Исследовательская работа "Роль Никиты Козлова в жизни А.С. Пушкина"
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nikity_kozlova_v_zhizni_a.s._pushkina.docx | 42.52 КБ |
Школьная научно-исследовательская
конференция учащихся «Ступень в будущее»
Исследовательская работа
«Роль Никиты Козлова в жизни А.С. Пушкина»
г. Новый Уренгой
2019г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть
1.1. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин……………....4
1.2. Детство А.С.Пушкина……….………………………………………….5
1.3. Никита Тимофеевич Козлов………………………………………….5-6
1.4. Никита Козлов и А.С.Пушкин……………………………………...6-9
2.Практическая часть
2.1. Известные писатели и их няньки (дядьки)…………………………..9-10
2.2. Анкетирование учащихся……………………………………………..10-11
Заключение………………………………………………………………...11-12
Список литературы………………………………………………………….12
Введение
Когда говорят о Пушкине, то невольно вспоминают имена его друзей, лицейских братьев, товарищей. И все же некоторых из них незаслуженно забывают, в особенности простых «маленьких людей» — спутников удивительной жизни Пушкина. А люди эти интересные, настоящие, достойные светлой памяти. И первый из них — Никита Тимофеевич Козлов, дядька поэта.
Цель исследования–изучить биографию А.С Пушкина, выяснить, какую роль в жизни поэта сыграл его преданный и верный дядька Никита Козлов.
Задачи:
-изучить биографии А.С. Пушкина и Н.Т. Козлова;
- определить, какую роль в жизни поэта сыграл Н.Т. Козлов;
- выяснить, что знают учащиеся школы о детстве поэта;
- выяснить, что знают учащиеся школы о Никите Козлове.
Объект исследования–жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Предмет исследования – дядька А.С. Пушкина Н.Т. Козлов и его роль в жизни поэта.
Методы исследования:
- изучение биографии А.С. Пушкина, Н.Т. Козлова;
- анализ литературы;
- анкетирование и опрос учащихся.
Гипотеза: известно, что Никита Козлов, как и Арина Родионовна, сыграливажную роль в формировании личности и жизни А.С. Пушкина. При этом в существующих на данный момент исследованиях недостаточное освещение получил вопрос, какое значение имел Н. Козлов в жизниписателя, также о нем редко упоминается в учебниках по литературе.В качестве гипотезы мы предлагаем следующее объяснение: Никита Козлов занимал важное место в жизни поэта и повлиял на его творчество, но из-за недостаточной информации о дядьке поэта,большинство школьников не знают, кто такой Н.Т.Козлов и какую роль он сыграл в судьбеА.С.Пушкина.
Глава I. Теоретическая часть исследования
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими.
После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
За распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году Пушкина отправляют в ссылку.
В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения.
4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой.
8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.
Детские годы Пушкина – это особая страничка в его жизни. Будущий великий поэт уже в детстве много читал и много знал. Великолепно владел французским языком, с гувернанткой-немкой изучал немецкий, с гувернанткой-англичанкой — английский язык. Он писал стихи, и разыгрывал перед сестрой Ольгой маленькие комедии. Пробовал сочинять басни и изучал французскую литературу. Он внимательно слушал русские сказки и былины, обучался русскому языку.
Воспитанием маленького поэта в детские годы занималась Арина Родионовна.
Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с ней. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ею поговорки, пословицы, народные выражения.
Эта женщина внесла в жизнь Пушкина множество красок, что отразилось на многих его произведениях.
Как и положено, в богатых дворянских семьях Арина Родионовна воспитывала его лишь маленьким, а дальше маленького поэта поручают дядьке –Никите Козлову.
Между прославленной няней Ариной Родионовной и дядькой Пушкина много общего. Они были потомственными крепостными крестьянами. Всю жизнь прожили при господском дворе. Состояли между собой в родстве. Никита Тимофеевич был женат на дочери Арины Родионовны Надежде Федоровне.
