На сегодняшний день в обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. Как правило, чтение во многих семьях отходит на второй план. А, между тем, чтение занимает большое место в семейном воспитании. Оно расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать, учит оценивать поступки, понимать окружающих. тихи современного поэта Д. Сиротина пронизаны темлом и добротой.
Вложение | Размер |
---|---|
obo_vsyom_po-dobromu.poet_dmitriy_sirotin.docx | 92.84 КБ |
«Обо всём по - доброму»
поэт Д.А.Сиротин
Оглавление
Введение стр. 3- 5
Глава I. Биография и творческий путь Д.А.Сиротина. стр.4- 9
Глава II. Произведения Д.А.Сиротина для дошкольников. стр.10-11
Глава III. Произведения Д.А Сиротина для детей подросткового возраста.
стр.12-13
Заключение стр.14
Список использованных источников стр.15
Введение
На сегодняшний день в обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. Как правило, чтение во многих семьях отходит на второй план. А, между тем, чтение занимает большое место в семейном воспитании. Оно расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать, учит оценивать поступки, понимать окружающих.
Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А. П. Чехов сказал: « Чтобы воспитывать, нужны беспрерывный дневной и ночной труд и вечное чтение»[1]. Но все ли книги могут воспитывать ребенка, учить его добру, уважению к окружающим, любви к природе и близким?
В современном мире ежедневно создается множество произведений, которые авторы позиционируют как «детские», к сожалению, многие из них, по сути таковыми не являются. Зачастую, на звание «Детской литературы» претендуют сборники взрослых анекдотов, КВН- новских шуток, мистические рассказы или техногенные детективы. Вот и получается в итоге, что выбор книг огромен, а найти по-настоящему добрые, поучительные произведения сложно. Родителям, учителям и ребятам приходится из такого обилия литературы выбирать те рассказы и стихи, которые принесут пользу в развитии личности ребенка, помогут стать ему хорошим другом и помощником, увидеть хорошее и плохое.
Именно к такому типу литературы и относится творчество воркутинского писателя и поэта Дмитрия Александровича Сиротина.(прил.1) Являясь профессиональным литератором, обладая нестандартным взглядом на малышовую действительность, он создает произведения наполненными юмористическими преувеличениями, где смешивается детское и взрослое. Именно это делает его книги понятными как для взрослых, так и для детей. Герои его произведений словно подтрунивают над окружающими их реалиями и событиями, в результате, повествование получается неожиданным и веселым. Популяризация такого рода авторов и их произведений, в современном обществе, ставящим своей задачей воспитание в детях идей толерантности и гуманизма, остается крайне актуальной.
При беседе с Дмитрием, удалось выяснить, что работает он в разных жанрах, создает юмористические произведения о ребятах, пишет на философские, бытовые темы, любовную лирику. Целью данной работы является представление творчества Дмитрия Сиротина, адресованное детям, рассказать о его произведениях в стихах и прозе. Для достижения поставленной цели, необходимо исследовать ряд следующих задач: рассмотреть биографию и творческий путь Д.А.Сиротина, изучить его книги для дошкольников, проследить литературные особенности произведений для подростков.
Читая отзывы на произведения Д.Сиротина, выясняется, что большинство его читателей, люди разного возраста. Покупая книгу детям, родители порой, сами ею зачитываются. Многие отмечают, что автор помогает перенестись им в детство, взглянуть на себя со стороны, по-новому взглянуть на жизненные вопросы. Как правило, познакомившись с творчеством автора, читатели уже не упускаем писателя из вида. Читателям кажется, что автор сидит рядом на диване и добродушно посмеивается над нами. Над нашей увлеченностью, нашим неуемным восторгом, нашим желанием повторять и на два голоса читать его интересные и поучительные истории.
I.Глава. Биография и творческий путь Д.А.Сиротина.
Родился Д.А.Сиротин 7 апреля 1977 года в г. Воркуте. Мама Дмитрия была творческим человеком, долгое время работала в отделе культуры г.Воркуты режиссером и методистом. Учился в школе №1, которую окончил в 1992году. Из рассказа Дмитрия мы узнали, что первая его публикация состоялась довольно давно. Еще учась в школе, Дмитрий принимал участие в работе городского киноклуба и в местной газете «Заполярье» опубликовал статью о знаменитом американском кинорежиссёре Стивене Спилберге. По признанию автора, в детском возрасте много читал, его любимыми произведения были «Злоключения озорника» Г.-Х. Баумерта, «Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Я. Экхольма. Конечно, книги о Винни-Пухе, Малыше и Карлсоне, повести А. Алексина, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина, рассказы Н. Носова, В. Драгунского. С математикой, да и вообще, с точными науками у Дмитрия не заладилось, большую часть времени он проводил, играя в кукольный театр. Мечтал стать артистом или мультипликатором[2].
