• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему: «Потерянное детство» (по анализу стихотворения Вероники Михайловны Тушновой «Кукла».)

Опубликовано Миронова Валентина Евгеньевна вкл 16.12.2018 - 20:05
Миронова Валентина Евгеньевна
Автор: 
Юрова Светлана

План работы.

1.Слово о поэтессе  Веронике Михайловне Тушновой. Ее военная биография.

2.История написания стихотворения « Кукла».

3.Идейно-тематическое содержание стихотворения.

4.Средства речевой выразительности.

5.Композиция . Звукопись.

6.Личное впечатление от прочитанного.

7.Актуальность стихотворения в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_kukla.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему: «Потерянное детство»

(по анализу стихотворения Вероники Михайловны Тушновой «Кукла».)

Работу выполнила ученица 8 класса филиала «Пелеговская ОШ» Юрова Светлана 21 февраля 2015 года в рамках проекта «Поэтический мир одного стихотворения».

План работы.

1.Слово о поэтессе  Веронике Михайловне Тушновой. Ее военная биография.

2.История написания стихотворения « Кукла».

3.Идейно-тематическое содержание стихотворения.

4.Средства речевой выразительности.

5.Композиция . Звукопись.

6.Личное впечатление от прочитанного.

7.Актуальность стихотворения в наши дни.

           Тушнова Вероника Михайловна была русской советской поэтессой. Вся её жизнь сопровождалась переездами. Путевые стихи Тушновой, рисующие все наблюдения, размышления и переживания в дороге, органично вплетены в лирические сюжеты стихотворений. Война застала её, когда Веронике Михайловне было примерно тридцать лет. В военные годы она работала врачом-ординатором в московском госпитале и продолжала писать стихи. Одно из её творений – удивительное лирическое стихотворение «Кукла», написанное в 1943 году.

     Тема стихотворения – война. Годы войны – самый тяжёлый период в жизни Вероники Михайловны. Кругом царили жестокость, потеря близких людей и душевная человеческая боль. Война коснулась каждого, не оставляя безучастными даже детей. Возможно, отправляясь в очередную вынужденную поездку, Вероника Михайловна и увидела ту самую картину: маленькую девочку, где-то вблизи железнодорожных путей, плачущую от разлуки со своей любимой игрушкой. Та кукла, которая была очень дорога её сердцу, осталась на железнодорожной платформе мокнуть в жидкой грязи, под  многочисленным  топотом  солдатских сапог. Девочка не могла поверить в разлуку с куклой. Её переполняло чувство огорчения и желание вернуть свою любимую игрушку. Это чувство передается и нам, читателям. Хочется помочь девочке вернуть потерянную куклу, подарить ей хоть минутку счастья.

     Чтобы показать, насколько война была тяжела для народа, автор использует эпитеты: внезапная и жестокая. Так автор называет беду. А еще он ее называет горькой, как бы проводя параллель между горькой бедой, горькими слезами, горькой судьбой. Саму войну Тушнова олицетворяет со злой и беспощадной личностью, которая через любые преграды дотрагивается до людей:

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до неё война.

Использует метафоры для придания особой значимости куклы в жизни девочки:

Это не игрушка, не пустяк, -

Это, может быть, обломок детства

На железных скрещенных путях.

    Инверсии («дотянулась война», «показалась красивой кукла») и градации (кричала – просила – рвалась) также подчёркивают беспокойство солдат, торопившихся в бой, и взрыв  чувств девочки, переживающей за куклу. Этому же способствует и перекрёстная рифма, и звукопись. Большое количество звонких согласных передаёт звуки войны, тревогу за людей, за девочку, потерявшую куклу. Это прием  аллитерации.

    Автор использует кольцевую композицию. Первая и последняя строфа заканчиваются словами:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Только в первом случае – это безделица, пустяк, а в конце стихотворения – это не игрушка, не пустяк. Это отрицание заставляет нас сконцентрировать внимание на идейном содержании стихотворения: потерянная на железнодорожных путях кукла – это обломок детства, потерянное детство.

     Я думаю, что любая война оставляет неизгладимый след в сердцах людей, а в сердцах детей – особенно, она приносит только грустные воспоминания и большие потери. Так, потеря любимой куклы была для девочки крайне тяжела. Возможно, эта игрушка являлась для неё другом на протяжении всего детства, и вдруг её больше нет, для неё она умерла, хотя ей в это не верилось. Так же происходит на фронте. Люди вместе воюют, защищают свою Родину, а потом совершенно внезапно кого-то забирают небеса. И уже ничего не изменить, так захотела распорядиться судьба ,и виной всему тому – война.

     На данный момент жизни я считаю это стихотворение актуальным: в мире сейчас много несправедливости, жестокости и непонимания. Люди стали менее человечными, они не ценят или не хотят ценить мир. Для многих из них война – это способ решения любых вопросов. Семьи и дети, а также природа для них уходят на второй план. Поэтому и актуально стихотворение «Кукла» сейчас. Оно тревожит людские души, заставляет задуматься о будущем своих детей.  

Литература:

1.Антология « Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». Москва, «Советская Россия»,1990 год.

2.Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва, «Педагогика»,1997 год.

3.С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. Москва, « Просвещение», 1989 год.