Родившись в 1770 году в нижегородской вотчине Пушкиных, селе Большое Болдино, Козлов прошел весь путь тяжелой неволи крепостного человека, испробовал всю горечь беспросветной нищеты, подвергаясь самым разнообразным превратностям жизни.
Будучи от природы любознательным и настойчивым, он самоучкой освоил грамоту. Малым мальчонкой был взят Сергеем Львовичем ко двору, причислен к дворне и скоро занял в ней не последнее место, ибо был грамотей, балагур и остряк. В начале своего поприща он был казачком: разжигал барину трубку, бегал на побегушках. Потом возвысился и стал лампочником и, наконец, к семнадцати годам был возведен в ранг камердинера. Натура поэтическая, он увлекался игрой на балалайке и гитаре, не был лишен интереса к стихотворству и сочинял сказки.
Будущий автор «Руслана и Людмилы», который в те годы был от горшка два вершка, не раз слышал сказку своего дядьки, и она крепко запала ему в душу.
Никите было уже далеко за тридцать, когда Сергей Львович обратил на него особое внимание. Подраставшему сыну пришло время расставаться с нянькой. И вот Никита Тимофеевич объявляется дядькой маленького барина; ему доверили его растить, учить жизни, уму-разуму. С этих пор Никита Тимофеевич становится спутником всей жизни Пушкина, до его гробовой доски. Он был при маленьком мальчике в Москве. Водил его на народные гулянья. Он заставлял своего «Сашку» лазать на колокольню Ивана Великого, показывал кремлевские древности и святыни. С Пушкиным-юношей он жил в Петербурге после лицея.
В дядьке своем Пушкин, по его словам, видел настоящего русского человека, услужливого, но без раболепства, чувствующего свое достоинство, самобытного, смышленого.
Познания дядьки были обширны. Его простая, умная речь обращала на себя внимание друзей молодого поэта.
Крамольные стихи — «Деревня», «Вольность», эпиграммы на «барство дикое» — Пушкин отдавал на сохранение верному своему дядьке. По свидетельству современников, они стали известны многим грамотным дворовым.
Между Пушкиным и Никитой Козловым отношения были дружественные (насколько возможны были в то время дружественные отношения между дворянином и его крепостным).
О замечательном демократизме Пушкина, о его уважении к своему слуге свидетельствует событие, закрепившее навсегда дружеские отношения между ними.
В Петербурге в одном доме с Пушкиным жил его лицейский товарищ, барон, впоследствии граф, Модест Андреевич Корф — большой барин, крепостник. Однажды Корф ни за что ни про что побил Никиту Тимофеевича. Дядька прибежал жаловаться Пушкину. «Александр Сергеевич, — рассказывает об этом Павлищев, — вспылил и заступился за дядьку, вызвал Корфа на дуэль. На письменный вызов Пушкина Корф ответил по-французски: «Я не принимаю вашего вызова из-за такой безделицы…» Буря, — продолжает свой рассказ Павлищев, — повела к тому, что Александр Сергеевич начал коситься на Корфа и стал его избегать».
Для Пушкина всякий простой человек, все равно, кем бы он ни был — кучером, кухаркой или ямщиком, был, прежде всего, человеком, имевшим такое же чувство достоинства, как Корф и другие господа.
5 мая 1820 года А. И. Тургенев сообщил П. А. Вяземскому: «Участь Пушкина решена. Он завтра отправляется в ссылку».
Царский приказ был строг. Сборы были недолги.6 мая Пушкин и Никита Козлов покинули Петербург.
Однажды, несколько месяцев спустя они приехали в Кишинев. В Кишиневе Никита жил в одной из двух комнат, отведенных Пушкину в доме его начальника генерала Инзова. Никита Тимофеевич делил с Пушкиным все тяготы, лишения и нужду. А тягот было немало. Трудно было вольному поэту переносить притеснения со стороны власть имущих, начальства, церкви. Ему, числившемуся на государственной службе, полагалось регулярно ходить в церковь, в архиерейский дом, нужно было говеть, исповедоваться. Это было обязательно. Неисполнение наказывалось.
