В данном исследовании мы предприняли попытку определить, помогают ли умения находить аллегорию в литературных произведениях увидеть, определить аллегорию в скульптуре, понять тайные смыслы образов.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 669.79 КБ |
Использование аллегории для изображения
человеческих пороков в литературе и скульптурном
искусстве
Работу выполнила: Фоломеева Александра, ученица 11«А» класса МБОУ «СОШ № 12 имени героя Советского Союза Черновского Семёна Александровича» г. Новокузнецк Руководитель: Громова В. А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12 имени героя Советского Союза Черновского Семёна Александровича» |
Новокузнецкий округ, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение…………………………………………………………………....3
II. Основная часть…………………………………………………………....4
пороков взрослых»……………………………………………………… 9
III. Заключение………………………………………………………………16
IV. Список литературы 18
V. Интернет— источники 19
VI. Приложения……………………………………………………………...20
Тема нашей работы: «Использование аллегории для изображения человеческих пороков в литературе и скульптурном искусстве».
Тема работы выбрана неслучайно. Известно, что искусство является хранителем культуры, духовного опыта человечества. В литературе и других видах искусства воплощены вечные темы любви и ненависти, войны и мира, личности и общества, жизни и смерти. Понимание человеком добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей отразилось во многих аллегорических образах.
Цель нашей работы: определить, как художественный прием аллегории, обличающий человеческие пороки, помогает писателям, поэтам и художникам раскрыть образ.
Для реализации данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
а) изучить критическую литературу по теме;
б) определить, есть ли разница в воздействии на человека литературной и
скульптурной аллегории;
в) выявить причины непонимания скульптур М. Шемякина.
Гипотеза исследования: помогают ли литературные знания найти и понять аллегорию в скульптурном искусстве.
Объект исследования: скульптурная композиция М. Шемякина «Дети— жертвы пороков взрослых».
Предмет исследования: использование аллегории как необходимого инструмента, помогающего автору раскрыть образ.
Методы исследования: теоретический (изучение и анализ литературы; обобщение полученной информации), практический (анкетирование, обобщение полученной информации, анализ).
Основная часть
Зачем аллегорию используют писатели, поэты, художники, музыканты и скульпторы в своих произведениях?
Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами).
Наиболее характерна аллегория для средневекового искусства, эпохи Возрождения, барокко, классицизма.
Термин аллегория происходит от греческого слова, означающего «иносказание». Чтобы передать абстрактное понятие с помощью конкретного образа, применяют аллегорию. Предмет или понятие не называют прямо, а изображают с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.
Существует прием, который называется «эзопов язык» по имени античного баснописца Эзопа.
Эзоп высмеивал всевозможные человеческие пороки: алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Чтобы обличать различные пороки, баснописец использовал аллегорию.
Главными героями басен, как правило, выступали животные. Иногда персонажами сюжета были люди и боги Олимпа.
Характерными особенностями басен Эзопа являются краткость, сатиричность и мудрость.
Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, сумевших со стороны увидеть свои пороки.
Как художественный прием аллегория широко используется в литературе еще со времен античности.
Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.
Художественный метод аллегории использовали многие русские и зарубежные писатели и художники.
Продолжая традиции фольклора, они могли высказывать свое отношение к разным аспектам общественной жизни. Так, упоминание о грозе в одноименной пьесе А.Н. Островского имело четко выраженный аллегорический смысл. Зритель воспринимал его не как указание на конкретное явление природы, а как олицетворение двух непримиримых сторон, сталкивающихся друг с другом.
В.В. Маяковский в пьесах «Баня», «Клоп» высмеивает определенные негативные нравственные качества людей, используя аллегорические образы.
В качестве аллегорий некоторые писатели использовали фамилии
персонажей. В поэме «Мертвые души» у Н.В. Гоголя аллегорическим смыслом наполнены такие фамилии персонажей, как Собакевич, Плюшкин и др., у А.С. Грибоедова — Молчалин и Скалозуб, у Фонвизина – Правдин, Простаков и т. д.