4.htths//ru/ wikepedia/org /wiki/ Тушнова Вероника Михайловна.

5.www. stihi – rus. ru /1 / Tushnova/

Исследовательская работа на тему: «…Чтоб все это видеть смогли».

Анализ стихотворения  поэта-фронтовика Сергея  Васильевича Смирнова

 «Шиповник».

Работа выполнена ученицей 8 класса Пелеговской ОШ Лопатниковой Татьяной 18 февраля 2015 года в рамках проекта «Поэтический мир одного стихотворения».

Цели работы:

1.Познакомиться с биографией ранее мне неизвестного поэта С.Смирнова, его творчеством.

2.Определить место стихотворения « Шиповник» среди его стихотворений.

3.Проанализировать идейно-художественное содержание стихотворения.

4.Сделать выводы о его актуальности в наши дни.

5.Подготовить иллюстративный материал к стихотворению в форме презентации.

План работы.

1.Поэт-фронтовик Сергей Васильевич Смирнов. История создания стихотворения « Шиповник».

2.Жанровое своеобразие.

3.Тема и идея стихотворения.

4.Поэтическая лексика.

5.Звукопись.

6.Оценка стихотворения. Вывод.

      Стихотворение «Шиповник» написано Сергеем Васильевичем Смирновым на фронте,  в 1945году. В годы Великой Отечественной Войны он был гвардии красноармейцем  музыкантского взвода 8-й гвардейской Панфиловской  дивизии. Лирика поэта характеризуется мужеством и оптимизмом, проникнута чувством долга и патриотизма. Стихотворение входит в антологии, такие как «Шёл солдат дорогою побед» 1985 года, «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых после военных лет» 1990года.

     Это лирическое стихотворение, вселяющее веру в победу, надежду на лучшее.

      В нем описывается всего один военный эпизод:

У пыльной военной дороги

Мы сделали краткий привал.

Горели усталые ноги.

В кустах соловей бушевал.

Мы сердцем ему подпевали

В минуту блаженную ту.

И я увидал на привале

Шиповник – в росе и цвету.

  Остановившиеся на привале бойцы увидели в блаженную ту минуту шиповник в росе и цвету, который всему вопреки поднялся с земли , зацвёл, «чтоб все это видеть могли..» Поднялся назло врагу, назло войне, на радость людям.

      Через всё стихотворение проходит мысль о том, что нельзя погубить всё живое, жизнь вечна, так же, как и красота, приносящая людям радость, вселяющая веру в лучшее, спасающая мир и  человеческие души.

      «Мы сердцем ему подпевали

        В минуту блаженную ту», - говорится в стихотворении о шиповнике. И не случайно автор эту минуту называет блаженной. Этим эпитетом он подчёркивает сердечную радость солдат,  хотя бы на миг, которую дарит им расцветший шиповник, отдых от военных тягот и невзгод.

«Когда мне действительно тяжко

В недоброй чужой стороне,

Когда прилипает рубашка

К усталым плечам и спине, -

 За дымом,

За пылью летучей,

За далью, во всю широту

Я вижу

Упрямый, колючий

Шиповник в росе и цвету!»

     Эпитеты (беспощадная сила, упрямый шиповник, блаженная минута, летучая пыль и другие), метафоры («горели усталые ноги», «соловей бушевал») делают стихотворение выразительным, красивым, запоминающимся. Они выражают настроение поэта, его чувства, помогают обрисовать  ситуацию, вызывающую эти переживания.  Есть в стихотворении и сравнение («словно назло этой силе»). Оно служит также выражению идеи стихотворения:  жизнь вечна, природа вечна, красота вечна…Никакая сила не сможет выстоять против жизни.

     Звукопись стихотворения, его композиция тоже необычны. Всего несколько раз повторяется резкий звонкий звук «б», фактически отсутствует рубящий и режущий «р». Настойчиво он звучит только в словах «упрямый» и «роса», как бы выражая тягу шиповника к жизни в его упрямстве и его особенную красоту в росе. Глухие «щ», «ш» и «ц» (шиповник, цвет, зацвел, ) передают картину умиротворения, тишины, когда у человека спокойно на душе, когда его покидает тревога, когда он обретает веру и надежду. Прием, когда согласные служат выражению авторской мысли, называют аллитерацией.  И кольцевая композиция служит этой же цели. В начале и в конце стихотворения мы видим шиповник «в росе и цвету», причем во всю широту - «за пылью летучей, за далью», предчувствуя конец войны.

    Поэтому в стихотворении «Шиповник»  особая трактовка темы войны. Мы не видим боя, не слышим разрывов снарядов. А радуемся тому, что оживает израненная природа. И вместе с этим верим в лучшее.

Литература и интернетресурсы:

1.Антология «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». Москва, «Советская Россия», 1990 г.

2.Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва, «Педагогика»,1997 г.

3. С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев. Литература: Справочные материалы. Книга для учащихся. Москва, «Просвещение»,1989 г.

4.https/ru.wikepedia.org./wiki/ Смирнов Сергей Васильевич.

5.poezosfera.ru/ tag/ sergej – smirnov.

   

   


Поделиться:

Свадьба в Малиновке

Тигрёнок на подсолнухе

Рисуем тыкву

Как нарисовать лимон акварелью

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году