Жизнь Пушкина, «опального вольнодумца», закончилась на юге ссорой с «придворным холопом и мелким эгоистом» — графом М. С. Воронцовым. Это и привело к ссылке в Псковскую губернию, в село Михайловское.
В дорогу собирались спешно. Никита бегал к разным лицам с записочками Пушкина об одолжении 20,30,50 рублей. На деньги, взятые у Веры Федоровны Вяземской, купили дорожную, модную, даже щегольскую коляску. 31 июля утром шикарная карета, запряженная тремя старыми казенными одрами, ехала по улицам шумной Одессы.
В сентябре 1826 года Никита жил с ним в Москве в период сватовства к Н. Н. Гончаровой и после женитьбы неотлучно был при нем в Петербурге.
Он наблюдал за Пушкиным, как за ребенком. Гордился его славой, гремевшей по всему государству, гордился собой и свое «я» неразрывно связывал с именем великого поэта. Он ревностно, оберегал все, что ему было доверено.
В последние годы жизни Пушкина Никита был уже не старый балагур и весельчак, а импозантный, строгий и к себе и к людям старик. Он сознавал, кем был Пушкин в его царстве-государстве.
В своей «Капитанской дочке» в образе старого Савельича Пушкин, несомненно, запечатлел незабвенные черты своего доброго, заботливого Тимофеича.
Велико и безысходно было горе старого дядьки в тяжелые январские дни 1837 года. В. А. Жуковский рассказывает, что, когда карета с Пушкиным подъехала к дому, на крыльцо выбежал растерянный Никита. Он взял Пушкина, как ребенка, на руки и, горько плача, понес по лестнице.
Всю ночь и весь день, и опять всю ночь Никита бегал по городу — к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой, которой попросил умирающий…
Когда Пушкин скончался, Никита безотлучно стоял около гроба и, по свидетельству современников, рассказывал публике всем теперь известные эпизоды смерти Пушкина.
Вместе с А. И. Тургеневым Никита Тимофеевич провожал поэта в последний путь.
В последний раз имя его упоминается в воспоминаниях Ольги Сергеевны, написанных ею 26 октября 1851 года. В этих воспоминаниях Ольга Сергеевна пишет: «Никита Тимофеевич — курьер при опекунстве, старик лет 80-ти, еще живой».
Умер верный друг великого поэта в 1854 году в возрасте 84 лет. Перед смертью он просил жену похоронить его в Святых Горах, в ногах Александра Сергеевича. Была ли исполнена эта просьбах мы не знаем, да и вряд ли когда узнаем.
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1. Известные писатели и их няньки (дядьки)
В ходе нашей работы мы решили выяснить, были ли у других известных русских писателей няньки (дядьки), которые в значительной степени повлияли на их дальнейшую жизнь. Для этого мы проанализировали литературу и узнали, что детство многих известных писателей тесно связано с именами приставленных к ним нянек, оказавших наюных гениев большое влияние.
Алёна Фролова - няня Федора Достоевского была взята из московских мещанок по найму. Она вырастила все семейство писателя. Достоевский в своем дневнике описывает ее как сорокапятилетнюю женщину с ясным веселым характером, рассказывающей «такие славные сказки». Действительно, Алена Фроловна знала множество сказок, игр и песен. Именно она привила писателю любовь к русской культуре. Однажды в доме Достоевских случился пожар, сгорело все: и избы, и амбар, и скотный двор, и запасы зерна. Алена Фроловна, не бравшая жалованья уже несколько лет, предложила все свои имеющиеся деньги семье писателя. Достоевский вспоминал, что денег у нее так и не взяли.
