• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"ДОБРО И ЗЛО В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ. СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ"

Опубликовано Петрова Елена Петровна вкл 15.03.2019 - 15:56
Петрова Елена Петровна
Автор: 
Астафьева Дарья, Костин Кирилл, Царева Екатерина

Углубление знаний учащихся о сказках, развитие творческих способностей, создание собственных сказочных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_russkih_narodnyh_skazkah._sochinyaem_skazku.docx757.36 КБ
Файл prezentatsiya_skazki.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА №827"

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

направление (гуманитарное)

"ДОБРО И ЗЛО В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ. СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ"

Выполнили: ученики 3-го класса "И":

  Астафьева Дарья, Костин Кирилл, Царева Екатерина

Руководитель: Елена Петровна Петрова

учитель начальных классов

Москва

2017

Оглавление:

  1. Проблема.......................................................................................................3
  2. Цель................................................................................................................3
  3. Задачи.............................................................................................................3
  4. Гипотеза.........................................................................................................3
  5. Актуальность проблемы...............................................................................3
  6. Результат........................................................................................................3
  7. Вводная часть.............................................................................................4-6
  8. Основная часть...........................................................................................7-8
  9. Вывод............................................................................................................9
  10. Приложение……………………………………………………………10-11
  11.  Список литературы....................................................................................12

Проблема: На уроке литературного чтения мы изучали тему «Устное народное творчество», после чего решили написать свои сказки.

Цель: углубление знаний о сказках, развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Собрать экспонаты для создания выставки волшебных героев из сказок.
  2. Написать собственные сказки и оформить их.
  3. Создать библиотеку сказок.
  4.  Показать кукольный спектакль по одной из сказок.
  5.  Развивать интерес и любовь к сказкам, различные виды творчества.
  6. Формировать коммуникативные способности и навыки сотрудничества.
  7.  Воспитывать желание помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарища.

Гипотеза: мы предполагаем, что сказку можно сочинить, опираясь на определенные правила и в процессе работы над темой докажем это на примерах.

Актуальность проблемы: сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка”. Поэтому считаю, что проект нашей темы актуален на данном этапе обучения.

Результат: создание книжек и выставки «Волшебные сказки».

Вводная часть

        Сказка ложь, да в ней намек… Знаменитое высказывание. И правда, ведь сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, завещает быть смелым и достойным, учит нас буквально с пеленок. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл.

        А еще тем хороша сказка, что всегда в ней добро побеждает зло. Кто читает сказку, и себя невольно чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом.

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества. В толковом словаре русского языка (Ожегова С.И.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;
  • троекратное повторение;
  • положительные и отрицательные герои;
  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
  • чудесные превращения;
  • добро побеждает зло.

                                               Композиция сказки

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

        Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки.

        Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным:" Жили - были...", "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь..."; "За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…".

        Завязка – это начало событий.

        Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

        Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

        Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

        Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

        В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

        Поступки, которые герои совершают в сказках всегда одинакова.  Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

        При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "и стали они жить - поживать, добра наживать".

        Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку.


Основная часть

Наша работа над проектом была разделена на несколько частей:

  1. Чтение русских народных сказок по списку.
  2. Конкурс рисунков «Герои русских народных сказок».
  3. Отгадывание кроссвордов, ребусов о героях сказок.
  4. Викторина по сказкам.
  5. Просмотр мультфильмов.
  6. Творческая работа: создание макета "Добро и зло в русских народных сказках".
  7. Написание своей волшебной сказки.

        Мы сделали героев из сказок и создали макет "Добро и зло в русских народных сказках".

        В создании выставки принимали участие ученики, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры.

Ведь именно они помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции.

        Каждому герою мы сделали описание – из какой он сказки, какой волшебной силой он обладает. (Приложение 1)

        Ученики нашего класса прочитали много сказок и решили создать книгу сказок. Для этого нужно было написать сказку нарисовать иллюстрацию к ней. Ведь всегда интереснее читать книги с картинками!

