сей день те сёла стоят. А сёлам тем уже за триста лет перевалило. И стоять они будут вечно, пока заганский народ будет жить и трудиться, прошлое своё сохранять да трудностей не бояться.
Петрова Люда
С вершины Халзана открывается прекрасный вид моей малой Родины. Весной село благоухает в облаках белоснежной черемухи.
Хочется особо отметить, что потомки первых поселенцев через века пронесли экологию человеческих отношений. Как и в давние времена, здесь каждый готов помочь односельчанину, не во всяком селе люди так доброжелательны и сплочены, например, если семья вышла метать сено, тут же, не дожидаясь приглашения, спешат соседи и жители других улиц.
Вопросы жизни моего села решаются всем миром, что в лучших традициях казачества, на протяжении ряда лет работает ТОС «Станица». Реальные дела ТОСа говорят о высокой самоорганизации старозаганцев. Потомки казаков, как и их предки, весной и осенью выходят на традиционную уборку улиц, всем миром очищают речку Заганку, следят за чистотой подножий гор и холмов, берегут и поддерживают традиции, пришедшие к нам из далекого 16 века.
Вот такая она, моя малая Родина – село Старый Заган, славная история которого стала возможной благодаря упорному труду наших пращуров, кто более трехсот лет назад пришел в этот суровый сибирский край, сроднился с его природой, научился ее любить и беречь, и завещал как самое дорогое своим потомкам.
Как нарисовать лимон акварелью
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Просто так
Три орешка для Золушки
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?