Наталья Савишна — пожалуй, одна из добрейших нянь русской литературы. На страницах повести Льва Толстого она — чуть ли не главный человек в доме. Она не только няня, но и экономка, надежная и честная работница: «Воровкой никогда не была и могу сказать, что барской ниткой не поживилась». История ее жизни проста и незатейлива: сначала девка Наташка была горничной и няней матери Николеньки Иртеньева, затем получила ключи от кладовой и стала Натальей Савишной. Она никогда не была замужем и перенесла весь запас любви на господских детей. Когда ей предлагают вольную, Наталья Савишна оскорбляется до глубины души: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните…». Ее «грубое, но любящее сердце» заставляет ее сначала утереть провинившемуся Николеньке лицо запачканной скатертью, а через несколько минут просить прощения у воспитанника, подсовывая тому корнетик со сластями. Ее привязанность к выращенным ею детям так велика, что смерти своей любимицы — матери Николеньки — Наталья Савишна не может пережить и умирает через год.
2.2. Анкетирование учащихся
В ходе нашей работы мы также решили выяснить, знают ли школьники, кто занимался воспитанием известного русского писателя А.С. Пушкина.Для этого мы решили провести опрос среди учащихся МБОУ «СШ№17»
В опросе приняли участие ученики 6-7 классов.Респондентам были заданы следующие вопросы:
«Кто такой Пушкин Александр Сергеевич?» (Результаты анкетирования представлены в диаграмме № 1)
«Что вы знаете о детстве поэта?» (Результаты анкетирования представлены в диаграмме № 2)
«Кто воспитывал подрастающего поэта в детстве?» (Результаты анкетирования представлены в диаграмме № 3)
«Вы знаете, кто такой Никита Козлов и какую роль он сыграл в жизни А.С. Пушкина?»(Результаты анкетирования представлены в диаграмме № 4)
В результате опроса выяснилось, что никто из принявших участие в анкетировании не знал, кто такой Никита Козлов, то есть предполагаемая нами гипотеза подтвердилась.Также мы выяснили, что 10% опрошенныхне знали, кто такой А.С.Пушкин, 30% ответили, что это прозаик, а 60% ответили, что это поэт. На вопрос, кто воспитывал поэта, 40% ответили, что воспитанием поэта занималась бабушка, а 60% отметили, что воспитывала будущего поэта его няня Арина Родионовна.И на вопрос, знаете ли вы, кто такой Никита Козлов, все респонденты ответили отрицательно.
Заключение
В исследовательской работе мы выяснили, кто такой Н. Т. Козлов, какую роль он сыграл в жизни А.С. Пушкина.
Обобщая результаты проделанной работы, можно сделать выводы:
Н.Т. Козлов сыграл значительную роль в жизни великого поэта. Он состоял при А.С. Пушкине и в годы учёбы в Царскосельском лицее, и в послелицейские годы. Козлов был при ссыльном поэте на юге России.
После женитьбы Пушкина Козлов остался его камердинером и верным слугой. В последние годы жизни поэта находился при нем в Петербурге. В апреле 1836 года он сопровождал в Святогорский монастырь Александра Сергеевича, ехавшего с телом матери для погребения.
В трагический день 27 января 1837 года на долю Козлова выпала «печальная честь» перенести раненого поэта из кареты в квартиру. В начале февраля 1837 года Козлов вместе с А. И. Тургеневым выехал с телом Пушкина в Святогорский монастырь.
Козлов оказывал помощь Пушкину при издании «Современника»: часто приходилось посылать старого слугу в цензуру и типографию.После смерти поэта Никита хранил рукописи.
Никита Тимофеевич был грамотным крепостным: сочинял стихи, рассказывал сказки, играл на нескольких музыкальных инструментах.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что никто из обучающихся не слышал о человеке, который бок о бок прожил всю жизнь с великим поэтом, так как ни в одном учебнике по литературе о Никите Козлове нет никакой информации, в то время как о няне А.С. Пушкина каждый школьник узнает ещё в начальной школе.
Список литературы:
1. Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/36844/
Shkolazhizni.ru Автор: Ольга Конодюк
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Хитрость Дидоны
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Яблоко
Акварель + трафарет = ?