Аллегория активно применяется и в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В русской литературе признанными мастерами аллегории считаются Иван Андреевич Крылов и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
В баснях И. А. Крылова через аллегории, представленные образами разных животных, показываются и высмеиваются пороки человека и отношения между власть имущим сословием и простыми людьми.
Аллегорическими являются все басни И.А. Крылова, в которых целый зверинец животных наделен автором отрицательными человеческими качествами: упрямством, тупостью, жадностью, глупостью и т.д. Хитрость человека баснописец иносказательно воплотил в образе лисы, жадность — в обличии волка, упрямство и тупость — в образе осла и т.д.
В басне «Волк на псарне» можно распознать аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 года. Образ волка, попавшего на псарню, представляет Наполеона Бонапарта, который был не рад оказаться в России и использует разные уловки для заключения мирного договора. Но мудрый Кутузов в лице персонажа басни ловчего на них не поддается.
В баснях Крылова некоторые животные символизируют несколько значений, например, осел олицетворяет глупость и упрямство, медведь — невежество и силу. Другие животные символизируют только одно значение: пчела — трудолюбие, стрекоза — легкомыслие.
В басне «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Не оставаться равнодушным к чужой судьбе учит басня Крылова «Чиж и голубь». Герои басни Чиж и Голубь остаются сидеть в силке. Голубь получает по заслугам. Он должен был помочь Чижу выбраться из ловушки вместо того, чтобы смеяться над несчастьем товарища. Это произведение повествует о взаимовыручке и умении сопереживать, в критической ситуации проявлять альтруизм. Равнодушие же может привести к печальным последствиям.
В другой басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей» Муравей проявляет равнодушие к судьбе Стрекозы. В произведении отчетливо прослеживаются не поступки насекомых как таковых, а поступки людей. Одни ничего не делают, надеясь на других. А другие работают для того, чтобы обеспечить себе достойное будущее.
В баснях мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые. И. А. Крылов, применяя в своих произведениях аллегорию, всегда явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. Аллегория Крылова многозначна, и под внешним слоем всегда скрывается глубокий философский смысл.
Бороться с равнодушием, пошлостью, меркантилизмом, трусостью
мечтал и великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, когда создавал свои произведения.
Как и в баснях Крылова или Эзопа, в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина в аллегорических образах отражается понимание добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей. Сказки неслучайно называли баснями в прозе, так как в них четко прослеживалась соответствующая этому жанру традиция изображения человеческих пороков в образах зверей.
Ярким аллегорическим образом предстает перед читателями небольшая рыбешка из сказки «Премудрый пескарь». Она символизирует человека, никуда не вмешивающегося и отгородившегося от всего мира. В результате пескарю приходится постоянно дрожать от страха за свое благополучие, что лишает его простых радостей жизни. Под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, никому не помогать и живет только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни.
В сказке «Премудрый пескарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» — власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.
Салтыков-Щедрин использует аллегорию, когда его герои оказываются в положении, раскрывающем их пороки. К таким произведениям относятся сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Злободневная тема, которую неоднократно затрагивает творчество писателя, — несправедливость крепостного права. В своих сказках автор создает аллегорические ситуации, показывающие, что без своих крестьян помещики не способны выжить и обречены на одичание.
Аллегория используется не только в литературе, но и во многих других видах искусства.
В изобразительном искусстве, в скульптуре аллегория вошла в моду во времена Петра Первого, поэтому в Летнем саду много аллегорических скульптур.
Там собрана замечательная коллекция декоративных скульптур аллегорического характера: в иносказательной форме они раскрывают те или иные идеи и понятия. На главных аллеях парка можно встретить мраморные человеческие фигуры, олицетворяющие юность, истину, милосердие. В виде прекрасной женщины, закутанной в плащ, осыпанный звездами, изображена статуя «Ночь». Скульптурные аллегории, размещенные в пространстве сада, уподобляют прогулку чтению огромной увлекательной книги. Коллекция декоративной садовой скульптуры Летнего сада насчитывала более 200 статуй, бюстов и скульптурных групп. Не все они сохранились до наших дней. Одни погибли во время наводнений, другие были переданы в пригородные дворцовые парки, а античные оригиналы статуй украсили залы Эрмитажа.
