• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Воспитание девочек в казачьих семьях

Опубликовано Гачегова Татьяна Алексеевна вкл 19.01.2019 - 19:41
Автор: 
Викентьева Кристина

Реферат был подготовлен дл районной научно-практической конференции. Цель работы:раскрытие основных принципов семейного воспитания девочек в казачьих семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание девочек в казачьих семьях. Реферат22.35 КБ
Файл Воспитание девочек в казачьих семьях. Презентация443.33 КБ

Предварительный просмотр:

                           Работу выполнила: Викентьева Кристина, ученица 7 класса

                                 Руководитель: Гачегова Татьяна Алексеевна, учитель русского      

                                      языка и литературы

Воспитание девочек в казачьих семьях

        В конце  XX – начале  XXI  века  возрос интерес к духовной культуре нации.  Люди хотят глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей, потому что настоящее тесно связано с прошлым.

      Целью работы является раскрытие основных принципов семейного воспитания  девочек в казачьих семьях.  

      Задачи:

  1. рассмотреть роль семьи в воспитании девочек;
  2. показать, как совершалась передача культурных ценностей из поколения в поколение.  

        Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство, до пяти лет,  когда ребенок быстро развивается физически, умственно и нравственно. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старины.  

          Казачья семья  являлась основой для формирования подрастающего поколения.  Глава в семье - самый опытный и старый казак. Слушать его и почитать - первая заповедь.

           Доброжелательное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи.

             Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость.          Родители внушали детям: будьте милосердны.          Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в селе.

          У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать.        Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина.

         Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная.

Воспитание казачек

          Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью.  При  известии  о  ее  рождении не  грохотали выстрелы.

  Считалось, что если родился сын – в семье у казака праздник, к богатству; родилась дочь – к бедности. У казаков считалось, что растить дочь – это растить 20 лет работника в чужой курень, «дочерь кормить для людей, а сына кормить для себя».

  Тем не менее, появление на свет дочери  не проходило не замеченным. В честь рождения девочки отец или дед сажал иву. Дерево росло вместе с той, в честь которой было посажено на родимом подворье. Отныне оно как бы опекало новоявленную казачку.

 Особую роль в воспитании в любом обществе и в любые времена играют обычаи и традиции предков. Обряды и обычаи, которыми была окружена жизнь девочки, — домашние, семейные. Девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и честно заработанный достаток.  

В казачьей среде были даже так называемые «женские обычаи». Так, например,  при рождении «смывание с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку.

  • А в это время поедание «отцовской каши»: отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, должен был съесть, не поморщившись специально приготовленную кашу: горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».

 Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. От самого рождения  старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Волновались и молились о ее счастье.

Воспитанием девочки занималась бабушка. Бабушка готовила внучку к жизни, когда она ещё, как говорится, лежала поперек люльки. И первое, чему учила бабушка - молиться. Трудовая жизнь девочки начиналась рано. Труд из осознанной необходимости быстро превращался в нечто приятное и естественное, и поэтому не замечаемое. Тяжесть труда наращивалась с годами постепенно.

  • С 3-5 лет девочки начинали нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя — годовалого. С 5 лет некоторых отдавали  в «няньки» людям.
  • В 4 года девочку учили собирать фрукты, давать корм домашней птице.
  • В 5 лет приобретала навыки рукоделия: шить, вязать.
  • В 7 лет работала в саду и огороде самостоятельно, убирала подворье.
  • С 10-12 лет девочки наравне со взрослыми выполняли домашнюю и полевую работу: гребли сено, вязали снопы, доили коров, готовили пищу.

Посильный для девочки труд чередовался с играми, полезное с приятным срасталось незаметно и прочно. Первоначальные навыки шитья, вязания, вышивания укреплялись и развивались в девичьих играх с куклами.  Кукол в то время не было. Их шили сами из тряпок.  

Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Старший: дед или бабушка - в семье был божеством. Его командное, повелевающее слово и даже наказание никогда не подвергались сомнению. Почтение и послушание к старшим всегда составляло у казаков главнейшую часть нравственного воспитания; не было примера неповиновения родителям. В казачьей среде девочке уже с раннего детства прививалась нетерпимость ко всякому рода шалостям и непослушанию.

Девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и достаток, честно заработанный. Росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено все её воспитание.

Когда девочка становилась девушкой, дед дарил ей серебряное колечко.  С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь заканчивалась сватовством.

Казак ­ юноша, которому приглянулась девушка, вместе с отцом и с крёстным приходил в дом будущей невесты «чайку попить». Но в момент «знакомства» ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось ни слова. Казак как бы  невзначай клал на стол фуражку или папаху донышком вниз. Если девушка переворачивала  головной убор, можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку, о сватовстве не могло быть и речи.

В условиях приграничной жизни выковывался не только характер воина -казака, но и совершенно особый тип женщины – казачки. Мужчины-то постоянно были в походах. А дома оставались старики, дети и  казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они выращивали пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.

Заключение

               Таким образом, бесспорной для казаков всех времен и регионов остается непреходящая роль семьи в воспитании детей. Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости. Приведенные в работе примеры характерны не только казачеству. Подобные принципы воспитания есть и у многих народов. Возродить утраченные нравственные ценности можно только основываясь на принципах народной педагогики.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема работы «Воспитание девочек в казачьих семьях»

Слайд 2

Целью работы является раскрытие основных принципов семейного воспитания девочек в казачьих семьях. Задачи : 1. рассмотреть роль семьи в воспитании девочек; 2. показать, как совершалась передача культурных ценностей из поколения в поколение. Данная тема актуальна , так как в конце XX - начале XXI века возрос интерес к духовной культуре нации. Метод исследования: информационно - познавательный

Слайд 3

Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью

Слайд 4

Девочке внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце

Слайд 5

Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку

Слайд 6

Трудовая жизнь девочки начиналась рано

Слайд 7

С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое

Поделиться:

Солнечная система. Взгляд со стороны

Госпожа Метелица

Хитрость Дидоны

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Фотографии кратера Королёва на Марсе