• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект Сказочный алфавит

Опубликовано Шмелева Татьяна Викторовна вкл 07.01.2019 - 12:57
Шмелева Татьяна Викторовна
Автор: 
Спиренков Иван, 1 класс

Проект выполнил ученик 1 класса Спиренков Иван.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Актуальность темы: для «Моей Азбуки» я выбрал тему «Сказочные герои», потому что я люб-лю читать сказки. Сказки полезны для разв531.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Новосельское

Аркадакского района Саратовской области

Проект

Сказочный алфавит

Автор работы:

Спиренков Иван, 1 класс                                                

                                               

Руководитель:

Шмелева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

                                       

 

2017-2018 учебный год

ВВЕДЕНИЕ

Цель проекта

Задачи проекта

Гипотеза

Актуальность темы

Этапы работы

3

РАЗДЕЛ 1. История создания алфавита.

4

РАЗДЕЛ 2. Какая бывает азбука?

4-5

РАЗДЕЛ 3. Можно ли создать азбуку?

5

РАЗДЕЛ 4. Сказочный алфавит.

5-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

ЛИТЕРАТУРА

11

ПРИЛОЖЕНИЕ

12-13

Содержание

Введение

В этом году я пошел в первый класс. Первой учебной книгой для меня стала книга «Букварь». На страницах букваря много иллюстраций из сказок. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. И именно сказки нас учат отличать добро от зла, помогают быть мудрее в нашей жизни.

На уроках литературного чтения  и русского языка мы много говорили об алфавите. Я задумался о том, чтобы быть полноценным членом современного общества, нужно научиться читать и писать, а обучение этому начинается именно с алфавита. Но как бы мы могли писать,   читать не зная  букв алфавита? Знание алфавита очень важно для нас, хотя бы для общего развития.

Перед началом работы над проектом я узнал:  
- Почему алфавит назвали алфавитом?
- Сможем ли мы обойтись без знания алфавита?
- Как с интересом изучить алфавит?
        Так возникла идея создания своего сказочного алфавита в виде презентации.

Цель проекта: Создать «Азбуку сказочных героев», которую будет интересно изучать.

Задачи проекта:

  1. Подобрать названия сказочных героев по алфавиту на все буквы по выбранной теме.
  2. Подобрать иллюстрации к словам.
  3. Собрать информацию по каждому герою.
  4. Оформить «Мою Азбуку» в виде презентации.
  5. Представить полученный результат своим одноклассникам.
  6. Узнать, как с интересом изучать алфавит?

Гипотеза: Алфавит можно изучать играя.

Актуальность темы: для «Моей Азбуки» я выбрал тему «Сказочные герои», потому что я люблю читать сказки. Сказки полезны для развития детей, т.к. учат быть смелыми, добрыми, находчивыми, внимательными и сострадательными.

На буквы ы, ъ, ь, в русском языке слов нет, а на букву й, очень мало, поэтому мы решили использовать слова, в которых есть буквы: ъ, ь, ы, й.
Проект посвящен глубокому изучению темы: «Мой сказочный алфавит».
Перед вами не просто история про буквы, перед вами – целая волшебная страна, где буквы – не что-то строгое и неживое. Нет! Они все живые и очень приближены к нам, людям. Они так же живут в своих квартирах многоэтажного дома – Алфавита.
И с ними так же, как и с ребятами, происходят удивительные приключения. Они любят друг друга, ссорятся, мирятся.


Этапы работы над проектом 
I этап - мотивационный
II этап – Подготовительный
Определил цели проекта, задачи и план действий
III этап –информационный
Сбор материала, работа с литературой
IV этап –рефлексивно –оценочный
Защита проекта. Презентация проекта «Мой сказочный алфавит».

РАЗДЕЛ 1. История создания алфавита.

Работая по учебнику «Букварь», я обратил внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решил выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?

