Муниципальный этап областного (заочного) конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» Номинация: «Живой символ малой Родины» Тема: «Татарские гуси…»
Вложение | Размер |
---|---|
moy_narod.docx | 30.04 КБ |
Муниципальный этап
областного (заочного) конкурса
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
Номинация: «Живой символ малой Родины»
Тема: «Татарские гуси…»
Автор: Нугманова Регина Масалимовна,
БОУ «Ташетканская ООШ», 7 класс.
Руководитель: Назырова Голифар Галиулловна,
учитель начальных классов
Уже несколько тысячелетий рядом с человеком живут гуси. Летом в моей деревне Ташетканы можно каждый день наблюдать, как эти неприхотливые крупные птицы мирно щиплют траву у деревенских домов. Но ведь и в дикой природе гуси чувствуют себя превосходно. Летом я бывала в разных деревнях нашего района. Видела разных домашних птиц в подворьях, а вот гусей видела в основном в татарских деревнях. Я задумалась над этим. Наверное ,гусь-житель именно татарских деревень, хотя и в некоторых из них гусей очень мало или их вовсе не разводят.
Из всех существующих ныне домашних птиц гуси были одомашнены первыми. Дикий серый вид - в Европе, нильский -в Северной Африке, сибирско-китайский сухонос - в Китае. Сохранились рисунки нильского гуся, разводимого в Египте еще за 3 тыс. лет до н.э. Одомашненная форма нильского гуся исчезла и в создании современных пород не принимала участия. Найдены и следы дикого серого гуся. В Греции, например, эта птица разводилась уже за 1 тыс. лет до н.э. Римлянам тоже были известны формы содержания гусей, два раза в году ими практиковалось выщипывание пуха. Гуси у них являлись предметом культа и содержались в самом Капитолии. На территории нашей страны наиболее часто встречаются белолобый гусь и серый гусь. Гуси - крупные птицы. По моим наблюдениям размеры у них больше уток, но меньше лебедей. Кстати, лебеди каждый год прилетают в нашу деревню , выводят потомство на речке Имис, для нас они священные птицы. Шея у гусей средней длины, оранжевые лапки снабжены перепонками для передвижения в воде. Клюв у этих птиц в основании высокий, а на кончике клюва имеются мелкие и острые зубцы, с помощью которых гуси щиплют растительную пищу. Общаются друг с другом эти птицы с помощью гогота, а будучи в плохом настроении, угрожающе шипят. Как гласит легенда, способность этих птиц громко гоготать в свое время спасла знаменитый город Рим от завоевания. Когда ночью враги пытались незаметно пробраться в город, разбуженные ими гуси подняли неимоверный шум, и нападающие получили отпор. С того времени в нашем обиходе закрепилось выражение «Гуси спасли Рим». Гуси, как и лебеди, образуют устойчивые семейные пары. Гнездо у гусей устроено очень просто. Обычно оно представляет собой ямку, прикрытую каким-либо кустиком. У домашних гусей гнездо устраивают в ящиках, наполненных сеном или соломой. Затем гуси сами устраивают в нем ямку, а потом гусыня выщипывает у себя с брюшка пух и завершает им отделку гнезда. Раньше не было инкубаторов, поэтому гусыня высиживала сама. В сараях было холодно, поэтому корзину прятали под кровать. По рассказам моей бабушки насиживание яиц длится примерно месяц. Все это время гусак находится рядом, охраняя гнездо от опасностей. Но на время поиска корма гуси покидают гнездо. Гуси едят исключительно растительную пищу. Имеет живую массу в 3-4 кг и более. Самка откладывает до дюжины яиц. Из них на 28-29-й день выводятся птенцы, которые через два дня покидают гнездо. Гусята умеют с первого дня сами добывать себе пропитание и отлично плавают. Все семейство перебирается поближе к воде, где есть корм и в любой момент можно спастись от сухопутных хищников. В прошлом , в нашей деревне почти на каждом дворе разводили гусей. Это было выгодно. Гусь -очень продуктивная птица. Следовательно, ее разводить необходимо.От одной взрослой особи можно получить до 6 кг мяса, 500 г ценного жира, перо и пух, деликатесную печень массой 400-500 г, а при специальном откорме гусей-до700 г. Универсальная продуктивность, неприхотливость к условиям содержания, способность потреблять корма с высоким уровнем клетчатки - качества, подтверждающие целесообразность разведения гусей. Кроме того, они могут поедать пищевые отходы и корнеплоды в вареном виде. Гуси прекрасно используют пастбища, а при отсутствии их им можно скармливать любую зелень, особенно крапиву, которой в Ташетканах видимо-невидимо на заброшенных участках. Домашние гуси ходят к речным поймам , где много травы и там утоляют свой голод. Благо, рядом с нашей деревней им привольно- река рядом, да и озеро они облюбовали давным-давно, так же как и рыбаки со всей Омской области .С раннего утра и до вечера мы видим на наших водоемах громко гогочущих, плескающихся, ныряющих в поисках пищи стаек гусей. Пасутся гуси семьями. Каждый на своей территории. Иногда устраивают шумное гоготанье перед непрошенными «гостями». От гусиных перепалок речная гладь покрывается гусиным пером.
