В данной работе учениками 6 и 8 классов под руководством учителя дан целостный анализ рассказа К.Г. Паустовского: рассмотрены особенности сюжета и композиции, показана эволюция мировоззрения героини, определены тематика, основная мысль, роль средств выразительности.
Вложение | Размер |
---|---|
2020_paustovskiy_korzina_s_elov_shishkami.docx | 14.3 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111» Советского района г. Казани
Гульшат Авхадиева, Влада Ломовая,
Тагир Каримов, Ксения Соменко– ученики 6 класса,
Олеся Сулейманова – ученица 8 класса
Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
К.Г. Паустовский всегда интересовался биографиями известный людей. Но, конечно же, по содержанию этого текста нельзя изучать жизнь Грига, так как любое литературное произведение содержит вымысел.
Тематика рассказа «Корзина с еловыми шишками» разнообразна: связь поколений, искусство, эволюция характера, воздействие музыки на психологию, мировоззрение.
Сюжет данного произведения ярко демонстрирует следующее: только если человек наделён воображением, талантом, он способен в обыденных вещах видеть прекрасное, преобразуя это в музыкальные произведения. Например, для нас, обычных людей, может быть странным, что звуки падающих из крана капель могут помогать в творчестве.
Эта связь показана и в отрывке, повествующем о процессе игры Грига на рояле. Основная мысль этого абзаца: каждый по-разному воспринимает музыку, и ничто не может заглушить прекрасное.
А чтобы читатель смог услышать это чудесное рождение музыки, Паустовский использует олицетворения «убегали, смеялись, тосковали, смолкали» и развернутую метафору «гремели бурей и гневом» (о клавишах). А антитеза «гремели – смолкали» подчеркивает огромные возможности инструмента.
Не всегда в произведениях литературы чётко выделяются части сюжета, но здесь яркая завязка: это эпизод, когда Григ пообещал маленькой девочке создать для неё произведение. Без этого момента не было бы ни кульминации (встречи Дагни с пьесой, которая посвящена ей) и развязки - озарения, которое после почувствовала девушка: "Спасибо!.. За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек."
Очевидно, что основной мыслью рассказа является последняя реплика Дагни. Девушка наконец поняла, что жизнь прекрасна, и это произошло благодаря знакомству с классической музыкой – своеобразному «вручению» обещанного когда-то подарка.
Жанрово-композиционной особенностью рассказа, которую нельзя не заметить, являются вымышленные диалоги Грига и Дагни, обрамляющие повествование. Первым в диалог вступает композитор, призывая девочку учиться терпению. А Дагни много лет спустя в ответ благодарит Грига за выполненное обещание, за то, что открыл истину, помог понять, как нужно относиться к жизни.
Роль этого диалога – показать связь поколений, важность передачи жизненного опыта.
Эффективность этого виртуального общения видна в финале рассказа: даже ночью, после концерта, дядя Нильс не стал провожать племянницу, так как "Теперь он был спокоен за Дагни".
Рисуем акварельное мороженое
Груз обид
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Прекрасная химия
Три способа изобразить акварелью отражения в воде