В творчестве В. Панфилова меня покорили стихи, посвящённые моему городу. Захотелось глубже взглянуть на его творчество, больше узнать о нём как о личности. При обозначении темы проекта я обратила внимание на её актуальность: учащиеся 10-11 классов не знакомы с поэтом и его стихами. При анализе всего собранного материала было выявлено, что поэзия В.Н. Панфилова изучалась членами Приозерского литературного общества и была высоко оценена, но ей не уделялось должного внимания ни в средствах массовой информации нашего города, ни на уроках в школе. Это и определило мой выбор: «Малая родина в творчестве поэта-земляка В.Н. Панфилова».
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.87 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Малая родина в творчестве В. Н. Панфилова
(Исследовательская работа по литературе)
Автор проекта: ученица 10 «А» класса Бобокина Ксения
Руководитель проекта: Блинова Алевтина Викторовна
Г. Приозерск
2018 год
Содержание
I.Введение………………………………....................................стр.3
1.1. Обоснование и актуальность исследования………..........стр.3
1.2. Объект исследования……………………………………...стр.3
1.3. Предмет исследования……………………………………стр.3
1.4. Цель исследования………………………………………...стр.3
1.5. Задачи исследования……………………………………...стр.3
1.6. Методы исследования……………………………………стр.4
1.7. Практическая направленность…………………………...стр.4
II. Основная часть……….……………………………………стр.4
2.1. Слово о поэте-земляке…………………………………...стр.4
2.2. Анализ стихотворения «Здесь, в Приозерье…»………..стр.5
2.3. Анализ стихотворения «Крепости «Корела»»…………..стр.7
III. Выводы…….……………………………………………...стр.10
IV. Заключение……..…………………………………………стр.10
V. Список использованной литературы…...………………..стр.11
VI. Приложения……………….……………………………...стр.12
I. Введение
Проект «Малая родина в творчестве В.Н. Панфилова» посвящён поэтическим произведениям поэта, который является нашим современником и живёт в городе Приозерске.
Тема Родины – традиционная и вечная тема в русской литературе. Начиная с великого произведения Древней Руси «Слово о полку Игореве» (XII в), любовь к Отечеству проявлялась как главная черта русского национального характера. Глубокую, искреннюю любовь к Родине мы наблюдаем в стихотворениях Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Некрасова Н.А., Блока А.А., Есенина С.А., Маяковского В.В., Твардовского А.Т. и многих других поэтов.
В творчестве В. Панфилова меня покорили стихи, посвящённые моему городу. Захотелось глубже взглянуть на его творчество, больше узнать о нём как о личности. При обозначении темы проекта я обратила внимание на её актуальность: учащиеся 10-11 классов не знакомы с поэтом и его стихами. При анализе всего собранного материала было выявлено, что поэзия В.Н. Панфилова изучалась членами Приозерского литературного общества и была высоко оценена, но ей не уделялось должного внимания ни в средствах массовой информации нашего города, ни на уроках в школе.
Это и определило мой выбор: «Малая родина в творчестве поэта-земляка В.Н. Панфилова».
Поэтическое творчество В.Н. Панфилова.
Малая родина как ведущая тема в творчестве поэта
1.4 Цель исследования
-Определить место темы малой родины в творчестве В.Н. Панфилова, раскрыть её своеобразие, выявить изобразительно-выразительные средства, помогающие поэту раскрыть образы родного города, его историческое прошлое и настоящее.
1.5 Задачи исследования
-Изучить творческую биографию, становление личности В.Н. Панфилова как поэта;
- Раскрыть отражение темы малой родины в художественных произведениях поэта-земляка;
-Провести анализ и интерпретацию стихотворений, исследование средств художественной выразительности, помогающих создать неповторимый образ любимого города;
-Ознакомить учащихся 10-11 классов с творчеством В.Н. Панфилова, изучить мнение школьников о произведениях поэта, посвящённых малой родине, восприятие его поэзии.
1.6 Методы исследования
Изучение и анализ литературных источников, интервью, анкетирование, наблюдение.
1.7 Практическая направленность
Материалы исследования можно использовать на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий в школьной библиотеке, рекомендовать для школьного музея.