Композиция «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.
Искусству каждой эпохи свойствен свой собственный язык символов и аллегорий.
Ученый эпохи Возрождения Помпоний Гаурик в «Трактате о скульптуре» писал: «Писатель воздействует словом, скульптор – делом, вещью; тот только рассказывает, а этот делает и показывает».
В эпоху Возрождения художники, изображая различные предметы, вкладывали в картину глубокий смысл. Это были не просто композиции из непонятных элементов, это был призыв художника, его взгляд на окружающий мир. Не все зрители могут разгадать смысл таких аллегорических картин.
Изобразительное искусство, в том числе скульптурное, широко использует прием иносказания.
Скульптура встречается нам всюду в повседневной жизни. Наш взгляд привлекают монументальные статуи великих деятелей и защитников города, рельефы, украшающие архитектуру, эстетические, изящные садово-парковые скульптуры, оригинальные, необычные изваяния изо льда, песка, воска и т.д. Улицы городов украшают памятники, скульптуры и статуи, и в каждом монументе выражена определенная идея.
Есть такие аллегорические скульптурные образы, которые понимают все люди, независимо от языка, на котором они говорят.
Примером такой аллегорической скульптуры можно считать античную богиню Фемиду, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), но оно сурово карает.
Ярким примером использования аллегории в современном скульптурном искусстве может служить композиция известного скульптора Михаила Шемякина «Дети— жертвы пороков взрослых». Скульптурная композиция была открыта второго сентября 2001 года в Москве.
Автор изобразил пятнадцать фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами в окружении трехметровых аллегорических монстров— жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб.
Фигуры детей композиционно выделены светящимся бронзовым цветом. Фигуры пороков напоминают современных героев мультфильмов и детского кино и сильно искажают фольклорных персонажей.
С одной стороны круга– пороки, с другой – дети. Создается пугающее впечатление: полукруг пороков «наступает» на маленьких, беззащитных детей, находящихся в центре композиции. На земле, у ног детей лежат книги: «Народные русские сказки» и «Сказки» Александра Сергеевича Пушкина.
Зрители поневоле задумываются, какую сторону дети выберут, кто может показать им пример лучших человеческих качеств и красоту человеческих поступков?
Все тринадцать скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: «наркомания» (drug addiction), «проституция» (prostitution), «воровство» (theft), «алкоголизм» (alcoholism), «невежество» (ignorance), «лжеучёность» (irresponsible science), «равнодушие» (indifference), «пропаганда насилия» (propaganda of violence), «садизм» (sadism), «для беспамятных...» (for those without memory...), «эксплуатация детского труда» (child labor), «нищета» (poverty), «война» (war).
Скульптор назвал этот памятник аллегорией борьбы со злом и пороками.
Проект «Дети — жертвы пороков взрослых» задумывался и осуществлялся как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений.
Михаил Шемякин писал: «Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России».
Какие же пороки изобразил скульптор Михаил Шемякин?
Наркомания, например, изображена в виде лысого мужчины с хитрым лицом. За спиной у него сломанные крылья, на которых невозможно взлететь, в руке— шприц [см. приложение 2].
Воровство изображено в виде хитрой свиньи, размахивающей тонкими и изящными пальцами с украденным денежным мешочком. За спиной у нее мешок с надписью «оффшор» и банковскими реквизитами [см. приложение 2].
Алкоголизм — карикатурное изображение Бахуса с кубком [см. приложение 2].
Лжеученость в строгой рясе, с закрытыми глазами, демонстрирует свиток с псевдонаучными знаниями, рядом двуглавая клонированная собака-мутант, которой она управляет как марионеткой на ниточках.
Невежество — беззаботный и веселый осел с шутовской погремушкой и часами в руках [см. приложение 2].
Проституция, в широком смысле - безнравственность и лицемерие, когда нет настоящих чувств и эмоций.
Пропаганда насилия — фигура торговца оружием.