В школьном словарике Т.В. Шклярова  «Толково-этимологический словарь» я узнал, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а  называлась «аз», б – «буки». Так  образовалось новое русское слово «азбука». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь я знаю, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

         Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.

Около 863 года Кирилл и Мефодий по приказу византийского Императора Михаила 3 упорядочили письменность для славянского языка. Потом много раз алфавит переписывался. В результате нынешний русский алфавит состоит из 33 букв. В древние времена, если человека звали Быстрый олень, то рисовали оленя. Все ясно и понятно. А вот как, скажите, изобразить имя Оля? На что оно похоже? Да ни на что. Так что без букв здесь не обойтись. Это и заставило к сотням иероглифов, которые обозначали целые слова прибавить буквы. И позже рисунок стал обозначать не только слово, но и букву. Часто записывали какое-нибудь слово буквами и рядом изображали это же слово картинкой.

А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека. (Приложение 1)

        Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном  порядке.

РАЗДЕЛ 2. Какая бывает азбука?

Я знаю, что азбука – это книга, в которой описаны полезные вещи, помогающие нам познать окружающий мир. Мне стало интересно, какая бывает азбука.

         На уроках мы изучаем звуки, буквы, правила русского языка. Таким образом мы познакомились с русской азбукой. (Приложение 2)

         На классных часах Татьяна Викторовна рассказывала нам о правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках. Я думаю, что, в этом случае нам не обойтись без дорожной азбуки. (Приложение 3)

         Я знаю, что бывает  азбука иностранных языков. Многие мои друзья уже начали изучать немецкий алфавит. (Приложение 4)

Из источников Интернет я  узнал, что с помощью семафорной азбуки можно передать различную информацию например: «Человек за бортом", "Требуется помощь" и т.д. Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Используется на флоте. Передача информации производится сигнальщиками с помощью флажков. (Приложение 5)

 Шрифт Брайля  (азбука слепых). (Приложение 6)

Шрифт Брайля — шрифт для слепых, читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Автор Луи Брайль. Используется слепыми для чтения. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом.

Азбука Морзе. (Приложение 7)

Азбука Морзе (телеграфная азбука) – создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких  сигналов («тире» и «точек»).

Дактильная азбука (азбука для глухонемых). (Приложение 8)

Жестовая речь не слышащих. Её разработали испанские философы и монахи.  Каждая комбинация положений пальцев кисти и направление их движения соответствуют определённой букве алфавита.  Используется как заменитель устной речи для общения и как средство обучения глухих. В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите — 33.

Теперь я знаю, что бывает азбука русского языка и иностранных языков, азбука Морзе,  дорожная, семафорная, азбука слепых, азбука для глухонемых. Я пришел к выводу, что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.  

РАЗДЕЛ 3. Можно ли создать азбуку.

 На страницах букваря много иллюстраций из сказок. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. И именно сказки нас учат отличать добро от зла, помогают быть мудрее в нашей жизни. Я очень люблю читать сказки. На уроках обучения грамоте во время работы по теме «Алфавит» я решил создать свою азбуку – «Сказочный алфавит».

РАЗДЕЛ 4. Сказочный алфавит.

А

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит)

Айболит-зверюшек друг.

Это знают все вокруг

Лечит он микстурой и уколом

Ну а главное, хорошим словом.

Кто хотел помешать, доктору Айболиту лечить зверей?

                                                                           

Б

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Кто же это?...(Буратино)

Буратино из полена

Папа Карло смастерил.

Он, как настоящий школьник,

Буквы в азбуке учил.

Назови друзей Буратино?

В

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачек.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник – медвежонок…(Винни-пух)

Винни-Пух поёт фыпчалку

И ворчалку, и кричалку.

Рядом бегает дружок,

Верный, добрый Пятачок.

Расскажи любой стишок Винни-Пуха?

Д

Девочка спит и пока не знает,

Что ее в сказке ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот.

Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка?(Дюймовочка)

Дюймовочка-крошка, царица цветов.

Ей ласточка сверху, над крышей домов

Воскликнет: «Ты милая, как хороша, добрейшая, сказочная душа!»

Расскажи, откуда появилась Дюймовочка?

Г

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.(Гуси лебеди)

Гуси-лебеди над озером летят,

И Иванушку поймать они хотят,

Но Алёнушка-сестрица не даёт,

Зорко-зорко она братца стережёт.

Кто помогал Аленушки спасаться от гусей

Е

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.(Ёлка)

Елка новогодняя из лесу пришла,

Много, много радости детишкам принесла.

Кто под Новый Год приносит подарки?

Ж

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днём.

(Жар-птица).

Жар-птицы золотое перо

Сулит богатство и удачу

Тем, кто смелый, кто герой,

Приносит счастье оно в придачу!

Как называется сказка?

Как перо Жар-птицы помогло Ивану?

З

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

Золушка – бедняжка рано так встаёт,

В комнатах и в кухне сразу приберёт,

Все обиды, горести стойко переждёт.

В конце сказки только счастье её ждёт

Из чего была карета Золушки?

И

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете.

Одного напомню я – это богатырь (Илья)

Илья Муромец – наш храбрый богатырь.

Соловья-разбойника он славно победил

Служил он верно князю Владимиру,

Прославился своей богатырскою силой.

Каких ещё былинных богатырей земли русской ты знаешь?

К

Из муки он был печен,

На окошке был стужен.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок)

Колоб по дорожке бежит

Его голос от страха дрожит.

Впереди ждёт хитрюга лиса,

Не спасут Колобка чудеса.

С кем встречался Колобок?

Л

По тарелке носом.

Колотил да колотил

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Журавль)

Лиса и Журавль - большие друзья

Друг друга на пир зовут кумовья.

Домой вернулись не солоно хлебавши

С тех пор они дружить перестали.

Почему перестали дружить Лиса и Журавль?

М

Тогда он сжалился над ней,

Призвал лихих своих коней.

И с подарками повозка

Помчалась в сказке той… (Морозко)

Морозко в сказке строгий дед

Морозит всех, кто худо одет.

Девицам дарит шубы тёплые

За поступки добрые и умные.

Кого наказал Морозко? За что

Н

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш… (Незнайка)

Незнайка ничего не знает,

Но хочет умным быть, поверь!

Как только азбуку познает –

Откроет в страну знаний дверь.

Назови друзей Незнайки, жителей Солнечного города?

О

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик...(Оловянный)

Стойкий маленький солдатик,
Он стоит, как акробатик,
На единственной ноге
В оловянном сапоге.
Стойкий, маленький, прямой,
Всё снесёт он, как герой.
От судьбы не убежит,
В жарком пламени сгорит.

В кого был влюблен оловянный солдатик?

П

Он улыбчивый, задорный.

Колпачек на нем узорный.

А рубашка то в горох,

Он смешит честной народ. (Петрушка)

Он плясун, он певун, 
Он веселый говорун. 
Он забавная игрушка, 
А зовут его – петрушка

 Петрушка - это весёлый сказочный персонаж, шут. 

Р

Сидит длинноволосая девица

В своей просторной светлице,

по земле не ходит,

А под водой пляски заводит,

Да чешуйчатым хвостом волны наводит. (Русалочка)

Русалочка грустная сказка:

Морская пучина сильна,

Так хочет на землю Русалка,

Но держит морская волна…

Что отдала Русалочка ведьме взамен ног?

С

Вспомните, то говорил в какой сказке следующие слова:

Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной,

Как лист перед травой. (Сивка-бурка в сказке Иван дурак)

Сивка-бурка, вещий каурка,

Бежит, бежит,

Только земля дрожит.

Служит он Ивану дураку.

Счастье ждет, будь, Ваня на чеку!