Из интервью с поэтом я узнала, что путь в поэзию у Владимира Панфилова начался ещё в школьные годы на Донбассе, в городе шахтёров и металлургов Енакиево Донецкой области. Родился в рабочей семье в 1960 году. С детства Владимир любил переписывать понравившиеся стихотворения из журнала «Москва», вместе со своими друзьями. Увлекался Высоцким, читал наизусть Александра Блока, Иосифа Бродского и Сашу Чёрного. Окончил среднюю школу, после неожиданно для всех поступил в Серпуховское высшее военное командное училище ракетных войск стратегического назначения (ныне филиал Академии Петра Великого – военный институт РВСН). Окончил его с отличием в 1982 году и был направлен на службу в г.Приозерск Ленинградской области, в часть, которой посвятил все годы своего служения Отечеству.
Яркое впечатление на подростка произвела туристическая поездка в Святогорск. Там он написал своё первое произведение, которое, к сожалению, было утеряно. Автор рассказывает, что оно было написано с иронией. Директор турбазы, узнав о стихотворении, вызвал юного писателя на ковёр. Но на конкурсе туристических песен Владимир занял первое место.
Первое серьёзное произведение было написано после смерти любимого поэта Владимира Высоцкого в 1980 году.
Жизнь Владимира Панфилова круто изменилась после того, как его отправили служить в Приозерск. Ему настолько здесь понравилось, что даже когда было предложено переехать на другое место службы для повышения по должности, поэт отказался. По его словам, причиной стала непреодолимая любовь к водной стихии, т. к. у него на родине были только «степь да зной». Именно благодаря прекрасной северной природе Приозерья, его озёрам, рекам и климату, у него появилось желание написать стихотворения о нашем крае. А ещё ему понравились люди, живущие здесь, каким-то спокойствием, уравновешенностью.
В 1998 году уволился в запас в звании майора.
Сегодня у поэта прекрасная семья: жена, двое взрослых сыновей, двое внуков – Даромир и Мирослав.
Его поэтические произведения стали регулярно публиковаться с 2011 года в газете «Приозерские Ведомости». Свои стихи поэт посвящает истории нашей страны, героическим событиям Великой Отечественной Войны, истории нашего города, природы Приозерья, своей семье…Он не представляет свою жизнь без творчества.
С августа 2014 года Владимир Панфилов является членом Российского Союза писателей, номинантом премий «Поэт года», «Наследие», «Русь моя».
Родина...Отчизна…Отечество…Таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем для себя определить отчётливо, но связаны с ним навсегда. Именно Отечество наделило нас способностью мыслить, чувствовать, дало нам язык, великую литературу…
Родной край раскрывается человеку с годами, и вслед за первым ощущением малой родины приходит любовь к нашей огромной стране – России.
Бескрайние леса, чайки, парящие в небе над то тихими, то грозными волнами Ладоги… Такая она, моя родина…
Эта тема проходит через всё творчество нашего поэта-земляка Владимира Николаевича Панфилова. Достаточно посмотреть на названия стихотворений, вошедших в сборник «В краю озёр»: «Здесь, в Приозерье…», «Весна. Начало», «Мой Приозерск», «Крепость Корела» и другие – и увидишь, что для поэта любовь к ставшим родными местам – священное чувство.
Восхищение, любовью, нежностью веет от поэтических строк, посвящённых Приозерской земле.
В огромном мире городов так много разных –
Больших и малых, деловых, степенных, праздных…
Но мне милее всех и всех стократ дороже
Неброский городок, что спит в гранитном ложе…
Так начинается одно из лучших стихотворений Панфилова «Мой Приозерск» (2016г.). Поэт даёт нам объёмную картину мира, в котором, как кажется, затерялся «неброский городок». Ни разу он не говорит слово «родина», но мы за его словами понимаем, что наш город – это частица великой истории нашей страны. Автор не рисует образ города в деталях, их минимальное количество, но, признаваясь ему в любви, он характеризует главное - народ, проживавший когда-то здесь, в исторической ретроспективе:
Не барствующий, не жирующий, не пьющий,
На рубль, трудом своим добытый, лишь живущий.
Скромняга-город, цену знающий словам «отвага», «честь»,
Не падкий на посулы, на подхалимаж, корысть и лесть.
Поэт использует метонимию, называет черты народа, которые соответствуют представлениям русского человека о чести и достоинстве. Читатель понимает, что величие и значимость города – в исторической судьбе его народа.
Вторая половина стихотворения (4-6 строфы) – признание в любви к природе, окружающей город, которую поэт видит единым целым с людьми, проживающими в нём. «Люблю» и «боготворю» - слова, определяющие его отношение к образам, которые он нам рисует.