В древности татары были кочевниками. Они перемещались по степям вместе с семьями и всеми своим пожитками. Естественно, в таких условиях пища не блистала особым разнообразием. От нее требовалось быть сытной, иметь высокую энергетическую ценность. Основой питания татар всегда было мясо. Разумеется, это было то мясо, которое «кочевало» вместе с ними. Это были бараны, кони и, конечно гуси. Из рассказов моих бабушек я узнала о том, что гусь- ритуальная птица. Существовал свадебный ритуал, к сожалению ушедший из нашей культуры, ведь свадьбы теперь играют в ресторанах, а не в деревне. Непременное, обязательное блюдо на свадебном застолье -гусь. Итак, разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Вынос гуся сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа, который был длиннее и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было очень много. Обычно сначала обрезали голову, приговаривая, чтобы жена "не перешагнула через голову мужа", затем обрезали крылышки и лапки - чтобы "муж не бил жену". Иногда жениху давали шею, невесте - крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху - левые; либо невесте давали шею, а жениху - голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами. Например, если голову и лапки отдавали мужу, это делалось для того, чтобы он "на сторону не ушёл". Раньше считалось, что птицу должна привезти сторона жениха. Иногда же блюдо из гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Если гусь вяленый, то его заготавливали за год до свадьбы. Считается, что птица, особенно водоплавающая, несёт в себе определенный смысл, является символом семейного благополучия и плодовитости. Ритуальный гусь на свадебном обеде - традиция очень древняя: в памяти татарского народа сохранилось представление о птице как о предке рода.
От бабушки я узнала про « Каз Омэсе», в переводе на русский «Гусиные помочи», или «Гусиное перо» . Это древний татарский праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей - отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Каз омэсе - праздник белых перьев. Ноябрь, наверное, самое нелюбимое время года у жителей нашей полосы: черный, в коротенькой жилетке дня, этот месяц, при своей скупости, в один прекрасный день одаривает промерзшую землю белым пушистым покровом. В татарских деревнях в этот первый день зимы начинался веселый праздник "Каз омэсе", когда забивают сразу все дворовое стадо гусей (иногда до полусотни голов). Конечно, можно было и не забивать все стадо скопом, а каждый день лишь по стольку, сколько в силах ощипать две руки. Но какой же тогда это праздник? Самая расторопная хозяйка озвереет от такой работы в одиночку…
После ощипывания, гуськом, на коромыслах женщины несли свою работу к проруби - мыть ледяной водой чищеные тушки, чтобы затем подвесить их в сарае, кого с солью и специями - на провяливание, а кого - просто на морозец. Дело в том, что гусиное сало очень нежное и для того, чтобы его отделить, тушку необходимо было заморозить. После окончания помочей, к вечеру вынимали из печи румяные большие беляши со свежей гусятиной, ставили самовар и наслаждались праздничным чаем. На следующее утро ни одна не проспит приглашения к очередной хозяйке гусиной стаи. И так праздновали, пока вся деревня не справится с урожаем белого пера. На празднике девушки на выданье соревновались меж собой в мастерстве ощипа, шуток и пения. А холостые парни кружили соколами вокруг дома, выглядывая невест, подкрадываясь к окнам и выдумывая срочные поручения, чтобы хоть на минутку побывать в самом доме. Праздник проводился когда -то и в нашей деревне. От него остались только части- совместное ощипывание гусей между родственниками. Я тоже принимала участие в ощипывании гусей. Сначала мы выщипывали перышки из-под крыльев. Их надо будет сжечь. А потом принимались за остальное. Вот так набирали пух на подушки: всей душой, чтобы была мягкая и приносила счастье в семьи. На самом деле, в Ташетканах редко увидишь покупные подушки, особенно у старожилов. Все подушки у домах натуральные -из гусиного пера. А матери до сих пор в приданое дочерям готовят подушки из гусиного пера. Здорово!Крылышками я подметаю пол. . Затем мы потрошили и мыли тушки гусей. На мороз не выносили. Сразу в морозильную камеру. Многие традиции утрачены. Очень жаль… Такие праздники - были не только помощью в деле, развлечением и знакомством с будущими невестками - это была школа женственности, домоводства, веселых традиций, бережно хранимых с незапамятных времен. И все это отнюдь не случайно: ведь на этом празднике она могла встретить своего суженного и пообщаться с ним. Иных мест встречи в татарских деревнях попросту не было. Это запрещал шариат.Гусь - один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Это знаем и мы. Может быть поэтому гусь в нашей деревне- желанная птица, символ моей малой Родины? Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая нас , сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Гуси являются долгожителями, в дикой природе они могут жить более 25 лет, в домашних условиях возраст гуся может достигнуть 30 лет. Когда не было инкубаторов наши бабушки отбирали плодовитых гусынь и держали их долго, не отправляя на забой. Они также учитывали то, что гуси однолюбы, потому при разведении на мясо и яйца, одновременно учитывали факт того, что гусыня, потерявшая гусака, может не образовывать новую пару на протяжении нескольких лет. Из гусиного пуха наши жители делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек -не дом. Наши предки с большим желанием держали эту птицу. Да и для нас она и кормилица, и радость глазам нашим, и сватья долгожданная.