Какие заветные слова говорил Иванушка дурачок, чтобы появился волшебный конь?

Т

Хрю-хрю-хрю — каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)

Волк свалился в кипяток,
Обварился. Со всех ног
Убежал и скрылся прочь,
Страх не в силах превозмочь.

 С этих пор живут три брата –
Непоседы поросята.
Вместе бегают, резвятся,
Никого уж не боятся.

Как звали братцев поросят?

У

Друг деревянных Солдатов? (Урфин Джюс)

Урфин Джюс был великий волшебник,

Повелитель Страны Жевунов.

Только Элли Тотошка помощник.

Их друзья победили врагов.

Назови друзей девочки Элли и Тотошки?

Ф

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет...(Фея)

Я скажу вам по секрету,
Ребятишки-солнышки:
Я из тыковки карету
Сделала для Золушки
Я же сказочная Фея -
Чудеса творить умею!

Что подарила Фея своей крестнице?

Х

 Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили:

 она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает.

 Были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. (Крошечка- Хаврошечка)

Крошечка была пригожей,
Зависть мучила людей,
Звали девочку Хаврошей,
Много зла питали к ней.

Друг и помошник Крошечки Хаврошечки?

Ц

Захотел Кощей жениться

На красавице-девице.

Не дала она согласие

И случилось с ней несчастье,

И теперь сидит в болоте

Не в шелках и не в почёте…

Кто узнал ту пучеглазку,

Отгадал, конечно, сказку....(Царевна лягушка)

Однажды к лягушке из сказки стрела

Нечаянно вдруг прилетела.

Лягушка в грязи свою жизнь прожила,

О Царстве и думать не смела.

Царевич пришёл за стрелой, поглядел,

Увидел лягушку и ахнул...

Но батьке Царю отказать не посмел:

Что делать, ведь лук так бабахнул.

Какое имя было у царевны лягушки?

Ч

Чтобы все мечты сбывались

И желанья исполнялись,

Ванечке пришла идея

Стать великим …(Чародеем)
Я сильнее ветра дую,
Громче грома топочу!
Я любого заколдую –
Превращу во что хочу!
Но припас для вас сегодня
Я подарок новогодний –
То, чего на свете нет:
Дождь из блесток и конфет!
Потому что всех детей
Любит этот чародей!

Ш

 Девочка хорошая по лесу идет,

не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз —

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь? (КРАСНАЯ ШАПОЧКА)

В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.

Кто спас Красную шапочку и ее бабушку от волка?

Щ

Среди орехов горкой,

От ярких отблесков свечей,

Сверкала броско мишура

На ветках ёлки колкой.

На фоне гномов и шаров

Висел один «везунчик».

Весь деревянный из себя,

С открытым ртом…(Щелкунчик)

Я - Щелкунчик. Знает каждый:
Я в беду попал однажды.
Но спасли меня отвага,
Верные друзья и шпага.

Кто был врагом щелкунчика?  

Ы,Ъ,Ь

Мылу на замену

Взбили пышно пену.

Как подули — посмотри:

Полетели... (Пузыри)

У любого ты спроси:

 «Что носили на Руси? »

— Из коры плели галошки,

Обували их на ножки.

(Лапти)

Колос к солнышку несла.

Летом в полюшке росла—

А как только пожелтела,

Ей нашлось другое дело.
(Солома)

Э

Мир, в который перенеслись ласточка и её маленькая пассажирка, –

праздник тепла, света и красоты.

 Там Дюймовочка встречает свою судьбу – короля эльфов.

Я Эльф – лесной волшебный житель.

И мало из людей кто видел

Мою уютную обитель.

Ночами любим мы летать,

Когда расправлена кровать

И все вокруг ложатся спать.

Все эльфы любят танцевать.

Под колдовскую нашу пляску

Никто не сможет устоять.

Ещё мы удивительно поём

И слушаем мы музыку лесов.

И радость слушающим мы даём.