Если говорить о художественном произведении, опять же, первая такая публикация была в газете «Заполярье», в 1994 г. Было напечатано стихотворение «Здравствуй, Любовь, что бывает так зла». Тогда Сиротин даже и не думал, что будет сочинять для детей. Изначально казалось, что мысль о том, что надо писать для детей, пришла в голову Дмитрию с появлением сына, однако, как признался нам сам автор, начал писать детские произведения потому, что «…для детей и их родителей получается интереснее и качественнее. Наверное, потому, что сам большой ребенок»[3].
Дальнейший период в жизни был мало связан с литературой, более десяти лет он проработал актером Коми государственного театра кукол и театра-студии «Трям».(прил.2) Сочинял песни, в том числе ко многим спектаклям воркутинских театров («Необыкновенное состязание», «Бука», «Три поросенка», «Маша и Медведь» и др.). Со спектаклем по пьесе «Земные боги» в 2007 году Коми республиканский государственный театр кукол впервые побывал на зарубежных гастролях — в Финляндии. Еще о работал ведущим методистом Городского центра национальных культур и досуговой деятельности.
В 1998 г.Дмитрий становится стипендиатом Главы Республики Коми в области культуры и искусства и после окончания филологического факультета Коми государственного педагогического института основным родом его деятельности становится литература. Из под его пера выходит множество стихов, которые были напечатаны во многих газетах и журналах г.Воркуты, Сыктывкара, Москвы, Кургана, Риги, Челябинска, Санкт-Петербурга, Алтайского края. Кроме того, произведения Дмитрия вошли в коллективные литературные сборники «Оранжевые шары», «Поединок с собой — поединок с судьбой», «Высокие широты. Воркута литературная 1931-2007 гг.», «От Воркуты до Сыктывкара», «СТИХиЯ» и в другие издания. Позже Д.Сиротиным будут написаны произведения для детей в прозе, многие из них вошли в сборники, например, «Первое апреля 2012г.» или были опубликованы для прочтения на литературных интернет-сайтах.
Его творчество получило международное признание и высокую оценку профессионалов. Перечень его наград и достижений поражает: Сиротин является финалистом I Всероссийского литературного конкурса «Желтая гусеница: полеты во сне и наяву» (2010г.), золотым дипломантом (2010, 2011) и Золотым лауреатом (2012г.) Международного конкурса «Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» в номинации «На лучшее произведение для детей». Участие в Х и ХI Форумах молодых писателей в Липках (Форум молодых писателей России), дало Дмитрию рекомендацию к изданию в сборниках «Новые писатели» и «Каталог лучших произведений молодых писателей-2012», а так же к изданию авторской книги в серии «Молодая литература России». В 2012 г. он стал участником III всероссийского фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА» (г. Санкт-Петербург),в 2012 г. лауреатом Всероссийского детского литературно-художественного журнала «Костёр» (г. Санкт-Петербург) за лучшее поэтическое произведение, напечатанное в 2010 году (по итогам читательского голосования).Кроме того, Дмитрий является дипломантом Международного литературного конкурса памяти Ренаты Мухи «Самая умная муха на свете» (2011, 2012),Международного конкурса стихов для детей «От 7 до 12» (2012), финалистом Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина (2012) и финалистом литературной премии "Красными БУКВАМИ", г. Екатеринбург (2012), победителем Всероссийского литературно-художественного конкурса журнала "Костёр" на звание «Лучший поэт» 2014 года. В разных городах страны он устраивал встречи с читателями, творческие вечера на которых читал свои произведения, пел песни под гитару.(прил.3)
Творчество Дмитрия Сиротина было отмечено на самом высоком уровне, в 2012 г. он стал госстипендиатом Министерства культуры Российской Федерации. Дмитрий становится одним из авторов Международного литературного клуба «ИнтерЛит». Членом Международного Творческого Объединения детских авторов (МТО ДА).