Садизм показан носорогом в «наряде» мясника со злым лицом, с распростертыми объятиями, поддерживает выпирающее брюхо веревкой с петлей.
Позорный столб для тех, кто без памяти, — стилизованная гильотина.
Эксплуатация детского труда — фигура фабриканта с птичьей головой и огромным клювом, приглашает пройти на свой завод, где оттиски детских ладошек на стенах за запертыми воротами.
Нищета — изображение босой старухи с посохом, протягивающей руку за милостыней [см. приложение 2].
Война — рыцарь в доспехах, с крыльями и в противогазе, держит бомбу. Ребятам она протягивает игрушку – Микки-Мауса, но мышонок закован в бомбу [см. приложение 2].
Скульптура «Равнодушие» стоит в центре композиции. Это — многорукая фигура, ничего не видит и ничего не слышит. Тело похоже на саркофаг, двуликое тело с закрытыми глазами, закрытыми ушами, сложенными на груди руками [см. приложение 2].
В одном из интервью скульптор М. Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему – «корень всяческого зла».
Писатель А. П. Чехов также отмечал, что равнодушие – это паралич души, это преждевременная смерть. Мать Тереза говорила, что величайший грех человечества— не ненависть, а равнодушие.
«Не бойся друзей— они могут в худшем случае только предать. Не бойся врагов, они могут в худшем случае только убить. Бойся равнодушных — они не предают, не убивают, но только с их молчаливого согласия совершаются в мире предательства и убийства...», — писал польский писатель Бруно Ясенский.
Испокон веков люди осуждали нравственные пороки, одним из которых является равнодушие. Молчаливое равнодушие может превратиться в огромное зло.
Великий Джордж Бернард Шоу писал: «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом— суть бесчеловечности».
И в скульптурной композиции М. Шемякина скульптура, изображающая равнодушие, занимает центральное место в композиции, конечно, не случайно. Часто взрослые равнодушно относятся к проблемам детей. Из-за равнодушия взрослых дети и становятся заложниками других пороков.
Равнодушие души может привести к огромным бедам, потому что люди, которым свойственна эта черта характера, безразличны к судьбам других. Они способны на нравственную глухость и бессердечность, пассивность при виде страданий других, могут пойти и на преступление. Равнодушие— это путь к жестокости.
Можно ли считать, что все проблемы, пороки начинаются там, где проявляется равнодушие? Автор композиции считает, что можно. Скульптор просит «оградить подрастающее поколение от тлетворного, разрушительного влияния пороков».
Своим произведением М. Шемякин призывает взрослых оглянуться вокруг, услышать и увидеть ужасы, которые испытывают дети сегодня. Дети слепы, они не всегда могут отличить добро от зла. Для того, чтобы спасти будущее, взрослые должны изменить настоящее. И в этом заключается духовный смысл скульптурной композиции «Дети — жертвы пороков взрослых».
Монстров Шемякин вылепил так жизненно, они так отвратительны в своих наклонностях, что памятник, помимо сторонников, обрёл и немало противников. Скульптурная композиция Михаила Шемякина, выполненная в стиле гротеска, не для всех людей является объектом для получения эстетического наслаждения. Но нельзя отрицать, что скульптор М. Шемякин поднимает актуальную и животрепещущую проблему воспитания вседозволенности в современном обществе. Такой подход использования человеческой формы и ее позы, жестов и одежды безмолвно передает социальные ценности и темы. Однозначно то, что этот памятник для взрослых, которые должны задуматься о своей ответственности за потомков.
Как воспринимают скульптурную композицию М. Шемякина современные школьники? Понимают ли они, что скульптор использовал аллегорию? Можно ли утверждать, что скульптурная композиция М. Шемякина выступает как образная модель окружающего мира? Можно ли воспринимать ее как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя? Созвучны ли с современной скульптурной композицией М. Шемякина в использовании аллегории произведения И. А. Крылова и Салтыкова-Щедрина? Есть ли разница в воздействии на человека литературной и скульптурной аллегории?
Некоторые из этих непростых вопросов были адресованы старшеклассникам нашей школы. В рамках предметной недели по литературе и русскому языку нами было проведено по этой теме анкетирование [см. приложение 1].
