14 апреля на пленарном заседании НОУ, секция «Филология» ВГУ, были подведены итоги ежегодного конкурса эссе по произведениям современной литературы.
В VI конкурсе приняли участие более 110 учеников 9-11 классов школ и учреждений среднего профессионального образования г. Воронежа и районов области.
Учащимся были предложены для анализа тексты . Разные по тематике и стилистике, произведения заставили пишущих поразмышлять о времени – биографическом, психологическом, экзистенциальном, социальном.
Работа Шишкиной Варвары написана по рассказу молодой воронежской писательницы Ирины Турбиной «Лучший день в году». В этом рассказе затронуты вопросы о том, что такое детство, какое значение для человека имеют первые детские впечатления и как надо воспитывать ребёнка, чтобы вместе с приобретённым жизненным опытом и мудростью он сохранил в своём сердце детскую непосредственность. Глубокое погружение в атмосферу «советского» детства с детальной точностью передаёт рассказ современной воронежской писательницы Ирины Турбиной «Лучший день в году». Познакомившись поближе с её творчеством, читатель, скорее всего, решит, что она любит «сгущать краски» и изображать жизнь в мрачных тонах, и с этим трудно будет поспорить, так как рассказы писательницы в большинстве своём посвящены людской жестокости и несправедливости к слабым и немощным (многие герои – старики). Но, мне кажется, это отчасти обусловлено и оправдано непростым временем, наступившим в стране в 90-е годы прошлого столетия.
Вложение | Размер |
---|---|
эссе" Дети – наши воспитатели" (по рассказу Ирины Турбиной "Лучший день в году") | 16.84 КБ |
Ежегодный конкурс творческих работ в жанре эссе по произведениям современной русской литературы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Шишкина Варвара
Тема: «Дети – наши воспитатели»
Вопросы о том, что такое детство, какое значение для человека имеют первые детские впечатления и как надо воспитывать ребёнка, чтобы вместе с приобретённым жизненным опытом и мудростью он сохранил в своём сердце детскую непосредственность – всегда и во все времена вызывали интерес у людей, и поэтому фактом существования детской литературы, а также произведений, затрагивающих проблему воспитания, трудно кого-либо удивить в наши дни: огромный багаж рассказов для детей и о детях, накопленный ещё в прошлом столетии, был унаследован нами. Однако и сейчас, в XXI столетии, многие наши писатели-современники продолжают развивать эту тему. Вполне возможно, что интерес к ней возник в связи с ностальгией по прошедшей советской эпохе, так как часто в произведениях современных авторов можно уловить приятные, «домашние» моменты описания обстановки того времени, которые вызывают тёплые чувства и пробуждают собственные детские воспоминания. Глубокое погружение в атмосферу «советского» детства с детальной точностью передаёт рассказ современной воронежской писательницы Ирины Турбиной «Лучший день в году». Познакомившись поближе с её творчеством, читатель, скорее всего, решит, что она любит «сгущать краски» и изображать жизнь в мрачных тонах, и с этим трудно будет поспорить, так как рассказы писательницы в большинстве своём посвящены людской жестокости и несправедливости к слабым и немощным (многие герои – старики). Но, мне кажется, это отчасти обусловлено и оправдано непростым временем, наступившим в стране в 90-е годы прошлого столетия.
И потому рассказ «Лучший день в году», на мой взгляд, по-особому выгодно выделяется среди всей прочей «по-взрослому» серьёзной прозы: он завораживает читателя своим ностальгическим колоритом, с самых первых строк обещая ему что-то светлое и незапятнанное: «Утро было ясным и, для начала марта, удивительно ласковым. Если закрыть глаза и подставить лицо под лучики солнца, можно подумать, что это и не март вовсе». Картина весенней природы, стучащейся в окошко квартиры, где только что проснулась маленькая девчушка, невольно переносит в собственную кроватку, заставляет сонно потирать глаза и сладко потягиваться, радуясь наступающему дню… Особенно отрадно, если этот день – день твоего рождения, который ты празднуешь всего шестой раз, и тебе просто необходимо не только замечательно провести его, «уделив внимание всем гостям, как учила бабушка», но и узнать у деда Поликарпа ответ на один ну о-о-очень важный вопрос…
Все эти детские впечатления и неукротимое любопытство умело переплетены писательницей вместе с преподнесёнными в несколько иронической форме «взрослыми» вопросами о воспитании и о том, «что говорил Макаренко по поводу велосипедов». Лёгким, повествовательным языком, не перенасыщенным всевозможными средствами выразительности, но и в то же время не лишённым их, Ирина Турбина пытается донести до читателя простую евангельскую мысль: «Будьте как дети». То есть, другими словами, чтобы понять, как воспитывать ребёнка, нужно самому побыть на его месте, вспомнить себя в его возрасте, и тогда многое встанет на свои места.
