Образцы итоговых сочинений к направлениям 2020-2021 учебного года могут быть использованы в качестве материалов для подготовки выпускников
К направлению Я И ДРУГИЕ
Почему люди не понимают друг друга?
Важно ли людям встречать в других понимание? Безусловно, все мы хотим видеть, что кто-то разделяет наши идеи и убеждения, нам важно встречать сочувствие и сопереживание, но прийти к этому зачастую не получается. Почему же бывает так, что люди не понимают друг друга? Прежде всего, потому, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному, все мы имеем собственное, непохожее видение окружающего мира. Ещё одной причиной, на мой взгляд, является нежелание думать о чувствах других людей, проявление эгоизма. Так ли это на самом деле? Нам поможет разобраться художественная литература.
Говоря о непонимании между людьми, не можем не вспомнить бессмертный лирико-психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Так, во взаимоотношении главного героя, Григория Александровича Печорина, с Максимом Максимычем раскрываются их взгляды на дружбу. Им пришлось пережить вместе немало трагических событий, однако же, это их не сблизило. Максим Максимыч сильно привязался к Григорию, но был чужд ему в духовном плане: они имели разные отношения к жизни, людям, Печорин не считал себя способным к дружбе. И когда Максим Максимыч после долгой разлуки узнал, что Григорий Александрович остановился рядом с их частью, обрадовался ему искренне, по-детски. Но встретил лишь холодность, ни капли дружеских эмоций. Герои не понимали друг друга из-за того, что их убеждения и взгляды на жизнь не сходились.
Приходит на ум и другое произведение, где одну из ключевых ролей играет тема непонимания. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» мы становимся свидетелями интересного спора между «отцами» и «детьми». Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров избирают объектом обсуждения различные сферы жизни человека, искусство, вечные ценности. Даже природу они оценивают по-разному: для Евгения – это лишь мастерская человека, для Кирсанова же природа – нечто возвышенное и прекрасное. Так как они являются представителями разных поколений, то совершенно неудивительно, что их взгляды разнятся. Герои не хотят приходить к пониманию, они яро отстаивают собственную позицию, считая её единственно верной. Их эгоизм не даёт поставить себя на место другого человека, прислушаться к его мнению. Это является главной причиной, почему герои не приходят к пониманию.
В заключение хочется отметить, как показывает нам художественная литература, люди, движимые собственным эгоизмом, не хотят принимать чужую точку зрения, не стараются смотреть на мир другими глазами, поэтому не приходят к пониманию, им чужды чувства других.
Еникеева Алина, 11А кл.
К направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Нужны ли в современном мире вечные ценности?
Существует мнение, что в наше время многие идеалы потеряны и происходит смена ориентиров. Однако я убеждена, вечными ценностями остаются доброта, сострадание, вера. Нужны ли они в современном мире? Несомненно, они необходимы. Вечные ценности – это то, на чем строится жизнь всего общества, ориентируясь на них, мы задаём вектор своего развития. Так ли это на самом деле? Нам поможет разобраться художественная литература.
Говоря о важности вечных ценностей в современном мире, мы не можем не вспомнить рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла». Старик Акимыч, не понаслышке знающий страшное слово «война», хоронит брошенную на улице изуродованную куклу, ведь она столь похожа на живого ребёнка. «Аж сердце комом сожмётся... Может, со мной с войны такое», - говорил он. Эта ситуация напомнила ему ужасы военного прошлого, осколки которого никогда не покинут душу. Герой был поражён человеческим равнодушием. Автор подводит нас к мысли о том, что безразличие ко всему вокруг убивает в нас людей. Я думаю, такие ценности, как доброта, сострадание, отзывчивость необходимы в современном мире, на них должно строиться общество.
Приходит на ум и другое произведение, где одну из ключевых ролей играет тема значимости вечных ценностей в современном мире. Из новеллы Николая Фёдоровича Иванова «Золотистый Золотой» мы узнаём о Евгении Родионове. Перед лицом террориста он отказался отречься от веры и снять крестик, за что был зверски убит. Ему было всего 19 лет, но Евгений уже имел внутренний стержень. Как он, такой юный, не устрашился бандитов? Евгений совершил настоящий подвиг, вечные ценности, которым он следовал, были для него превыше всего, выступали ориентиром в жизни.
Итак, как показывает нам художественная литература, вечные жизненные ценности – вера, добро, сострадание – необходимы в наше время. На них мы выстраиваем свои модели поведения, они, подобно внутреннему компасу человека, определяют основу нашей жизни, несмотря на столь стремительно меняющийся мир, который диктует свои условия.
Еникеева Алина, 11А класс
К направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
Какова бы была наша жизнь, если б в ней не было места науке? Представить сложно, ведь именно благодаря ей человечество идёт вперёд в своём развитии. Антон Павлович Чехов говорил, что «наука - это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни» людей. Размышляя над этим утверждением, нельзя прийти к однозначному выводу: для кого-то она является основным видом деятельности в жизни, позволяет приоткрывать двери в новый мир, но не всегда плоды её вносят в нашу жизнь только хорошее, а иногда и наоборот, могут привести лишь к появлению новых проблем. Так ли это на самом деле? Нам поможет разобраться художественная литература.
Так, для Евгения Базарова, одного из героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», наука являлась основным родом деятельности. Свободное время он посвящал физическим и химическим опытам, занятиям медициной. Во время вскрытия тела тифозного больного, Базаров поранил палец и получил заражение крови, что стало причиной его смерти. Евгений отдал свою жизнь науке, столь значима она была для него.
Приходит на ум и другое произведение, связанное с наукой и её достижениями. В повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» автор показывает, к чему могут привести эксперименты. В результате одного из опытов профессор Преображенский создаёт из пса Шарика человека – Полиграфа Шарикова. Но отношение к жизни подопытного, его крайняя невоспитанность, неблагодарность, желание обогатиться, отняв часть материальных благ у других, указывают на то, что он стал еще большим «животным», чем был до этого. Видя результат своего не до конца продуманного эксперимента, Филипп Филиппович решает вновь возвратить Шарикову собачий вид. Я считаю, последствия научных достижений могут быть неоднозначными, приводят не только к чему-то прекрасному.
Эту мысль подтверждают и факты из общественной жизни. Так, например, открытие атома, исследование радиоактивности привело к созданию ядерного оружия, которое с одной стороны имеет большую значимость для учёных, но при этом несёт опасность для всего человечества.
Так прав ли был Чехов? Нельзя сказать определённо. Кто-то видит в науке смысл жизни, полностью отдаёт себя изучению каких-либо её сфер, столь высока для этих людей её ценность. Но порой, за чудесными изобретениями, поднимающими человечество на новую ступень развития, кроются несчастья, новые угрозы цивилизации.
Еникеева Алина, 11 А класс
Рисуем акварельное мороженое
Лиса-охотница
Любимое яичко
Упрямый зяблик
Астрономический календарь. Февраль, 2019