В анкете для учеников старших классов (9, 10, 11кл. —115 чел.) мы вместе с вопросами поместили материалы композиции М. Шемякина: фотографию общего плана композиции и несколько фотографий выборочных фигур. Учащиеся, которые ранее не были знакомы с этой скульптурой, могли, рассмотрев ее детально, ответить на вопросы. Надписи, обозначающие человеческие пороки, были сознательно скрыты.
Проанализировав результаты анкетирования учащихся, мы сделали следующие выводы:
Учащиеся понимают, что аллегория — это абстрактное выражение смысла; знают, что это средство художественной выразительности, чаще всего использующееся в баснях, стихотворениях, притчах. Они называют такие общеизвестные аллегории: весы— правосудие, крест— вера, якорь — надежда, сердце — любовь, голубь— символ мира и др.
Ученики могут привести примеры из литературы: большая часть примеров из творчества И. А. Крылова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, в которых авторы высмеивают пороки или хвалят достоинства. Меньше примеров использования аллегории приведено из поэзии. Учащиеся нередко путают аллегорию и метафору.
На вопросы, касающиеся соотношения фигуры скульптурной композиции и определенного порока, учащиеся дали высокий процент правильных ответов. Все учащиеся подтвердили, что скульптор изобразил человеческие пороки. Без ошибок ученики определили, где изображена фигура скульптурной композиции, обозначающая войну.
Все ученики отметили верно основную роль аллегории: просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия.
Эмоциональное восприятие скульптурной композиции по пятибалльной шкале: 60% учеников поняли замысел автора, а 40% учащихся распределились от оценки «хорошо» до оценки «очень плохо». Следовательно, некоторые учащиеся не поняли замысел скульптора или не согласны со способом его выражения. Тем не менее учащиеся понимают, чтобы получить более полное представление о творчестве скульптора, узнавать авторский стиль и основную тематику, необходимо приобрести знания об этом виде искусства.
Помогают ли литературные знания найти и понять аллегорию в скульптурном искусстве? Учащиеся считают, что такие знания, действительно, помогают определить аллегорическую скульптуру. На вопрос о таких скульптурах нашего города были названы Слон и Моська в Новоильинском районе, арт-объект в виде буквы Я, красного сердца и надписи «Новокузнецк» и др.
При этом ученики нередко путают памятники и аллегорические скульптуры: например, назвали ошибочно аллегорическими скульптурами памятник «Первопроходцам земли Кузнецкой», памятник В. Маяковскому и др.
У учащихся вызвал споры монумент «50 лет образования СССР», где изображены гербы 15 союзных республик бывшего СССР в виде лепестков цветка, скульптура «Врач» и уже снесенный памятник колбасе в Новосибирске, монумент геологу, находящийся в сквере школы № 12.
Анкетирование показывает, что примеры применения аллегории в литературе учащиеся практически приводят безошибочно, а в скульптурном искусстве — испытывают затруднение.
Для опроса были представлены не все элементы скульптурной композиции. И это было сделано с целью дальнейшего самостоятельного ознакомления учащихся. Ведь только в процессе знакомства со скульптурой человек познает «язык» скульптуры, многообразие выразительных средств и способов исполнения.
Можно предположить, что анкетирование старшеклассников заставит их задуматься и более подробно ознакомиться с памятниками города, творчеством скульптора М. Шемякина, повысит интерес к изучению литературы.
Заключение
Роль искусства в жизни общества и современного человека, понимание его ценности, безусловно, велики. Скульптура как вид изобразительного искусства, искусство слова играют значительную роль в жизни человека.
Художественный прием аллегории является необходимым инструментом, помогающим автору раскрыть образ.
Во-первых, аллегория позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию. Во-вторых, аллегория помогает художнику выразить своё мироощущение, донести до общественности своё мнение по поводу разных аспектов жизни. В-третьих, аллегория позволяет обойти цензуру, выразить иносказательно авторские мысли и идеи.