Поём на множество мы голосов.

Вместе с вами словно в сказке

Я готов кружиться в пляске!

Как звали жену прекрасного принца эльфов?

Ю

Подъезжая к окияну.

Говорит конек Ивану:

Ну Иванушка смотри,

Вот минутки через три

Мы приедем на поляну-

Прямо к морю-окияну

Поперек его лежит

Чудо- Юдо рыба-кит.

Что в сказке Конек горбунок обещал достать Ивану чудо-юдо рыба-кит?

Я

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках. (БАБА ЯГА)

Баба- Яга ,нос крючком,

Охраняет котик дом.

В ступе мчится, гром гремит.

Заклинанья говорит.

На чем передвигалась Баба-Яга?

Вот и весь Алфавит, друзья, вспомнили мы сказки.

Угадали, молодцы, сами без подсказки.

Заключение

Работая над проектом, я совершил увлекательное путешествие в мир сказок. Узнал историю создания азбуки, выучил алфавит. Изучил литературные и электронные источники.

Я считаю, что данная работа помогает прочному и осознанному запоминанию букв, вызывает живой интерес к обучению. В работе над проектом я научился самостоятельно искать информацию, научился высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

Ответив на проблемные вопросы, подвел итог своей работы:

Если не будем знать алфавит, то не сможем:

-читать и писать;

-находить нужную книгу в библиотеке;

-пользоваться словарем, энциклопедией, каталогами.

Моя гипотеза подтвердилась: чтобы быстрее выучить алфавит, нужно:

-учить стихи  на нужную букву,

-отгадывать загадки. Алфавит можно изучать играя.

Проект способствовал формированию положительных мотивов обучения. Данные материалы можно использовать в работе по обучению грамоте и письму.

Вывод: в ходе проделанной работы я узнал историю создания азбуки, выучил алфавит, создал сказочную азбуку.

Список использованных источников и литературы 

  1. В. Степанов «Азбука в стихах»
  2. [Электронный ресурс]. yandex.ru/images/search
  3. [Электронный ресурс]. https://yandex.ru/images/search?text
  4. [Электронный ресурс]. https://otvet.imgsmail.ru/download/u_90dd143177e9d265168a5628ddb703e7_800.png
  5. [Электронный ресурс]. http://images.myshared.ru/17/1107793/slide_7.jpg
  6. [Электронный ресурс]. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/042f/00043666-c65eda82/1/640/img16.jpg
  7. [Электронный ресурс]. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7b8f12439ee90e20b6b88d6ee98bbda8&n=13
  8. [Электронный ресурс]. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0031/0004a798-3240eb89/2/img1.jpg
  9. [Электронный ресурс]. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=dcb39444c5e5c482ae8faa817da5e094&n=13
  10. [Электронный ресурс]. https://kartaslov.ru/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.                                                                                   Приложение 2.H:\ПРОЕКТЫ\Спиренков Иван 1\АЗБУКА.jpg

Приложение 3.                                                                 Приложение 4.

                                                           H:\ПРОЕКТЫ\Спиренков Иван 1\ДОРОЖНАЯ АЗБУКА.jpgH:\ПРОЕКТЫ\Спиренков Иван 1\ИНОСТР.jpg

 

Приложение 5.                                                                        Приложение 6.H:\ПРОЕКТЫ\Спиренков Иван 1\СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА.jpg

H:\ПРОЕКТЫ\Спиренков Иван 1\алфавит брайля.jpg

Приложение 7.                                                                          Приложение 8.

H:\ПРОЕКТЫ\Спиренков Иван 1\ДАКТИЛЬНАЯ АЗБУКА.jpg

H:\ПРОЕКТЫ\Спиренков Иван 1\АЗБУКА МОРЗЕ.png

                                                                                         

                                                                                   


Поделиться:

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Простые новогодние шары из бумаги

Самый богатый воробей на свете

Неньютоновская жидкость

Лупленый бочок