• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

фестиваль русской Матрешки

Опубликовано Сорокобаткина Лилия Васильевна вкл 16.02.2020 - 12:22
Сорокобаткина Лилия Васильевна
Автор: 
учащиеся 4 класса

В рамках проведения предметной недели окружающего мира, декоративно-прикладного искусства и технологии «Старину мы помним, старину мы чтим»

Познакомить с историей создания главного русского сувенира – матрешки, с

элементами росписей разных видов матрешек и других изделий декоративно-прикладного творчества;

развивать  творческие способности и возможности учащихся, культуру взаимоотношений между детьми разных возрастов, способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребенка;

воспитывать патриотические чувства к Родине, гордость за людей, живущих в России, сохраняющих культурное наследие и традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

 фестиваль «Русской Матрешки»

В рамках проведения предметной недели окружающего мира, декоративно-прикладного искусства и технологии «Старину мы помним, старину мы чтим»

Возраст учащихся 3,4 класс, воспитанники детского сада (старшая группа)

Место и роль занятия: заключительный этап, подведение итогов предметной недели

Цель:

Познакомить с историей создания главного русского сувенира – матрешки,  с

элементами росписей разных видов матрешек и других изделий декоративно-прикладного творчества;

развивать  творческие способности и возможности учащихся, культуру взаимоотношений между детьми разных возрастов, способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребенка;

воспитывать патриотические чувства к Родине, гордость за людей, живущих в России, сохраняющих культурное наследие и традиции.

Используемые технологии: технология деятельного подхода.

Методы: словесный, практический, проблемно-диалогический, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.

Основные термины и понятия: сувенир, фестиваль, Родина, национальность, патриотизм.

Ожидаемые результаты: в результате проведенных занятий дети смогут:

 - определять виды росписей игрушек, посуды и предметов быта;

-  отличать виды росписей матрешек (Семеновская, Загорская, Полхов-Майдановская);

- овладеют практическими навыками разных росписей;

- получат навыки общения в разновозрастной группе, со взрослыми людьми.

Материальное обеспечение:

Выставка предметов быта, игрушек, расписанных в стиле   хохломской, гжельской, городецкой, полхов-майдановской, жестовской и других росписей.

Выставка посуды расписанной в городе Семикаракорске Ростовской области (региональный компонент);

Выставка матрешек

Образцы различных росписей

Костюмы для детей

Оборудование для игры (карусель), деревянные ложки

Компьютер, проектор, экран.

Подготовительная работа

1 день

Открытие недели «Старину мы помним, старину мы чтим»

  1. Знакомство с выставкой изделий из глины, дерева и их росписей
  2. Виртуальная экскурсия «Знаменитые города мастеров»
  3. Просмотр мультфильма «Секрет Матрешки» https://www.youtube.com/watch?v=inT5PK-sjIA

2, 3, 4 день знакомство с росписями

Полхов-Майдан, Семенов, Загорск

Практическая работа – рисование элементов каждой росписи

5 день фестиваль «Русской Матрешки»

  1. Праздничный концерт
  2. Народные игры
  3. Конкурс загадок
  4. Викторина
  5. Роспись деревянных разделочных досок (работа в парах родитель-ребенок)
  6. Подведение итогов, награждение участников
  7. Заключительная часть (чаепитие со сладкими угощениями в кафе  

 «У МАТРЕШКИ»

ФЕСТИВАЛЬ «РУССКОЙ МАТРЕШКИ»

Сценарий мероприятия

1скоморох:  Внимание! Внимание! Внимание!

                     Открываем веселое гуляние!

                      Торопись, честной народ!

                      Фестиваль тебя зовет!

2 скоморох:  Фестиваль! Фестиваль!

                      Спешите все сюда!

                      Здесь шутки, песни, сладости,

                      Давно вас ждут, друзья!

Вед: Разойдись, честной народ!

        Это кто сюда идет?

        Ну-ка, хлопаем в ладошки,  

        К нам приехали Матрешки!

(Выходят Матрешки)

3 скоморох: Разноцветные одежки,

                     Озорной и добрый взор,

                     Это русская матрешка

                      Собрала своих сестер.