В данном исследовании мы предприняли попытку определить, помогают ли умения находить аллегорию в литературных произведениях увидеть, определить аллегорию в скульптуре, понять тайные смыслы образов.
Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь...
Как это не парадоксально звучит, но эта известная цитата удивительно точно характеризует искусство литературы…Читая литературные произведения, посредством аллегорических образов мы постигаем смысл произведения, и это развивает воображение и заставляет нас задуматься.
Есть ли разница в воздействии на человека литературной и скульптурной аллегории? Читает ли человек литературное произведение или рассматривает скульптуру, и в том, и в другом случае аллегория усиливает эмоциональное воздействие, помогает человеку познавать мир и истинную человеческую сущность, формирует вкус и представления о прекрасном.
Скульптурная аллегория нередко остается тайной для понимания.
Например, не все принимают творчество скульптора М. Шемякина. Но его творчество узнаваемо, и авторские манеры невозможно спутать с другими работами художников и скульпторов современности. При этом оно мало кого может оставить равнодушным.
Применение аллегории требует от художника такта, соблюдения меры. Перегруженная символами, оторванная от реалистичных образов аллегория может утратить эстетическую ценность, становясь безжизненной абстракцией.
Произведения скульпторов, воплощающие в иносказательной форме большие и глубокие понятия, должны обладать яркой, привлекающей глаз декоративностью, эмоциональностью и красотой форм.
Эмоциональное детское восприятие запоминается на всю жизнь. В процессе восприятия прекрасного формируется эстетическое, нравственное чувство, вкус, уважение к искусству.
Список литературы:
1. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы. –Русский язык в школе. – Москва, 1989, №6, с.30-33
2. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. – Москва: Изд-во «Современник», 1976. с.5-13
3.Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. –Москва: Изд-во «Просвещение», 1983. –143 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. –Москва: Изд-во «Русский язык», 1989. – 29с.
5.Степанов Н.Л. Басни Крылова. –Москва: Изд-во «Художественная литература», 1969. – 112 с.
Интернет-ресурсы
Приложение 1
Результаты анкетирования (9, 10, 11кл. —115 чел.)
1.«Можно ли считать, что скульптор изобразил человеческие пороки?» 100% учащихся дали положительный ответ.
Вопросы 2-8, какой порок олицетворяет та или иная фигура композиции.
2. «Какой человеческий порок олицетворяет данная фигура?» (изображено равнодушие), 80% учеников дали правильный ответ.
3. «Какой человеческий порок олицетворяет данная фигура?» (изображена война), 100% учеников дали правильный ответ.
4. «Какой человеческий порок олицетворяет данная фигура?» (изображена наркомания), 95 % учеников дали верный ответ.
5. «Какой человеческий порок олицетворяет данная фигура?» (изображен алкоголизм). 90 % учеников дали верный ответ.
6. «Какой человеческий порок олицетворяет данная фигура?» (изображено воровство), 40 % учеников дали верный ответ.
7. «Какой человеческий порок олицетворяет данная фигура?» (изображена нищета), 95 % учеников дали верный ответ.
8. «Какой человеческий порок олицетворяет данная фигура?» (изображено невежество), 30 % учеников дали верный ответ.
9. Приведите пример аллегорической скульптуры (можно пример городской скульптуры) 60 % учеников дали верный ответ.
10. Назовите произведение, где автор использует аллегорию. 100% учеников дали правильный ответ.
11. Для чего использовали аллегорию поэты, писатели, скульпторы? 99 % учеников дали верный ответ.
12.Дайте оценку своего восприятия скульптурной композиции по пятибалльной шкале. Получили такие ответы: 5 (отлично)- 60%
4 (хорошо)- 15%
3 (неплохо) - 8%
2 (плохо)- 10%
1 (очень плохо)- 7%
Приложение 2
Фотографии скульптурной композиции М. Шемякина «Дети— жертвы пороков взрослых»
Общий план композиции
Дети. В центре – Равнодушие.
[1] Иванов И. И.
Сказка про Серого Зайку
Притча о гвоздях
Новый снимок Юпитера
Лиса и волк
Сказка об одной Тайне