Боготворю рёв хмурой Ладоги могучей
И над крестами храмов грозовые тучи.
Люблю гортанные горластых чаек крики
И солнца редкого на стылых волнах блики.
Поэт удачно использует звукопись (аллитерацию). Звук «р» повторяется здесь 10 раз. Такой приём делает текст ярким и выразительным, подчёркивает мощь и силу природы.
В конце стихотворения автор снова обращается к городу:
Мне по душе твой нрав простой, булата скромный блеск,
Ты дорог мне мой древний, вечно юный Приозерск…
Величие, достоинство города и в то же время его молодость автор подчёркивает антитезой и гиперболой: «древний» и «юный». Значительное количество инверсий позволяет поэту, выделить существительные: день зимний, ручей весенний, наряд кричащий, солнца редкого и т.д.
Шестистопный ямб, простые звучные парные рифмы придают стихотворению выразительность и динамизм.
Образ города в единении с величественной природой края, вечно меняющейся, спокойной и грозной, заставляет читателя, не знающего историю Приозерска, догадываться о его исторических победах, поражениях и возрождении из пепла сражений.
В стихотворении «Здесь, в Приозерье…» (2017 год) чувство Родины – России у Панфилова естественно идёт от восприятия малой родины и неразрывно связано с чувством природы, которая живет своей, но близкой к человеку жизнью:
Здесь бьют ключи, которых не сыскать прозрачней,
Здесь в мрачных сумерках сгорает краткий зимний день,
Узор морозный в окнах – кружев всех занятней,
И к горизонту мчится самых юных елей тень…
Кажется, что олицетворение – наиболее употребляемое и любимое художественное средство выразительности. Каждая из 8-ми строф включает яркое олицетворение:
Здесь волны Ладоги – красотки своенравной –
Что день, на прочность пробуют реликтовый гранит,
А он, дивясь лишь её выходкам забавным,
Невозмутимое спокойствие хранит.
Бросается в глаза обилие не только олицетворений, но и различных эпитетов, сравнений, метафор в каждой строфе:
Здесь ночью ветер, словно чем-то озабочен,
Ворчит, как старый дед, пеняя на дурные сны…
И, злясь и путаясь в стволах степенных сосен,
Куда-то мчит, замшелые лаская валуны…
Несмотря на то, что эпитеты-прилагательные замедляют речь, они в то же время делают стихотворные строки эмоциональными, а стиль – высочественным.
Использование анафоры как стилистической фигуры – со слова «здесь» начинается каждая строфа – делает стихотворение выразительным и стройным, привлекает внимание к каждому четверостишию.
Звуки «а», «о», «э», «и», в большом количестве используемые поэтом (ассонанс) дают ощущение лёгкости, полёта, того ежеминутного счастья, которое даёт нам единение с природой. Рисуя свою малую родину Приозерье, автор испытывает различные эмоции: восторг и умиление, любовь и преклонение перед многоликой природой, он словно впитывает красоту окружающего мира, в котором утопает маленький городок:
Здесь жизнь течёт неспешно, мерно, осторожно,
Журча чуть слышно песней нежной, как вода в реке…
Не полюбить край этот просто невозможно…
Здесь и журавлик в небе, и синица в кулаке….
Восприятие Панфиловым природы как одухотворённого мира, слияние с ним, большое количество эпитетов, метафор, инверсий, риторических обращений приближает его произведения к прекрасным образцам русской классической поэзии.
Кажется, что Владимир Панфилов видит любимый город сквозь магический кристалл, в котором возникает «неувядающий цветок в любом букете, родного города душа…» Конечно, это крепость «Корела». В стихотворении с аналогичным названием поэт обращается к ней напрямую:
Красива ты, могуча и серьёзна…
На непокорную главу одев шишак,[1]
Вокруг взираешь грозно и тревожно –
А не грозит ли снова нам коварный враг?
И снова любимый художественный приём – олицетворение, которое проходит через семь строф из восьми. Автору удаётся в нескольких четверостишиях дать ретроспективу исторических событий, связанных с городом-крепостью, форпостом на северных рубежах Руси:
Песок в часах истории струится,
Столетия минули, убран в ножны меч…
Но ей привычно по ночам не спится -
Она привыкла наш покой беречь…
Дух предков, отстоявших свои земли от захватчиков, кажется, витает над крепостью, им пропитаны её могучие стены:
У стен твоих врагов так много пало!