1 скоморох: Ай, молодец, Матрешка!

                     Статна и красива!

                     Идет, я вижу, Городец,  

                     Это, братцы, диво!

2 скоморох: Строгий вид и стройный стан,

                      Яркая одежка,

                      Это Полховский  Майдан

                      Подарил Матрешку!

3 скоморох: Вот игрушка непростая,

                      Прячет множество сестер,

                     Друг от друга отличают

                    Их прическа и узор.

Вед: узнали вы ее,  друзья?

Матрешка: да,  Семеновская я!

                    Я к вам торопилась,

                   постаралась, нарядилась,

                   Я матрешенька,  я круглешенька,

                  Щеки пухленькие,  сама кругленькая,

                  До чего же хороша, заманчива.

Вед: эй,  девчонки-хохотушки,

         Запевайте-ка частушки,

        Запевайте поскорей,

        Веселите всех друзей!

Частушки:

  1. Ой, спасибо, тебе, мастер,

Руки золотые!

Получились мы на славу

Яркие такие!

  1. На щеках заря играет,

а в руках петух кричит

и кому глазок мигает,

уж никто не различит.

  1. Деревянные сестрички

От большой до невелички,

Изнутри мы все пусты,

Кроме младшенькой сестры.

  1. В этой молодице

прячутся сестрицы

Каждая сестрица

для меньшой -темница.

  1.  Наши ручки- крендельки,

Щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

  1. Мы матрешки,

Мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать да петь

Вам за нами не успеть.

Вед: предлагаю вам игру «Золотые ворота» (Матрешка и Скоморох берутся за руки, в центре зала образуют «арку-ворота», поднимают руки, все остальные участники идут по кругу через ворота и приговаривают:

В золотые ворота

Проходите, господа,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

(Ворота закрываются, тот, кто последний прошел через ворота и участник, который остался перед воротами становятся ведущими, игра повторяется несколько раз).

Вед: прошу внимание!

         Продолжим соревнование.

        Небылицы в лицах

        Сидят в теремах-светлицах,

        Щелкают орешки,

        Да творят насмешки .

       Хотите знать, какие?!

      А вот такие:

  1. А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварешка бы утят высидела

  1. А и где же это слыхано?

А и где же это видано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил.

Ну а уточка  - телушечку,

ну а курочка- бычка, бычка!

  1. А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела,

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Вед: мы продолжаем фестиваль, разгадываем загадки, в них будет все, что касается деревянной игрушки-матрешки, все что  связано с изготовлением и росписью матрешки.

1 скоморох: Мы ребята удалые!

1 матрешка: Мы девчата озорные!

Вместе: Всех на фестиваль зовем –

              Мы загадки продаем!

Матрешка: А ну, честной народ,

                   Подходи смелей,

                   Покупай товар не робей!

Скоморох: Здесь загадки знатные,

                   Складные, да ладные,

                   Всегда повсюду славятся,

                    Они и вам понравятся!

Загадки:

  1. Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг к дружке,

А всего одна игрушка (матрешки)

  1. Клейкие почки,

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит над головой (береза)

  1. Падают с ветки

Золотые монетки (листья)

  1. Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду пока матрешка

Упадет сама в саду (груша)

  1. Не артист, а голосист

Не ездок, а шпоры у ног (петух)

  1. Сидит на палочке.

В красной рубашечке.

Брюшко сыто,

Камешками набито (шиповник)

  1. Две сестрицы летом зелены

К осени одна краснеет,

Другая чернеет (смородина)

  1. Уснули дети, свет потух.

Молчит горластенький (петух)

  1. За тонкий запах легких лепестков

Зовут меня царицею цветов (роза)

  1. Под ярусом, ярусом

Висят кисти

С красным гарусом (рябина)

  1. Сижу меж травы

Нагнись и сорви (ягода)

  1.  Что за птица, людей не боится

Не летает высоко

А поет «ко-ко-ко»! (петух)

  1. Ах, красавицы стоят

Улыбаются, глядят.