О личной жизни литератор говорить не любит, а вот о своем творчестве и своих литературных героях рассказывает охотно. Его произведения выходят не только в виде книг и интернет сборников, они звучат на радио Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и других городов, в документальных фильмах, спектаклях, эстрадных программах. Многие из них переведены на английский, финский, коми языки.
Расспросив Дмитрия, удалось узнать, что сегодня автор проживает в г.Твери и продолжает заниматься литературным творчеством. Остается надеяться, что из под пера автора выйдет еще множество добрых стихов на радость детям и взрослым.
II.Глава. Произведения Д.А.Сиротина для дошкольников.
Говоря о литературе для дошкольников, в первую очередь, следует отметить два ярких и красочных сборника «Поучительные истории»(прил.4) и «Приходите к зайцу в гости». (прил.5)Поскольку, большинство малышей читать еще не умеют, то, скорее всего, им эти книги прочтут родители и все узнают, почему простудился пингвин Константин, отчего старушка живет в собачьей конуре, куда делся вкусный батон, кто поставил привидение в угол и наконец, почему крокодил съел зубного врача. И чем может быть необычен вполне обычный (на первый взгляд) кот? Откроют для себя значение выражений «петь по нотам», «рыба клюет без клюва», «туалетное мыло», «мыть кости»[4].
У собаки Дарьи
Грустная мордашка
До сих пор бедняжку
Грубо кличут «Дашкой»
Ей уже 12 лет
Уваженья нет как нет:
«Дашка» да и «Дашка»…
Тяжко, Дарья, тяжко.[5]
Так ненавязчиво, в шутливой форме, автор учит детей уважать окружающих, следить за своим здоровьем, по-доброму относится не только к людям, но и к животным.
Пожалуй самые восторженные отзывы получила книга Дмитрия Сиротина «Азбука в картинках».(прил.6)Благодаря ей, малыши осваивают алфавит за неделю! Волк-велосипедист, мудрый филин, мышка с сыром и кот с арбузом, модник-носорог, трудолюбивый ёжик, задорные белочки, жирафы-спортсмены, невкусный мухомор и вкусный торт - все они помогут малышу запомнить буквы. Буквы алфавита, к которым относится стихи, выделены, до ребенка быстро доходит смысл, звучание буквы. Развивается ассоциативное мышление. Вот, например, замечательный стих к букве «В»:
Волк искал в лесу обед
Вдруг …нашел велосипед!
И волчице на компот
Волчьи ягоды везет[6].
В 2014г. выходит еще одна книга Д.Сиротина для малышей «Почему у кита нет ушей?».(прил.7) Детей и родителей снова ждут стихи о животных. О самых разных: больших и маленьких, домашних и диких, обитающих в нашей стране и далеко за её пределами. Можно вместе со львом нарядить ёлку, пообщаться с умным бизоном, рассмотреть красавицу лису, с бесстыжими глазами. А какой веселый День рождения был у мышонка!
У мышонка День рожденья.
В норке - смех и суета!
Дарят сырное варенье,
Шоколадного кота,
Мышеловку из сардельки,
Вот овсяное рагу
Я к мышонку на недельке
На остатки забегу[7].
Автор в своих произведениях, как бы, опускается до уровня ребенка для того, что бы взять его за руку и ввести в светлый, праздничный мир. Этот мир не идеализированный, там есть место и обидам, и мальчишеским дракам, однако, он учит относиться внимательнее друг к другу, умению прощать, во время прийти на помощь.
III. Глава . Произведения Д.А Сиротина для детей подросткового возраста.
Сборники стихов для школьников отличают все те же легкость и юмор. В книге «Чаепитие с бегемотом» (прил.8) можно встретить своих сверстников, которые влюбляются, сорятся, мирятся, попадают в смешные и нелепые истории, спорят с родителями.
Мама мне футбольный мячик
Обещала подарить,
Жду полгода бедный мальчик!
Что про маму говорить?
Вредный папа в воскресенье
Запретил пинать кота…
Я, пожалуй, в сочиненьи
Напишу, что - сирота![8]
Для детей младшего школьного возраста будет интересна книга «Кто живет в холодильнике».(прил.9) Она рассказывает про весёлую семейку. Конечно, как и в жизни каждой семейки, в ней не обходится без разных трудностей, а иногда и опасностей. То сын объестся мороженым до злющей ангины, то папа заблудится... в Интернете, то загадочная колдунья в подъезде напугает, то прожорливый зверь в холодильнике заведется. Но, тем не менее, семейка не унывает и на всё старается смотреть с юмором[9].
