• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование своеобразия сказок А.С. Пушкина. Образы и символы

Опубликовано Эдуард Владимирович Жуков вкл 23.05.2020 - 12:23
Автор: 
Панкова София

В данной работе история происхождения самых популярных образов, используемых Пушкиным в своих чудесных сказках,таких как "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", "Сказка о золотой рыбке" и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_svoeobraziya_skazok_pushkina.docx6.33 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование своеобразия сказок А.С. Пушкина. Образы и символы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся, великий русский поэт, драматург и прозаик. Но самые родные, знакомые всем еще с детства творения Пушкина — его сказки. В своей работе я сделаю попытку раскрыть данную часть творчества великого русского писателя.

Погружаясь в рассмотрение данной темы, поражаешься тому, насколько глубоко сам автор изучил русский и европейский фольклор, древнейшие народные традиции и культуру устного народного творчества. Именно поэтому его сказки приобрели невероятную популярность и, как их более древние аналоги, по-прежнему переходят из уст в уста.

Цель данной работы - проследить происхождение и описать своеобразие основных сказочных образов Пушкина.

Александру Сергеевичу Пушкину было хорошо известно, что большинство сказочных сюжетов в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому издревле, еще с дохристианских времён, из "седой древности". Подобно исследователю-фольклористу и истинно народному сказителю, он брал мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, превращая их в подлинно русские силой пера. Как великий поэт, Пушкин не мог не вносить в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.).

Образ - это художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. Символически мощных образов в сказках Пушкина – огромное множество. Вспомним хотя бы, как начинается все та же «Сказка о царе Салтане»:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Три пряхи – очень яркий образ-символ, отсылающий к греческой мифологии. Согласно эллинским представлениям, человеческими судьбами управляют три мойры (парки), родные сестры.

Одна берет жребий новорожденного. Вторая начинает ткать его, причем в буквальном смысле: из-под ее рук выходит жизненная нить судьбы. Наконец, третья ножницами разрезает жребий, что символизирует собой смерть человека.

Что же мы видим в сказке? Ткачиха и повариха – две завистливые сестры молодой царицы, постоянно пытающиеся поменять судьбу неугодного им племянника. Правда, тут Пушкин отходит от греческой традиции.

Не менее символичен герой другой волшебной сказки – Золотой петушок. Его образ отсылает, в первую очередь, к мифологическим представлениям древних славян.

Они считали, что есть такой петух, который своим громким пением возвещает о сотворении мира и о его конце. Если крик этой магической птицы прозвучит на заре – быть беде.

Так магическая птица подаст знак, дающий возможность всем другим богам объединиться и защититься. Аналогии со «Сказкой о золотом петушке» проводить не нужно – они слишком очевидны.

Золотая рыбка – еще один символически наполненный образ. Вообще, она, по представлениям многих народов, должна приносить удачу и богатство. В «Сказке о рыбаке и рыбке» так и происходит.

Попавшая в невод морская владычица охотно выполняет все желания старухи. Причем, сварливая героиня не хочет ничего вечного, мудрого, доброго, ее интересует только вещное: богатство, чины, шикарные хоромы

И рыбка все это охотно приносит, полностью выполняя свое мифологическое предназначение.

Однако тут Пушкин использует еще один мощный символ, который потом прочно войдет в народное сознание: разбитое корыто. Благодаря именно бессмертному произведению великого классика, оно стало знаком чрезмерной жадности и разбившихся алчных надежд.

Бочка, казалось бы, — обычный бытовой предмет, но в сказках Пушкина он тоже является ярким образом. Во времена античности сосуды являлись символом знаний и мудрости. Например, бочка Диогена - древнего античного философа. Итак, Гвидон, находясь в бочке, приобретает необходимые знания для успешного княжения под руководством мудрой царицы. На острове, куда они прибывают, никто даже не сомневается в его правах на правление. Утверждению Гвидона в должности сопутствуют такие события, как победа над коршуном и женитьба на царевне-лебеди с месяцем под косой и звездой во лбу.

В необработанном Пушкиным варианте сказки Арины Родионовны, которая носила название "По локти в золоте, по колено в серебре", сам Гвидон родился с самого начала сказки "со звездой во лбу и луной под косой", т.е. он обладает всеми признаками божественного и царского происхождения и кроме того имел 33 брата:

...В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Но именно он должен посидеть в бочке и "поучиться".

Сказка о Мертвой царевне также демонстрирует древний ритуал проживания женщин в "мужском доме" охотников (богатырей). Незамужних девиц называли "сестрицами". Братья уважали ее и могли любить только как сестрицу. У Пушкина она отравлена колдуньей-царицей и "положена" братьями в магический хрустальный гроб в лесу.

Расшифровка сказки состоит в том, что девушка проходит "обучение" в мужском доме, освоив науку ухода за мужчинами. В магическом гробе она обретает "посвящение", становится готовой к замужеству. По версии Арины Родионовны жених королевич Елисей переносит гроб в свой дом и ждёт, пока невеста не проснётся. И вот наступает момент "перехода" - из ее волос вынимают магический гребень и царевна оживает.

Заключение

Использование в сказках описываемых фольклорных, народных образов было во времена Пушкина новаторством. Помимо занимательных, романтических приключений героев он вводит в литературу истинно-народную поэзию. Читающее дворянство в то время совершенно не имело к этому привычки. В пушкинских сказках рассматривается тема социальной несправедливости (о жадном и глупом попе и батраке, наказавшем его с помощью нечистой силы), затрагиваются моральные идеалы народа («Сказка о рыбаке и рыбке») и т. п. Новинкой было также и то, что Пушкин облекает свои произведения в стихотворную форму,  тогда как в народе сказки, как правило, «ходили» в прозаическом варианте.

 

 


Поделиться:

Кактусы из сада камней

Ночная стрельба

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны

Каргопольская игрушка

Рыжие листья