Веселы, румяны

Одеты в сарафаны,

Можно их в одну собрать

Как красавиц этих звать? (матрешки)

  1.  Круглые листочки,

Светлые цветочки

Вкусен, сладок их нектар

Кто это дерево узнал? (липа)

  1.  Ах, какая непослушка,

Эта чудная игрушка!

Положу она встает,

Как стоять не устает? (неваляшка)

  1.  Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна,

Одежда зелена (береза).

Вед: следующий номер нашего концерта сценка «Озорные матрешки»

(Звучат веселые фольклорные наигрыши. На сцене появляется матрешка Люба)

(Люба удивленно)

-Вы ничего не знаете?

-Как ничего не знаете?

Страна такая есть!

Вам непременно нужно

И очень-очень дружно

К моей чудесной сказке

Проявить свой интерес!

Живут в малютках домиках

 На разноцветных улочках,

 Кто думаете? …… Гномики?

 Нет, те, что любят шуточки –

Веселые матрешки,

Румяненькие щечки!

(под озорную музыку входят Матрешки танцуют и поют)

Матрешка 1: Мы Матрешки озорные,

                       Мы веселые такие!

М 2: Любим петь и танцевать

        Веселиться и играть!

М 3: И вообще, мы все подружки,

        хохотушки и болтушки!

М 4: Любим пошалить немножко

         И играем мы на ложках!

М 5: Любим сладкое печенье

        И любое угощенье!

М 6: Для гостей всегда споем

        Бойко песню заведем!

(После каждой фразы матрешки исполняют проигрыш на ложках)

Люба:  Вот такая маленькая, добрая страна!

            Праздников и радости

           Каждый день полна!

           Здесь Матрешкам маленьким

          Весело живется,

          Каждой дело важное,

          Каждый день найдется!

Все: Вот такие мы Матрешки!

         А сыграем-ка на ложках!

(исполняют композицию на ложках)

Люба: Как невесело играли!

 Наши гости заскучали,

Что за скучные Матрешки?

Не довольны наши гости!

(Матрешки кладут ложки на лавку, спорят)

М 1: И я это увидела!

М 4: И я это заметила!

М 2: Я ничуть не виновата!

М 6: Вы капризные девчата!

       Я ничуть не унываю

       И капризкой не бываю!

М 5: Да и я  то не грущу!

М 3: С вами спорить не хочу!

         Весела я и нарядна,

         И красива, и опрятна!

М 6: Я всех лучше это знаю!

        Я без вас одна сыграю!

        Будет песня веселей!

       Дайте ложки мне скорей!

(берет ложки, уходит)

М 2: Так и мне отдайте ложки,

          Лучше всех, я вас, Матрешки!

(берет ложки и уходит)

М 4: А я буду петь  одна,

        Мне подружка не нужна!

(берет ложки и уходит)

М 5: Я уйду в свой теремок

        И закроюсь на замок.

(на сцене осталась одна Люба)

Люба: Что же с вами?  Ой, беда!

            Вы уходите, куда?

            Я же пошутить хотела,

            Ой, чего я сделала:

            Я поссорила Матрешек

           И гостям послушать ложек

           Я веселых не дала!

          Виновата я сама!

           Как теперь их помирить?

           Еще нам спеть, вернуть веселье

           И поднять всем настроение?

          Заиграйте, мои ложки,

          помогите мне немножко!

(Соло на ложках)

Люба: (печально) Мои ложки не звучат,

                        А печально лишь бренчат!

(Матрешки ведут разговор между собой)

М 2: Мои ложки не играют…

М 3: И мои лежат скучают……

М1: Мне так грустно стало вдруг…

М 4: Одиноко без подруг.

М 5: Мы так весело играли…

М 6: Мы старались, не зевали.

Люба (к Матрешкам) : Вы простите мою шутку?

        Не скучали ни минутку!

        Зрители все улыбались!

        Ведь Матрешки вам понравились?

         Ну тогда еще все вместе,

        Заводную споем песню.