Немало в памяти достойных дней хранит
Твердыни поседевшей и усталой
Стен мощных грозный неприветливый гранит!
Прошли столетия, закончились войны, а крепость несёт в себе великий духовный смысл для города: верности заветам предков.
И город, крепость заключив в объятья,
Праматери достойным хочет быть…
С её плеча себе примерив платье,
Его стремится гордо, бережно носить…
Необычное олицетворение, эпитеты придают величие древней крепости. Чередование 5-ти и 6-тистопного ямба делает стихотворение лёгким и динамичным.
И снова два полюса – два образа: крепость и город в «Песне о Кореле-граде» (2010г.). В этой поэтической песне-балладе мы чувствуем движение образа крепости и времени, а точнее – движение самого времени от основания крепости и до наших дней. Автор использует историческую основу: сражения за существование на русской земле, упоминания о Рюрике, о Петре Великом, основавшим Кексгольмский полк, неоднократные переименования города-крепости, он максимально приближает повествование к истории уникального сооружения, валы которой обложены замшелым камнем (единственной земляной крепости, сохранившейся до нашего времени). Панфилов объединяет крепость и город в единое целое как в прошлом, когда всё население давало отпор захватчикам, так и в настоящем, когда город, «наследник благодушный былой славы, чтит пращуров и предков времена».
Был город не единожды повержен
На самых разных рубежах времён –
Захвачен был, разгромлен, не удержан,
Испепелён был, но не покорён.
Стихотворение начинается и заканчивается описанием крепости в мирные дни:
Воскреснувшая, словно феникс-птица,
Опять стремится шпилем в облака,
И каждою весною молодится,
Подтягивая пышные бока.
Нельзя не отметить многозначность образа крепости: старушка крепость, твердыня, города душа, праматерь, феникс-птица и др. Подчёркивая исторические реалии, героизм и мощь сражений, поэт использует историзмы (форпост, цитадель, рать, гренадёры, витязи), яркие глагольные словосочетания: поднимались в полный рост, «шли на вы», прибили доспехи, назло восстала, одолела шведа и др. Множество оригинальных метафор свидетельствуют о мастерстве поэта: на лоскуте поверженной земли, неувядающий цветок в любом букете, песок в часах истории; олицетворения: седая крепость очень чутко спит, город-воин, подавший в отставку, точку жирную поставила победа и др. Эпитеты, яркие сравнения, гиперболы- все эти изобразительные средства поэт мастерски вводит в текст стихотворения. Пятистопный ямб, чередование мужских и женских рифм словно усиливают бег времени.
III. Выводы:
В своей работе, посвящённой поэтическому творчеству Владимира Панфилова, я старалась приблизиться к авторскому замыслу, к работе его воображения, развитию его художественной мысли, обращала внимание на второстепенные элементы текста, потому что здесь можно было найти ответы на вопросы: что ближе душе и сердцу поэта, что важно для него в его жизни, в жизни нашего народа, в его великой истории.
Тема малой родины в творчестве Владимира Панфилова тесно связана с темой природы Приозерья. Она для поэта живой, одухотворённый, многоликий мир, прекрасный в любое время года, а человек и город – часть этого мира, они ограничено существуют в нём. Мир красоты и гармонии окружает лирического героя, который наслаждается и ощущает течение времени без трагизма.
Лирический герой сравнивается с автором, его переживаниями, духовным миром, жизненным опытом.
Поэт выражает свою позицию эмоционально, стремится к полноте изображения окружающего мира, использует разнообразные художественные средства. Он вводит множество образов, деталей, даёт не статичную картину природы, а движущуюся, живую.
Изобразительно-выразительные средства делают описания сказочными, динамичными. Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, точностью рифмовки.
В жанровом отношении Панфилов тяготеет к лирическому стихотворению, поэтическому фрагменту, использует и песню-балладу.
В целом в поэзии Владимира Панфилова можно отметить определённое влияние традиций русского романтизма XIX века, а также богатство и разнообразие современного русского языка.
IV. Заключение:
В поэзии В. Н. Панфилова мы чувствуем временные и пространственный параметры образов малой родины и Родины – России, героизм предков, народа в ВОВ.