Во-первых, из мяса гуся мы готовим разнообразные вкусные блюда: беляши с гусятиной и картошкой, блины и оладьи, смазанные гусиным жиром . Летом за счет вяленого гуся не так ощущается отсутствие другого мяса И если кто пробовал хотя бы раз нашего татарского вяленого гуся, тот и на самом знатном пиру не откажется ни от одного кусочка этого лакомства.
Во -вторых , гусиный жир храним как лечебное средство: для растирания лица и ушей при обморожении, при простуде принимаем внутрь растопленный жир. Желая приготовить пышное мягкое тесто, мы советуем использовать исключительно гусиные яйца.
Наш долг - традиции хранить!
Культуру предков возродить!
Достойным человеком быть!
Заявка на участие в муниципальном этапе областного (заочного ) конкурса «Моя малая Родина: природа, этнос, культура»
№ п\п | ФИО участника | Наименование образовательная организация (согласно Уставу), адрес, телефон, класс/название детского объединения | Дата рождения | Номинация | Название работы, ссылка на видео (если требуется) | Свидетельство о рождении/паспорт, номер, серия, дата, кем выдан | ФИО руководителя работы, контактный телефон |
Нугманова Регина Масалимовна | БоУ «Ташетканская ООШ», Омская обл., Тевризский район, д.Ташетканы, ул.Береговая,36, 3-51-28,7 класс | 30.12. 2005г | «Живой символ малой Родины» | Назырова Голифар Галиулловна, 89514017643 |
Дата заполнения «____»______________2018 г.
Руководитель _______________ __________________
МП подпись ФИО
Анкета-заявка участника
Муниципального этапа областного (заочного) конкурса
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
1. Название работы:
2. Название номинации конкурса: «Живой символ малой Родины»
3. ФИО (полностью) автора, год и дата рождения, данные паспорта/свидетельства о рождении (номер, серия, дата, кем выдан):Нугманова Регина Масалимовна/30.12.2005г.
4. ФИО (полностью) руководителя (если имеется), место работы и должность:Назырова Голифар Галиулловна, учитель начальных классов.
5. ФИО (полностью) консультанта работы (если имеется), место работы и должность, звание, степень:-
6. Место учебы (образовательная организация, класс), адрес (с индексом), телефон:
БОУ «Ташеткакая основная общеобразовательная школа», 7 класс, Омская область, Тевризский район, деревня Ташетканы, улица Береговая,36.646565
7. Название образовательной организации, в которой выполнена работа, адрес (с индексом), телефон, e-mail:
БОУ «Ташеткакая основная общеобразовательная школа», Омская область, Тевризский район, деревня Ташетканы, улица Береговая,36. .6465
8. Название детского объединения (если имеется) -
9. Домашний адрес (с индексом), телефон, e-mail:
Омская область, Тевризский район, деревня Ташетканы, улица Лесная,8.646565
Дата заполнения «____»_____________2018 г.
Руководитель
Образовательной организации _______________ Нугманова Ф.И.
МП подпись ФИО
И в завершении, как говориться "Спор между любителем воды с газом и любителем воды без газа почти подошел к концу, как у одного зазвонил телефон с кнопочками, а у другого - смартфон. Лучший неприятный разговор - это тот, которого удалось избежать.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Два морехода
Мост из бумаги для Киры и Вики
Злая мать и добрая тётя
Сила слова