(Выходят все вместе исполняют композицию на ложках)

Вед: В кукле матрешке прячется целое семейство. Вынимая каждый раз новую куклу, называем  ее по имени: большая - Матрена Ивановна, а следующая - Глаша (каждую следующую Матрешку дети называют русскими именами), а самая маленькая - Матрешечка!  Сестрой Матрешки является игрушка Ванька-Встанька. Он один, а имен у него может быть много. Каким русским именем его можно назвать?  (дети называют)

Следующие номера посвящены этим игрушкам.

Танец.

Исполняют девочки-матрешки «Ой, да мы Матрешки»

(слова З.Петровой,  муз. Ю. Слоновой)

Танец.

Исполняют  мальчики «Ваньки-Встаньки»

(слова З.Петровой,  муз. Ю. Слоновой)

Вед: Ай, лю-ли,  лю-ли,  лю-ли, карусель стоит вдали.

(Выносится приспособление для игры)

Вед: Предлагаю вам игру «Карусель»

(Под слова стихотворения выполняются задания)

Еле-еле, еле-еле, еле-еле, еле-еле

Закружились карусели (дети держатся за ленты, начинают движения)

А потом,  потом,  потом (шаг ускоряется)

Все бегом, бегом, бегом.

А потом скорей, скорей (шаг переходит в бег)

Все быстрей, быстрей, быстрей.

Все быстрее и быстрее, и быстрее и быстрей! (Ускорение по тексту)

Тише, тише!

Не спешите! (бег замедляется, переходит в шаг)

Карусель остановите (игра повторяется 2-3 раза)

Заканчивается.

Раз-  два, раз -  два. Карусели отдохнуть пора.

 Вед: Ты шкатулка, открывайся,

         Открывайся поскорей,

         Постарайся, постарайся,

        Чтобы стало веселей.

Конкурс скороговорок

(ведущий достает скороговорки из красивой коробки)

  1. Я куплю Матрешке новые сапожки.
  2. У Маруси – гуси, гуси у Маруси.
  3. Пальто не то - в нем дыр сто.

Вед: в заключении нашего праздника - викторина.

  1. Почему роспись называется хохломская? ( такая манера росписи родилась в русской деревне с названием Хохлома, что в Нижегородской области)
  2. Какие цвета используют хохломские мастера для росписи изделий? (красный желтый, зеленый, черный, золотой, серебряный)
  3. Что рисуют хохломские мастера? (цветы, ягоды, травы)
  4. Какие элементы росписи используют мастера из Дымково? (точки, кружки, линии)
  5. А известно ли вам, девицы, да молодцы, где находится слобода Дымково?  (ныне в составе города Кирова)
  6. А какими игрушками славятся дымковские мастера? (барышня-водоноска, индюк, лошадка,  барашек –свистулька, олень-золотые рога)
  7. Почему дымковская игрушка всегда белая?  (покрашена гуашью белого цвета, разведенной на молоке)
  8. Чем отличается гжельская роспись от других? (расписана голубовато-синими узорами)
  9. Какие предметы обихода делали гжельские мастера? (кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки, фигурки сказочных героев, игрушки коней, петухов, собачек)
  10. Назовите, из каких мест мастера расписывали деревянных матрешек? (Полхов-Майдан, Загорск, Семенов )
  11.  Какими элементами росписи отличаются друг от друга?   (цветами и красками)
  12. Какой самый распространенный русский сувенир вы знаете? (матрешка)
  13.  Что такое сувенир? (подарок на память)

Вед: а сейчас мы приглашаем вас в творческую мастерскую, предлагаем расписать разделочную доску, можете использовать наиболее понравившиеся элементы росписи.

Подведение итогов (награждение учащихся за конкурс загадок, скороговорок, викторину)

Заключительная часть.

Чаепитие со сладким угощение в кафе «У Матрешки»

Вед: спасибо, вам гости дорогие,  за внимание и участие. Уходя из нашего кафе, не забудьте выразить свое отношение к нашему празднику. Подарите матрешке улыбку вашего настроения.


Поделиться:

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

И тут появился изобретатель

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Сладость для сердца

Как нарисовать портрет?