        Вместе мы сделали памятку о том, как можно написать свою сказку: нужно выбрать героя, набросать план будущей сказки, использовать в ней зачин, какой-то конфликт и концовку.   (Приложение №2)    

              Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

        И мы сочинили собственные волшебные сказки. (Приложение №3)


Вывод

        В результате исследования дети узнали, что сказки любят люди любого возраста. Они входят в жизнь любого человека еще в раннем детстве и остаются с ним навсегда.

        Чтение сказок позволяет познакомиться с традициями и обычаями народа, расширяет кругозор, учит добру, сочувствию и сопереживанию героям, учит отличать добро от зла.

        Таким образом, мы выяснили, что читая волшебные сказки, зная их героев, можем наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимаем, что в сказках добро всегда побеждает зло.  

        Проект помог развить различные виды творчества, исследовательские и коммуникативные навыки.

        Мы продолжим работу над проектом и в перспективе планируем поставить по одной из сказок спектакль.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
Нам нельзя без света,
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Приложение

Приложение №1

Приложение № 2

ПАМЯТКА

"Как сочинить волшебную сказку"

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

"Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"

Особое обстоятельство

"Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"

Запрет

"Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Приложение № 3


                                      Список литературы:

1. Сборник русских народных сказок

2. Зуева Т. В., Кирдан Б.П. - Русский фольклор - 1998 (2002), Издательство "Наука"


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Добро и зло в русских народных сказках. Сочиняем сказку»

Слайд 2

Цель проекта: углубление знаний о сказках, развитие творческих способностей. Задачи проекта: собрать экспонаты для создания выставки волшебных героев из сказок написать собственные сказки и оформить их создать библиотеку сказок показать кукольный спектакль по одной из сказок развить интерес и любовь к сказкам сформировать коммуникативные способности и навыки сотрудничества воспитать желание помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарища

Слайд 3

Гипотеза : мы предполагаем, что сказку можно сочинить, опираясь на определенные правила и в процессе работы над темой докажем это на примерах. Актуальность проблемы: сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – «Русская народная сказка». Поэтому мы считаем, что проект нашей темы актуален на данном этапе обучения. Результат: создание книжек и выставки «Добро и зло в русских народных сказках».

Слайд 4

В период работы над проектом мы: читали русские народные сказки участвовали в конкурсе рисунков «Герои русских народных сказок». отгадывали кроссворды, ребусы о героях сказок участвовали в викторине по сказкам смотрели мультфильмы создали макет "Добро и зло в русских народных сказках" написали свою волшебную сказку

Слайд 5

Наша выставка: макет "Добро и зло в русских народных сказках"

Слайд 6

Памятка «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» Функция волшебной сказки Пример Зачин, создание сказочного пространства "Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" Особое обстоятельство "Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" Запрет "Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" Нарушение запрета Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют Герой покидает дом При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку Появление друга-помощника Серый волк, Сивка - бурка Волшебные предметы Ковер-самолет, меч- кладенец , скатерть-самобранка Враг начинает действовать Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко Даритель испытывает героя Новый персонаж – волшебник, гном, старушка Герой выдерживает испытание Справляется со всеми испытаниями Получение волшебного средства Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем Герой вступает в битву с врагом Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем… Враг повержен Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости Герой возвращается домой На ковре-самолете…. Счастливый конец Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Слайд 7

Создание сказки

Слайд 8

Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.

Слайд 9

Положительным героям в сказках всегда помогают силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на их пути

Слайд 10

. Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью

Слайд 11

Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои

Слайд 12

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла

Слайд 13

Кашу кушай, сказку слушай да на ус наматывай! Умом-разумом смекай , Слушая сказки, каждый ребенок сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо и стремится подражать добрым героям. Так формируются понятия: добро и зло

Слайд 14

Вывод: таким образом, мы выяснили, что читая волшебные сказки, зная их героев, можем наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимаем, что в сказках добро всегда побеждает зло

Поделиться:

Бенгальские огни

Флейта и Ветер

Снегири и коты

Волшебные звуки ноктюрна

Рисуем кактусы акварелью