Мы видим преемственность традиций, отваги, решительности, терпения и веры в справедливость. Всё это эмоционально наполняет поэтические строчки, а намеренное слияние прошлого и настоящего делает картину полной и величественной. Многозначность образов малой родины – Приозерья дана в широкой панораме природы Карельского перешейка: скупое солнце, дремлющие ели, щебет птиц, Вуокса в обрамлении речушек и проток, чистая, как хрусталь вода, рёв хмурой Ладоги и т. д. Здесь жизнь, в которой существует поэт, в ней он растворяется, он часть этого прекрасного мира.
Лирический герой поэтических произведений В. Н. Панфилова сливается с автором, его переживаниями, внутренним миром. Поэт убедителен во всём, о чём он пишет, чем хочет поделиться со своими читателями.
Анализ стихотворений В. Н. Панфилова, посвящённый теме малой родины, позволяет утверждать, что поэт широко и полно раскрыл её в картинах окружающего мира, показал природу во всём её великолепии, город с крепостью «Корела» с их героическим и непростым прошлым и людей, живущих здесь уважением к своей истории.
Художественный мир его един, целен и гуманистичен; в нём несомненно предпочтение той малой части Родины, несущей человеку печали и радости, той, что дан чистый источник любви и благодарности.
Поэт видит родной край масштабно, не отрывая от истории России. Человек живёт здесь в любви и согласии с природой и друг с другом. Поэзия В. Панфилова несёт в себе определённый культурный код, который передаётся и поколения в поколение.
V. Список литературы:
Интернет-ресурсы:
https://www/stihi/ru/avtor/sigizmund167
VI. Приложения:
Приложение №1
Анкетирование
1) Посещаете ли Вы библиотеку?
А. Да
Б. Нет
2) Какую литературу Вы читаете?
3) Знаете ли Вы поэта Владимира Панфилова?
А. Да
Б. Нет
Приложение №2
Интервьюирование
И: - Каков Ваш источник вдохновения?
П: - Вдохновение – это штука скользкая. Практически невозможно точно назвать источник вдохновения. Это состояние, настроение какое-то, чаще с плюсом, реже с минусом. Бывает, что хочется вы сказаться, передать бумаге свои мысли и чувства. Поэтому понятие «вдохновение» складывается непонятно из чего. Всё в совокупности накапливается и выплёскивается на бумагу.
И: - С какого возраста вы пишите?
П: - Первое своё стихотворение я написал, когда был в палаточном городке Святогорска в возрасте 13 лет. К сожалению, оно было утеряно. Произведение с иронией, так как я написал его после того, как сразу после инструктажа о пожарной безопасности загорелась одна из палаток. Директор турбазы, узнав о стихотворении, вызвал меня к себе на ковёр. На конкурсе туристических песен наш отряд занял первое место. Первое серьёзное произведение было написано в училище в -80 году после смерти Высоцкого. Серьёзно этим делом стал заниматься, когда ушёл на пенсию.
И: - Что привело Вас в поэзию?
П: - Не знаю, что привел, но любил поэзию с детства. Помню, что с друзьями выписывали стихотворения из журнала «Москва». Читал Высоцкого, Сашу Чёрного, Блока, Бродского и т.д.
И: - Чем Вам понравился Приозерск?
П: - Добираясь 3 часа на электричке до города, я любовался местными красотами. Приехав, был в полном восторге. Первые мысли, которые меня посетили это то, что этот город очень компактный и тихий. Любимое место – Крепость (вид с моста).
И: - Когда лучше пишется?
П: - Всегда по-разному, на чаще всего вдохновение приходит ночью.
И: - Над чем же Вы сейчас работаете?
П: - Пока что думаю, работаю над собой. Больше всего волнуют военные темы, особенно то, что ранее не было упомянуто.
И: - Что для Вас Высоцкий?
П: - Высоцкий – это талант. Мощный актёр с неповторимой харизмой. Его интонацию и надрыв сложно повторить. Любимое произведение «Я не люблю»
И: - Почему решили остаться в нашем городке?
П: - Меня уже выпроваживали отсюда, так как я шёл на повышение. Я жил там, где сплошные степи, зной и пыль. Однако я очень люблю воду, а тут как раз полно озёр. Пейзажи и климат – основные причины моего пребывания в этом месте. Люди здесь гораздо спокойнее, чем у меня на родине.
[1] шишак – старинный воинский головной убор- шлем, заканчивающегося остриём с утолщением-шишкой наверху.

Сила слова

Для чего нужна астрономия?

Рисуем зимние домики

Два плуга

Астрономический календарь. Декабрь, 2018