Однако автор привлекает юного читателя уже к более серьезным темам. Он рассказывает о мальчике, который гордится папой-лучшим дворником, о несбыточной мечте городского мальчишки - иметь собственную живую лошадь, снах художника. Скорее всего, у школьников появится желание поставить себя на место героя, подумать, как бы поступил он в данной ситуации.
Кроме того, по особенному звучит в произведениях Дмитрия Сиротина тема о родном Севере. Заполярное детство для автора особенное - это зимний городок, не тающий до лета, пурги, метели, «счастливые» актированные дни.
Папа грустный, я весёлый:
раньше времени из школы
отпустили первый класс!
Ах, какое это счастье –
заполярное ненастье!
Просто создано для нас![10]
Помимо стихов, для подростков Д. Сиротиным создан целый цикл стихов в прозе. Из цикла «Рассказов для детей и взрослых», хочется особо выделить сборник «Самый большой абрикос». В которых ребята узнают самих себя, своих сверстников, отношения в семьях. Могут узнать о смешных и грустных историях. Каждый рассказ заставляет задуматься, понять чувства персонажа, пережить с ним события, сделать выводы на будущее. Рассказ «Вечер встречи выпускников» проводит параллель между школьниками прошлых лет и современными ребятами, показывает разницу в идеалах, ценностях[11]. Большинство рассказов заставляют понять, что все люди разные и важно принимать человека таким, какой он есть. Важно учится жить, несмотря ни на какие трудности, находить интересное да же в будничных событиях.
Заключение
Произведения воркутинского поэта Дмитрия Сиротина по-мальчишески задиристы, свежи и неординарны. Каждый стих повествует свою маленькую историю с неожиданной развязкой, которая интригует читателя, а потом награждает его порцией позитива. В его произведениях нет банальных тем, о простом, и, казалось бы, всем нам знакомом, он пишет ярко, неожиданно, заставляя вас взглянуть на проблему со стороны, нетрадиционно. Стихи просты и понятны, автор не читает нудных нотаций, однако, вместе со своими литературными героями прививает читателям чувство уважения к ближнему, взаимопомощи.
Такая литература заставляет и взрослых и детей пробудить свои лучшие чувства, понять ближнего, посмеяться над собой и стать чуточку лучше и добрее. Недаром его произведения переведены на иностранные языки и издаются за границей, ведь сердечность и приветливость ценится в культурах разных народов. Приятно осознавать, что наш воркутинский поэт греет теплом своих стихов читателей по всему земному шару.
Сел на палец божий коровёнок:
жёлтенький, совсем ещё ребёнок.
Чуть застыл, задумался немножко,
и – ползёт! Щекочет мне ладошку!
Смело по руке спешит и ловко,
без копыт, а всё-таки – коровка!
Подрастёт – коровой божьей станет,
щекотать ладошку перестанет.
Улетит – в лугах резвиться где-то…
………………………………..
А ладонь запомнит это лето.
Список использованных источников
Интернет- источники:
http://www.stihi.ru/avtor/sirotin
http://www.proza.ru/avtor/dmsirotin
Самый большой Абрикос http://opac.nbrkomi.ru/docs/common/Sirotin_D_A_Samiy_bolshoy_abrikos.pdf
При написании работы были использованы отрывки из интервью (от 5.04.2016г.) с Д.Сиротиным .
[1] Как приучить ребенка к чтению.М.Свема 2012г. стр2
[2] Познайко(газета для детей) №7 от 24.01.2016г.М.Тиздом.стр2
[3] Из личного интервью Д.Сиротина от 5.04.2016г.
[4] Поучительные истории.Ростов-на-Дону.Феникс.2013г.стр20
[5] Приходите к зайцу в гости. М.Сила.2013г.стр7
[6] Азбука в картинках.Ростов –на Дону.Феникс.2013г.стр5
[7] Почему у кита нет ушей?Ростов-на-ДонуФеникс2014г.стр12
[8] Чаепитие с бегемотом.Сыктывкар.Титул.2014г.стр18
[9] Кто живет в холодильнике?Ростов-на-Дону.Феникс.2014г. стр13,14,17.
[10] Чаепитие с бегемотом.Сыктывкар.Титул.2014г.стр31
[11] Самый большой Абрикос http://opac.nbrkomi.ru/docs/common/Sirotin_D_A_Samiy_bolshoy_abrikos.pdf
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Ёжикина Радость
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Почта