• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Басни во все времена

Опубликовано Телегина Анна Владимировна вкл 15.01.2019 - 15:55
Телегина Анна Владимировна
Автор: 
Орлянский Вадим Владимирович

Исследовательская работа ученика может быть использована на уроке литературы в 5-6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_orlyanskiy.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация «Литературоведение»

доклад

Басни во все времена

Орлянский Вадим Владимирович

05.08.2007г., 11лет

356530г.Светлоград, ул.Красная,55_8-909-753-96-20

1 возрастная группа: 10 - 13 лет;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1

5 «Б» класс

356530 г.Светлоград Петровский городской округ, ул.Комсомольская,16_____(86547)4-05-34 gim1-svetlograd@yandex.ru

Телегина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы – педагог - руководитель

Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов. В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Я выбрал эту тему для своего исследования, потому что хотел больше узнать об этом жанре литературы, а также  выяснить – почему басня является своеобразным «учебником жизни» для многих поколений. В исследовательской работе  «Басни во все времена» узнаем, что такое басня, откуда этот жанр пришел. Басня как жанр литературы имеет очень большое значение, так как  это небольшое изложение в стихах, которое учит людей не совершать глупостей, как это делают герои басни. В начале или в конце произведения всегда присутствует мораль.

План:

  1. Вступление (Цель исследования, задачи, актуальность, методы исследования).
  2. Басня. История басни и происхождение. 
  3. Великие баснописцы и их басни.
  4. И.А.Крылов – великий баснописец.
  5. Герои басен И.А.Крылова.
  6. Язык басен И.А. Крылова.
  7. Басни в современном мире.
  8. Вывод.
  9. Список литературы.

Цель исследовательской работы:

- Узнать, как развивался литературный жанр басни с древних времен до наших дней;

- получить навык исследовательской работы;

-развивать умение работать с разными источниками информации;

-воспитывать положительные черты характера на примере изучения басен.

Задачи исследования:

- Узнать, что такое басня;

-обобщить материал по теме исследования.

Актуальность выбранной темы:

Известно, что басня высмеивать человеческие пороки. Данный жанр литературы остается актуальным благодаря своим функциям. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. В школе мы знакомимся с историей развития жанра басни, с баснями Крылова. Поэтому тема данного исследования, по нашему мнению, является интересной и актуальной.

Методы исследования: поисковый, наблюдение, сравнение, обобщение.

Каждый человек в своей жизни наверняка читал басни. Так что же такое басня? Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.

Басня – 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2. обычно мн. Вымысел, выдумка.

Басня изображает героев и события, используя олицетворение: действующими лицами выступают не только люди, но и животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, вещи.

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Мораль басни  - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира.

Жан де Лафонтен - знаменитый французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора. В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, проявили себя следующие авторы-баснописцы:

- Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Его называли «русским Лафонтеном».

- Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.

Но самыми известными стали басни Хемницера и И.А.Крылова.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье бедного армейского капитана. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро. Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.

Героями басен И.А.Крылова чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее.

Басни И.А.Крылова глубоко национальны по форме и содержанию. Их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности. Сюжет крыловской басни облекается в форму короткой сценки, передающей живость, многообразие разговорной речи. Они охватывают широкий круг тем, продиктованных самой жизнью России, современной автору. В языковых средствах, образах баснописец идёт от фольклора, но при этом благодаря своей афористической точности, меткости, простоте многие строки его басен органично вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили отдельной жизнью.Басни И.А.Крылова учат нас быть честными, справедливыми и добрыми. Учась на ошибках персонажей басен, мы пытаемся в будущем не допускать их и не попадаться на уловки и обманы нечестных и лживых людей. 

Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы. XX век дал новые имена баснописцев: Николай Эрдман, Даниил Хармс, Сергей Михалков. В XXI веке мы почти не находим басен в их классическом виде. Римма Алдонина пишет много детских стихотворений в форме басни. Совершенно иной стиль у басен Николая Самойлова. Поэт в своих баснях поднимает острые вопросы: власть и народ, чинопочитание, коррупция, бюрократия и другие.

В ходе моего исследования мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре,  узнали имена самых известных баснописцев во все времена.

Использованная литература:

1.Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература,

2.Ссылки:  http://ru.wikipedia.ord/;  http://krilov.ru/;  http://www.ezop.su/;  http://www.jandelafonten.ru/.

3. Словарь русского языка – С. И. Ожегов


Поделиться:

5 зимних аудиосказок

Заповеди детства и юности

В поисках капитана Гранта

Свадьба в Малиновке

Волшебная фортепианная музыка