Меня не совсем удивил вопрос Иринки, который другим показался бы бестактным: «А правда, что у моряков… вся… вся…вся жопа в ракушках?» Реакция взрослых, обративших все в шутку, тоже понятна. За всех догадалась девочка: «что-то не так, но что именно… может, это секрет какой большой, а она вот так, при всех… надо будет как-нибудь поделикатней. Вот он придет в гости, она опять наберется храбрости и прямо у него спросит. А то правда: вон у него медалей сколько на груди…»
Я вспомнила подобную сцену из романа «Война и мир», где Наташа Ростова, поспорив с Петей, дерзко прервала беседу взрослых за праздничным столом и, выражая отчаянную и веселую решимость, спросила у матери, «какое пирожное будет». «Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку. … Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной. Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасовое». Не стоит тратить время на споры о воспитании, по крайней мере, не надо делать этого при детях, как мама и бабушка в рассказе Ирины Турбиной. На их примере ярко проиллюстрирована основная ошибка взрослых – считать детей глупыми несмышлёнышами. Дети всё прекрасно понимают и чувствуют, в том числе и отношение родителей к ним. Именно поэтому у маленькой Иринки фигура отца, знающего множество «умных» слов, находится в большем авторитете: он никогда не накажет ремнём, но в то же время и без наказания не оставит, точно так же, как не обделит дочку «ну ещё одной главой» из «Трёх мушкетёров». Размеренная система воспитания отца приносит равновесие в семью, помогает детям разобраться в своих поступках. Однако даже этой патриархальности, должно быть, позаимствованной у Л.Н. Толстого, оказывается недостаточно, чтобы «выбить» из девочки присущий ей эгоизм и бестактность. И причина этого, как я понимаю, кроется в излишнем внимании к ней со стороны взрослых и в отсутствии общения со сверстниками: ведь даже на день рождения к ней пригласили только «тётю Катю, которая сама скучнющая, аж жуть», «тётю Симу, ещё более скучную» и т.д.
Героиня рассказа Ирины Турбиной «Письмо неизвестному герою», Нина Николаевна, говорит своей внучке: «Я, Лизанька, не знаю, может, я действительно такая, как ты сказала: простая. Инфантильная. Вам, молодым и образованным, виднее. Только за словами вы людей не видите. Хорошие и плохие, благодарные и не очень, но люди. Я, старая, об этом помню. А вы, молодые, нет. Живете, как неживые, как нелюди. У тебя, конечно, и без меня учителей хватает». Да, учителей у Ирины предостаточно, а система воспитания дает сбой. Ведь даже с собственным братом девочка не умеет общаться.
Конечно, не всегда и не во все времена у детей была возможность общаться с ровесниками. В качестве примера можно привести рассказ Михаила Зощенко «Золотые слова». Мудрый отец не наказал детей за их «неправильное» поведение за столом, где они обескуражили папиного начальника, потому что «за глупость наказывать не полагается». Зощенко заканчивает свой рассказ: «Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова».
Кого-то воспитывают и закаляют жизненные трудности, но в большинстве случаев, к счастью, ответственность за воспитание лежит на родителях и на других окружающих ребёнка людях. Поэтому из прочитанного рассказа Ирины Турбиной можно и нужно почерпнуть не только порцию детских воспоминаний, но и ответы на нескончаемые вопросы о воспитании.
Знакомимся с плотностью жидкостей
Пустой колос голову кверху носит
Композитор Алексей Рыбников
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись