В статье рассматривается история противостояния Л.Н.Толстого и русской церкви
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii.doc | 73.5 КБ |
Русская Церковь и Л.Н. Толстой: история противостояния
Russian Church and L.N. Tolstoy: a history of confrontation
Адамович Алиса Романовна
Adamovich Alisa Romanovna
Cтудентка 11-Т группы,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Чеховский техникум"
Student of 11-T group,
State Budget Professional Educational Institution of the Moscow Region "Chekhov technical college"
e-mail: aliska_adamovich@mail.ru
Ключевые слова: поиски истины, культурогенез, теоретический анализ, исторический аспект, синкрезис, Православная Церковь, противостояние, переворот в мировоззрении, христианское учение, Евангелие, Синод.
Key words: the search for truth, the culturogenesis, theoretical analysis, the historical aspect, the syncreisis, the Orthodox Church, opposition, a revolution in the world view, Christian teaching, the Gospel, the Synod.
Аннотация: В работе предпринимается попытка теоретического осмысления проблемы взаимоотношений великого русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого и православной церкви, раскрываются причины отречения писателя от Христианства. Автор раскрывает особенности мировоззрения писателя в 70-80 годы XIX века.
Abstract: An attempt is made to theoretically understand the problem of the relationship between the great Russian writer and thinker L.N. Tolstoy and the Orthodox Church, the reasons for the writer's renunciation of Christianity are revealed. The author reveals the writer's worldview in the 70-80s of the XIX century.
Во мне произошел переворот, который
давно во мне готовился…
Л.Н.Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – гениальный русский писатель, жизнь которого не менее интересна, чем его произведения. Это человек, который страдал и ошибался, находил и терял. В нем никогда не прекращалась внутренняя работа, направленная на беспощадный анализ своего поведения, работа по преодолению каких-либо своих слабостей. Практически вся жизнь писателя прошла в постоянных исканиях. Поиски истины начались у Л.Н. Толстого рано, и именно им была подчинена вся его долгая жизнь, смысл которой он видел в служении людям, так как считал, что жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. По мнению писателя, нужно как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. И эта мысль неоднократно повторяется в дневниках Льва Николаевича. Самыми счастливыми годами своей жизни Толстой считал именно те, когда он всецело отдавал себя на благо людям, а также работе в основанной им Яснополянской школе. Нельзя здесь забывать и о том времени, когда писатель всячески помогал голодающим.
Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Всем известно толстовское учение о непротивлении злу насилием. Лев Николаевич был убежден, что злом нельзя уничтожить зло, только воздержание от насилия может стать средством борьбы с насилием. Только добро может противостоять злу и в конечном итоге победить его. В современном ему обществе Л.Н.Толстой видел зло в том, что правительственная партия и революционные силы оправдывали насилие разумными основаниями. Россия после реформы 1861г. представлялась писателю бушующим морем, которое готово поглотить все.
В автобиографическом произведении «Исповедь» (1879-1881) Толстой рассказывает о том, какой переворот произошел с ним после того, как он сблизился с крестьянской массой, стал ярым защитником угнетенных.
В начале 80-х годов писатель участвовал в Всероссийской переписи населения. На каждом шагу он видел, как господствующие классы шли на любые преступления, лишь бы удержать свою власть.
Рисуя Москву, куда Толстой переехал со своей семьей в 1881г., писатель отмечал, что повсюду вонь, нищета и разврат. В тоже время он показывает, как на этом мрачном фоне «пируют» те, у кого есть власть и деньги. Все увиденное Л.Н. Толстой воспринимает так остро, что ему начинает казаться недопустимым его собственное благополучие. В этот период писатель приходит к разрыву с дворянским классом.
Кризис 80-х годов был лишь завершением длительной и сложной полосы исканий, сомнений и противоречий Льва Николаевича. В этот период он полностью переходит на позиции патриархального крестьянства, отказывается от привычных условий жизни, много занимается физическим трудом. В то же время Толстой начинает критиковать современные ему общественные институты: государство, семью, собственность и, наконец, со всем своим негодованием обрушивается на Церковь. В связи с этим, более подробно хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с отношением Толстого к Церкви и церковнослужителям. Дело в том, что в жизни писателя произошло событие, которому придавали и придают, пожалуй, даже слишком большое значение из-за общественного потрясения, произведенного им в России. Речь идет о том времени, когда его «отлучили» от Православной Церкви. Шли разговоры даже о том, что ежегодно священнослужители в церквях предавали его анафеме (церковному проклятию) в одном ряду с бунтовщиками Стенькой Разиным и Емельяном Пугачевым.
История противостояния Л.Н.Толстого и Церкви по-своему уникальна и трагична. Но что же послужило причиной того, что писатель, будучи верующим человеком, крещенным в православии, вдруг начинает резко критиковать Церковь?
Ранее уже говорилось о том, что в конце 70-х и в 80-х годах в мировоззрении Льва Николаевича произошел переворот, который, как он сам признавался, назревал в нем давно. С этого момента начинаются его активные религиозные поиски, чтение богословских трактатов, поездки в Оптину Пустынь (не менее четырех). Толстой становится искателем абсолютного добра на земле, проповедником возврата к религиозной
культуре, исповедником буквального понимания заповеди о «непротивлении злу». Он пересматривает свое отношение к Иисусу Христу. В течение длительного времени писатель проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением. Толстой отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам. Его идеи имели такое влияние в народе, что они даже получили свое наименование – «толстовщина». При этом он резко критиковал Церковь за то, что она, по его мнению, свои интересы ставит выше, чем изначальные христианские идеалы.
В ряде своих произведений, особенно в романе «Воскресение» (1899), Л.Н. Толстой ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов Православной церкви. В статье «Исследование догматического богословия» он написал: «Православная церковь! Я теперь с этим словом не могу уже соединить никакого другого понятия, как несколько нестриженных людей, очень самоуверенных, заблудших и малообразованных, в шелку и бархате, с панагиями бриллиантовыми, называемых архиереями и митрополитами, и тысячи других нестриженных людей, находящихся в самой дикой, рабской покорности у этих десятков, занятых тем, чтобы под видом совершения каких-то таинств обманывать и обирать народ».
Роман «Воскресенье» был встречен восторженно передовой общественностью, но вызвал яркую ненависть к писателю официальных кругов Церкви и государства. Правдивое изображение на страницах романа деятельности священнослужителей убедительно показало, что христианство в руках официальной Церкви стало орудием угнетенного народа. Церковники не могли простить Льву Николаевичу того, что, критикуя церковь, он отделил ее от христианского учения и показал, что официальная, казенная церковь не имеет ничего общего с Христианством.
Все в том же романе «Воскресение» духовенство было изображено механически и наскоро исполняющим обряды, а в образе холодного и циничного Топорова некоторые стали узнавать К. П. Победоносцева - обер-прокурора Святейшего синода.
Очень важно понимать, что Л.Н. Толстой фактически был противником не только современной ему Церкви, но и христианства в целом.
Он стал основателем нового религиозного течения, в котором было ярко выражено рационалистическое начало, стремление освободить Евангелие от всего чудесного, непонятного. Толстой учил, что в христианстве был осуществлен «обман веры», заключающийся в перетолковании Евангелия. Особенно там, где речь идет о чудесах Христовых (в первую очередь о Воскресении Христа). По мнению писателя такие понятия как личное общение с Богом, встреча с Ним, «жизнь во Христе» нужно воспринимать только как процесс выполнения заповедей, сообщенных человечеству мудрым учителем. Для него критерием истины является вовсе не Евангелие, а здравый смысл, поэтому-то и нужно в Евангелии оставить только то, что соответствует этому здравому смыслу.
Следует отметить, что Толстой не был единственным писателем, открыто выступавшим против Церкви. Чернышевский, Писарев, Герцен также высказывались критично, однако в проповедях Толстого видели больше опасности – у него было много последователей среди тех, кто был в числе убежденных христиан. Более того, он сам считал себя истинным христианином и пытался изобличить «ложное» учение.
Таким образом, десятки лет Л.Н. Толстой фактически боролся с Русской Православной Церковью и призывал народ к отречению от нее.
Совершенно очевидно, что в этой ситуации Церковь не могла молча выслушивать хулу на Христа и Его учение. Ряд церковнослужителей ещё с конца 1880-х годов обращались к Синоду и к императору Александру III с призывом наказать Льва Толстого и отлучить его от Церкви, однако император отвечал, что «не желает прибавлять к славе Толстого мученического венца». После смерти Александра III (1894) аналогичные призывы стал получать Николай II. Резко осуждал взгляды и проповедь графа Толстого и святитель Феофан Затворник.
И вот в феврале 1901 года Священный Синод издает документ, опубликованный впоследствии в газетах, в котором говорилось о том, что известный всему миру русский православный писатель, граф Толстой «…дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекшись от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви». В документе Синода особо подчеркивалось, что Толстой «проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской». Суть определения выражена такими словами: «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».
Безусловно, синодальное определение было составлено в очень умеренных выражениях, оно подчеркивало, что Толстой сам отверг себя от церковного общения, но при этом присутствует надежда на изменение ситуации, на то, что писатель все же одумается и раскается. Синод, не употребляя терминов «отлучение» и «анафема», тем не менее считал невозможным для Л.Н. Толстого и, фактически, для его единомышленников, до покаяния считать себя членами Церкви, ибо такой путь они выбрали сами. Эта мысль еще раз прозвучала в 1908 году, когда Синод выступил с разъяснениями по поводу намечавшегося юбилея Толстого – его 80-летия. В разъяснениях особо подчеркивалось, что все, кто выражает сочувствие этому мероприятию, причисляют себя к его единомышленникам, делаются соучастниками его деятельности и привлекают на свою голову общую с ним, тяжкую перед Богом, ответственность.
Характерно, что сам Толстой, его супруга и окружение воспринимали определение Синода именно как отлучение.
4 апреля 1901 года Толстой выпустил «Ответ Синоду», в котором он не только не покаялся, но продолжал настаивать на своем отречении от Церкви, на своем нежелании выполнять ее обряды и в завещании, написанном своим близким, писатель настаивал, чтобы перед смертью к нему не допускали церковных служителей: «То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо». Однако выдержать до конца эту «моральную установку» великий писатель, видимо, не смог.
Известно, что в 1909г. Ясную Поляну посетил епископ Тульский Парфений (Левицкий). В беседе с супругой писателя С.А. Толстой он указывал на невозможность похоронить Толстого по церковному обряду, если он умрет без покаяния. Тогда же состоялась и его беседа с Львом Николаевичем, который продолжал отстаивать свои взгляды относительно Церкви и о раскаянии не помышлял. До смерти писателя оставался всего год. Естественно, возникает вопрос: произошло ли покаяние? Существует предположение, что поворот к Церкви и ко Христу совершился в душе Толстого незадолго до смерти. Сын писателя Л.Л. Толстой в свое время говорил о том, что в последние месяцы жизни его отец искал извне моральную и религиозную поддержку.
Как известно, в конце октября 1910 года Л.Н. Толстой совершенно неожиданно для близких людей покинул Ясную Поляну. Существуют свидетельства о том, что он ехал в Оптину Пустынь с совершенно определенной целью – встретиться с оптинскими старцами. Об этом сообщал врач писателя, Д.П. Маковицкий, и некоторые другие свидетели событий последних дней его жизни. К сожалению, эта встреча не состоялась: Толстой так и не нашел в себе сил переступить порог монастыря и скита.
Таким образом, примирения писателя с Церковью так и не произошло, потому что не было самого главного – покаяния. Раскаяние же и мысли о возможном покаянии – еще не действенное покаяние, имеющее плоды.
Очень часто можно услышать вопрос: почему Церковь не простит Толстого? Ответ на него сформулирован еще в Евангелии: когда справа и слева от Христа были распяты два разбойника, один из них покаялся и услышал очень важные слова Христа о том, что они вместе будут в раю. А другой разбойник все время злословил в сторону Христа, и нигде в Евангелии не говорится о том, что он услышал те же слова. Но это
вовсе не потому, что Господь его лично не простил и наказал. Бог уважает личный выбор каждого человека, даже тогда, когда этот выбор, может быть, не совсем верный и правильный. А, соответственно, навязывать более чем через 100 лет русскому писателю то, от чего он добровольно отказался, наверное, не имеет права никто. Поэтому до сегодняшнего дня Лев Николаевич считается отлученным от Православной Церкви.
Как бы там ни было, величайший вклад писателя в литературу остается неизменным. А его творческое наследие – ценнейшее достояние русской и общечеловеческой культуры, необходимое каждому человеку для его духовного становления.
Литература
1. Великие россияне: биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 672 с.
2. Литература: учебник для студ. учреждений сред проф. Образования / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова и др. – М.: М.: Издательский центр. «Академия», 2013. – 352 с.
3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 13: Воскресение. – М.: Художественная литература, 1983. – 494 с.
4. Культурология РФ [Электронный ресурс] / URL: https://kulturologia.ru [22.03.2018].
5. Борисовское благочиние [Электронный ресурс] / URL: http://www.blagobor.by [24.03.2018].
6. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki [20.03.2018].
Мать-и-мачеха
Щелкунчик
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Проказы старухи-зимы
Рукавичка